Национальный продукт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:59, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть и проанализировать основные макроэкономические показатели национальной экономики Республики Беларусь.
Данная цель обусловила необходимость решения данных задач:
- рассмотреть понятие национального продукта и основные подходы к его измерению;
- проанализировать основные макроэкономические показатели. (ВВП, ВНП и др. взаимосвязанные показатели) и методы их измерения;
- привести динамику основных макроэкономических показателей в РБ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие национального продукта и основные подходы к его измерению.
Основные макроэкономические показатели. (ВВП, ВНП и др. взаимосвязанные показатели) и методы их измерения………………………...5
Динамика основных макроэкономических показателей в РБ…………….15
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников………………………………………...…42

Вложенные файлы: 1 файл

33 к. р. макроэкономика - Основные макроэкономические показатели национальной экономики и их динамика в РБ.doc

— 595.00 Кб (Скачать файл)

Третий способ расчета ВВП - распределительный метод - также дает интересную информацию об источниках экономического роста в Беларуси.

Так, по данным за 2007 г удельный вес оплаты труда работников (включая отчисления на социальное страхование) в ВВП снизился до 46,2% против 47,9% в 2006 г, что не может не вызывать определенной тревоги.

В свою очередь, вклад чистых налогов на производство и импорт (налоги за минусом субсидий) возрос до 18,2% против 16,9% в 2006 г. При этом, удельный вес валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов в ВВП возрос в меньшей степени - до 35,6% против 35,2% в 2006 г.

Представим  указанные данные в таблице 1 и  таблице2.

Таблица 7 Уровень номинального ВВП

 

 2008 г.

текущие цены, млрд. руб.

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

год

Валовой внутренний продукт 

25802,5

       

             в том числе:

         

 расходы  на конечное 
   потребление

18880,0

       

 домашних  хозяйств

13785,4

       

 государственных  учреждений

4777,7

       

 некоммерческих организаций, 
       обслуживающих домашние  
       хозяйства

316,9

       

 валовое  накопление

7003,0

       

  валовое накопление основного     
       капитала

6561,1

       

   изменение запасов 
       материальных 
       оборотных средств

441,9

       

 чистый  экспорт 

-445,2

       

    импорт

19306,1

       

   экспорт

19751,3

       

статистическое  расхождение

364,7

       

 

 

 

 

 

 

Таблица 7 Уровень реального ВВП в 1 квартале 2008 г

в среднегодовых  ценах 2005 года, млрд. руб.

Валовой внутренний продукт 

18346,0

             в том числе:

 

 расходы  на конечное 
   потребление

14027,2

 домашних  хозяйств

10469,5

 государственных  учреждений

3337,6

 некоммерческих  организаций, 
       обслуживающих домашние  
       хозяйства

220,1

 валовое  накопление

6612,8

  валовое накопление основного     
       капитала

6374,8

   изменение запасов 
       материальных 
       оборотных средств

238,0

 чистый  экспорт 

-1668,2

статистическое  расхождение

-625,8


 

Очевидно, что  представленные изменения в структуре ВВП следует расценивать скорее как негативные. Необходимо осознавать, что рост ВВП за последние годы в немалой степени обеспечивается за счет увеличения заработной платы населения и соответствующих расходов на конечное потребление домашних хозяйств. За счет потребительского бума, который происходит сейчас в стране, во многом и сохраняются высокие темпы роста экономики.

В свою очередь, увеличение удельного веса чистых налогов в ВВП свидетельствует об увеличении налоговой нагрузки на белорусскую экономику. Целесообразность этого процесса в последнее время все чаще ставится под сомнение. Действительно, по данным Министерства финансов Беларуси, профицит республиканского бюджета в первом квартале 2008 г составил 1,761 трлн рублей, или 6,9% к ВВП.

На наш взгляд, в складывающихся условиях целесообразно пожертвовать частью налоговой нагрузки в пользу поддержания на высоком уровне темпов экономического роста и заработной платы работников.

Так, в настоящее время в Беларуси средняя зарплата примерно в два раза меньше, чем в России и в четыре раза ниже, чем в Польше. По данным Министерства статистики и анализа, в Беларуси начисленная средняя заработная плата работников в марте 2008 г составила 807,8 тыс рублей, что эквивалентно 376,6 долларов.

В то же время, по данным Федеральной службы государственной статистики России, средняя зарплата россиян в марте составила 16,428 тыс рублей, или 700,9 долларов в эквиваленте. В результате можно отметить, что средняя зарплата в России на 86,1% выше аналогичного белорусского показателя.

Однако наиболее богатыми среди наших соседей  являются поляки. Так, по данным Центрального статистического офиса Польши, средняя зарплата работников в третьем квартале 2007 г составила 3144,4 злотых, что эквивалентно ни много, ни мало 1426,4 долларов. То есть наши западные соседи зарабатывают сразу в 3,8 раза больше, чем белорусы.

Безусловно, необходимо сделать оговорку, что уровень  цен в представленных странах также различается. Этот вопрос является предметом отдельного статистического исследования. Однако можно, предположить, что в этом плане Беларусь, к сожалению, будет находиться скорее в числе лидеров, чем аутсайдеров.

Поэтому вопрос адекватного увеличения заработной платы и доходов населения Беларуси выглядит, вероятно, более важным, чем сама проблема инфляции и ряд других вопросов экономической политики, полагают профильные эксперты. В противном случае, специалисты не исключают усиления оттока высококвалифицированных кадров зарубеж, а также заметного ослабления внутреннего спроса в экономике.

 

Заключение

 

Таким образом, рассмотрев в рамках данной работы основные вопросы, связанные  с проблемой национального дохода мы можем сделать некоторые выводы:

1. Результатом функционирования национальной экономики являются асе товары и услуги, созданные в данной стране за определенный период времени, то есть национальный доход.

2. Попытки измерить объем национального дохода предпринимались давно. К первым из них можно отнести экономические таблицы, составленные Кенэ в 1758 г. и его последователям - физиократами. Классическая школа и марксистская политэкономия использовали математические модели и схемы в основном для отображения распределения и перераспределения национального продукта и национального дохода с точки зрения воспроизводства.

3. Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

4. Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.

5. Современная финансовая система государства состоит из децентрализованных и централизованных (общегосударственных) финансов, которые в свою очередь включают государственные и частные финансы.

В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

6. Финансовая система Беларуси включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды социального страхования, финансы предприятий различных форм собственности, финансы домохозяйств. Составные части финансовой системы тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Финансовое состояние каждого ее элемента с одной стороны зависит, а с другой – влияет на финансовое состояние другого.

7. Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

8. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Формами использования этой части финансовых ресурсов являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач.

9. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений предприятий и домохозяйств.

Общегосударственные финансы  органически связаны с финансами  предприятий. С одной стороны, главным  источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в  сфере материального производства. С другой - процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только, за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий и населения, а также на базе операций с ценными бумагами – заемные средства на фондовом рынке. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Лемешевский И. М. Экономическая теория (в трех частях). Ч. 1. Основы. Вводный курс: Учеб. пособие для вузов. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2002. – 632 с.
  2. Лемешевский И. М. Микроэкономика (экономическая теория Ч. 2.). Учебное пособие для вузов. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003. – 720 с.
  3. Лемешевский И. М. Макроэкономика (экономическая теория Ч. 3.). Учебное пособие для вузов. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.
  4. Лемешевский И. М. Экономическая теория (в трех частях). Ч. 1. Основы. Вводный курс: Учеб. пособие для вузов. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2002. – 632 с.
  5. Лемешевский И. М. Микроэкономика (экономическая теория Ч. 2.). Учебное пособие для вузов. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003. – 720 с.
  6. Лемешевский И. М. Макроэкономика (экономическая теория Ч. 3.). Учебное пособие для вузов. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.
  7. Лемешевский И. М. Экономическая теория (в трех частях). Ч. 1. Основы. Вводный курс: Учеб. пособие для вузов. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2002. – 632 с.
  8. Лемешевский И. М. Микроэкономика (экономическая теория Ч. 2.). Учебное пособие для вузов. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003. – 720 с.
  9. Лемешевский И. М. Макроэкономика (экономическая теория Ч. 3.). Учебное пособие для вузов. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.
  10. Макроэкономика: Социально ориентированный подход: Учеб. пособие / Э. А. Лотухина, В. В. Козловский, В. Н. Бусько и др.; Под ред. Э. А. Лотухиной. Мн.: Тесей, 2003. – 320 с.
  11. Макроэкономика: Учеб. пособие/ Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; под. ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244 с.

 

  1. Национальная экономика Беларуси: учебник / В. Н. Шимов, Я. М. Александрович, А. В. Богданович и др.; под ред. д-ра экон. наук, проф. В. Н. Шимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 751 с.
  2. Экономическая теория: Практикум/ В.Л. Клюня, Л.И. Дакуко, М.Л. Зеленкевич и др.; под. ред. В.Л. Клюни, Л. И. Дакуко. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – 112 с. 
  3. Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 608 с.
  4. Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; под. ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 752 с.
  5. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие/ Под ред. Э.И. Лобковича. – Мн.: ООО Новое знание, 2000. – 664 с.

 

 

Приложение 1 Консолидированный бюджет Республики Беларусь (в сопоставимой структуре)

 

 

2004 год 

2005 год 

2006 год 

I полугодие  
2006 года

I полугодие  2007 года

1. ДОХОДЫ - всего

23 003,2

30 824,9

38 391,2

17 430,9

21 897,9

1.1 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:

16 751,4

22 326,8

26 929,0

12 317,7

15 134,0

 Подоходный  налог

1 403,8

1 882,3

2 480,1

1 126,9

1 347,5

 Налог на  прибыль

1 629,7

2 376,9

3 140,8

1 426,3

1 689,2

 Налоги на  собственность 

957,0

1 148,6

1 268,4

586,3

733,9

 НДС

3 854,5

5 909,0

7 364,8

3 331,5

3 956,2

 Акцизы

1 125,8

1 368,0

2 829,7

1 262,5

1 216,7

 Налоговые  доходы от внешнеэкономической  деятельности

1 094,8

1 682,3

2 068,7

973,8

2 663,2

1.2 ВЗНОСЫ НА  ГОСУДАРСТВЕННОЕ 
     СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

5 382,2

7 345,5

9 287,7

4 370,8

5 324,3

1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ  ДОХОДЫ

869,7

1 152,6

2 174,5

742,4

1 439,6

2. РАСХОДЫ  (функциональная классификация)

22 546,5

30 556,0

37 256,2

16 666,6

20 089,3

2.1 Общегосударственные  расходы

2 533,2

4 003,6

4 936,9

1 982,3

3 048,1

2.1 Национальная  оборона

483,0

720,1

998,8

408,8

504,9

2.3 Правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности

1 000,7

1 382,7

1 719,2

788,7

929,4

2.4 Национальная  экономика

4 507,5

5 983,5

7 600,9

3 247,4

3 325,7

2.5 Охрана окружающей среды

314,6

384,6

460,3

102,5

150,8

2.6 Жилищно-коммунальные  услуги и жилищное строительство

1 398,8

1 671,8

1 674,0

667,8

854,1

2.7 Здравоохранение

2 256,3

2 985,4

3 527,7

1 661,3

1 949,4

2.8 Физическая  культура, спорт, культура и средства  массовой информации

528,7

705,1

918,8

418,7

489,2

2.9 Образование

2 985,4

4 007,9

4 788,4

2 446,6

2 791,2

2.10 Социальная  политика

6 538,4

8 711,3

10 631,2

4 942,5

6 046,6

РАСХОДЫ (экономическая классификация)

         

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них:

18 360,1

24 610,1

29 444,7

14 078,5

16 961,5

 Заработная  плата

3 882,0

5 290,0

6 528,0

3 326,4

3 849,2

 Начисления  на заработную плату

1 064,8

1 477,6

1 801,0

920,0

1 059,4

 Выплата  процентов

243,7

229,5

293,4

154,6

206,6

 Субсидии  и текущие трансферты

9 084,2

12 618,2

15 107,7

7 154,9

8 850,1

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

3 928,1

5 387,2

7 608,9

2 540,0

2 975,2

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ  КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ

258,3

558,7

202,5

48,1

152,5

Дефицит (-),  профицит (+)

457

269

1 135

764

1 809

Финансирование

-457

-269

-1 135

-764

-1 809

 Внутреннее  финансирование

-693

-467

-1 151

-719

-1 739

 Внешнее  финансирование

236

198

16

-45

-70

Справочно:

 

 

 
     

ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

 

 

 
     

 Доходы

5 416,7

7 404,7

9 384,6

4 413,2

5 403,7

 в т.ч.  трансферты республиканского бюджета

36,1

288,9

115,4

60,0

12,2

 Расходы

5 226,0

6 735,5

8 491,1

3 940,8

4 854,7

 Сальдо

190,7

669,3

893,5

472,4

549,0

Информация о работе Национальный продукт