Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 19:14, курсовая работа
Конкуренция (латинское concurro - сталкиваться) - соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли-продажи товаров. Конкуренция - основной элемент, влияющий на рыночное ценообразование. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.
Введение………………………………………………………………………….2 Глава 1. Теоретические вопросы недобросовестной конкуренции………………………………………………………………..… ...4 1.1. Понятие и сущность недобросовестной конкуренции……………………………………………………………….…….4 1.2. Классификация методов недобросовестной конкуренции……………………………………………………………………..6 Глава 2. Практические примеры методов недобросовестной конкуренции……………………………………………………………………...8 2.1. Демпинг…………………………………………………………….………...8 2.2. Недобросовестная реклама………………………………………………………………………..….10 2.3. Формальный и неформальный сговор………………………………………………………..…………………....12 2.4 Промышленный шпионаж………………………………………………………………………….14 Глава 3. Политика содействия конкуренции………………………………………………………………….…..16 3.1 Ограничение конкуренции федеральными органами власти……………………………………………………………………………..16 3.2 Конкурентная политика государства……………………………………………………………………….19 Заключение……………………………………………………………………….22 Список литературы………………………………………………………………23
Холдинг - один из основных инструментов подрыва конкуренции и обеспечения доминирующего положения на рынке. Учитывая это, вопросы их образования, или, напротив, разукрупнения, решаются во многих странах в индивидуальном порядке.
Все перечисленные выше способы координации действий и образования монополистических объединений, опирающихся на заключаемые формальные и неформальные соглашения и договоры, получили в наименование коллективной антиконкурентной практики.
2.4 Промышленный шпионаж
Чрезвычайно эффективным средством в конкурентной борьбе является постоянное слежение за конкурентами, их новейшими изобретениями, опытно-конструкторскими разработками, применяемыми технологиями
Основными объектами внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек; экономический шпионаж кроме промышленных секретов охватывает, и макроэкономические показатели и включает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов; в связи с развитием маркетинга большую ценность приобретает сбор информации о вкусах и доходах различных социальных групп общества.
С развитием промышленного шпионажа промышленные монополии тщательно охраняют содержание патентов, результаты научно-технических исследований, проекты и эскизы любой своей продукции.
Все промышленные монополии имеют засекреченные лаборатории, где по всем параметрам сравнивают уровни технически решений, качество, производительность и надежность своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов. В этих лабораториях разбирают каждый узел и агрегат собственных машин и аналогичной продукции конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить действительную ценность той или иной продукции. Учитываются все недостатки или преимущества своих и чужих товаров. Все лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливают для своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентное законодательство или если это выгодно фирме.
Недостатки своей продукции тщательно изучаются. Затем ищутся пути их устранения, если это оказывается выгодно. Но никогда информация о слабых сторонах своей продукции не выходит за пределы таких лабораторий и конечно никогда не доходит до обычных потребителей. Само существование таких лабораторий также не афишируется. www/businesspravo.ru
Важность коммерческой информации для хозяйственной деятельности осознавалась во все времена и у всех народов, что и предопределило возникновение цело отрасли нелегального сбора информации методами недобросовестной конкуренции - промышленного шпионажа.
Промышленный шпионаж - один из древнейших методов недобросовестной конкуренции. Первые упоминания о промышленном шпионаже можно найти в анналах истории, относящихся к самым ранним периодам становления человеческой цивилизации. В истории сохранилось немало фактов промышленного шпионажа. Так, долгое время европейцам не удавалось проникнуть в секреты технологии производства китайского фарфора и только в начале XVIII века на китайскую императорскую торговую мануфактуру проник французский монах-иезуит. Ему удалось изучить технологию производства фарфора из каолина и, обманув местную охрану, выкрасть и переправить в Европу образцы сырья. С помощью химического анализа французам удалось раскрыть состав этого материала. Англичане, в свою очередь, похитили секреты французского производства с помощью своего агента Бриана. Благодаря промышленному шпионажу Англия и Франция намного обогнали Германию, которая самостоятельно раскрыла секреты производства фарфора. Гасанов Р.М. Промышленный шпионаж на службе монополий. М.: Международные отношения, 1986, с.9
Существуют различные способы получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов, как законных, так и незаконных. Законными средствами считаются сбор и анализ информации из официально публикуемых источников, докладов, отчетов, изучений продукции конкурентов и т.д.
Основными законными путями сбора информации о конкурентах являются: публикации конкурентов и отчеты о деятельности фирм; сведения, данные публично бывшими служащими конкурентов; ежегодные финансовые отчеты; обзоры рынков и доклады инженеров-консультантов; выпускаемые конкурентами издания; анализ изделий конкурентов; отчеты зарубежных филиалов и др.
Ввиду ограниченности легальных способов добывания необходимой информации, субъекты рынка в жесткой конкурентной борьбе часто используют методы недобросовестной конкуренции. В арсенале способов промышленного шпионажа наибольшее распространение получили:
- похищение промышленных образцов, чертежей, и документации на изобретение ноу-хау;
- прослушивание разговоров и корреспонденции конкурентов;
- приглашение на работу сотрудников конкурирующих фирм, располагающих конфиденциальной информацией;
- подкуп сотрудников;
- ложные предложения работы специалистам из фирм-конкурентов без намерения брать их на работу;
- использование в конкурентной борьбе профессиональных агентов сыскных служб.
Также могут быть реализованы следующие способы:
- тайное наблюдение за интересующим специалистом, отделом, лаборатории
- внедрение "нужных" лиц в структуру фирмы-конкурента
- шантаж и другие способы давления
- получение информации от источников в государственных структурах
- сбор информации через зарубежные филиалы и через общих поставщиков
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что основной идей промышленного шпионажа для фирм является сохранение своих секретов и получение информации о секретах конкурента.
Глава 3. Политика содействия конкуренции
3.1 граничение конкуренции органами власти
Нормы антимонопольного законодательства устанавливают требования, направленные не только хозяйствующим субъектам, но и органам власти, иным организациям, допускающим в своей деятельности антиконкурентные проявления. Форма таких проявлений может быть индивидуальной или коллективной (согласованной).
Индивидуальные антиконкурентные проявления в деятельности органов власти, иных организаций выражаются в принятии актов и (или) совершении действий, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Статьей 7 Закона о конкуренции установлен примерный перечень антиконкурентных актов (действий) органов власти, иных организаций. Направленность актов (действий) подобного рода различна и может быть связана с введением ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, установлением незаконных требований к процессу осуществления предпринимательской деятельности, необоснованным предоставлением льгот отдельным хозяйствующим субъектам. Такие акты (действия) органов власти, иных организаций являются неправомерными и признаются недействительными по решению суда. Исключение составляют согласованные с антимонопольным органом решения о предоставлении льгот преимуществ хозяйствующим субъектам.
Закон о конкуренции запрещает также наделять органы власти, иные организации полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.
Кроме того, установлен запрет на совмещение функций органов власти, иных организаций с функциями хозяйствующих субъектов, наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Коллективные формы антиконкурентной деятельности органов власти, иных организаций выражаются в заключении в любой форме соглашений органами власти, иными организациями между собой либо между ними хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Примерный перечень таких соглашений установлен ст.8 Закона о конкуренции. В частности, они приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), разделу рынка по различным основаниям, ограничению доступа на рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов. Соглашения подобного рода не соответствуют нормам антимонопольного законодательства и признаются недействительными по решению суда.
При наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства Федеральная антимонопольная служба (ее территориальные управления) возбуждают дела, по результатам рассмотрения которых принимают решения и выдают предписания. Предписания адресованы хозяйствующим субъектам или органам власти, иным организациям обязательны для исполнения.
Государственный антимонопольный контроль за экономической концентрацией является одной из разновидностей государственного контроля, осуществляемого в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
Основная цель государственного антимонопольного контроля заключается в недопущении ограничения конкуренции на товарном рынке, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта или хозяйствующих субъектов.
Нормы действующего законодательства определяют два вида антимонопольного контроля: предварительный контроль и последующий контроль. Основанием разграничения контроля на предварительный и последующий в основном является экономический критерий, т. е. учитывается суммарная стоимость активов по последнему балансу определенных лиц. Такой подход законодателя подвергается критике, в частности, высказываются предложения об использовании «…комплексных критериев, учитывающих не только стоимость активов организаций, но и объем реализации (продаж), количество работающих, удельный вес на рынке».
Предварительный контроль заключается в обязательном получении предварительного согласия на совершение установленных Законом о конкуренции юридически значимых действий, подлежащих контролю. Для этого заинтересованные лица представляют в антимонопольный орган заявление о ходатайстве и определенный пакет документов. Антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении об удовлетворении ходатайства, отказе в его удовлетворении, удовлетворении ходатайства при условие совершения заинтересованными лицами установленных Законам о конкуренции действий. Указанный срок может быть увеличен антимонопольным органом, но не более чем на 20 дней.
Последующий контроль состоит в обязательном последующем уведомлении о совершенных юридически значимых действиях, подлежащих антимонопольному контролю. Антимонопольный орган должен быть уведомлен заинтересованными лицами в течение 45 дней со дня совершения данных действий, хотя заинтересованные лица вправе по собственной инициативе запросить предварительное согласие антимонопольного органа.
При установлении факта недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг антимонопольный орган вправе давать финансовым организациям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.
За нарушение требований антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о конкуренции установлена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Юридическая ответственность осуществляется в административном и судебном порядке. В частности, гражданско-правовая и уголовная ответственность могут быть возложены только судебными органами, меры административной ответственности применяются федеральным антимонопольным органом и его территориальными управлениями.
Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что государство достаточно жестко проводит политику содействия для нормального развития конкурентной среды в Российской Федерации.
3.2 Конкурентная политика государства
Конкурентная политика предполагает применение мер по защите конкуренции, которые приводят к снижению структурных и институциональных барьеров входа на рынок, дерегулированию, либерализации, минимизации вмешательства государства в деловую жизнь. Это требует большей открытости и предсказуемости решений государственных органов в экономической сфере, эффективных механизмов обратной связи бизнеса и государства.
Активная конкурентная политика, особенно в странах с переходной экономикой, требует формирования в обществе культуры конкуренции, большей осведомленности предпринимателей, потребителей и государственных служащих о конкурентной политике и преимуществах, к которым приводит ее реализация. Таким образом, антимонопольное регулирование не должно сводиться только к надзору за соблюдением правил поведения на рынке - оно призвано носить созидательный характер. Разумеется, необходимо контролировать соблюдение законодательства о конкуренции и взыскивать за его нарушение. Но гораздо важнее развитие отечественного производства, повышение его конкурентоспособности, обеспечение экономической безопасности государства и общества, стимулирование экономических преобразований (в том числе и оправданной экономической концентрации), поощрение добропорядочных и честных методов ведения бизнеса.
Для поддержания нормально развивающегося конкурентного положения Правительство Российской Федерации разрабатывает основные направления деятельности на определенный период. Направление «Создание благоприятной конкурентной среды» включает следующие мероприятия:
- Совершенствование антимонопольного законодательства;
- Разработку комментариев к проектам нормативно-правовых актов;
- Разработку нормативной и методической базы применения структурных требований, направленных на обеспечение конкуренции;
- Разработку комплекса мер по развитию биржевой инфраструктуры и совершенствованию механизмов регулирования биржевой торговли отдельными видами товаров, в первую очередь нефтепродуктами и сельскохозяйственной продукцией.
- Проведение семинаров, конференций, направленных на популяризацию и объяснение необходимости соблюдения антимонопольного законодательства среди представителей бизнес-сообщества и органов власти;
- Осуществление в печатных и электронных СМИ кампании, направленной на разъяснение преимуществ конкуренции, в том числе размещение информационных и аналитических материалов.
Направление «Снижение уровня недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы» включает в себя:
- Деятельность по пресечению фактов недобросовестной конкуренции;
- Совершенствование законодательства о рекламе.
Направление «Снижение количества нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами на товарных и финансовых рынках» предполагает: