Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 10:03, реферат
Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, т.н. "война цен". Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.
Введение…………………………………………………………………………..2
1.Добросовестная конкуренция………………………………………………….4
2.Недобросовестная конкуренция…………………………………...…………..8
2.1.Понятие недобросовестной конкуренции………………………………......8
2.2.Законодательство о недобросовестной конкуренции………………...……9
2.3.Акты недобросовестной конкуренции и их класификации………………13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………………...17
2.введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
3.некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с това-рами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
4.продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
5.незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
2.Недобросовестная конкуренция
2.1. Понятие недобросовестной конкуренции
Недобросовестная конкуренция является спутником свободной конкуренции, которая, в свою очередь, выступает в качестве одного из ключевых условий, обеспечивающих гармонию спроса и предложения на рынке товаров и услуг. Наличие свободной конкуренции на рынке, характерное для развитых систем экономических отношений, предполагает равенство условий хозяйствования для участников этих отношений, которое без надлежащего государственного воздействия не может быть достигнуто. Одной из форм такого воздействия выступает специально конструируемый институт недобросовестной конкуренции, призванный защитить участников гражданского оборота, в том числе потребителей товаров, работ и услуг от таких действий хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение последними определенных преимуществ.
Указанная защита обеспечивается наделением участников гражданских отношений правом на пресечение недобросовестных конкурентных действий.
В юридической доктрине не выработано единого понятия недобросовестной конкуренции. Вопрос о том, что такое недобросовестная конкуренция, оставался и продолжает оставаться весьма спорным, несмотря на это легальное определение недобросовестной конкуренции закреплено в ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Согласно п. 9 указанной статьи недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Характеристиками недобросовестной конкуренции, вытекающими из приведенного определения, выступают:
- наличие действия
- направленность действия на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;
- противоречие действия законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
- наличие действительных
или потенциальных убытков у
хозяйствующего субъекта - конкурента,
возникших вследствие
- наличие действительного
или потенциального вреда, причиненного
деловой репутации
2.2. Законодательство о недобросовестной конкуренции
Несмотря на присоединение Советского Союза к Парижской конвенции по охране промышленной собственности, внутреннее законодательство нашей страны практически не оперировало указанным институтом. Только в конце 80-х годов нормы о пресечении недобросовестной конкуренции были включены в ряд подзаконных актов, регулирующих отношения в сфере внешнеэкономической деятельности. Так, в п. 2 Постановления Совета Министров СССР от 2 декабря 1989 г. N 1405 "О дальнейшем развитии государственных, кооперативных и других общественных организаций"содержалось правило, согласно которому Государственной внешнеэкономической комиссии Совета Министров СССР предоставлялось право приостановления экспортно-импортных операций производственных кооперативов в случаях, когда имеет место недобросовестная конкуренция.
Позднее нормы, касающиеся недобросовестной конкуренции, были сформулированы в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. N 2211-1 . Согласно абз. 4 п. 3 ст. 5 указанных Основ не допускалось совершение недобросовестных действий, направленных на ущемление законных интересов лица, ведущего аналогичную предпринимательскую деятельность, и потребителей (недобросовестная конкуренция), в частности путем введения потребителей в заблуждение относительно изготовления, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя, путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирования внешнего оформления чужого товара и иными способами.
В российском законодательстве первое упоминание о недобросовестной конкуренции содержалось в п. 9 ст. 2 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" , в соответствии с которым ущерб, причиненный собственником вследствие злоупотребления своим монопольным или иным доминирующим положением, использования недобросовестных методов предпринимательства (недобросовестной конкуренции) и совершения иных действий, ущемляющих права и охраняемые законом интересы других лиц, подлежит возмещению в полном объеме.
Положение с защитой от недобросовестных конкурентных действий в нашей стране изменилось в 1991 г., после принятия Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в котором отношения, складывающиеся в связи с осуществлением недобросовестной конкуренции, являлись не только объектом правового регулирования, но и объектом государственного контроля.
Таким образом, названный Закон заложил юридические условия и создал правовые предпосылки борьбы с проявлениями недобросовестных конкурентных действий. Однако указанные предпосылки были весьма расплывчаты. Последующие изменения и дополнения указанного Закона в части, относящейся к недобросовестной конкуренции неопределенность в нормативном регулировании не снизили. По мнению одного из ведущих специалистов в сфере правового регулирования недобросовестной конкуренции В.И. Еременко, "примечательно, что все изменения этой статьи (ст. 10 Закона о конкуренции. - О.Г.) приводили лишь к ухудшению ее содержания.
Сфера правовой регламентации отношений, связанных с недобросовестной конкуренцией, была расширена в Федеральном законе от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" , ст. 15 которого перечисляла формы недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями.
Ряд норм, непосредственно касающихся регламентации отношений в сфере недобросовестной конкуренции, содержался в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" . Так, в нем раскрывались признаки недобросовестной рекламы (ст. 6), недостоверной рекламы (ст. 7), неэтичной рекламы (ст. 8), заведомо ложной рекламы (ст. 9).
В системной взаимосвязи со специальным законодательством о недобросовестной конкуренции находилось и законодательство об интеллектуальной собственности, представленное, в частности, Патентным законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-1 , Законами РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", от 6 августа 1993 г. N 5605-1 "О селекционных достижениях" , от 23 сентября 1992 г. N 3526-1 "О правовой охране топологий интегральных микросхем".
В настоящее время специальным законом, в котором содержатся нормы о недобросовестной конкуренции, является Федеральный закон от 26.07.2006г. №135-ФЗ "О защите конкуренции", относящийся ко второму поколению российского законодательства, регламентирующего отношения, касающиеся предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции. Указанный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции:
- распространение ложных,
неточных или искаженных
- введение потребителей
в заблуждение относительно
- некорректное сравнение
хозяйствующим субъектом
- продажа товара с незаконным
использованием результатов
- получение, использование,
разглашение научно-
К недобросовестной конкуренции следует также отнести следующие виды деятельности:
- подкуп потенциальных
покупателей с тем, чтобы привлечь
их в качестве клиентов и
сохранить на будущее их
- выяснение производственных
или коммерческих тайн
- неправомочное использование
или раскрытие ноу-хау
- побуждение служащих
конкурента к нарушению или
разрыву их контрактов с
- угроза конкуренту исками
о нарушении патентов или
- бойкотирование торговли
другой фирмы для
- демпинг, то есть продажа
своих товаров по цене ниже
себестоимости с намерением
- создание впечатления, что
потребителю предоставляется
- поощрение нарушения контрактов, заключенных конкурентами;
- выпуск рекламы, в которой
проводится некорректное
Закон по предмету регулирования можно назвать смешанным, что вытекает из попытки законодателя сосредоточить в одном нормативном акте правила, направленные на предупреждение монополистической деятельности и на пресечение недобросовестной конкуренции. Предупреждение монополистической деятельности предполагает ограничение конкуренции. Пресечение недобросовестной конкуренции предполагает полный запрет недобросовестных действий, но не их ограничение. Недобросовестные действия нельзя ограничить, их можно только запретить. Поэтому юридические механизмы ограничения монополистической деятельности неприменимы для целей пресечения недобросовестной конкуренции. Отсюда вывод: оптимальным вариантом регламентации отношений, складывающихся в связи с пресечением недобросовестной конкуренции, должен быть вариант опосредования указанных отношений, независимый от антимонопольного регулирования. Последнее, как явствует из содержания Федерального закона "О защите конкуренции", доминирует и вытесняет сферу регламентации по пресечению недобросовестной конкуренции в предметное поле иных законодательных актов, о чем свидетельствует наличие в нем всего лишь одной статьи, лаконично именуемой "Запрет на недобросовестную конкуренцию" (ст. 14), и лишь одного пункта, раскрывающего понятие недобросовестной конкуренции для целей указанного Закона (подп. 9 ст. 4).
Другими источниками правового регулирования отношений в сфере недобросовестной конкуренции в ранге закона являются Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", целью которго является защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей",Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне",который регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау).В известной мере отношения, связанные с недобросовестной конкуренцией (в части защиты деловой репутации конкурента), регламентируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а в части соблюдения прав субъектов персональных данных при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке - Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
2.3. Акты недобросовестной конкуренции и их классификация
Действующее законодательство обходит молчанием вопрос, касающийся наименования действий хозяйствующих субъектов, подпадающих под признаки недобросовестной конкуренции, ограничиваясь перечислением последних в ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции".
В специальной литературе, посвященной проблемам недобросовестной конкуренции, предлагаются различные названия недобросовестных конкурентных действий: формы, составы, виды и т.п. Наиболее подходящим обозначением перечня недобросовестных конкурентных действий, по мнению Городова О.А., является используемое в ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности выражение "акты недобросовестной конкуренции".
Самостоятельным актом недобросовестной конкуренции следует считать конкретное действие, проявляющееся в нарушении конкуренции в том либо ином сегменте товарного рынка и имеющее для нее негативные последствия, вызванные преодолением установленных границ допустимого поведения хозяйствующего субъекта.
Классификация актов недобросовестной конкуренции осуществляется как на международном, так и на национальных уровнях. На международном уровне такая классификация приведена в п. 3 ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности. В соответствии с указанным пунктом подлежат запрету следующие акты недобросовестной конкуренции:
- все действия, способные
каким бы то ни было способом
вызвать смешение в отношении
предприятия, продуктов или промышленной
или торговой деятельности