Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:59, контрольная работа
Цель работы - рассмотреть и проанализировать основные макроэкономические показатели национальной экономики Республики Беларусь.
Данная цель обусловила необходимость решения данных задач:
- рассмотреть понятие национального продукта и основные подходы к его измерению;
- проанализировать основные макроэкономические показатели. (ВВП, ВНП и др. взаимосвязанные показатели) и методы их измерения;
- привести динамику основных макроэкономических показателей в РБ.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие национального продукта и основные подходы к его измерению.
Основные макроэкономические показатели. (ВВП, ВНП и др. взаимосвязанные показатели) и методы их измерения………………………...5
Динамика основных макроэкономических показателей в РБ…………….15
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников………………………………………...…42
Третий способ расчета ВВП - распределительный метод - также дает интересную информацию об источниках экономического роста в Беларуси.
Так, по данным за 2007 г удельный вес оплаты труда работников (включая отчисления на социальное страхование) в ВВП снизился до 46,2% против 47,9% в 2006 г, что не может не вызывать определенной тревоги.
В свою очередь, вклад чистых налогов на производство и импорт (налоги за минусом субсидий) возрос до 18,2% против 16,9% в 2006 г. При этом, удельный вес валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов в ВВП возрос в меньшей степени - до 35,6% против 35,2% в 2006 г.
Представим указанные данные в таблице 1 и таблице2.
Таблица 7 Уровень номинального ВВП
2008 г. | |||||
текущие цены, млрд. руб. |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
год |
Валовой внутренний продукт |
25802,5 |
||||
в том числе: |
|||||
расходы
на конечное |
18880,0 |
||||
домашних хозяйств |
13785,4 |
||||
государственных учреждений |
4777,7 |
||||
некоммерческих организаций, |
316,9 |
||||
валовое накопление |
7003,0 |
||||
валовое накопление
основного |
6561,1 |
||||
изменение запасов |
441,9 |
||||
чистый экспорт |
-445,2 |
||||
импорт |
19306,1 |
||||
экспорт |
19751,3 |
||||
статистическое расхождение |
364,7 |
Таблица 7 Уровень реального ВВП в 1 квартале 2008 г
в среднегодовых ценах 2005 года, млрд. руб. | |
Валовой внутренний продукт |
18346,0 |
в том числе: |
|
расходы
на конечное |
14027,2 |
домашних хозяйств |
10469,5 |
государственных учреждений |
3337,6 |
некоммерческих
организаций, |
220,1 |
валовое накопление |
6612,8 |
валовое накопление
основного |
6374,8 |
изменение запасов |
238,0 |
чистый экспорт |
-1668,2 |
статистическое расхождение |
-625,8 |
Очевидно, что представленные изменения в структуре ВВП следует расценивать скорее как негативные. Необходимо осознавать, что рост ВВП за последние годы в немалой степени обеспечивается за счет увеличения заработной платы населения и соответствующих расходов на конечное потребление домашних хозяйств. За счет потребительского бума, который происходит сейчас в стране, во многом и сохраняются высокие темпы роста экономики.
В свою очередь, увеличение удельного веса чистых налогов в ВВП свидетельствует об увеличении налоговой нагрузки на белорусскую экономику. Целесообразность этого процесса в последнее время все чаще ставится под сомнение. Действительно, по данным Министерства финансов Беларуси, профицит республиканского бюджета в первом квартале 2008 г составил 1,761 трлн рублей, или 6,9% к ВВП.
На наш взгляд, в складывающихся условиях целесообразно пожертвовать частью налоговой нагрузки в пользу поддержания на высоком уровне темпов экономического роста и заработной платы работников.
Так, в настоящее время в Беларуси средняя зарплата примерно в два раза меньше, чем в России и в четыре раза ниже, чем в Польше. По данным Министерства статистики и анализа, в Беларуси начисленная средняя заработная плата работников в марте 2008 г составила 807,8 тыс рублей, что эквивалентно 376,6 долларов.
В то же время, по данным Федеральной службы государственной статистики России, средняя зарплата россиян в марте составила 16,428 тыс рублей, или 700,9 долларов в эквиваленте. В результате можно отметить, что средняя зарплата в России на 86,1% выше аналогичного белорусского показателя.
Однако наиболее богатыми среди наших соседей являются поляки. Так, по данным Центрального статистического офиса Польши, средняя зарплата работников в третьем квартале 2007 г составила 3144,4 злотых, что эквивалентно ни много, ни мало 1426,4 долларов. То есть наши западные соседи зарабатывают сразу в 3,8 раза больше, чем белорусы.
Безусловно, необходимо сделать оговорку, что уровень цен в представленных странах также различается. Этот вопрос является предметом отдельного статистического исследования. Однако можно, предположить, что в этом плане Беларусь, к сожалению, будет находиться скорее в числе лидеров, чем аутсайдеров.
Поэтому вопрос адекватного увеличения заработной платы и доходов населения Беларуси выглядит, вероятно, более важным, чем сама проблема инфляции и ряд других вопросов экономической политики, полагают профильные эксперты. В противном случае, специалисты не исключают усиления оттока высококвалифицированных кадров зарубеж, а также заметного ослабления внутреннего спроса в экономике.
Заключение
Таким образом, рассмотрев в рамках
данной работы основные вопросы, связанные
с проблемой национального
1. Результатом функционирования национальной экономики являются асе товары и услуги, созданные в данной стране за определенный период времени, то есть национальный доход.
2. Попытки измерить объем национального дохода предпринимались давно. К первым из них можно отнести экономические таблицы, составленные Кенэ в 1758 г. и его последователям - физиократами. Классическая школа и марксистская политэкономия использовали математические модели и схемы в основном для отображения распределения и перераспределения национального продукта и национального дохода с точки зрения воспроизводства.
3. Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.
4. Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.
5. Современная финансовая система государства состоит из децентрализованных и централизованных (общегосударственных) финансов, которые в свою очередь включают государственные и частные финансы.
В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
6. Финансовая система Беларуси включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды социального страхования, финансы предприятий различных форм собственности, финансы домохозяйств. Составные части финансовой системы тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Финансовое состояние каждого ее элемента с одной стороны зависит, а с другой – влияет на финансовое состояние другого.
7. Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
8. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Формами использования этой части финансовых ресурсов являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач.
9. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений предприятий и домохозяйств.
Общегосударственные финансы
органически связаны с
Список использованных источников
Приложение 1 Консолидированный бюджет Республики Беларусь (в сопоставимой структуре)
2004 год |
2005 год |
2006 год |
I полугодие |
I полугодие 2007 года | |
1. ДОХОДЫ - всего |
23 003,2 |
30 824,9 |
38 391,2 |
17 430,9 |
21 897,9 |
1.1 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: |
16 751,4 |
22 326,8 |
26 929,0 |
12 317,7 |
15 134,0 |
Подоходный налог |
1 403,8 |
1 882,3 |
2 480,1 |
1 126,9 |
1 347,5 |
Налог на прибыль |
1 629,7 |
2 376,9 |
3 140,8 |
1 426,3 |
1 689,2 |
Налоги на собственность |
957,0 |
1 148,6 |
1 268,4 |
586,3 |
733,9 |
НДС |
3 854,5 |
5 909,0 |
7 364,8 |
3 331,5 |
3 956,2 |
Акцизы |
1 125,8 |
1 368,0 |
2 829,7 |
1 262,5 |
1 216,7 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
1 094,8 |
1 682,3 |
2 068,7 |
973,8 |
2 663,2 |
1.2 ВЗНОСЫ НА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ |
5 382,2 |
7 345,5 |
9 287,7 |
4 370,8 |
5 324,3 |
1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
869,7 |
1 152,6 |
2 174,5 |
742,4 |
1 439,6 |
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) |
22 546,5 |
30 556,0 |
37 256,2 |
16 666,6 |
20 089,3 |
2.1 Общегосударственные расходы |
2 533,2 |
4 003,6 |
4 936,9 |
1 982,3 |
3 048,1 |
2.1 Национальная оборона |
483,0 |
720,1 |
998,8 |
408,8 |
504,9 |
2.3 Правоохранительная
деятельность и обеспечение |
1 000,7 |
1 382,7 |
1 719,2 |
788,7 |
929,4 |
2.4 Национальная экономика |
4 507,5 |
5 983,5 |
7 600,9 |
3 247,4 |
3 325,7 |
2.5 Охрана окружающей среды |
314,6 |
384,6 |
460,3 |
102,5 |
150,8 |
2.6 Жилищно-коммунальные
услуги и жилищное |
1 398,8 |
1 671,8 |
1 674,0 |
667,8 |
854,1 |
2.7 Здравоохранение |
2 256,3 |
2 985,4 |
3 527,7 |
1 661,3 |
1 949,4 |
2.8 Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
528,7 |
705,1 |
918,8 |
418,7 |
489,2 |
2.9 Образование |
2 985,4 |
4 007,9 |
4 788,4 |
2 446,6 |
2 791,2 |
2.10 Социальная политика |
6 538,4 |
8 711,3 |
10 631,2 |
4 942,5 |
6 046,6 |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) |
|||||
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: |
18 360,1 |
24 610,1 |
29 444,7 |
14 078,5 |
16 961,5 |
Заработная плата |
3 882,0 |
5 290,0 |
6 528,0 |
3 326,4 |
3 849,2 |
Начисления на заработную плату |
1 064,8 |
1 477,6 |
1 801,0 |
920,0 |
1 059,4 |
Выплата процентов |
243,7 |
229,5 |
293,4 |
154,6 |
206,6 |
Субсидии и текущие трансферты |
9 084,2 |
12 618,2 |
15 107,7 |
7 154,9 |
8 850,1 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ |
3 928,1 |
5 387,2 |
7 608,9 |
2 540,0 |
2 975,2 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ |
258,3 |
558,7 |
202,5 |
48,1 |
152,5 |
Дефицит (-), профицит (+) |
457 |
269 |
1 135 |
764 |
1 809 |
Финансирование |
-457 |
-269 |
-1 135 |
-764 |
-1 809 |
Внутреннее финансирование |
-693 |
-467 |
-1 151 |
-719 |
-1 739 |
Внешнее финансирование |
236 |
198 |
16 |
-45 |
-70 |
Справочно: |
|
||||
ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ |
|
||||
Доходы |
5 416,7 |
7 404,7 |
9 384,6 |
4 413,2 |
5 403,7 |
в т.ч.
трансферты республиканского |
36,1 |
288,9 |
115,4 |
60,0 |
12,2 |
Расходы |
5 226,0 |
6 735,5 |
8 491,1 |
3 940,8 |
4 854,7 |
Сальдо |
190,7 |
669,3 |
893,5 |
472,4 |
549,0 |