Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 23:16, курсовая работа
Целью данной работы является изучение сущности и состояния национального богатства Беларуси.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
осветить понятие национального богатства страны и его структуру;
охарактеризовать подходы и методы оценки национального богатства страны;
проанализировать формы и направления накопления национального богатства.
Развитие в Беларуси
многоукладной экономики
Перспективными в АПК
Беларуси являются арендные отношения,
которые при отсутствии развитого рынка
сельскохозяйственных угодий призваны
стать главным средством перераспределения
земли в пользу наиболее перспективных товаропроизводителей, повышения
ее качества и продуктивности. При аренде
достигается единство трех составляющих
эффективности: хозяина-работника-
В экономико-правовом понимании аренда представляет собой оформленный договором имущественный найм, по которому одна сторона (наймодатель, арендодатель) представляет другой стороне (арендатору) имущество (землю) во временное пользование за оговоренную в договоре арендную плату.
При аренде земли арендатор, если это не ограничено в договоре, может самостоятельно определять способы ее использования и становиться собственником произведенной продукции и доходов от ее реализации. Арендодателя в этом случае интересует в основном арендная плата, величина которой во многом определяется качеством передаваемых в аренду земель. Могут иметь место следующие три вида аренды: индивидуальная, семейная и коллективная.
Различные негосударственные
аграрные формирования в Республике
Беларусь являются владельцами права
долгосрочного
Договор аренды признается основным документом, регламентирующим отношения арендодателя с арендатором. В договоре аренды обычно предусматриваются:
Аренда земельных участков для сельскохозяйственного использования по законодательству не может быть менее пяти лет. Опыт свидетельствует, что чем продолжительнее срок, в течение которого арендатор обрабатывает один и тот же участок, тем больше у него мотивов для его рационального использования. Удлинение срока аренды приближает арендатора к положению владельца земельного участка и в большей степени мотивирует повышать его плодородие: осуществлять мероприятия, связанные с повышением плодородия почвы, рациональным землепользованием.
Изучение показывает, что арендовать землю дешевле,
чем покупать, а права арендаторов имеют
надежную государственную защиту. Товаропроизводители-арендаторы
работают не хуже товаропроизводителей-
Кроме того, целесообразны конкретные правовые разработки по проблеме законодательных требований к земле и объектам недвижимости на ней, принимаемых под залог, где должны быть представлены юридические нормативы (документация), удостоверяющие форму собственности на землю, протоколы или заявки на согласие сдачи земли в залог, землеустроительные требования к полностью или частично закладываемым участкам, их размещению, размерам, видам, качеству и т.д.
Разработано три возможных модели дальнейшего развития земельных отношений в республике и соответствующие им прогнозы рыночного оборота сельскохозяйственных земель.
Модель 1. Государство владеет всей землей с условием реализации собственности через широкое развитие аренды и продажу прав аренды. В этом случае все земельные участки могут включаться как в рыночный, так и во внерыночный, в том числе внутрихозяйственный, оборот без необходимости выделения в их составе индивидуальных земельных долей.
Данный вариант развития земельных отношений является предпочтительным в переходный период. Расширение оборота земли на основе аренды является стимулирующим фактором, позволит стабилизировать систему земельных отношений, создать базу для формирования прав собственности на произведенную продукцию. Кроме того, данный подход даст возможность постепенно включить сельскохозяйственные земли в экономический и рыночный оборот и сконцентрировать земли у наиболее перспективных землепользователей.
Модель 2. Государство и частный сектор являются равноправными владельцами земли: в государственной и частной собственности находится по 50% сельскохозяйственных угодий. При этом государственная часть земель остается в общественном обороте и реализуется через аренду и продажу прав аренды без процедуры деления на индивидуальные земельные доли. Частный оборот сельскохозяйственных земель получает развитие в форме аренды и купли-продажи.
Модель 3. Частный сектор может владеть почти 80% сельскохозяйственных земель, а у государства останется немногим более 20%. В этом случае частные земельные участки не включаются во внутрихозяйственный оборот в форме внутрихозяйственной аренды, а передаются в аренду другим землепользователям или свободно продаются (покупаются) на земельном рынке [13, c. 14].
Преобразование земельных отношений имеет принципиальный характер. Поэтому их регулирование должно основываться на прочной правовой базе. В республике принято ряд нормативных документов, регламентирующих проведение земельной реформы. Однако, несмотря на это, дискуссии по данной проблеме не прекращаются. Они приобретают все более острый характер и особенно по вопросу собственности на землю. При этом обращает на себя внимание полярность мнений: от полного отрицания частной собственности на землю и вплоть до распространения ее на всех граждан республики в виде земельных долей [1, c. 64].
На переходный период, когда рыночный механизм хозяйствования в аграрном секторе еще не сложился, рассматриваемый вариант приемлем. В то же время он не может быть бесспорным в условиях полноценных рыночных отношений. Отставание в приватизации земли может негативно сказаться не только на процессе преобразований в сельскохозяйственном производстве, но и на проводимой экономической реформе в целом.
В заключение работы сделаем следующие выводы.
Первые научные представления о национальном богатстве сформировались в эпоху традиционных обществ, технологическую основу которых составляла ручная техника.
Экономическое содержание
категории «национальное
Во Франции первая оценка национального богатства относится к 1789г.,в США - к 1805 г., в России - к 1864 г. В XX веке наиболее значительные исследования этого показателя за рубежом были проведены американским экономистом Р.У. Голдсмитом, рассчитавшим величину национального богатства США за 1898-1948, 1905-1950, 1945-1958 гг., и П. Редфреном, определившим национальное богатство Великобритании за 1938-1953 гг. С началом экономических реформ интерес к проблемам оценки составляющих национального богатства усилился, что связано с переходом экономики на рыночные отношения. Совершенствование хозяйственного механизма предполагает оптимальное размещение ресурсов, их участие в создании новой стоимости, реализации всего накопленного социально-экономического и оборонного потенциала страны.
По оценкам журнала "Дело", национальное богатство Беларуси оценивается в $1,6 трлн, что составляет $170 000 на одного жителя нашей страны. При этом основные активы — земля и природные ресурсы — пока находятся в руках государства.
На первом месте по вкладу в национальное богатство страны находятся природные ресурсы: калийные удобрения ($600 млрд) и другие - примерно на такую же сумму. На втором - основные средства ($163 млрд), на третьем - жилая недвижимость ($115 млрд), на четвертом - земельные ресурсы (около $90 млрд). Как шутят экономисты, Беларусь фактически представляет собой сундук, но не с золотом, а с минеральными удобрениями и ее символом должны быть вовсе не озера, аисты и зубры, а подземные выработки. Довольно велики в нашей стране и запасы возобновляемых природных ресурсов, среди которых на первом месте находится лес. Белорусские леса занимают более 8,5 млн гектаров, или почти по 0,9 гектара на человека.
Информация о работе Национальное богатство: понятие, структура и стоимостная оценка