Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:30, контрольная работа
Целью государственной социальной политики является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства, повышению образовательного и культурного уровня граждан.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…...3
ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…..5
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ ……………………………………...8
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТ....................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..……...34
Кроме того, введен новый вид государственной помощи – социальное пособие на оплату технических средств реабилитации для инвалидов 3-й группы и детей в возрасте до 18 лет, не признанных инвалидами, но нуждающихся по медицинским показаниям в таких средствах.
Инвалиды 3-й группы относятся к трудоспособной части населения, и средства реабилитации им необходимы для полноценного участия в трудовом процессе.
Реализация мер, предусмотренных
Указом, позволяет оказывать
Современный этап развития
системы социальной защиты можно
охарактеризовать как период становления
новой национальной модели социальной
поддержки населения. Ее целью является
обеспечение устойчивого
Проанализировав изменения
прошедших лет можно с
Достигнуты высокие темпы ее развития. ВВП в расчете на душу населения по паритету покупательной способности увеличился за минувшее пятилетие почти на 70 процентов, а производительность труда на одного занятого в экономике – с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году.
При этом на результаты выполнения
Программы социально-
В первые три года пятилетки
наблюдались высокие темпы
Мировой финансово-экономический
кризис оказал отрицательное влияние
на социально-экономическое
Целенаправленная
Наблюдается устойчивый рост пенсий. Реальный размер пенсий по возрасту увеличился более чем на 61 процент по сравнению с размером пенсий, которые выплачивались пять лет назад. Соотношение минимального размера пенсии по возрасту и бюджета прожиточного минимума пенсионера в 2010 году составило 119,2 процента.
Численность малообеспеченного населения за пятилетие сократилась в 2 раза. В Беларуси отмечен один из наименьших в СНГ разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, что отражает справедливое распределение доходов среди социальных групп населения.
Регистрируемая безработица удерживается в социально допустимых пределах – 0,7–0,9 процента к экономически активному населению.
Существенно улучшились демографические
показатели страны. Темпы сокращения
численности населения
Республика Беларусь является одним из мировых лидеров по уровню финансирования сферы образования – около 6 процентов ВВП ежегодно. По количеству студентов в расчете на 10 тыс. человек Беларусь вышла на среднеевропейский уровень – 467 человек, что является самым высоким показателем в истории страны.
Одним из приоритетов социально-
Текущее пятилетие (2011–2015 годы) должно стать важным этапом в дальнейшем совершенствовании белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики.
Главная цель социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2011–2015
годы – рост благосостояния и улучшение
условий жизни населения на основе
совершенствования социально-
В 2012 году в Беларуси сохранились положительные тенденции в сфере занятости населения. Рынок труда характеризовался увеличением спроса на рабочую силу, уменьшением масштабов высвобождения работников, улучшением использования рабочего времени.
За последние годы ситуация на национальном рынке рабочей силы изменилась к лучшему, она стала более стабильной и управляемой.
В настоящее время в экономике республики активизируются процессы реформирования производства и инвестиционной деятельности по созданию новых рабочих мест, в связи, с чем намечается тенденция роста численности занятого населения.
По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь в январе-июле 2010 г. в экономике республики было занято 4623,3 тыс. человек, что на 0,1% больше, чем в январе-июле 2009 г. В аналогичном периоде 2011г. в экономике республики было занято 4686,0 человек, что свидетельствует о снижении уровня безработицы по республике из года в год.[15]
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь основной целью государственной политики в социально-трудовой сфере является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства.
Отношение численности занятых
в экономике Республики к трудовым ресурсам
представлены на рисунках 2.1 и 2.2.
Рис. 2.1. Состав безработных по категориям на 1. 04. 2012 г. [14]
Рис. 2.2. Распределение безработных по уровню образования на 1 января 2012 г. [14]
Уровень зарегистрированной безработицы на конец апреля 2012 г. составил 0,7 процента к численности экономически активного населения (в 2011 году – 0,7 процента). При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 77,8 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий (79,4 процента в 2011 году). В г. Минске вакансий в семь раз больше, чем безработных. [14]
Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Численность безработных на июль 2012-2011 гг. [15]
Республика Беларусь Области: |
Численность безработных тыс. чел. |
Уровень зарегистрированной безработицы, % | ||
Июль 2012 г. |
Июль 2011 г. |
Июль 2012 г. |
Июль 2011 г. | |
Республика Беларусь |
27259 |
30451 |
0,6 |
0,6 |
Брестская |
5309 |
5165 |
0,8 |
0,8 |
Витебская |
4091 |
4707 |
0,7 |
0,8 |
Гомельская |
5381 |
5765 |
0,8 |
0,9 |
Гродненская |
3409 |
3617 |
0,7 |
0,7 |
г. Минск |
2352 |
3183 |
0,2 |
0,3 |
Минская |
3491 |
4318 |
0,5 |
0,6 |
Могилевская |
3226 |
3696 |
0,7 |
0,7 |
По данным Министерства труда и социальной защиты на 01.04.2012 из 130 регионов республики в 110 регионах уровень безработицы составлял 1 процент и менее, в 20 регионах - от 1,1 до 1,4 процента.
Самый высокий уровень безработицы - 1,4 процента зарегистрирован в Лельчицком и Рогачевском районах, самый низкий – 0,2 процента в Минском и Смолевичском районах.
Государственная политика в сфере содействия занятости населения ориентирована, прежде всего, на работу с проблемно-целевыми группами населения, то есть с теми категориями граждан, которые не могут на равных условиях конкурировать на рынке труда и нуждаются в дополнительных гарантиях занятости.
С начала года наблюдается рост реальных располагаемых денежных доходов населения. За I полугодие 2012 г. их рост составил 107,9%. Вместе с тем сохраняется тенденция ухудшения структуры потребительских расходов, что объясняется влиянием роста цен.
В I полугодии текущего года в структуре потребительских расходов домашних хозяйств увеличилась доля расходов на питание (до 45%) при снижении уровня потребления основных продуктов питания.
Справочно: Для сравнения в России доля расходов на питание составляет около 30%, в странах Евросоюза – до 20%.
Доля домашних хозяйств, у которых удельный вес расходов на питание в потреблении более 70% увеличилась в 3 раза по сравнению с I полугодием 2011 г
Основным источником дохода для большей части населения страны является оплата труда. Действующая в республике система оплаты труда, основанная на сочетании государственных и договорных механизмов регулирования.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе-июне 2012 г. составила 3 262,6 тыс. рублей, в том числе в июне – 3 752,1 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с маем 2012 г. на 5,4%, или на 192,5 тыс. рублей. [14]
Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-июне 2012 г. по сравнению с январем-июнем 2011 г. увеличилась на 7,4%, в июне 2012 г. по сравнению с маем 2012 г. – на 3,5 %.
В июне 2012 г. в промышленности
средняя заработная плата составила
4 199,5 тыс. рублей, на транспорте и в
связи – 4 311,6 тыс., в строительстве
– 4 429,8 тыс., в образовании – 2 919,4
тыс., в том числе учителей – 3
356,1 тыс., профессорско-
В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за этот период составила 2764,2 тыс. руб., в том числе в июне - 3084,9 тыс. руб.
Однако ниже среднереспубликанского уровня заработная плата сложилась во всех регионах республики (за исключением г. Минска).
Почти 60% работников коммерческих организаций республики в июне текущего года имели заработную плату меньше среднереспубликанского уровня. При этом около 20% из них получили заработную плату менее 2 млн. рублей.
Дифференциация в оплате
труда работников по видам экономической
деятельности за январь-июнь 2012 года составила
4,3 раза, что выше соотношения по
соответствующим видам
В Беларуси с 4 мая 2012 г. тарифная ставка первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций повышена до 210 тыс. рублей. Такое решение принято Советом Министров Республики Беларусь № 410.
Корректирующие коэффициенты к рассчитанным по Единой тарифной сетке работников Республики Беларусь тарифным ставкам (окладам) работников организаций, тарифицируемых 1-27 разрядами, установлены в размерах 3,62-0,93. Министерству труда и социальной защиты поручено в установленном порядке ввести корректирующие коэффициенты к тарифным ставкам (окладам) работников.
Повышение тарифной ставки
первого разряда с 200 до 210 тыс. рублей
и установление корректирующих коэффициентов
в указанном диапазоне позволит
повысить заработную плату работников
бюджетных организаций
Проводится работа по совершенствованию
оплаты труда работников реального
сектора экономики в части
усиления её зависимости от результатов
финансово-хозяйственной
Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. В настоящее время в органах по труду, занятости и социальной защите различные виды пенсий получает более 2,4 млн. человек.
Одним из приоритетных направлений
государственной социальной политики
в области пенсионного