Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 23:16, курсовая работа
Целью данной работы является изучение сущности и состояния национального богатства Беларуси.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
осветить понятие национального богатства страны и его структуру;
охарактеризовать подходы и методы оценки национального богатства страны;
проанализировать формы и направления накопления национального богатства.
Кроме того, в отечественной статистике выделяют непроизводственные фонды. К ним относится длительно используемое имущество потребительского назначения: здания, жилой фонд, сооружения, оборудование учреждений здравоохранения, просвещения, искусства, коммунального хозяйства и др. В условиях рыночной экономики деление основных фондов на производственные и непроизводственные не имеет смысла, поскольку производство ведется как в материальной, так и в нематериальной сфере. Здесь, например, в основной капитал входит цена фирмы, патенты, монопольные права и др.
Основные фонды
Самостоятельную группу активов составляют невоспроизводимые активы.
Материальные
Финансовые активы классифицируются по семи основным видам: 1) золото и специальные права заимствования; 2) наличные деньги и депозиты; 3) ценные бумаги кроме акций; 4) займы; 5) акции и другой акционерный капитал; 6) страховые технические резервы; 7) прочие счета к получению или оплате. Золото и специальные права заимствования относятся исключительно к активам. Все остальные виды финансовых ресурсов могут входить как в состав активов, так и в состав пассивов. Финансовые ресурсы относятся к активам, если выступают средством накопления стоимости. Финансовые активы за минусом задолженности образуют чистые финансовые активы.
Национальное богатство рассчит
Величина национального богатства рассчитывается как суммарная разница между активами и пассивами по всем секторам экономики (чистые активы) на конец определенного периода.
Современный воспроизводственный процесс характеризуется незначительной производственной инвестиционной активностью, слабыми процессами трансформации накопленных средств в реальные инвестиции. Деятельность субъектов хозяйствования не соответствует насущной потребности в накоплении производственного капитала. Основная причина этого в не согласованности интересов субъектов хозяйственной деятельности и мотивационных механизмов, выдвигаемых экономическими и социальными институтами, в том числе и государственными. Таким образом, нет сбалансированности в двух важнейших компонентах воспроизводства: накоплении и потреблении.
В целом не происходит должного накопления элементов НБ и, следовательно, его приращения. Тем самым тормозится процесс расширенного воспроизводства, сокращается уровень потребления, снижается благосостояние населения.
Иное толкование приращения богатства представляет «принцип взаимозаменяемости» В. Н. Богачева. Воспроизводственный аспект идеи состоит в возможности при известных обстоятельствах обеспечивать приращение, или просто сохранение богатства, как бы минуя стадию производства и накопления (в традиционном понимании). «Богатство в данном случае увеличивается не в результате интегрирования в запас каких-либо элементов текущего выпуска, а за счет ограничения дохода; в богатство превращается не созданный доход, а доход преднамеренно упущенный».
Подходы к оптимизации этапов воспроизводственного процесса (накопление, потребление, производство) не одинаковы в разных экономических системах.
Центральным звеном механизма обеспечения всех воспроизводственных процессов в командно-административной экономической системе являлся план, оперирующий как финансовыми, так и «натуральными» показателями. Накопление в командно-административной экономической системе определялось натурально-заданной производственной программой (структурой) производства.
Рыночная экономика в противоположность административной значительно децентрализована. Все субъекты общественных отношений, выступая в роли заказчика-потребителя, имеют в рыночной экономической системе возможность самым непосредственным образом влиять на характер и структуру (пропорции) воспроизводственного процесса. Доля средств, направляемых на накопление, инвестиции, потребление перераспределяется в соответствии с рыночными механизмами., обеспечивая перелив капитала в приоритетные отрасли и регионы, позволяя вести расширенное воспроизводство с целью увеличения НБ, повышения качества жизни населения. Однако для рыночной формы воспроизводственного процесса необходима адекватная институциональная основа (институт частной собственности, институт профессионального менеджмента и т. д.).
Поддержание экономического динамичного равновесия - коренная проблема макроэкономической политики государства, в условиях инфляционной экономики эта проблема особенно важна в связи с необходимостью осуществления эффективной стабилизационной политики.
Государство должно взять на себя ответственность за сохранение и преумножение НБ. Увеличение доли высокоэффективных технологий в производстве, привлечение профессионального человеческого капитала, эффективное и безопасное распоряжение природными ресурсами - таково должно быть качественное изменение структуры элементов НБ.
Меры государственного воздействия на воспроизводство НБ должны быть осуществлены по следующим направлениям:
- создание и совершенствование нормативной правовой базы;
- разработка средне- и долгосрочных программ развития Беларуси и регионов с оптимальной структурой и пропорциями воспроизводства НБ;
- корректировка темпов потребления и накопления в соответствии с приоритетами развития белорусской экономики;
- создание программно-целевого метода управления, посредством прогнозирования темпов и пропорций воспроизводства;
- эффективное и рациональное
распоряжение имеющимися
- инновационное обновление и создание новых производств с учетом особенностей ресурсного потенциала регионов;
- внедрение новых технологий, развитие наукоемких производств;
- стимулирование инвестиций в
расширение производства и
Таким образом, НБ, являясь воспроизводственной основой функционирования экономической системы, нуждается в привлечении дополнительных инвестиций. Последние будут направлены на увеличение и модернизацию для сбалансированного, эффективного развития экономики. Ведущую роль в этом процессе должно взять на себя государство, определяя экспертным путем и экономическими методами темпы потребления и накопления, тем самым, формируя пропорции воспроизводства НБ.
Основным источником пополнения национального имущества является валовое накопление основного капитала. Оно представляет собой увеличение средств, вложенных хозяйственной единицей в продукты и объекты длительного пользования сроком службы более одного года, с учетом стоимости относящихся к ним услуг. Накопление (прирост) национального богатства характеризуется показателями валового национального сбережения и его использования, отражающими вклад труда данного года в прирост национального богатства.
Накопление компонентов НБ трактуется в счете операций с капиталом как расходы на приобретение капитальных активов, т.е. размер прироста основного капитала определяется величиной капитальных вложений. Последние включают в себя расходы на новое строительство и приобретение машин и оборудования, а также на капитальный ремонт зданий, сооружений, машин и оборудования.
В течение последних 10 лет концепция устойчивого развития постоянно развивалась и уточнялась. В одном из недавних исследований Мирового банка, например, принцип устойчивого развития сформулирован как "управление капиталом в интересах сохранения и преумножения человеческих возможностей". При этом в понятие "капитал" включается не только произведенный, но и природный и человеческий капитал. Для того чтобы быть устойчивым, развитие общества должно направляться таким образом, чтобы сумма этих трех видов капитала по крайней мере не уменьшалась [15, c. 94].
Исходя из этого определения
важнейшим показателем
Практически подсчитать действительную норму накопления для разных стран оказалось очень непросто, но работа над статистическими показателями устойчивого развития считается крайне важной: в конечном счете эти показатели должны помочь политическим деятелям разных стран в разработке разумной национальной политики. На рис. 2.1 представлены приблизительные оценки средней действительной нормы накопления для шести групп стран, проведенные специалистами Всемирного банка.
Рисунок 2.1 – Действительные нормы накопления, %
Примечание – Источник: [4, c. 97].
Анализ, проведенный Всемирным банком, уже показал, что многие страны, активно использующие свои природные ресурсы, имеют низкую или даже отрицательную действительную норму накопления, т. е. сумма национального капитала этих стран почти не увеличивается или даже сокращается. В результате возникает угроза будущему благосостоянию граждан.
В современных условиях критерий устойчивого развития, определенный в Национальной стратегии устойчивого развития, характеризуется не просто показателями экономического благосостояния, а также величиной приращения национального капитала, который включает в себя кроме физического элемента природный и человеческий капитал. Результаты расчетов величины национального богатства представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Национальное богатство Беларуси
Элементы национального богатства |
Оценка национального богатства | |
Млрд. долл. США |
% | |
Физический капитал |
45,0 |
24,7 |
Человеческий капитал |
120,0 |
65,9 |
Природный капитал |
17,1 |
9,4 |
Всего |
182,1 |
100,0 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Полученная структура национального богатства вполне согласуется с основными тенденциями социально-экономического развития Беларуси. При этом соотношение человеческого и физического капитала вполне соответствует параметрам развитых стран. Невысокая доля природного капитала обусловлена недостаточно эффективным использованием и воспроизводством экологических ресурсов [2, c. 9].
По оценкам журнала "Дело", национальное богатство Беларуси оценивается в $1,6 трлн, что составляет $170 000 на одного жителя нашей страны. При этом основные активы — земля и природные ресурсы — пока находятся в руках государства.
На первом месте по вкладу в национальное богатство страны находятся природные ресурсы: калийные удобрения ($600 млрд) и другие - примерно на такую же сумму. На втором - основные средства ($163 млрд), на третьем - жилая недвижимость ($115 млрд), на четвертом - земельные ресурсы (около $90 млрд). Как шутят экономисты, Беларусь фактически представляет собой сундук, но не с золотом, а с минеральными удобрениями и ее символом должны быть вовсе не озера, аисты и зубры, а подземные выработки. Довольно велики в нашей стране и запасы возобновляемых природных ресурсов, среди которых на первом месте находится лес. Белорусские леса занимают более 8,5 млн гектаров, или почти по 0,9 гектара на человека [6, c. 35].
Информация о работе Национальное богатство: понятие, структура и стоимостная оценка