Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:51, реферат
Целью данного реферата является изучение теоретических аспектов внешнеторговой политики и мер практической ее реализации на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятие внешнеторговой политики, ее содержание и виды;
2. рассмотреть инструменты внешнеторговой политики;
3. провести анализ внешней торговли Республики Беларусь;
4. дать характеристику современной внешнеторговой политике Беларуси;
Введение
1. Понятие внешнеторговой политики, ее содержание и виды
2. Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе
2.1 Характеристика современной внешнеторговой политики Беларуси
2.2 Перспектива присоединения Республики Беларусь к ВТО. Совершенствование законодательства в области ВЭД в рамках интеграции в ВТО
3. Перспективы развития экспортно-импортной деятельности Республики Беларусь
3.1 Основные показатели внешней торговли Республики Беларусь за 2001-2008 годы
3.2 Развитие экспорта образовательных услуг
Заключение
Список использованных источников
В 2007 году:
экспорт в страны Европейского союза вырос на 17,4 % или на 1579,5 млн. долларов и составил 10,7 млрд. долларов. Доля стран ЕС в общем объеме белорусского экспорта составила 43,8 % (46,1 % в 2006 г.);
экспорт в страны Азии возрос на 21,6 % или на 221,8 млн. долларов и составил 1249,1 млн. долларов (5,1 % белорусского экспорта);
экспорт в страны Америки увеличился на 18,0 % или на 128,4 млн. долларов и составил 842,1 млн. долларов (3,6 % белорусского экспорта);
экспорт в африканские страны вырос на 44,2 % (на 47,7 млн. долларов) и составил 155,4 млн. долларов. Доля стран Африки в общем объеме белорусского экспорта составила 0,6 процента;
Основными потребителями белорусской продукции в 2007 году являлись: Россия - 36,5 %от общего объема экспорта страны; Нидерланды - 17,8 %; Великобритания - 6,3 %; Украина - 6 %; Польша - 5 %; Латвия - 4,1 %; Германия - 3 %; Литва - 2,3 %; Китай - 2,0 %; Бразилия - 1,5 %.
В результате активизации работы по расширению рынков сбыта товаров в 2007 году в число стран - основных партнеров Республики Беларусь вошли Венесуэла, Вьетнам, Индия, Республика Корея.
Расширена география белорусского экспорта. В 2007 году впервые поставлена белорусская продукция в Уругвай, Катар, Боливию, Барбадос, Бенин, Доминику, Мавританию, Мьянму, Непал и др. (всего 14 стран) на общую сумму 5,5 млн. долларов.
Ввоз потребительских
товаров увеличился на 670 млн. долларов
или на 17,7 %. В структуре импорта
доля потребительских товаров
Ввоз продовольственных товаров увеличился на 20,1 процента или на 120 млн. долларов. Сальдо торговли продовольственными товарами положительное - 204 млн. долларов (по итогам 2006 года было отрицательным - 25,6 млн. долларов).
Импорт непродовольственных потребительских товаров увеличился на 23,6 % или на 549,5 млн. долларов. Основной рост обусловлен увеличившимся ввозом легковых автомобилей (на 270 млн. долларов) и лекарственных средств (на 39,2 млн. долларов). Сальдо отрицательное в размере 725 млн. долларов.
Анализируя рост импортных поставок в 2007 году нельзя не отметить все более возрастающую роль ценового фактора. Именно цены являются главным фактором роста его объемов и причиной увеличения отрицательного сальдо.
На протяжении последних лет Республика Беларусь сохраняет высокие темпы роста внешней торговли. 2007 год не стал исключением.
Cальдо внешней торговли услугами по итогам 2007 года на 36,5 % перекрывает отрицательного сальдо в торговле товарами.
По данным государственной статистической отчетности в 2007 году экспорт услуг республики составил 3086,8 млн. долларов, темп роста к аналогичному периоду 2006 года составил 137,0 %, импорт услуг увеличился на 41,4 %, составив 1503,5 млн. долларов. Положительное сальдо внешнеторгового баланса услуг выросло на 392,7 млн. долларов и составило 1583,4 млн. долларов (в 2006 году - 1190,7 млн. долларов).
Определяющее влияние на рост экспорта услуг оказали транспортные услуги, удельный вес которых составляет 76,0 %. Экспорт транспортных услуг возрос на 37,1 %, объем составил 2344,9 млн. долларов.
Экспорт услуг связи, на которые приходится 4,0 % экспорта услуг республики, составил 124,2 млн. долларов и вырос на 117,6 процента.
Значительный рост экспорта наблюдается по компьютерным и информационным услугам - в 2 раза (объем составил 93,6 млн. долларов), строительным - на 17,7 % (117,4 млн. долларов), туристическим - в 1,6 раза (49,7 млн. долларов).
По данным государственной статистической отчетности по итогам января-июня 2008 года экспорт услуг Республики Беларусь составил 1969,7 млн. долларов, темп роста к уровню соответствующего периода 2007 года составил 140,9 %.
Импорт услуг увеличился на 51,4 %, составив 959,6 млн. долларов. Положительное сальдо внешнеторгового баланса услуг выросло на 246,3 млн. долларов и составило 1010,1 млн. долларов.
Рост экспорта услуг в январе-июне 2008 г. наблюдался по всем видам услуг по сравнению с январем-июнем 2007 г. Определяющее влияние на рост экспорта услуг оказали транспортные услуги, удельный вес которых в экспорте составил 74,1 %.
За январь-июнь 2008 года:
экспорт транспортных услуг возрос на 35,6 %, объем составил 1460,0 млн. долларов;
экспорт туристических услуг в январе-июне 2008 года возрос в 1,9 раза и составил 43,4 млн. долларов;
экспорт услуг связи, на которые приходится 3,9 % экспорта услуг республики, составил 76,3 млн. долларов, темп роста - 117,7 %;
экспорт строительных услуг (удельный вес - 2,9 %) вырос на 20,7 % и составил 57,0 млн. долларов;
Значительный рост экспорта наблюдался по компьютерным услугам, информационным услугам, аренде оборудования, ремонту оборудования и транспортных средств, услугам в области рекламы и маркетинга, по организации ярмарок, выставок.
За исключением строительных услуг в январе-июне 2008 г. наблюдается значительный рост импорта всех видов услуг. Общий объем импорта услуг Республики Беларусь вырос на 325,7 млн. долларов.
Основные объемы прироста импорта приходятся на:
транспортные услуги - на 216,1 млн. долларов (темп роста 166,1 %);
туристические услуги - на 31,6 млн. долларов (192,2 %).
Основными потребителями белорусских услуг выступили резиденты России (им оказано 45,6 % всех экспортированных услуг), Германии (5,7%), Литвы (4,9%), США (3,7 %), Польши (2,8%).
Импорт услуг
распределился следующим
3.2 Развитие экспорта образовательных услуг
Планомерное развитие сферы услуг является важнейшим фактором увеличения темпов роста ВВП, поэтому именно ей в Республике Беларусь уделяется особое внимание. Мировая практика свидетельствует, что удельный вес добавленной стоимости в сфере услуг существенно выше, чем в промышленности и сельском хозяйстве. В Беларуси активно развивается внешняя торговля услугами. За 1995-2005 гг. объем экспорта услуг увеличился в 4,4 раза.
По данным Министерства статистики, в 2006 г. экспорт услуг вырос на 9,4% по сравнению с 2005 г. и составил 2270,7 млн долларов США, а по итогам января-ноября 2007 г. - 2767,2 млн долларов (темп роста к аналогичному периоду 2006 г. - 137,2%). Положительное сальдо внешней торговли услугами выросло на 335,1 млн долларов и составило 1414,4 млн долларов.
Экспорт образовательных
услуг и развитие международной
кооперации является составной частью
внешнеэкономической
В настоящее
время деятельность в сфере предоставления
образовательных услуг
Одним из наиболее перспективных направлений развития системы образования Беларуси является интенсификация вовлечения республики в международную кооперацию при подготовке кадров. Существует ряд сфер экономической деятельности, для которых не предусмотрена профессиональная подготовка в нашей стране. В первую очередь это относится к специалистам по новым информационным технологиям, медицинскому персоналу, кадрам по бизнес-администрированию и др. Привлекая зарубежные учреждения образования к подготовке и переподготовке высококвалифицированных кадров, Беларусь способна без существенных затрат обеспечить наличие востребованного в экономике персонала.
К приоритетам государственной политики в сфере развития международной кооперации в сфере образовательных услуг относятся:
развитие
сотрудничества учреждений образования
Беларуси с землячествами и
расширение доступа представителей белорусской диаспоры к получению образования в Республике Беларусь;
использование потенциала иностранных граждан - выпускников учреждений образования Республики Беларусь для популяризации национальной системы образования в мире;
создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников международных служб учреждений образования, научных и иных организаций с целью кадрового обеспечения сферы образования;
развитие сотрудничества с международными организациями и информационными фондами по вопросам обучения иностранных граждан в Республике Беларусь;
расширение договорно-правовой базы для сотрудничества Республики Беларусь с зарубежными государствами с учетом развития международной кооперации образовательных услуг.
В Беларуси
утверждена Концепция развития экспорта
образовательных услуг на 2007-2010 годы.
Документ разработан в соответствии
с основными положениями Национ
В частности, предполагается к 2010 году увеличить экспорт образовательных услуг в 1,6 раза по отношению к 2005 году, что составит по предварительным оценкам $7,11 млн. Педагогический потенциал, качество и доступность белорусского образования, спектр предоставляемых услуг являются весьма значимыми национальными ресурсами. Поэтому развитие этого направления призвано стать важной составной частью внешнеэкономической деятельности страны. Реализация концепции будет способствовать привлечению иностранных граждан на учебу в Беларусь, расширению сотрудничества с иностранными гражданами - выпускниками учреждений образования в интересах экспортоориентированных отраслей производства.
В 2006-2007 учебном году в Беларуси обучался 6 тыс.741 иностранный гражданин, из них 5 тыс.543 - на условиях полной оплаты за обучение. Из общего числа иностранных учащихся 56% - граждане стран дальнего зарубежья, 44% - стран СНГ и Балтии. Наиболее многочисленными контингентами представлены Россия, Китай, Индия, Сирия, Ливан, Иран. В белорусских учреждениях образования учатся граждане из более чем 70 стран СНГ, Европы, Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. Из общей численности иностранных учащихся 28% изучают медицину и фармацию, 17% - специальности технического профиля, 15% - общенаучные специальности университетского профиля, 14% - экономические и юридические специальности, 7% - педагогические, 5% - сельскохозяйственные, 4% - искусствоведческие специальности. Услуги в сфере образования представлены не только оплатой за обучение, но также расходами на проживание, питание, медицинское страхование и обслуживание иностранных граждан.
Заключение
Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Главной целью такой политики является защита национальных интересов на мировом рынке. Выделяют политику свободной торговли и политику протекционизм, которые различаются по своим целям, задачам, инструментам.
Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма.
Торговая политика Республики Беларусь с другими странами строится с учетом потребностей интегрирования экономики страны в мировую торговую систему, вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), приоритетного развития экспортного сектора.
Стратегически важной целью для республики является определение ее внешнеторгового потенциала, места в международном разделении труда и обеспечение плавности вхождения в мирохозяйственные связи.
Развитие белорусского экспорта является ключевым условием дальнейшего экономического развития Республики Беларусь. Утверждена Национальная программа развития экспорта на 2006-2010 годы.
Стремление к интеграции в мировое экономическое сообщество, к деятельному участию в международном разделении труда формирует интерес Республики Беларусь к равноправному членству в регулирующих механизмах мировой экономической системы, таких как Всемирная торговая организация (ВТО), что предоставит стране необходимый инструментарий для защиты и продвижения национальных интересов в рамках системы международной торговли.
Последовательно продвигаются по пути интеграции и отношения с Российской Федерацией, которые носят позитивный и динамичный характер в рамках строительства Союзного государства.
Таким образом, как показало проведенное исследование, Республика Беларусь способна занять достойное место в мировом сообществе. Однако для этого Республике Беларусь необходимо осуществлять поэтапное преобразование всех механизмов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
В первую очередь
реорганизация должна затронуть
институты государственного управления
внешнеэкономической
Беларусь также нуждается в развитии внешней торговли путем:
увеличения экспортного потенциала Республики Беларусь;
совершенствования
системы тарифного и
Информация о работе Направления развития финансовых связей Республики Беларусь на современном этапе