Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:59, контрольная работа
Цель работы  - рассмотреть и проанализировать основные макроэкономические показатели национальной экономики Республики Беларусь.
Данная цель обусловила необходимость решения  данных задач:
- рассмотреть понятие национального продукта и основные подходы к его измерению;
- проанализировать  основные макроэкономические показатели. (ВВП, ВНП и др. взаимосвязанные показатели) и методы их измерения;
- привести динамику основных макроэкономических показателей в РБ.
Введение…………………………………………………………………………...3
    Понятие национального продукта и основные подходы к его измерению.
Основные макроэкономические показатели. (ВВП, ВНП и др. взаимосвязанные  показатели) и методы их измерения………………………...5
    Динамика основных макроэкономических показателей в РБ…………….15
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников………………………………………...…42
Третий способ расчета ВВП - распределительный метод - также дает интересную информацию об источниках экономического роста в Беларуси.
Так, по данным за 2007 г удельный вес оплаты труда работников (включая отчисления на социальное страхование) в ВВП снизился до 46,2% против 47,9% в 2006 г, что не может не вызывать определенной тревоги.
В свою очередь, вклад чистых налогов на производство и импорт (налоги за минусом субсидий) возрос до 18,2% против 16,9% в 2006 г. При этом, удельный вес валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов в ВВП возрос в меньшей степени - до 35,6% против 35,2% в 2006 г.
Представим указанные данные в таблице 1 и таблице2.
Таблица 7 Уровень номинального ВВП
| 2008 г. | |||||
| текущие цены, млрд. руб. | 1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | год | 
| Валовой внутренний продукт | 25802,5 | ||||
| в том числе: | |||||
|  расходы 
  на конечное  | 18880,0 | ||||
| домашних хозяйств | 13785,4 | ||||
| государственных учреждений | 4777,7 | ||||
|  некоммерческих организаций,  | 316,9 | ||||
| валовое накопление | 7003,0 | ||||
|   валовое накопление 
  основного      | 6561,1 | ||||
|    изменение запасов  | 441,9 | ||||
| чистый экспорт | -445,2 | ||||
| импорт | 19306,1 | ||||
| экспорт | 19751,3 | ||||
| статистическое расхождение | 364,7 | ||||
Таблица 7 Уровень реального ВВП в 1 квартале 2008 г
| в среднегодовых ценах 2005 года, млрд. руб. | |
| Валовой внутренний продукт | 18346,0 | 
| в том числе: | |
|  расходы 
  на конечное  | 14027,2 | 
| домашних хозяйств | 10469,5 | 
| государственных учреждений | 3337,6 | 
|  некоммерческих 
  организаций,  | 220,1 | 
| валовое накопление | 6612,8 | 
|   валовое накопление 
  основного      | 6374,8 | 
|    изменение запасов  | 238,0 | 
| чистый экспорт | -1668,2 | 
| статистическое расхождение | -625,8 | 
Очевидно, что представленные изменения в структуре ВВП следует расценивать скорее как негативные. Необходимо осознавать, что рост ВВП за последние годы в немалой степени обеспечивается за счет увеличения заработной платы населения и соответствующих расходов на конечное потребление домашних хозяйств. За счет потребительского бума, который происходит сейчас в стране, во многом и сохраняются высокие темпы роста экономики.
В свою очередь, увеличение удельного веса чистых налогов в ВВП свидетельствует об увеличении налоговой нагрузки на белорусскую экономику. Целесообразность этого процесса в последнее время все чаще ставится под сомнение. Действительно, по данным Министерства финансов Беларуси, профицит республиканского бюджета в первом квартале 2008 г составил 1,761 трлн рублей, или 6,9% к ВВП.
На наш взгляд, в складывающихся условиях целесообразно пожертвовать частью налоговой нагрузки в пользу поддержания на высоком уровне темпов экономического роста и заработной платы работников.
Так, в настоящее время в Беларуси средняя зарплата примерно в два раза меньше, чем в России и в четыре раза ниже, чем в Польше. По данным Министерства статистики и анализа, в Беларуси начисленная средняя заработная плата работников в марте 2008 г составила 807,8 тыс рублей, что эквивалентно 376,6 долларов.
В то же время, по данным Федеральной службы государственной статистики России, средняя зарплата россиян в марте составила 16,428 тыс рублей, или 700,9 долларов в эквиваленте. В результате можно отметить, что средняя зарплата в России на 86,1% выше аналогичного белорусского показателя.
Однако наиболее богатыми среди наших соседей являются поляки. Так, по данным Центрального статистического офиса Польши, средняя зарплата работников в третьем квартале 2007 г составила 3144,4 злотых, что эквивалентно ни много, ни мало 1426,4 долларов. То есть наши западные соседи зарабатывают сразу в 3,8 раза больше, чем белорусы.
Безусловно, необходимо сделать оговорку, что уровень цен в представленных странах также различается. Этот вопрос является предметом отдельного статистического исследования. Однако можно, предположить, что в этом плане Беларусь, к сожалению, будет находиться скорее в числе лидеров, чем аутсайдеров.
Поэтому вопрос адекватного увеличения заработной платы и доходов населения Беларуси выглядит, вероятно, более важным, чем сама проблема инфляции и ряд других вопросов экономической политики, полагают профильные эксперты. В противном случае, специалисты не исключают усиления оттока высококвалифицированных кадров зарубеж, а также заметного ослабления внутреннего спроса в экономике.
 
Заключение
Таким образом, рассмотрев в рамках 
данной работы основные вопросы, связанные 
с проблемой национального 
1. Результатом функционирования национальной экономики являются асе товары и услуги, созданные в данной стране за определенный период времени, то есть национальный доход.
2. Попытки измерить объем национального дохода предпринимались давно. К первым из них можно отнести экономические таблицы, составленные Кенэ в 1758 г. и его последователям - физиократами. Классическая школа и марксистская политэкономия использовали математические модели и схемы в основном для отображения распределения и перераспределения национального продукта и национального дохода с точки зрения воспроизводства.
3. Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.
4. Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.
5. Современная финансовая система государства состоит из децентрализованных и централизованных (общегосударственных) финансов, которые в свою очередь включают государственные и частные финансы.
В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
6. Финансовая система Беларуси включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды социального страхования, финансы предприятий различных форм собственности, финансы домохозяйств. Составные части финансовой системы тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Финансовое состояние каждого ее элемента с одной стороны зависит, а с другой – влияет на финансовое состояние другого.
7. Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
8. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Формами использования этой части финансовых ресурсов являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач.
9. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений предприятий и домохозяйств.
Общегосударственные финансы 
органически связаны с 
 
Список использованных источников
 
Приложение 1 Консолидированный бюджет Республики Беларусь (в сопоставимой структуре)
| 2004 год | 2005 год | 2006 год | I полугодие   | I полугодие 2007 года | |
| 1. ДОХОДЫ - всего | 23 003,2 | 30 824,9 | 38 391,2 | 17 430,9 | 21 897,9 | 
| 1.1 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: | 16 751,4 | 22 326,8 | 26 929,0 | 12 317,7 | 15 134,0 | 
| Подоходный налог | 1 403,8 | 1 882,3 | 2 480,1 | 1 126,9 | 1 347,5 | 
| Налог на прибыль | 1 629,7 | 2 376,9 | 3 140,8 | 1 426,3 | 1 689,2 | 
| Налоги на собственность | 957,0 | 1 148,6 | 1 268,4 | 586,3 | 733,9 | 
| НДС | 3 854,5 | 5 909,0 | 7 364,8 | 3 331,5 | 3 956,2 | 
| Акцизы | 1 125,8 | 1 368,0 | 2 829,7 | 1 262,5 | 1 216,7 | 
| Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 1 094,8 | 1 682,3 | 2 068,7 | 973,8 | 2 663,2 | 
| 1.2 ВЗНОСЫ НА 
  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  | 5 382,2 | 7 345,5 | 9 287,7 | 4 370,8 | 5 324,3 | 
| 1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 869,7 | 1 152,6 | 2 174,5 | 742,4 | 1 439,6 | 
| 2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) | 22 546,5 | 30 556,0 | 37 256,2 | 16 666,6 | 20 089,3 | 
| 2.1 Общегосударственные расходы | 2 533,2 | 4 003,6 | 4 936,9 | 1 982,3 | 3 048,1 | 
| 2.1 Национальная оборона | 483,0 | 720,1 | 998,8 | 408,8 | 504,9 | 
| 2.3 Правоохранительная 
  деятельность и обеспечение  | 1 000,7 | 1 382,7 | 1 719,2 | 788,7 | 929,4 | 
| 2.4 Национальная экономика | 4 507,5 | 5 983,5 | 7 600,9 | 3 247,4 | 3 325,7 | 
| 2.5 Охрана окружающей среды | 314,6 | 384,6 | 460,3 | 102,5 | 150,8 | 
| 2.6 Жилищно-коммунальные 
  услуги и жилищное  | 1 398,8 | 1 671,8 | 1 674,0 | 667,8 | 854,1 | 
| 2.7 Здравоохранение | 2 256,3 | 2 985,4 | 3 527,7 | 1 661,3 | 1 949,4 | 
| 2.8 Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации | 528,7 | 705,1 | 918,8 | 418,7 | 489,2 | 
| 2.9 Образование | 2 985,4 | 4 007,9 | 4 788,4 | 2 446,6 | 2 791,2 | 
| 2.10 Социальная политика | 6 538,4 | 8 711,3 | 10 631,2 | 4 942,5 | 6 046,6 | 
| РАСХОДЫ (экономическая классификация) | |||||
| ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: | 18 360,1 | 24 610,1 | 29 444,7 | 14 078,5 | 16 961,5 | 
| Заработная плата | 3 882,0 | 5 290,0 | 6 528,0 | 3 326,4 | 3 849,2 | 
| Начисления на заработную плату | 1 064,8 | 1 477,6 | 1 801,0 | 920,0 | 1 059,4 | 
| Выплата процентов | 243,7 | 229,5 | 293,4 | 154,6 | 206,6 | 
| Субсидии и текущие трансферты | 9 084,2 | 12 618,2 | 15 107,7 | 7 154,9 | 8 850,1 | 
| КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ | 3 928,1 | 5 387,2 | 7 608,9 | 2 540,0 | 2 975,2 | 
| ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ | 258,3 | 558,7 | 202,5 | 48,1 | 152,5 | 
| Дефицит (-), профицит (+) | 457 | 269 | 1 135 | 764 | 1 809 | 
| Финансирование | -457 | -269 | -1 135 | -764 | -1 809 | 
| Внутреннее финансирование | -693 | -467 | -1 151 | -719 | -1 739 | 
| Внешнее финансирование | 236 | 198 | 16 | -45 | -70 | 
| Справочно: | 
 | ||||
| ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ | 
 | ||||
| Доходы | 5 416,7 | 7 404,7 | 9 384,6 | 4 413,2 | 5 403,7 | 
|  в т.ч. 
  трансферты республиканского  | 36,1 | 288,9 | 115,4 | 60,0 | 12,2 | 
| Расходы | 5 226,0 | 6 735,5 | 8 491,1 | 3 940,8 | 4 854,7 | 
| Сальдо | 190,7 | 669,3 | 893,5 | 472,4 | 549,0 |