Национальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:30, контрольная работа

Краткое описание

Целью государственной социальной политики является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства, повышению образовательного и культурного уровня граждан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…...3
ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…..5
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ ……………………………………...8
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТ....................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..……...34

Вложенные файлы: 1 файл

национальная экономика контрольн.docx

— 603.68 Кб (Скачать файл)

Образование также является одним из важнейших компонентов устойчивого развития страны, который призван формировать и развивать интеллектуальный потенциал страны - главную производительную силу общества. Стратегической целью его развития является создание эффективно функционирующей современной системы, удовлетворяющей потребности личности, общества и государства в качественном и доступном образовании, обеспечивающей экономический рост и конкурентоспособность национальной экономики.

Значительное место в системе образования должно уделяться вопросам непрерывного экологического образования и просвещения, которые включают дошкольное, общее базовое и среднее профессионально техническое, среднее и высшее специальное, послевузовское образование.

Главной целью улучшения здоровья населения является формирование потребностей каждого человека в соблюдении принципов здорового образа жизни, повышение эффективности медицинских услуг, обеспечение их соответствия передовым достижениям медицинской науки.

Для ее достижения необходимо: обеспечить доступность и преемственность медицинской и лекарственной помощи всем слоям населения; создание современной инфраструктуры рынка медицинских услуг Переход к новому постиндустриальному обществу предполагает формирование новой системы духовно-нравственных и социально-этических ценностей. Непременной предпосылкой создания такой системы является развитие национальной культуры.

Основные цели долгосрочной политики государства и области  физической культуры и спорта - физическое совершенствование человека, повышение уровня здоровья всех групп населения, совершенствование организации и повышение качества подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва. [1, с. 24]

Беларусь располагает  богатыми природным потенциалом  и историко-культурными ресурсами  для развития различных видов  туризма. Но из более чем 16 тыс. единиц туристского потенциала, в его  целях используется менее 10%. Удельный вес стоимости туристских услуг  в объеме ВВП страны составляет лишь 0,2%. В то же время мировой опыт свидетельствует, что только расходы  на туризм как высокодоходной отрасли  мирового хозяйства составляют 12% мирового валового продукта.

Стратегической целью  развития туризма является создание в Республике Беларусь высокоэффективного и конкурентоспособного туристского  комплекса, взаимоувязанного с сохранением  природных и социально-культурных ресурсов.

Целями жилищной политики, проводимой в нашей республике, являются повышение уровня обеспеченности граждан  жильем, развитие жилищного строительства  с преимущественным использованием средств внебюджетных источников финансирования и долгосрочных форм кредитования граждан  на приобретение жилья, дальнейшее развитие рынка жилья и жилищных услуг, эффективное использование существующего жилищного фонда.

Высокие процентные ставки по банковским кредитам, наряду с ограничением в 2012 г. кредитования экономики за счет бюджетных и квазибюджетных источников финансирования определяют положение  в текущем году в строительной отрасли.

В январе-июле текущего года индекс добавленной стоимости по виду экономической деятельности «Строительство» снизился до 83,4% при годовом прогнозе 94,5 – 95,4%.

Удельный вес  «Строительства»  в структуре ВВП уменьшился по сравнению с январем-июлем 2011 г. на 1 п.п. и составил 6,4%. Это обусловлено, прежде всего, снижением объемов  строительно-монтажных (84,1%) и подрядных  работ (80,1%) к уровню января-июля 2011 г.

В январе-июле 2012 г. на жилищное строительство использовано инвестиций на 33,2% меньше, чем в январе-июле 2011 г.

Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении  жилищных условий введено в эксплуатацию 1 507,9 тыс. кв. м общей площади (57,1% от общего объема введенного жилья), что  на 16,3% ниже уровня января-июля прошлого года.[15]

Преимущество в структуре  жилищного строительства Республики Беларусь должно получить возведение жилых домов высоких потребительских  качеств, где наряду с традиционными  получат развитие новые системы  благоустройства с низким уровнем  энергопотребления, с использованием нетрадиционных источников энергии. Дальнейшее реформирование жилищно-коммунального  хозяйства должно направляться на создание экономических, правовых и организационных  условий развития отрасли с целью  повышения эффективности и надежности ее функционирования, улучшения качества услуг и снижения их себестоимости.

В целях компенсации недостающего объема работ на внутреннем рынке  подрядные организации отрасли  переориентируются на оказание строительных услуг за пределами страны: в первую очередь это сопредельный строительный рынок, приоритетный в данном направлении регион Латинской Америки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Подведем некоторые  итоги. Социальная политика занимает  важное место в экономике, так  как ее главными целями являются  повышение общественного благосостояния, улучшение качества жизни народа  и обеспечение социально-политической стабильности. В основу социальной политики положен принцип социальной справедливости, что в самом общем плане означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов, то есть обеспечивается создание равных возможностей на начальном этапе, защита лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и происходит обеспечение сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление и извлечение прибыли.

 Структура социальной  политики Республики Беларусь представлена следующими направлениями: политикой обеспечения занятости; политикой регулирования доходов населения; политикой защиты здоровья и экологической безопасности населения и политикой социальной защиты и социальных гарантий. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума.

На основания проведенного анализа можно выделить следующие  положительные тенденции развития Республики Беларусь:

  1. Постепенно  увеличиваются демографические показатели страны темпы сокращения численности населения замедлились, продолжительность жизни увеличилась с 68,8 года в 2005 года до 70,5 года в 2011 году ;
  2. Наблюдается снижение общего коэффициента смертности 14,3 на 1000 человек (в 2010 - 14,4);
  3. Численность малообеспеченного населения сократилось в два раза;
  4. Регистрируемый уровень безработицы удерживается в социально допустимых приделах 0,2 – 0,9 процента к экономически активному населению ;
  5. Наблюдается устойчивый рост пенсий и заработной платы.
  6. Индекс человеческого развития для Беларуси увеличился с 0,732 до 0,756.

          В результате, по последним данным Программы развития ООН, по обобщающему показателю уровня социально-экономического развития стран – индексу развития человеческого потенциала Беларусь заняла 65-е место из 182 государств, опередив все страны СНГ, и вошла вместе с Россией и Казахстаном в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.

 Рассматривая политику  регулирования доходов населения  Республики Беларусь, отметим, что,  во-первых, переход на рыночные  отношения сопровождается трансформацией  структуры денежных доходов населения:  расширяется круг их источников, наряду с оплатой труда появились  доходы от собственности, продажи  недвижимости, предпринимательской  деятельности. Тем не менее, в  современных условиях оплата  труда пока еще остается основным  источником доходов населения  Республики Беларусь. Во-вторых, анализируя  таблицы покупательной способности  населения и оценки социально-экономических  показателей, мы видим, что  происходит увеличение покупательной  способности за счет увеличения  реальных денежных доходов населения.  То есть в последнее время  в Республике Беларусь наметилась  положительная тенденция: наблюдается  постепенный рост благосостояния  наших граждан.

Вместе с тем в ходе реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые сдерживают развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики. Для нее все еще характерны высокая импортоемкость, материалоемкость и энергоемкость выпускаемой продукции, относительно низкая производительность труда. Постоянный рост реальной заработной платы в текущем 2012 году при относительном сохранении уровня производительности труда привел не только к постепенному сокращению разрыва между их уровнями, но и нарушению важной экономической пропорции - превышению темпов роста реальной заработной платы над темпом роста производительности труда.

В I полугодии текущего года рост производительности труда отставал от темпов роста реальной заработной платы на 2,2 процентных пункта.

По-прежнему сохраняются  высокими темпы роста просроченной дебиторской задолженности заказчиков за выполненные строительно-монтажные  работы (141,4% к 1 июля 2011 г. и 138,5% к началу т.г.). При этом просроченная дебиторская  задолженность на 17,4% превышает просроченную кредиторскую задолженность. В результате эти факторы приводят к вымыванию  оборотных средств организаций  и снижению темпов роста строительства.

Следствием этого становится недостаточная конкурентоспособность  продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается  объем привлечения в экономику  прямых иностранных инвестиций.

Сегодня наиболее важными  социальными проблемами в республике являются: повышение уровня жизни  населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение  занятости населения, охрана и безопасность труда, социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и  их семей, государственное регулирование  социальной сферы. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего  населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его  конечные цели — создание благоприятных  условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Александрович, Я.М. Концептуальные положения стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь / Я.М. Александрович // Белорусский экономический журнал. – 2010. - № 2. – С. 20 - 33.
  2. Бенько, Т. Социальные стандарты – основные показатели внутренней политики государства / Т. Бенько // Белорусская думка. – 2006. - № 11. – С. 10 - 17.
  3. Вариотский, В.Б. Пути совершенствования социальной помощи инвалидам в Беларуси  / В.Б. Вариотский // Охрана труда и социальная защита. – 2010.  - № 5. – С. 19 - 21.
  4. Курс экономической теории / М.Н. Чепурина [и др.]; под общ. ред. М.Н. Чепуриной, Е.А. Киселевой. –  Киров: АСА, 2005. – 682 с.
  5. Лаврухин, А. К вопросу о социальной стабильности в Республике Беларусь / А. Лаврухин // Палiтычная сфера. – 2007. - № 9. -  С. 11 – 22.
  6. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов / И.П.Николаева [и др.]; под ред. И.П. Николаевой. – Москва.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -  628 с.
  7. Мороз, А.И. Экономическая эффективность использования социально- экономического потенцила региона: теория методология и практика: моногр. / А.И. Мороз; под науч. Ред. Я.М. Александровича. – Гродно: ГрГУ, 2012. – 443 с.
  8. Ноздрин - Плотницкий, М.И. Социально-ориентированная экономика Республики Беларусь: механизм действия и направления эволюции на рубеже веков / М.И. Ноздрин - Плотницкий // Веснiк БДЭУ. – 2006. - № 2. – С. 5 – 10.
  9. Официальный сайт Организации Объединённых Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/development/hdr/2012 ,  Дата доступа: 20.07.2012.
  10. Программа социально-экономического развития РБ на 2011-2015гг.
  11. Прогнозирование и планирование экономики: учебник / Г.А. Кандаурова [и др.]; под общ. ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича. - Минск.: Современная школа, 2005. – 476 с.
  12. Потупчик, В. Фундамент устойчивости: [о социальной политике РБ] / В. Потупчик // Экономика Беларуси. – 2008. - №1. – С. 40 – 47.
  13. Рубинов, А. Белорусская модель / А. Рубинов // Беларуская думка. – 2010. - № 3. – С. 3 – 9.
  14. Социальная защита в Республике Беларусь [Электронный ресурс]  // Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. – Минск, 2010. - Режим доступа: http: // www.mintrud.gov.by. – Дата доступа: 03.10.2010.
  15. Статистическая информация [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2010. - Режим доступа: http: // www.mintrud.gov.by.  – Дата доступа: 03.10.2010.
  16. Щеткина, М.А. Итоги работы системы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в 2009 г. и задачи на 2010 год / М.А. Щеткина // Охрана труда и социальная защита. – 2010.  - № 3. – С. 4 - 8.
  17. Экономическая теория / Л.Н. Давыденко [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Давыденко. - Минск.: Выш. шк.,  2005. – 366 с.
  18. Экономическая теория / Н.И.Базылев [и др.]; под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. – Минск.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2005. – 637 с.
  19. Якобсон, А.С. Достойная жизнь каждого человека – главная цель подъема экономики / А.С. Якобсон // Проблемы управления. – 2010. - № 1. – С. 14 – 17.

Ы • УЧЕТ • АУДИТ

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Национальная экономика