Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 11:15, курсовая работа
Цель работы: раскрыть финансовую сторону некоммерческих организаций, а также выделить особенности функционирования финансов.
Задачи: определить сущность и понятие финансов некоммерческих организаций, рассмотреть специфические признаки финансов некоммерческих организаций; рассмотреть особенности формирования и использования финансовых ресурсов в некоммерческих организациях, рассмотреть функционирование финансов на конкретном примере.
Введение 3
Глава 1. Финансы некоммерческие организации 5
1.1 Понятие и сущность финансов некоммерческих организаций 5
1.2 Особенности организации финансов 12
Глава 2. Формирование и распределение финансов 16
2.1 Источники финансирования некоммерческие организации 16
2.2 Расходы некоммерческие организации 20
Глава 3.Особенности управления финансами некоммерческие
организации 26
Глава 4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности негосударственного пенсионного фонда Сберегательного банка 36
Заключение 41
Список использованной литературы 44
По состоянию на 1 октября 2008 г. в России работают 218 негосударственных пенсионных фондов, пенсионные резервы которых превышают 506 741 млн. рублей. Общее число участников НПФ — 6,8 млн. человек, из них дополнительную негосударственную пенсию получают более 1,136 млн. человек. 105 негосударственных пенсионных фондов участвуют в системе обязательного пенсионного страхования, пенсионные накопления составили 39 917 млн. рублей. Количество застрахованных лиц — около 3 600 тысяч человек.
Нормы и правила добровольного пенсионного обеспечения определяются договором о негосударственном пенсионном обеспечении, взносы по которому могут осуществляться как за счет собственных средств граждан или средств предприятия, так и на паритетной основе, включающей совместные взносы работника и работодателя.
Негосударственный Пенсионный Фонд Сберегательного банка является некоммерческой организацией и создан по решению Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (решение Совета Директоров № 86 от 17 марта 1995 г.).
В своей деятельности Фонд руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом РФ «О некоммерческих организациях» от 08 декабря 1995 г., Федеральным законом «О негосударственных пенсионных Фондах» от 07.05.98г. №75-ФЗ и иными нормативными документами, регламентирующими деятельность негосударственных пенсионных фондов.
В соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" № 75 исключительными видами деятельности НПФ Сбербанка являются негосударственное пенсионное обеспечение участников Фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (договор НПО) и обязательное пенсионное страхование.
Заключение договоров НПО осуществляется на основании "Правил пенсионного обеспечения Негосударственного Пенсионного Фонда Сберегательного банка", зарегистрированных в Инспекции НПФ при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации 31 марта 2000 года.
Заключение договоров по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) осуществляется на основании "Страховых правил Негосударственного Пенсионного Фонда Сберегательного банка, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию", зарегистрированных ФСФР России 7 сентября 2006 года
Деятельность НПФ Сбербанка осуществляется практически во всех регионах России. Заключение договоров НПО осуществляется в филиалах Сбербанка России на основании Генерального соглашения о сотрудничестве между Сбербанком России и НПФ Сбербанка и в структурных подразделениях Фонда
В 2008 году пенсионными резервами Фонда управляли следующие управляющие компании: ООО "УК КапиталЪ", ЗАО "ОФГ-Инвест", ЗАО "ПИОГЛОБАЛ Эссет менеджмент", ЗАО "Регион Эссет менеджмент".
Специализированным депозитарием, осуществляющим хранение сертификатов ценных бумаг и учет прав на ценные бумаги, в которые размещены средства пенсионных резервов, а также ежедневный контроль за соблюдением Фондом и управляющими компаниями ограничений на размещение средств пенсионных резервов, правил размещения средств пенсионных резервов, состава и структуры пенсионных резервов являлся ОАО "Внешторгбанк".
Объем пенсионных взносов, поступивших в 2008 году, составил 232,9 млн. рублей, что в 1,6 раза превышает объем поступивших пенсионных взносов в 2007 году, в том числе: 149,4 млн. рублей (64%) - пенсионные взносы, поступившие от физических лиц; 83,5 млн. рублей (36%) - пенсионные взносы, поступившие от юридических лиц.
По состоянию на 01.01.2009 количество договоров негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) составило - 75709 (102,5% от уровня на 01.01.2008), в том числе с юридическими лицами - 566 (104,2% от уровня 01.01.2008). Общее количество Участников - 169283 человека (102,% от уровня 01.01.2008), в том числе получающих ежемесячную негосударственную пенсию - 2280 человек (124,6% от уровня 01.01.2008).
В 2008 году было заключено 4038 договора, что в 1,8 раза больше, чем в 2007 году. С юридическими лицами заключено 25 договоров (прирост к 2007 году - 20%).
В 2008 году Фондом выплачено 57,48 млн. рублей по договорам НПО (на 40% больше, чем в 2007 году). Сумма выплат негосударственной пенсии составила 23,62 млн. рублей, что на 42% выше суммы предыдущих выплат.
По состоянию на 31 декабря 2008 года Фонд осуществлял выплаты 2280 участникам-пенсионерам (на 25% больше, чем по состоянию на 31.12.2007), из них 58% - по корпоративным пенсионным договорам.
Сформированный по состоянию на 01.01.2009 страховой пенсионный резерв составлял 8,58% от величины резервов покрытия пенсионных обязательств, что соответствует требованиям Федеральной службы по финансовым рынкам (норма 5%).
Ставка доходности за 2008 год для распределения инвестиционного дохода по пенсионным счетам составила 15,38% годовых в рублях.
Динамику основных показателей можно проследить из следующих данных (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика основных показателей негосударственный пенсионный фонд Сбербанка за период 1999-2008 гг.
Год деятельности |
Сумма пенсионных резервов, млн.руб. |
Сумма пенсионных взносов, млн.руб. |
Выплачено пенсий, млн.руб. |
Кол-во действующих договоров, шт. |
В том числе с юридич. лицами, шт. |
Кол-во участников, чел. |
Доходность по пенсионным счетам, % годовых |
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 |
46,9 86,98 147,5 235,4 301,56 410,9 568,31 788,75 1031,94 1399,02 |
26,2 36,6 45,9 44,56 50,28 68,71 95,08 140,76 149,38 232,93 |
0,12 1 5,1 6,12 8,72 9,3 11,5 16,3 16,6 23,62 |
53594 61497 59642 57931 61412 67570 70976 74055 73844 75709 |
163 227 284 343 425 462 510 531 543 566 |
54402 63117 61158 137098 141971 153059 159639 164770 165316 169283 |
22,03 14,56 30,23 22,92 18,7 20,05 17,15 14,10 15,07 15,38 |
Размещение пенсионных резервов, сформированных Фондом, в 2008 году осуществлялось в соответствии с действующими нормативными документами и Планом размещения пенсионных резервов, утвержденным Советом НПФ Сбербанка. В 2008 году Фонд размещал пенсионные резервы самостоятельно в размере (средневзвешенный удельный вес за год) 16,59% от размещенных пенсионных резервов, а также через ООО "УК КапиталЪ" - 33,03%, ЗАО "ПИОГЛОБАЛ Эссет менеджмент" - 19,63%, ЗАО "Регион Эссет менеджмент" - 11,23%, ЗАО "ОФГ- Инвест" - 19,51%.
Инвестиционный доход от размещения пенсионных резервов в 2008 году составил 225,5 млн. рублей
На 01.01.2008 в Фонде сформировано имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности, в размере 32275 тыс. рублей, в том числе: 30000 тыс. рублей - совокупный вклад учредителя.
По состоянию на 01.01.2009
размер имущества, предназначенного
для обеспечения уставной
Таблица 2 - Структура направлений размещения пенсионных резервов по состоянию на 01.01.2009г.(%)
Федеральные государственные ценные бумаги |
Акции и облигации предприятий и организаций |
Векселя и другие неэмиссионные ценные бумаги |
Банковские вклады |
Паи паевых инвестиционных фондов |
Денежные средства на счетах Фонда, у управляющей компании |
Ценные бумаги субьектов РФ и органов местного самоуправления |
8 |
49 |
1 |
6 |
2 |
4 |
30 |
Достоверность бухгалтерской отчетности НПФ Сбербанка по состоянию на 1 января 2009 года подтверждена аудиторским заключением ЗАО "Аудиторская фирма "Скарабей" (Лицензия №Е 005160 на осуществление аудиторской деятельности (Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 октября 2003 года №321).
Таким образом, результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности НПФ Сбербанка за 2008 год свидетельствуют о финансовой устойчивости Фонда и выполнении им обязательств перед его участниками в соответствии с законодательством.
Заключение
Таким образом, особенности финансов некоммерческих организаций определяются спецификой их деятельности, базирующейся на потреблении совокупного общественного продукта, создаваемого в коммерческом секторе экономики. Источниками финансирования некоммерческих организаций, как правило, могут быть взносы ее участников и пожертвования. Прибыль, получаемая некоммерческой организацией в процессе предпринимательской деятельности, в соответствии с законодательством является источником целевых расходов. В связи с этим она подлежит обложению налогом на прибыль и затем уже может быть использована в соответствии с целями организации. Неопределенность размеров и регулярность денежных поступлений предъявляют особые требования к финансовому планированию в некоммерческой организации. Оно опирается на принципы программно-целевого планирования, сметного планирования и ориентировано на достижение конечных результатов.
Некоммерческие организации предоставляют услуги обществу и удовлетворяют социальные нужды. В государственном секторе и других некоммерческих организациях эквивалентом богатства акционера будет "ценность за счет денег". В отсутствие прибыли основной финансовой целью должно стать финансирование операций и поиск необходимых средств.
В некоммерческих организациях роль финансового управляющего будет заключаться в консультировании администрации по финансовым аспектам всех рассматриваемых вариантов и определении тех из них, которые приносят наибольший финансовый доход. Исполнительное решение, учитывающее все качественные аспекты, будет приниматься соответствующим руководителем, правительственным министром или главой департамента после рассмотрения предложений финансового управляющего.
В отсутствие прибыли и нераспределенной прибыли предприятия государственного сектора получают финансирование либо из государственных фондов, либо за счет займов; другие некоммерческие организации должны получать средства за счет своих членов или от групп населения. В отсутствие конкуренции стимулом для уменьшения издержек и повышения действенности будет недостаток средств. Из этого следует, что управление финансовой деятельностью некоммерческих организаций должно быть направлено на проверку предложений по затратам, обеспечивающим, насколько возможно, получение выгоды от истраченных денег и проведение экономичных, результативных и эффективных операций.
Сегодня открываются все новые возможности расширения деятельности некоммерческих организаций, постепенно преобразующих в обширную и влиятельную систему, во всех областях экономической, социальной и общественной жизни России.
За прошедшие года некоммерческие организации в России смогли упрочиться и функционально, и материально. Сложилось тесное сотрудничество некоммерческих организаций со средствами массовой информации. Последнее, однако, не всегда реализуется в той форме и в тех масштабах, которые желательны для некоммерческих организаций. Тем не менее, тенденции этого сотрудничества благоприятные.
Таким образом, планы некоммерческих организаций на будущее обнадеживают – формирование сознания граждан России будет ознаменовано новым подъемом. Однако предпосылкой этого является опять-таки должная финансовая поддержка некоммерческих организаций, призванных лечь в основу развития одной из важнейших составляющих демократического облика российского государства – правовых инициатив добровольных объединений граждан.
Что касается таких некоммерческих организаций как негосударственные пенсионные фонда, то можно сказать на основе проведенного анализа, что система негосударственных пенсионных фондов достаточно надежна, чтобы спокойно пережить предстоящие кризисные испытания. Но то же время становится ясно, что те меры государственной поддержки, необходимость которых особенно остро проявляется именно в условиях кризиса, должно быть разработаны и внедрены в практику работы негосударственных пенсионных фондов уже в ближайшее время.
Список использованных источников