Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:59, контрольная работа
Цель работы - рассмотреть и проанализировать основные макроэкономические показатели национальной экономики Республики Беларусь.
Данная цель обусловила необходимость решения данных задач:
- рассмотреть понятие национального продукта и основные подходы к его измерению;
- проанализировать основные макроэкономические показатели. (ВВП, ВНП и др. взаимосвязанные показатели) и методы их измерения;
- привести динамику основных макроэкономических показателей в РБ.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие национального продукта и основные подходы к его измерению.
Основные макроэкономические показатели. (ВВП, ВНП и др. взаимосвязанные показатели) и методы их измерения………………………...5
Динамика основных макроэкономических показателей в РБ…………….15
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников………………………………………...…42
Основную часть внешней торговли составляет торговля товарами – 91% общей суммы торговли товарами и услугами. Объем внешнего товарооборота, по данным торгового баланса, в январе-июне 2007 года составил 23 222,8 млн. долл. США, или 119,1% к уровню января-июня 2006 года. Из обшей суммы 56,1% внешнего товарооборота приходилось на страны СНГ (вместо 54,6% в январе-июне 2006 года). Объем торговли с ними возрос на 22,3%, со странами дальнего зарубежья – на 15,1%.
Рис. 6. Консолидированный торговый баланс
За шесть месяцев 2007 года экспортировано товаров на сумму 10 714,7 млн. долл. США, что на 15,3% больше, чем в январе-июне 2006 года, рис.6. Увеличение стоимостного объема экспорта обусловлено ростом цен на экспортируемые товары на 11,5% и его физического объема на 3,4%. Более половины (53,9%) белорусского экспорта приходилось на страны вне СНГ. При этом стоимостной объем экспорта в эти страны увеличился на5,3% по сравнению с январем-июнем 2006 года, в страны Содружества он увеличился на 29,9%.
Экспорт товаров в Российскую Федерацию в I полугодии 2007 года вырос относительно того же периода 2006 года на 28,7% (физический объем – на 9,9%, средние цены экспорта увеличились на 17,1%), составив 3 935 млн. долл. США, и занял 36,7% общего объема экспорта. Импорт российских товаров увеличился на 16,1%. В структуре импортных потоков доля России составила 58,1%. Увеличение стоимости российского импорта вызвано значительным ростом цен на импортируемые товары - на 21,8% при снижении физического объема поставок на 4,7%. В результате дефицит в торговле с Россией составил 3 336,7 млн. долл. США вместо 3 206,4 млн. долл. США в январе-июне 2006 года. В целом товарооборот с Россией за шесть месяцев 2007 года увеличился на 20,2% по сравнению с январем-июнем 2006 года, составив 11 206,7 млн. долл. США, и занял 48,3% всего внешнего товарооборота республики.
Товарные потоки из стран вне СНГ возросли на 31,2%. При этом положительное сальдо экспортно-импортных операций с ними составило 1 370,5 млн. долл. США против 2 127,6 млн. долл. США в январе-июне 2006 года.
В I полугодии 2007 года сложилось отрицательное сальдо в торговле товарами в размере 1 793,4 млн. долл. США. В январе-июне 2006 года дефицит в торговле товарами составлял 927,9 млн. долл. США.
Основными торговыми партнерами республики в январе-июне 2007 года являлись: Россия – 48,3% в общем товарообороте, Нидерланды – 8,8%, Германия – 5,4%, Украина – 5,5% Польша – 3,8%.
По предварительным данным государственной статистической отчетности о внешней торговле услугами, внешний оборот услуг за шесть месяцев 2007 года составил 2 019,6 млн. долл. США (экспорт – 1 381,7 млн. долл., импорт – 637,9 млн. долл.) и вырос по сравнению с январем-июнем 2006 года на 41,3%. При этом экспорт услуг увеличился на 36,1%, импорт – на 54,3%. В торговле услугами сложилось положительное сальдо в размере 743,8 млн. долл. США.
Торговля услугами более динамично развивалась со странами вне СНГ, прирост составил 53,3% по сравнению с январем-июнем 2006 года. Со странами Содружества объемы торговли услугами увеличились на 30,1%, в том числе с Россией – на 30,8%. На долю стран вне СНГ приходилось 49,5% общего объема экспорта услуг республики и 59% - общего объема импорта услуг.
В январе-июне 2007 года в консолидированный бюджет поступило 21 897,9 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 51,3% годового плана (за аналогичный период прошлого года - 50,3% годового плана). Из них на долю НДС, налога на прибыль и доходы, акцизов и подоходного налога приходится 37,8%. При этом 18,1% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 20 089,3 млрд. рублей, что составляет 45,1% годового плана. В реальном выражении это на 12,2% больше, чем за январь-июнь 2006 года при реальном росте доходов на 17%. Профицит консолидированного бюджета за январь-июнь 2007 года составил 1808,6 млрд. рублей, или 4,3% к ВВП (за январь-июнь 2006 года профицит - 2,2% к ВВП).
Данные анализа
доходов свидетельствуют о том,
что централизация доходов
Таблица 5 Динамика централизации доходов консолидированного бюджета
Показатели |
Ед. изм. |
2006 г., |
2007 г., |
1. Валовой внутренний продукт |
млрд. руб. |
34677,1 |
42386,9 |
2. Доходы консолидированного бюджета |
млрд. руб. |
17430,9 |
21897,9 |
3. Недоимка по доходам и поступлениям |
млрд. руб. |
227,8 |
221,5 |
4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам консолидированного бюджета |
% |
1,3 |
1,0 |
5. Централизация с учетом недоимки |
% |
51,0 |
52,2 |
в том числе: |
|||
уд. вес доходов консолидированного бюджета в ВВП (централизация) |
% |
50,3 |
51,7 |
уд. вес недоимки в ВВП |
% |
0,7 |
0,5 |
Одним из факторов
повышения уровня централизации
бюджетных средств в ВВП
Задолженность по платежам в бюджет (с учетом государственных целевых бюджетных фондов) по состоянию на 1 июля 2007 года составила 221,5 млрд. рублей (на 1 июня 2007 года - 234,8 млрд. рублей). Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,13% на 1.07.2006 г. до 0,59% на 1.07.2007 г., т.е. почти в два раза.
Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) за первое полугодие 2006-2007 годов, табл. 6. Как видно из таблицы, в январе-июне 2007 года налоговые доходы в структуре доходов сократились на 1,6 п.п. по сравнению с январем-июнем 2006 года, а доля их в ВВП осталась неизменна при сокращении недоимки.
Таблица 1 Динамика структуры доходов
консолидированного бюджета
за январь-июнь 2006-2007 гг., %
Показатели |
январь-июнь 2006 |
январь-июнь |
Налоговые доходы - всего |
70,7 |
69,1 |
в том числе: |
||
|
16,1 |
15,0 |
в т.ч. - подоходный налог |
6,5 |
6,2 |
|
1,8 |
0 |
|
3,4 |
3,4 |
|
38,5 |
34,6 |
в т.ч. - НДС |
19,1 |
18,1 |
- акцизы |
7,2 |
5,6 |
|
5,6 |
12,2 |
Взносы на
государственное социальное |
25,1 |
24,3 |
Неналоговые доходы |
4,2 |
6,6 |
Итого доходов |
100,0 |
100,0 |
Расходы консолидированного бюджета в I полугодии 2007 года профинансированы в сумме 20 089,3 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 4 818,9млрд. рублей. При этом кредиторская задолженность по средствам консолидированного бюджета составила 303,6 млрд. рублей (в первом полугодии 2006 года - 257,1 млрд. рублей). Отношение кредиторской задолженности к скользящим годовым расходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,1% на 1.07.2006 г. до 0,87% на 1.07.2007 г. (на 0,2 п.п.).
В январе-июне текущего года при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 12,2% по сравнению с соответствующим периодом 2006 года в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли общегосударственные расходы – 43,2%, расходы на жилищные и коммунальные услуги увеличились на 12%, социальную политику – 13,9%. Финансирование национальной экономики сократилось на 4,6% в реальном выражении.
В I полугодии 2007 года по сравнению с I полугодием 2006 года на 2,9 процентных пункта сократилась доля расходов бюджета на поддержку национальной экономики при росте удельного веса общегосударственных расходов на социальную политику на 0,4, на жилищные и коммунальные услуги – на 0,2 процентных пункта, рис. 7.
Рис. 7. Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу
Более 90% расходов бюджета по разделу "Национальная экономика" приходилась на расходы по четырем подразделам: "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" – 51,5% всех расходов на национальную экономику, "Дорожное хозяйство" – 21,8%, транспорт – 10,8% и "Промышленность, энергетика, строительство и архитектура" – 9,3%.
Расходы социального характера по разделам: "Социальная политика", "Образование", "Здравоохранение", "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" составили 56,1% всех расходов консолидированного бюджета. В I полугодии 2006 года доля этих расходов составляла 56,8%.
В расходах консолидированного бюджета за январь-июнь 2007 года в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 84,4%, в том числе на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 24,4%, субсидии и текущие трансферты – 44,1%. Доля капитальных расходов составила 14,8%.
Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) составили 11 189,4 млрд. руб., или 121,7% (в реальном выражении) к уровню I полугодия 2006 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 10 050 млрд. руб., что на 10,8% больше, чем в январе-июне 2006 года.
Почти четверть (24,8%) всех поступлений в республиканский бюджет (без учета ФСЗН) обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. По сравнению с I полугодием 2006 года его объем увеличился на 10,6% в реальном выражении. В 2,5 раза возросли налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 23,8%.
В финансировании
из республиканского бюджета в разрезе
функциональной классификации имелись существе
В январе-июне 2007 года доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили расходы на 1 139,4 млрд. рублей, или 2,7% ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета составил 1 688,4 млрд. рублей, или 4% ВВП.
В целом тенденции в налогово-бюджетной сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2007 году, как и ранее, будет подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны. (Приложение 1)
По оценке Министерства статистики и анализа Беларуси, валовой внутренний продукт в первом квартале 2008 г составил 25,8025 трлн рублей и возрос в сопоставимых ценах на 10,5% (против 8,2% в январе-марте 2007 г). В то же время, в долларовых условиях экономика Беларуси за последние четыре квартала возросла сразу на 23,1% до рекордных 47,615 млрд долларов. В свою очередь, в расчете на душу населения объем ВВП достиг уровня в 4,9 тыс долларов (в текущих ценах).
Интересно также взглянуть на результаты расчетов ВВП Министерством статистики и анализа по методу конечного использования и распределительным методом за 2007 г. Как правило, перечисленные способы в силу ряда факторов (например, наличия теневой экономики) далеко не всегда дают идентичный результат.
Так, по итогам 2007 г статистическое расхождение между ВВП, рассчитанным производственным методом и методом конечного использования, составило +2,1% (в 2006 г +1,3%). Иными словами, ВВП по методу конечного использования оказался на 2,1% меньше, чем ВВП, рассчитанный производственным способом.
Добавим, что вклад чистого экспорта (экспорт за минусом импорта) в ВВП по итогам 2007 г характеризуется отрицательной величиной - минус 6,2% против минус 4,2% год назад, что отражает существующие негативные тенденции во внешней торговле страны.