Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:36, реферат
На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить. Монополия является понятиям, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. Монополия - это когда существует только один производитель товара на рынке и одновременно существует большое количество потребителей товара.
5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.
Особое внимание при этом предполагается уделять нарушениям прав интеллектуальной собственности. С этой целью должна быть также разработана методическая база оценки объектов интеллектуальной собственности для более эффективного применения судебных процедур, а также обеспечение эффективной координации правоохранительных органов с целью пресечения нарушений прав интеллектуальной собственности.
6. Упорядочение оказания государственной помощи.
7. Создание условий
для развития производительной
деятельности малых
8. Организация антимонопольного контроля на финансовом рынке. Необходимо разработать процедуры определения продуктовых и географических границ рынка, доминирующего положения финансовых организаций, системы и порядка применения санкций к нарушителям. Повышение качества и объемов предоставляемых финансовых услуг, как результат эффективной антимонопольной политики, будет важнейшим фактором привлечения средств населения для финансирования инвестиционных проектов.
9. Организация систематического наблюдения за основными товарными рынками федерального и регионального уровня.
С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.
Монополия, как мы убедились, сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениям пренебрежения интересами потребителя. Выбора-то у последнего все равно нет.
Еще более опасно то, что
монополия полностью блокирует
механизмы саморегуляции рынка.
Плохая и дорогая продукция может
появиться и в
Всевластию же монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство, и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.
Можно говорить о невозможности
превращения монополизированной отрасли
в отрасль совершенной
Прямое дробление фирм-монополистов в развитых рыночных экономиках встречается достаточно редко. Основная цель антимонопольной политики – не столько борьба с монополистами как таковыми, сколько ограничение монополистических злоупотреблений.
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.
Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.
На Западе демонополизация предприятий-гигантов возможна путем их разделения на части. Там монополисты формировались путем объединения и поглощения независимых фирм. Последние, хотя бы теоретически, могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.7
Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации:
Как уже сказано, возможности первого пути в российской реальности сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются. Тем не менее, на уровне надфирменных структур – бывших министерств, главков, а также областных властей – такая работа отчасти уже сделана, и может быть частично продолжена, принеся пользу в деле понижения степени монополизации.
Дело в том, что еще одна специфическая российская разновидность монополизма состоит в диктате ведомств и госорганов, продолжающих и в наше время активно вмешиваться в деятельность предприятий. Формально-юридических прав на это они не имеют – предприятия находятся в частной собственности. Но реальные рычаги давления органов власти есть. Например, не допустить в отрасль стороннего производителя с помощью частокола инструкций и распоряжений они вполне могут.
Второй путь – иностранная
конкуренция – явился, вероятно,
самым действенным и
Беда в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности.
Очевидно, что использование
столь сильнодействующего средства
должно быть очень осторожно. Импортные
товары, бесспорно, должны присутствовать
на российском рынке, являясь реальной
угрозой для наших
Третий путь – создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места.
Проблема в том, что в сегодняшних условиях из-за всемирного экономического кризиса, в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Не случайно, при всей ужасающей остроте финансовых проблем в рамках центрального бюджета в последнее время стали выделять так называемый бюджет развития, в который направляются средства на поддержку инвестиций.
В долгосрочной перспективе все три пути снижения степени монополизации российской экономики, несомненно, будут использованы. Описанные огромные трудности продвижения по ним, однако, заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в этих условиях приобретает текущее регулирование деятельности монополий.
В 1990 году был образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР».
Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики, появился в России в 1991 году – это закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” от 22 марта 1991 года8.
В 1992 году в целях обеспечения
развития рыночных отношений и конкуренции
в Российской Федерации, утверждены
новое Положение о
С 1991 года по 1999 год было введено большое количество объективно необходимых законов, составивших организационно-правовую базу для регулирования монополий. К примеру, законы "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г., "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г., "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., "О рекламе" от 18 июля 1996 г., "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и другие, а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства РФ9.
В марте 1997 года Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.
22 сентября 1998 года Указом
Президента Российской
9 марта 2004 г. Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом.
Также в ведение ФАС было передано Территориальное управление МАП России по РБ и переименовано в Управление Федеральной антимонопольной службы по РБ. Теперь оно осуществляет надзор и контроль над соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, рынке финансовых бумаг, о естественных монополиях, рекламе по Республике Башкортостан10.
В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 82 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы11.
Федеральная антимонопольная служба
России (ФАС России) является уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по принятию нормативных
правовых актов, контролю и надзору за
соблюдением законодательства в сфере
конкуренции на товарных рынках, защиты
конкуренции на рынке финансовых услуг,
деятельности субъектов естественных
монополий и рекламы.
Помимо этого, ФАС России осуществляет
контроль за соблюдением законодательства
о размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд,
выполняет функции по контролю за осуществлением
иностранных инвестиций в Российской
Федерации.12
Деятельность Федеральной антимонопольной службы регламентируют 49 правовых актов, изданных в различные годы. Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 200413. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г.
ФАС России – федеральный орган исполнительной власти, руководство за деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.
Наиболее важными из них являются законы, регламентирующие деятельность государства в сфере защиты конкуренции, рекламы и естественных монополий. Кроме того, работа антимонопольного ведомства регулируется законодательными актами общего характера, такими как Закон «О правительстве» и Указ Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».