Национальное богатство страны и способы его оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является Республика Беларусь.
Предметом исследования является Национальное богатство, его структура и способы оценки.
Цель: изучить динамику национального богатства, проанализировать причины снижения национального богатства, возможные способы решения данной проблемы.
Для написания курсовой работы были использованы методы научного исследования, системный и сравнительный анализ, а также группировка данных.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….5

1. Национальное богатство как макроэкономический показатель: сущность и его структура………………………………………………………….7
1.1. Общее понятие и структура национального богатства……………7
1.2. Показатели оценки национального богатства……………………..10

2. Анализ динамики основных показателей, характеризующих уровень национального богатства Республики Беларусь…………………………………16
2.1. Анализ показателя основных средств в составе национального богатства…………………………………………………………………..16
2.2. Анализ природно–ресурсного потенциала……………………….17
2.3. Анализ демографического и трудового потенциалов Республики Беларусь……………………………………………………………………23

3. Перспективы роста национального богатства Республики Беларусь..27
3.1. Основные направления социально-экономического развития РБ на современном этапе………………………………………………………..27
3.2. Пути увеличения национального богатства……………………......31

Заключение………………………………………………………………..34

Список использованных источников……………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Змитрени А.А..docx

— 243.62 Кб (Скачать файл)

Расширяется исследование и вовлечение в эксплуатацию минеральных подземных вод. Разведано 70 источников с общими запасами 14320,8 м3 в сутки, разрабатывается 50. Минеральные воды используются для санаторно-курортного лечения, а также реализуются через торговую сеть в качестве минеральных лечебных и столовых вод.

Перспективны также поиски на территории Беларуси новых месторождений руд черных и цветных металлов, алмазов, золота, янтаря и других видов полезных ископаемых.

В Программе ускорения геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Республики Беларусь, в качестве приоритетных определены следующие направления: поиск и разведка месторождений нефти и газа, поиск и подготовка к промышленному освоению бурых углей, оценка перспектив алмазоносности, разведка запасов железных руд, подготовка к промышленному освоению минерализованных рассолов на одной из перспективных площадей, поиск и разведка новых месторождений полезных ископаемых. Предусматриваются задания по приросту запасов минерального сырья, другим итоговым показателям геологоразведочного производства, в том числе задания по техническому перевооружению.

 

 

2.3  Анализ демографического и трудового потенциалов Республики Беларусь

 

Часть национального богатства формируется за счет материальных ресурсов, которыми обладает население. К их числу относят владение недвижимым имуществом, предметами длительного пользования, автомобильным транспортом. В широком смысле в понятие «национальное богатство» можно включать и сами человеческие ресурсы, их потенциал.

Важной составной частью экономическоrо потенциала страны являются демографический и трудовой потенциалы, которые определяются численностью и половозрастной структурой населения, количеством и качеством трудовых ресурсов, их занятостью в экономике. Трудовые ресурсы относятся к одному из основных секторов развития национальной экономики.

Численность населения  Республики Беларусь на 1 октября 2012 года составила 9 459,8 тыс. человек и по сравнению с началом текущего года сократилась на 5,4 тыс. человек.

Число умерших сократилось за январь-сентябрь 2012 года по сравнению с соответствующим периодом 2011 года на 8285 человек в основном за счёт снижения смертности от некоторых инфекционных и паразитарных болезней, болезней системы кровообращения, органов дыхания, а также от внешних предотвратимых причин - случайных утоплений и отравлений алкоголем.

Структура населения по полу формируется в основном под влиянием демографических и социально-экономических факторов.

Основными целями  государственной демографической политики является снижение  смертности и повышение продолжительности жизни населения, повышение рождаемости, оптимизация миграционных   процессов.

Важнейшей составляющей процесса воспроизводства населения является рождаемость.  В январе-сентябре 2012 года в Республике  Беларусь родилось 84934 человек. Отмечается повышение уровня рождаемости. В 2012 году на 1000 чел. населения родилось 3,4 ребёнка.[9]

Учитывая важность решения демографических проблем для будущего нашей страны, принят Закон о демографической безопасности и разработана Программа демографической безопасности, реализация которых создаёт  предпосылки для изменения негативных тенденций в рождаемости и смертности. Задачи Программы:

  • повышение качества жизни семей с детьми путём принятия мер социально-экономического, правового, организационного характера;
  • улучшение репродуктивного здоровья населения, охрана здоровья матери и ребёнка;
  • снижение заболеваемости и смертности населения за счёт мероприятий по формированию здорового образа жизни и устранения влияния неблагоприятных экологических факторов [15, с. 15].

Большое вложение на демографические процессы наряду с рождаемостью и смертностью оказывает миграция населения. Миграционный прирост за январь-сентябрь 2012 года по сравнению с соответствующим периодом 2011 года снизился на 57,8% и составил 3 283 человека. Положительное сальдо миграции уменьшило естественную убыль населения на 37,9% (в январе-сентябре 2011 г. – на 37,1%).

Демографический потенциал во многом определяется продолжительностью жизни людей. В последние годы ожидаемая продолжительность жизни при рождении снизилась: в 2011 г. она составила 70,6 года, в том числе 64,7 года у мужчин и 76,7 года у женщин. [16]

3а последние  годы усилились диспропорции  в продолжительности жизни мужчин и женщин, что отрицательно сказывается на демографическом и трудовом потенциалах населения в целом. Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин в 2011 г. составила 12 лет.

Уменьшение продолжительности жизни и увеличение ее разницы у мужчин и женщин объясняются рядом социально-экономических, экологических, психологических, бытовых причин.

Продолжительность жизни и общественное здоровье на 49-53 % зависят от образа жизни человека, на 18-22 % - от наследственности, на 17-20 % - от внешней среды и экологии, на  8-10 % - от уровня развития здравоохранения. Мужчины больше, чем женщины, заняты на работах с тяжелыми и вредными условиями труда. Они чаще злоупотребляют алкоголем, курением, что ведет к увеличению смертности от целого ряда заболеваний. Отрицательное влияние на здоровье людей и в конечном счете на продолжительность жизни оказывают характерные для современного развития общества усложнение условий труда, ухудшение бытовых условий и экологической среды, увеличение напряженности ритма жизни, информационные и транспортные перегрузки, недостаточная физическая активность, недооценка здорового образа жизни.

В последние годы для характеристики демографического и трудового потенциалов страны используются такие понятия, как «индекс развития человеческого потенциала» и «человеческий капитал».

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или индекс человеческого развития, разработан специалистами Программы развития ООН (ПРООН) для сравнения отдельных стран по уровню развития человеческих ресурсов, а именно, насколько условия жизни в данной стране близки к общепризнанным критериям благополучия отдельного человека и всей нации – возможности жить долго, получить образование и иметь достойный уровень материального благосостояния. В показателе учитывается значимость как экономических, так и социальных факторов для жизни людей.

ИРЧП представляет собой среднюю арифметическую из трех важнейших индикаторов уровня жизни - индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индекса уровня образования населения и индекса реального среднедушевого ВВП, рассчитанного с учетом паритета покупательной способности (ППС). Индекс может изменяться от 0 до 1 (чем ближе он к 1, тем выше уравень развития человеческого потенциала). При значении ИРЧП, равном или больше 0,800, государство относится к категории стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала; от 0,500 до 0,799 - со средним, уровнем; менее 0,500 - низким уровнем развития человеческого потенциала.

ИРЧП стран мира публикуются ПРООН в ежегодных «Докладах о развитии человека». В 2010г. Беларусь по индексу развития человеческого потенциала (0,732) занимала 61-е место среди 169 стран и относилась к группе государств с высоким уровнем человеческого развития [17].

Для характеристики трудового потенциала страны важное значение имеет структура занятости населения, его распределение по отраслям национальной экономики и видам деятельности. Сводным источником информации о среднегодовой численности занятых в экономике и ее отраслях являются балансы трудовых ресурсов, ежегодно составляемые по областям, Минску и стране в целом. Численность занятых в экономике Беларуси уменьшилась с 5150,8 тыс. чел. в 1990 г. до 4572,2 тыс. чел. в январе-августе 2012 г. Доля занятых в сельском хозяйстве, строительстве, промышленности, транспорте, науке уменьшилась, а удельньпй вес работающих в лесном хозяйстве, связи, торговле и  жилищно-коммунальном хозяйстве увеличился [18, с.20]

Важным показателем оценки трудового потенциала является уровень образования населения, в том числе занятого в экономике. Республика Беларусь относится к государствам с высоким уровнем образования населения.   В целом следует отметить, что высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся эффективная система подготовки квалифицированных кадров являются одним из важнейших конкурентных преимуществ Республики Беларусь. Для максимального использования этого преимущества необходимо улучшать демографическую ситуацию, совершенствовать стругктуру занятости населения, повышать производительность труда.

Национальное богатство Беларуси на сегодняшний день оценивается в 1,6 триллионов долларов, что составляет 170 000 тысяч долларов на одного жителя нашей страны. При этом основные активы - земля и природные ресурсы - пока находятся в руках государства.

На первом месте по вкладу в национальное богатство страны находятся природные ресурсы: калийные удобрения ($600 млрд) и другие – примерно на такую же сумму. На втором - основные средства ($163 млрд), на третьем - жилая недвижимость ($115 млрд), на четвертом - земельные ресурсы (около $90 млрд). Как шутят экономисты, Беларусь фактически представляет собой сундук, но не с золотом, а с минеральными удобрениями и ее символом должны быть вовсе не озера, аисты и зубры, а подземные выработки. Довольно велики в нашей стране и запасы возобновляемых природных ресурсов, среди которых на первом месте находится лес. Белорусские леса занимают более 8,5 млн гектаров, или почти по 0,9 гектара на человека [19].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что фактические  значения основных показателей национального богатства значительно возросли по сравнению с предыдущими годами, причём тенденция роста прослеживается практически у всех составляющих компонентов национального богатства: основные средства, природно-ресурсный, демографический и трудовой потенциалы. Данную тенденцию подтверждают статистические данные, приведённые во второй главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

3.1 Основные направления  социально-экономического развития  РБ на современном этапе

 

Основные положения Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы подготовлены в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально–экономического развития Республики Беларусь».

В Основных положениях даны оценка социально–экономического развития Республики Беларусь в 2006 — 2010 годах и анализ положения Республики Беларусь в мире, определены внешние и внутренние факторы экономического развития, цели, задачи, основные направления, приоритеты и ожидаемые результаты социально–экономического развития национальной экономики на 2011 — 2015 годы, направления и меры по их реализации, в том числе пути модернизации экономических институтов и системы государственного регулирования.

Цель и приоритеты социально–экономического развития

Республика Беларусь в своей социально–экономической политике на предстоящее пятилетие исходит из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе.

Вместе с тем для динамичного развития требуется более активное совершенствование и модернизация действующих организационно–экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики, которые позволят повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность существующей модели развития Республики Беларусь.

Основные направления совершенствования предусматривают формирование национальной инновационной системы; создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику; развитие государственно–частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы; расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально–экономических проблем.

Главная цель — рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально–экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Ее реализация предусматривает повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 — 1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП — в 1,62 — 1,68 раза, производительности труда — в 1,63 — 1,68 раза, объемов промышленного производства — в 1,54 — 1,6 раза, сельского хозяйства — в 1,39 — 1,45 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 — 21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие — в 1,9 — 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.

Реализация поставленной цели будет достигнута на основе всестороннего использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно претворяется в жизнь в нашей стране. Именно оно выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований.

При этом потребуется концентрация ресурсов на следующих приоритетных направлениях социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы.

Развитие человеческого потенциала. Инновационный путь развития экономики базируется прежде всего на человеческом потенциале. Талантливый и трудолюбивый белорусский народ — источник и носитель прогресса в государстве.

Основа гармоничного развития нашего государства — баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью; создание материальной базы и системы стимулирования творческого развития работника и его высокопроизводительного труда; формирование психологии активного и добросовестного предпринимательства. Потенциал человека — это потенциал государства, чем богаче человек — тем богаче страна.

Информация о работе Национальное богатство страны и способы его оценки