Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 16:44, курсовая работа
Объектом исследования является Республика Беларусь.
Предметом исследования является Национальное богатство, его структура и способы оценки.
Цель: изучить динамику национального богатства, проанализировать причины снижения национального богатства, возможные способы решения данной проблемы.
Для написания курсовой работы были использованы методы научного исследования, системный и сравнительный анализ, а также группировка данных.
Введение…………………………………………………………………….5
1. Национальное богатство как макроэкономический показатель: сущность и его структура………………………………………………………….7
1.1. Общее понятие и структура национального богатства……………7
1.2. Показатели оценки национального богатства……………………..10
2. Анализ динамики основных показателей, характеризующих уровень национального богатства Республики Беларусь…………………………………16
2.1. Анализ показателя основных средств в составе национального богатства…………………………………………………………………..16
2.2. Анализ природно–ресурсного потенциала……………………….17
2.3. Анализ демографического и трудового потенциалов Республики Беларусь……………………………………………………………………23
3. Перспективы роста национального богатства Республики Беларусь..27
3.1. Основные направления социально-экономического развития РБ на современном этапе………………………………………………………..27
3.2. Пути увеличения национального богатства……………………......31
Заключение………………………………………………………………..34
Список использованных источников……………………………………36
По оценкам многих экспертов, в современном мире доля природных ресурсов в национальном богатстве развитых стран — только 16%, на материальные активы приходится лишь 20%, вес же человеческих ресурсов в национальном богатстве составляет 60%. В современных компаниях 70-80% всего, что создается людьми, делается при помощи интеллекта ( около 70% стоимости нового автомобиля приходится на его нематериальную часть) [6,с.3]. Следует отметить, что национальное богатство постоянно обновляется.
Чтобы воздействовать на структуру национального богатства, необходимы специальные меры экономической и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование эффективной структуры, которая бы с наименьшими ресурсными тратами позволяла создавать продукцию и услуги высокой добавленной стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества путём увеличения доли домашнего имущества, путём снижения уровня дифференциации доходов населения, путём повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности, которая приобретает вид долгосрочного запаса и не расходуется сразу или в течение ближайшего времени [3, с.122].
1.2 Показатели оценки национального богатства
Природные, или естественные, ресурсы - это компоненты природной среды, которые на данном уровне развития производительных сил используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления.
3емельные ресурсы - это часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использования. Они создают основу для сельскохозяйственного производства, ведения лесного хозяйства, а также для городской застройки, расселения сельского населения, размещения промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов наземной деятельности человека[1, с 44].
Землями сельскохозяйственного назначения являются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Основные методические положения государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения заключаются в следующем. Кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий проводится с целью определения средней кадастровой стоимости одного гектара сельскохозяйственных угодий и разработки базовых нормативов для проведения кадастровой оценки. При проведении кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий определяются следующие показатели в расчете на один гектар сельскохозяйственных угодий: оценочная продуктивность (валовая продукция в рублях и в центнерах кормовых единиц); оценочные затраты; цена производства валовой продукции; расчетный рентный доход и кадастровая стоимость. Оценочные продуктивность и затраты служат базовыми нормативами для кадастровой оценки. Кадастровая стоимость одного гектара сельскохозяйственных угодий определяется умножением расчетного рентного дохода на срок его капитализации. Срок капитализации расчетного рентного дохода принимается равным 33 годам (Ек = 0,03). Для получения стоимости оценки земель сельскохозяйственного назначения, как составляющей национального богатства страны, необходимо дисконтировать полученную с него земельную ренту. Речь идет о методе расчета оценочных показателей, сущностью которого является суммирование рент, получаемых от использования земли как средства производства в течение определенного периода времени (в данном случае 33 года). Вторым слагаемым стоимости оценки земли являются затраты на ее освоение, обеспечивающие превращение земли в средство производства. Таким образом, показатель оценки земли сельскохозяйственного назначения (Оз с-х.н.), как составляющей национального богатства страны выражается следующей формулой:
Оз с-х.н = (Рзр
/ Ек = 0,03) + С
где: Оз с-х.н - показатель оценки земли сельскохозяйственного назначения, как составляющей национального богатства страны, руб/га; С - затраты на освоение земли для сельскохозяйственного использования, руб/га.
Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Наиболее достоверным подходом к оценке земель поселений, как элемента национального богатства страны, является многофакторная оценка инженерно-экономических и социально-экономических факторов ценности земли. Практика показывает, что на оценку земель поселений, как составляющих национального богатства страны, существенное влияние оказывают следующие факторы: положение в экономическом регионе Республики Беларусь; положение в природно-климатической зоне; численность населения; статус городского поселения и связанный с ним социально-культурный потенциал; историческое наследие; курортные территории; туристические центры; важнейшие региональные зоны отдыха; морские порты; приграничные территории; свободные экономические и оффшорные зоны; добыча и переработка экспортного сырья и производство полупродуктов на его базе; наличие крупных аэропортов, железнодорожных узлов и речных портов; финансово-деловая деятельность; развитие науки и производств высоких технологий. Оценка земли поселений (Озп), как составляющих национального богатства страны, определяется по следующей формуле:
Озп = (Qo х Еп / Ек) х
Кф х Км
где: Озп - показатель оценки земли поселений, как составляющей национального богатства страны, руб/м.кв.; Qo - затраты на освоение и обустройство территории, руб/м.кв.; Еп - норма прибыли, %; Ек - норма капитализации, 0,03; Кф - коэффициент, характеризующий функциональное использование земельного участка; Км - коэффициент, характеризующий местоположение земельного участка в общегосударственной, региональной и местной системах расселения.
Ограниченность земли и невозможность ее воспроизводства способствуют возникновению двух видов монополии на землю: монополию собственности (реализует собственник) и монополию на землю как объект хозяйствования (реализует пользователь).
Водные ресурсы включают все пригодные для хозяйственного использования запасы поверхностных и подземных вод. В Беларуси функционирует специфическая отрасль экономики - водное хозяйство, которое занимается изучением, учетом, управлением, прогнозированием и планированием использования водных ресурсов, охраной поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения, транспортировкой их к месту потребления. Основная задача водного хозяйства - обеспечение всех отраслей и видов хозяйственной деятельности водой в необходимом количестве и соответствующего качества.
Управление водными ресурсами в стране осуществляется с целью их использования и охраны как основы жизнедеятельности человека и функционирования природных систем.
Обобщенным показателем эффективности использовании водных ресурсов, который позволяет сопоставить объем затраченной воды с результатами хозяйственной деятельности, является водоемкость ВВП (W), в масштабах экономики страны в целом она может рассчитываться по следующей формуле:
где: W- водоемкость валового внутреннего продукта, м3/р.; R1 – годовое потребление свежей воды, м3; R2 - годовой объем оборотного водоснабжения, м3; V- стоимость годового валового внутреннего продукта, руб [7, с 62-65].
Водоемкость показывает сколько водных ресурсов нужно затратить для получения единицы ВВП. Динамика этого показателя может служить индикатором эффективности их использования. Аналогичные показатели можно рассчитывать как по межотраслевым комплексам, так и по отдельным отраслям и предприятиям.
Главным резервом повышения эффективности использования водных ресурсов (особенно свежей воды) является сокращение потребления в основных водопотребляющих отраслях. Другое направление - ликвидация многочисленных потерь воды на всех этапах ее использования, а также непосредственно водопотребителями.
Лесные ресурсы. Лес является одной из основ хозяйственной деятельности человека, источником получения материальных ресурсов (древесины, пищевых, лекарственных и технических, продукции охотничьего промысла), базой для развития лесного хозяйства, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, отдыха и туризма, других отраслей народного хозяйства. В современных экономических условиях древесина приобретает значимость и как сырье (энергоноситель). От того, насколько рационально используются ресурсы леса, во многом зависит рост экономики страны.
Лесные ресурсы включают стволовые запасы древесины, разнообразные недревесные ресурсы: технические (живицу, пробку и др.), кормовые, охотничье-промысловые, пищевые (грибы, плоды, ягоды, орехи и др.), лекарственные растения, и выполняют общественно полезные и защитно-ресурсоохранные функции (водоохранные, климаторегулирующие, полезащитные, противоэрозионные и др.), в том числе рекреационные и эстетические. Лесные ресурсы относятся к возобновляемым и рассматриваются вместе с занимаемыми ими землями, которые могут использоваться с целью сохранения, воспроизводства и повышения продуктивности лесов.
Финансирование лесного хозяйства осуществляется, прежде всего, за счет средств государственного бюджета. Экономические преобразования в лесном хозяйстве, вместе с тем, связаны с развитием финансовой самостоятельности лесохозяйственных предприятий.
Выполнение планируемых мероприятий по охране и рациональному использованию лесных ресурсов гарантирует в перспективе удовлетворение экономики Беларуси в древесной и недревесной лесной продукции, сохранение и усиление многообразных функций леса и существенное увеличение экспортного потенциала страны.
Минерально-сырьевые ресурсы. Основой развития современной индустрии и ряда направлений научно-технического прогресса выступают минерально-сырьевые ресурсы, или ресурсы земных недр. Минерально-сырьевые ресурсы - это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов.
Минеральные ресурсы как предмет труда используется в сфере производства товаров и, главным образом, в промышленности, являются материальной основой и активным элементом развития производства. По мере развития науки и совершенствования средств труда увеличивается роль минеральных ресурсов как важнейшего фактора развития и размещения производительных сил, специализации и концентрации производства.
Минеральное топливо (уголь, нефть, природный газ) – основной источник энергии в мировом хозяйстве и важнейшее промышленное сырьё.
Минеральные ресурсы выступают материальной основой развития строительного комплекса, прежде всего, в промышленности строительных материалов для производства цемента, кирпича, извести, стеновых материалов и конструкций, стекла и керамических изделий, и используются в качестве заполнителей бетона и железобетона. Часть минерального сырья (песок, гравий и др.) в натуральном виде поступает непосредственно на предприятия строительной индустрии.
Важной составной частью экономического потенциала страны являются демографический и трудовой потенциалы, которые определяются численностью и половозрастной структурой населения, количеством и качеством трудовых ресурсов, их занятостью в экономике. Трудовые ресурсы относятся к одному из основных факторов развития национального богатства.
Трудовые ресурсы - это та часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания материальных и нематериальных благ и услуг.
К трудовым ресурсам относятся: население трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица старше и младше трудоспособного возраста, занятые в экономике.
В Республике Беларусь последовательно осуществляется переход на международную систему классификации населения, в соответствии с которой выделяется экономически активное и экономически неактивное население.
Экономически активное население - это часть жителей страны, предоставляющих свой труд для производства товаров и услуг. К данной категории относятся занятое население и безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости. Экономически активное население характеризуется показателем “уровень экономической активности населения”, который определяется в процентах к общей численности населения [7, с. 70-78].
К экономически неактивному населению трудоспособного возраста относятся лица, которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными. К занятым в экономике относятся лица, работающие на предприятиях и в организациях всех форм собственности.
Для оценки и прогноза трудовых ресурсов основополагающее значение имеет демографический потенциал страны, важнейшими показателями которого являются численность и продолжительность жизни населения, рождаемость и смертностъ, половозрастная структура, распределение населения на городское и сельское.
Численность населения определяется по итогам переписей и текущих оценок (в годы между переписями). Текущие оценки проводятся на основании итогов переписи населения, к которым ежегодно добавляется количество родившихся и прибывших и вычитается число умерших и выбывших с данной территории.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении - это количество лет, которое в среднем предстоит прожить одному человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в данный период времени. Возрастные коэффициенты смертности определяются как отношение числа умерших в данном возрасте в течение календарного года к среднегодовой численности лиц данного возраста.
Демографическая политика должна быть направлена на обеспечение режима воспроизводства населения, близкого к экономически развитым странам, характеризуемого ростом населения, сознательно регулируемой рождаемостью, снижающейся смертностью и повышающейся продолжительностью жизни. Особого внимания требует проблема создания благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, обеспечивающих возможность рождения и воспитания нескольких детей, постепенного перехода от мало- к среднедетности.
Стратегической целью государственной политики на рынке труда является обеспечение свободно избранной, продуктивной занятости и создание условий для более полной реализации трудового потенциала общества в соответствии с профессиональными возможностями каждого человека [8, с. 470-471].
Таким образом, природные ресурсы служат естественной базой развития экономики страны, поэтому важным моментом является раскрытие сущности и экономическая оценка природно-ресурсного потенциала.
Информация о работе Национальное богатство страны и способы его оценки