Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:51, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить тенденции и обосновать перспективы развития национального богатства России с учётом современных реалий экономического развития страны.
Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и структуру национального богатства как вида экономической деятельности; - систематизировать факторы и условия функционирования и развития национального богатства в стране на уровне национальной экономики;
- представить систему показателей оценки состояния национального богатства на макроуровне и на их основе выявить тенденции и факторы развития здравоохранения в России;
- охарактеризовать нормативно-правовую базу функционирования субъектов национального богатства в России;
- обосновать стратегические направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере национального богатства;
Введение……………………………………………………………………………..
3
1
Теоретические аспекты исследования национального богатства в России как вида экономической деятельности ………………...............
5
1.1
Национальное богатство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура………………………………………………………….
5
1.2
Факторы и условия функционирования и развития национального богатства в стране……………………………………………………………
19
1.3.
Показатели оценки состояния национального богатства в стране………
26
2
Анализ современного развития национального богатства в стране...
35
2.1
Количественные и качественные характеристики современного состояния национального богатства в России………………………...........
35
2.2
Тенденции и факторы развития национального богатства в России………………………………………………………………………...
42
2.3
Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов национального богатства стране………………………………..
51
3
Перспективы развития национального богатства в РФ………………
53
3.1
Стратегические направления развития национального богатства в стране…………………………………………………………………………...
53
3.2
Основные направления государственной политики в сфере национального богатства …………………………………………………….
65
Заключение…………………………………………………………………………..
71
Список использованных источников………………………………………………
74
Главные перспективы развития экономики Уральского федерального округа связаны с 2 мегакластерами: на севере (Западная Сибирь) - топливно-энергетический комплекс, обеспеченный ресурсной базой мирового значения, уникальной системой трубопроводного транспорта и обеспечивающий до 50 процентов экспорта Российской Федерации, развитие электроэнергетики, нефтегазопереработки и нефтегазохимии; на юге (промышленный Урал) - базовый для страны центр обрабатывающей промышленности, прежде всего машиностроения и металлургии, ядро оборонно-промышленного комплекса, в том числе ведущие предприятия, развивающие самые современные технологии (ядерные, ракетостроения и др.), комплекс научно-исследовательских и образовательных центров.
Консолидировать эти кластеры призван комплексный инвестиционный проект "Урал Промышленный - Урал Полярный", предусматривающий создание транспортной и энергетической инфраструктуры, введение в хозяйственный оборот комплекса твердых полезных ископаемых, расположенных на восточных склонах Уральских гор.
Уральский федеральный округ является и в обозримой перспективе остается главным нефтегазодобывающим округом страны, не имеющим аналогов как по запасам, так и по текущему уровню добычи углеводородов, а также по мощности магистральных трубопроводов. На территории федерального округа добыча нефти составляет 63 процента общероссийского показателя, природного газа - 87 процентов, попутного нефтяного газа - 66 процентов и конденсата - свыше 66 процентов. Ежегодный объем добычи
газ в последние
годы составляет570 - 590 млрд. куб.
Суммарная доля
ресурсодобывающих отраслей составляет
около трех четвертей общего объема промышленного
производства Уральского федерального
округа. При этом его недра содержат
55 - 60 процентов ресурсов минерально-сырьевого
потенциала России.
При безусловном преобладании высоколиквидных углеводородов значительную роль в общероссийских запасах играют и другие виды полезных ископаемых (ванадий, графит, асбест, хромовые руды, марганец, тальк, бокситы, каолин, кадмий, цинк, железные руды, бентониты, кварциты, висмут, сера, медь, цеолит, золото, кобальт, никель, уран и другие виды сырья).
Транспортный комплекс округа представлен всеми видами транспорта.
Трубопроводная система, обеспечивающая как внутренние, так и экспортные поставки углеводородного сырья, уникальна и не имеет аналогов в стране. При этом ее эксплуатация приближается к пределам пропускной способности (особенно в отношении жидких углеводородов) и не в полной мере реализует имеющийся потенциал развития отрасли, особенно в сфере удовлетворения потребностей независимых производителей.
Обслуживающая большую часть Уральского федерального округа Свердловская железная дорога по грузообороту занимает 2-е, по пассажирообороту 3-е место в России.
В округе находится 28 аэропортов, из них 7 - международные. Крупнейший в округе аэропорт Кольцово занимает 5-е – 6-е место в стране по объему перевозок.
Протяженность путей сообщения транспортной системы Уральского федерального округа по состоянию на конец 2008 года составляла 8536 километров железных дорог общего пользования, 58220 километров автомобильных дорог с твердым покрытием, в том числе 40343 километров - общего пользования, 13007 километров - внутренних водных судоходных путей. Ежесуточно по этим транспортным коммуникациям всеми видами транспорта перевозились до 200 тыс. пассажиров и более 2 млн. тонн груза.
Объем отправления грузов в 2000 - 2008 годах железнодорожным транспортом вырос более чем на 20 процентов, водным - в 2,7 раза, грузооборот по всем видам экономической деятельности увеличился на 44 процента. Отправление пассажиров воздушным транспортом возросло более чем в 1,4 раза, водным - в 1,8 раза.
Транспортные коридоры и магистрали пересекают округ как в широтном, так и в меридиональном направлении, однако транспортная инфраструктура весьма неоднородна и не обеспечивает должным образом экономические связи по направлению с севера на юг. Густота железнодорожных путей общего пользования в Свердловской области составляет 183 километра путей на 10000 кв. километров территории, в то время как в Ямало-Ненецком автономном округе - только 6 километров.
Субъекты Российской Федерации, входящие в состав Уральского федерального округа, обслуживаются 4 энергосистемами - Свердловской, Челябинской, Курганской и Тюменской, входящими в объединенную энергетическую систему Урала.
Установленная мощность электростанций на территории Уральского федерального округа на начало 2010 года составила 29054,6 МВт, или 61,4 процента установленной мощности объединенной энергетической системы Урала, которая, в свою очередь, составляет около 20 процентов установленной мощности единой энергетической системы Российской Федерации.14
Дефицит Челябинской и Курганской энергосистем покрывается за счет объединенной энергетической системы Урала.
Уральский федеральный округ входит в число территорий с низкой обеспеченностью сельскохозяйственными угодьями и пахотными землями.
Общая площадь лесного фонда округа составляет около100 млн. гектаров, или 9,6 процента его площади по Российской Федерации. В общем запасе древесины на федеральный округ приходится 8 млрд. куб. метров, или 9,7 процента объема запасов древесины в стране.
______________
14 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на
период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р // www. economy.gov.ru. (Стратегия 2020 г)
3.2 Основные направления государственной политики в сфере национального богатства.
Основные направления развития Российской Федерации определены в стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года. Реализация этих программ направлена: на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения, сокращение разрыва по уровню благосостояния с ведущими экономически развитыми странами, на укрепление конкурентоспособности и безопасности страны.
Для достижения поставленных целей, Правительству Российской Федерации потребуется решить ряд важных социальных, институциональный, макроэкономических и структурно-инвестиционных задач.
Важным вопросом является сочетание экономических, административных и других рычагов управления. Выбор преобладающего метода управления во многом определяет существующий в стране предпринимательский и инвестиционный климат. В частности, активное использование административного метода управления приводит к бюрократизации и ухудшению делового климата в стране. Для обеспечения развития страны необходимо оптимальное сочетание различных методов управления, что особенно важно для России, где рыночные институты только развиваются.
При этом в системе документов, определяющих перспективы развития, ключевое место принадлежит концепции комплексного социально-экономического развития. Разрабатывается она на основе долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ и ее субъектов и включает следующие разделы:
1. Оценку уровня социально-экономического развития России в целом и отдельно по регионам, характеристику выполнения ранее установленных целей и задач политики.
2. Анализ важнейших проблем.
3. Основные направления, цели, задачи и приоритеты политики на долгосрочный период, методы их реализации.
4. Основные направления, цели, задачи и приоритеты политики на среднесрочную перспективу, методы их реализации.
Главной концепцией
среднесрочной программы
При этом, в качестве
основополагающих принципов в реализации
направлений по повышению
— принцип поляризованного (или «сфокусированного»)
развития, которое приходит на смену политике
выравнивания уровня регионального развития
и предполагает специальную фокусировку
финансовых, административно-
_______________
15 Наумова Е.В. Трансформация элементов национального богатства в условиях новой экономики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.01 / Наумова Елена Валерьевна. - Саратов, 2010. - 28 с.
Поэтому экономический
рост, предпринимательская
— принцип «преференции за реформы». Если территория не получила статуса опорного региона, государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на обеспечение равного доступа населения этой территории к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан. На достижение данной задачи должны быть направлены меры по стимулированию региональных инициатив. В том числе должна быть трансформирована финансовая помощь регионам — она должна поддерживать социальными трансфертами отсталые территории, а депрессивные территории ориентировать на обеспечение экономического роста и увеличение налоговой базы. Должны получить развитие внебюджетные и инвестиционные инструменты поддержки стратегических проектов регионального развития, в рамках согласованных стратегических приоритетов регионального развития должна оказываться селективная бюджетная (грантовая) поддержка региональных инициатив;
— принцип синхронизации действий («принцип синергии»). Он требует, во-первых, синхронизации основных реформ, осуществляемых в стране и оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов. Во-вторых, выстраивания федеральных приоритетов в логике кооперации регионов. В-третьих, согласованности направлений поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области регионального развития, используемыми федеральными органами власти;
— принцип дифференцированности государственной политики регионального развития. Интеграция Российской Федерации в глобальную экономику в ближайшее время приведет к выделению на ее территории следующих зон, в отношении которых должны быть сформулированы различные цели социально-экономического развития и сформированы различные меры достижения данных целей;
— принцип субсидиарности, который предполагает децентрализацию властных полномочий и исполнение тех или иных полномочий социально-экономического развития регионов Российской Федерации (и соответствующую передачу этих полномочий) на уровне управления, на котором они могут быть исполнены наиболее эффективным образом.
Именно за счет мобилизации активности российских регионов и повышения эффективности использования их ресурсов возможно провести социально-экономические преобразования, с одной стороны, позволяющие значительно увеличить ВВП, а с другой — провести комплекс мер по снижению уровня бедности.
Достижение
обеспечения
— создать условия для эффективной интеграции регионов в мировой рынок, ускорение социально-экономического развития Российской Федерации за счет правильного (в соответствии с логикой действия рыночных сил) распределения производительных сил по территории, развития системы расселения и повышения связанности страны, что должно открыть доступ территорий и их населения к источникам социально-экономического роста;
— стимулировать развитие инфраструктурной базы социально-экономического роста в территориях;
— сформировать
конкурентоспособные в
— обеспечить переход к поляризованному развитию и созданию нового пространственного каркаса страны из «опорных регионов».
Второе ключевое направление: консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики. Данная цель направлена на:
— обеспечение сплоченности территорий и единства экономического пространства страны при сохранении самостоятельности региональных и местных властей в принятии решений в рамках своей компетенции;
— устранение барьеров на свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг, капиталов, открытие региональных рынков;
— устранение препятствий для реализации инвестиционных проектов, развития малого бизнеса на региональном и местном уровне и т.д.
Информация о работе Национальное богатство России: количественные и качественные характеристики