Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 11:15, курсовая работа
Цель работы: раскрыть финансовую сторону некоммерческих организаций, а также выделить особенности функционирования финансов.
Задачи: определить сущность и понятие финансов некоммерческих организаций, рассмотреть специфические признаки финансов некоммерческих организаций; рассмотреть особенности формирования и использования финансовых ресурсов в некоммерческих организациях, рассмотреть функционирование финансов на конкретном примере.
Введение 3
Глава 1. Финансы некоммерческие организации 5
1.1 Понятие и сущность финансов некоммерческих организаций 5
1.2 Особенности организации финансов 12
Глава 2. Формирование и распределение финансов 16
2.1 Источники финансирования некоммерческие организации 16
2.2 Расходы некоммерческие организации 20
Глава 3.Особенности управления финансами некоммерческие
организации 26
Глава 4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности негосударственного пенсионного фонда Сберегательного банка 36
Заключение 41
Список использованной литературы 44
При составлении финансовых планов некоммерческих организаций всех организационно-правовых форм применяются методы финансового планирования, используемые и коммерческими организациями: экстраполяции, нормативный, индексный, балансовый. Особенностью применения нормативного метода в финансовом планировании в бюджетных учреждениях является обязательность использования норм и нормативов, установленных в законодательном порядке, либо расчетных норм, установленных финансовыми органами.
Оперативное управление финансами некоммерческих организаций предполагает анализ отклонений фактических финансовых показателей от плановых для принятия адекватных управленческих решений по выполнению заявленных целей и задач деятельности организации. Получаемая в ходе анализа информация служит основанием для внесения изменений в финансовые планы некоммерческих организаций. Порядок внесения изменений в смету доходов и расходов бюджетных учреждений регулируется бюджетным законодательством. Бюджетный кодекс РФ определяет основания, по которым могут быть внесены изменения в бюджетные назначения. К ним относятся введение режима сокращения расходов бюджета при невыполнении доходной части бюджета; использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом; перемещение бюджетных ассигнований главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств. Решение о внесении изменений в сметы доходов и расходов учреждений принимается либо главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в пределах предоставленных ему полномочий (например, при перемещении бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств), либо органом, исполняющим бюджет (по остальным основаниям), после внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись. Изменения в смету доходов и расходов бюджетного учреждения вносятся главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, утвердившим смету.
Порядок внесения изменений в финансовые планы некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм определяется ими самостоятельно на основе анализа исполнения финансовых планов и не регулируется законодательством. Эти изменения вносятся высшим органом управления некоммерческой организации, утвердившим финансовый план.
Организация финансового контроля как элемента управления финансами некоммерческих организаций различается в организациях разных организационно-правовых форм. Государственному финансовому контролю подвержены процесс планирования и исполнения смет доходов и расходов всех бюджетных учреждений, в то время как в некоммерческих организациях иных организационно-правовых форм государственный финансовый контроль ограничен только вопросами выполнения организацией налоговых обязательств и целевого и эффективного использования бюджетных средств.
Бюджетные учреждения охвачены всеми формами финансового контроля как внутреннего, так и внешнего. Предварительный контроль осуществляется в основном главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, а также финансовыми органами при проверке правильности составления и утверждения смет доходов и расходов. При этом контролируются обоснованность планирования всех показателей сметы, их соответствие показателям утвержденного бюджета. Текущий контроль проводится как бухгалтерскими и финансовыми службами бюджетных учреждений, так и органами, осуществляющими исполнение бюджетов. Бухгалтерии учреждений осуществляют контроль в процессе подготовки платежных документов к оплате с точки зрения правильности их оформления и законности совершаемых операций; финансовые или казначейские органы проверяют соответствие представленных документов утвержденным сметам доходов и расходов, лимитам бюджетных обязательств, заключенным договорам на выполнение работ (оказание услуг) для осуществления расходов бюджета. Последующий контроль исполнения сметы доходов и расходов проводится главными распорядителями бюджетных средств, финансовыми, казначейскими органами, органами государственного финансового контроля, создаваемыми представительными и исполнительными органами государственной власти либо органами местного самоуправления. При этом проверяются законность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов, сохранность денежных средств и материальных ценностей, организация и постановка бухгалтерского учета. При осуществлении последующего контроля применяются основные методы финансового контроля: проверка, ревизия, анализ финансово-хозяйственной деятельности.
Финансово-хозяйственная деятельность некоммерческих организаций иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм может также стать объектом аудиторского контроля. За счет собственных средств данных организаций возможно заключение договора с аудиторской компанией на проведение проверки с целью подтверждения достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности и соответствия организации бухгалтерского учета требованиям законодательства. Законодательство РФ не предусматривает обязательности подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности для некоммерческих организаций, однако аудиторская проверка может быть произведена по инициативе руководителя с целью получения информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации для принятия управленческих решений.
Финансовое управление в общем понимании - это совокупность правил и методов выработки принятия финансовых и инвестиционных решений. Оно в некоммерческих организациях полностью соответствует этому определению.
Реальные активы - все то, что принадлежит организации и является обязательным условием ее деятельности (денежные средства, имущество, материальные ценности и т.д.).
Финансовые активы - совокупные обязательства организации и собственные средства, т.е. привлекаемые источники финансирования деятельности, а также средства в расчетах с бюджетом, партнерами, клиентами и сотрудниками.
Финансовый менеджер некоммерческие организации в любой момент должен точно знать необходимые и ожидаемые суммы на счетах в течение недели, достаточно точно - в пределах месяца, квартала, года. Он должен быть уверен, что в организации средства используются рационально, целевым образом, в предусмотренные календарным планом сроки. Менеджер должен также быть уверен, что для осуществления проектной деятельности достаточно реальных денежных средств на банковских счетах организации. Следует отметить, что с увеличением масштабов организации, когда осуществляется несколько проектов, и помимо целевого финансирования оказываются еще и платные услуги, сложность финансового управления многократно увеличивается, но еще больше возрастает роль эффективного финансового управления.
На первый план при формировании системы финансового управления в НКО выходит вопрос самой технологии постановки управления. Эта большая и кропотливая работа, включающая следующий минимальный набор мероприятий. Перестройка механизма управления организации в целом с учетом требований финансовой прозрачности. В некоммерческом секторе наиболее эффективная и самая распространенная система - бюджетное управление. Разработка соответствующей организационной структуры управления. Организация работы финансовой службы таким образом, чтобы была возможность получать информацию по всем направлениям работ:
1. объектам финансового управления;
2. управленческим процессам (планирование, анализ, прогноз);
3. финансовым потокам.
По мере необходимости надо провести методическое оснащение финансовой службы способами, методами, принципами современного финансового управления: фактически обучить персонал работе в новых условиях.
Разработка стандартов управленческого учета: формы отчетности, сроки, система информационных потоков, документооборот и т.д. Особенно важно достичь сопряжения управленческого финансового учета и бухгалтерского, поскольку основным источником фактической финансовой информации являются данные бухгалтерского учета.
Создание любой системы направлено на достижение цели. Выделим наиболее общие цели финансового управления в некоммерческих организациях.
Управление платежеспособностью. Возможность платить по обязательствам, уже существующим или которые могут возникнуть в ближайшей перспективе (бюджетирование движения денежных средств, выработка политики их привлечения, управление запасами).
Управление эффективностью. Повышение экономической эффективности деятельности, рациональное использование ресурсов для осуществления операций по проектам (бюджетирование доходов и расходов, управление затратами).
Управление активами и экономическим потенциалом. Рентабельность активов и финансовая устойчивость (бюджетирование баланса, финансовый анализ и долгосрочное планирование).
Как уже было отмечено, бюджетирование - одно из основных методик финансового управления в некоммерческих организациях, поэтому необходимо определить наиболее употребляемые его понятия.
Для целей финансового управления целесообразно разделять значения слов смета, бюджет, финансовый план.
Смета - расчет затрат на мероприятие, процесс.
При этом следует иметь в виду, что когда мы говорим о смете доходов и расходов, то это просто иное представление документа. Доходы, как правило, в такой смете показаны по направлениям расходования средств.
Бюджет - таблица доходов и расходов на определенный период, например, год. Доходная его часть показывает все источники финансовой поддержки организации в указанный период. Расходная часть бюджета группирует затраты в легко определяемые категории - статьи расхода.
Разница между доходами и расходами показывает экономию или дефицит бюджета.
Финансовый план овеществляет собой решения и политику организации в отношении вида, уровня и приоритетов программных мероприятий, необходимых для решения задач и достижения целей данной организации. В нем находят свое выражение решения о распределении обычно ограниченных ресурсов. Бюджет как таблица - обязательный элемент финансового плана. Но финансовый план состоит еще из следующих разделов:
- обзорный раздел (резюме);
- описание организации;
- описание отрасли;
- описание деятельности (услуг);
- описание клиентской группы;
- описание механизмов предоставления услуг;
- календарный план;
- финансы (источники доходов и направление расходов).
Такое деление удобно, когда важно различать документы, если в текущей работе используются все три вида. Если же из контекста ясно, о каком документе идет речь (или детально описано и объяснено, что он собой представляет), то все эти понятия являются синонимами. Так, когда мы говорим о смете проекта, то можно употребить слово “бюджет”, если в прилагаемом описании указаны правила составления данного документа. Такая же ситуация в работе бухгалтерии: как правило, бухгалтер использует таблицы доходов и расходов. При этом, если употребляется понятие “смета расходов и доходов организации на год”, то оно эквивалентно выражению “годовой бюджет организации”. Годовой финансовый план для бухгалтера - это таблица доходов и расходов (т.е. бюджет), так как остальная часть финансового плана, необходимая финансово-управленческому персоналу, в работе бухгалтерии несущественна.
Некоммерческая организация при построении комплексной системы финансового управления и применении ее, как правило, сталкиваются с рядом сложностей: внутренних или внешних. Внутренние сложности обычно связаны в первую очередь с тем, что система финансового управления - внутренняя система. Она работает постоянно, а не от случая к случаю, требует взаимодействия внутри организации, предполагает выбор определенных техник и методик из множества. Но при этом она никем и ничем не регламентируется и не ограничивается. Как, например, стратегическое планирование, процесс повторяющийся, но не постоянный, система учета и отчетности жестко регламентирована законодательством. Единственный ограничитель для системы финансового управления - сама организация, ее интересы.
Основополагающий процесс построения системы финансового управления в некоммерческие организации - бюджетирование. Традиционно под бюджетами понимается опись доходов и расходов. Это не случайно, поскольку, начиная с 1930-х годов, такое планирование полностью соответствовало существовавшей тогда системе экономических отношений, основанной на базе единой общегосударственной собственности. Соответственно и бюджетные отношения строились не на принципе самостоятельного распоряжения бюджетом, а на работе в рамках сметы расходов.
В связи с переходом к независимой системе управления возникла необходимость формирования соответствующих бюджетных отношений и новых подходов к планированию бюджетов. В этом случае бюджетирование выступает как важнейший инструмент осуществления определенной политики организации. Поэтому, главный признак полноценного бюджета (финансового плана) - возможность использования его как инструмента проведения вполне определенной политики или воплощения стратегических целей НКО.
Поскольку бюджет является отражением определенной деятельности органов управления, его планирование, утверждение, исполнение и оценка результатов исполнения выступает как определенный процесс, так как эта деятельность растянута во времени. Этот процесс получил название бюджетного процесса.
Глава 4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности негосударственного пенсионного фонда Сберегательного банка
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно — правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Согласно российскому законодательству, НПФ осуществляют три вида деятельности: по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.