Необходимость, направления и результаты структурных преобразований в российской экономике для обеспечения устойчивого экономического р

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Российская Федерация - крупнейшее государство и ее экономика не может быть охарактеризована ни как плановая, ни как рыночная - это своеобразная переходная экономика, сопровождающаяся кризисными явлениями. Ее переходному периоду России присущи как общие закономерности стран с переходной экономикой, так и свои особенности.
Проблема переходности экономики превратилась по многим параметрам в глобальную. В настоящее время к странам с переходной экономикой, по международной классификации, отнесено свыше 25 государств. Потребность в осмыслении проблем переходной экономики России обусловливает необходимость учета действия общемировых закономерностей и опыта в этой области, а также конкретно-исторического своеобразия нашей страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты структурных преобразований…………………………5
1.1. Сущность устойчивого экономического развития национальной экономики…………………………………………………………………………….5
1.2. Необходимость структурных преобразований в национальной экономике для достижения устойчивого экономического развития страны и их направления………………………………………………………………………....10
1.3. Роль государства в обеспечении структурных преобразований для достижения устойчивого экономического развития……………………………..14
2. Структурные преобразования в Российской экономики………………….…17
2.1. Проблемы в состоянии российской экономики, определяющие необходимость структурных преобразований……………………………………17
2.2. Пути решения проблем, связанных со структурными преобразованиями экономики страны и их результаты………………………….23
2.3. Перспективы направления структурных преобразований экономики России……………………………………………………………………………..…24
Заключение………………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_KS.rtf

— 151.14 Кб (Скачать файл)

Глобальная  реструктуризация российской экономики  направлена прежде всего на необходимость преодоления  сформировавшихся в предшествующий период дисбалансов. Уже в силу своих масштабов такая  проблема не может быть осуществлена без активного участия  государства, так как только оно  выступает в качестве макроэкономического субъекта, способного воздействовать на формирование  структуры народного хозяйства в целом, руководствуясь при  этом общенациональными интересами. Но для этого необходима долгосрочная программа преобразований, разработка которой немыслима  без широкого привлечения ученых -- специалистов в данной области. В свою очередь ее реализация предполагает проведение не только денежно-кредитной и финансовой, но прежде всего  активной промышленной, структурной  политики, которая должна стать доминирующей среди других направлений политики с  выделением соответствующих приоритетов  в бюджетных расходах. [11]

Вместе  с тем в условиях необходимости  коренного изменения структуры народного хозяйства неизбежным оказывается дифференцированный подход государства к созданию более  благоприятных условий  для ускоренного развития наиболее перспективных отраслей и  предприятий. В свою очередь это  актуализирует решение государством чрезвычайно сложной и ответственной проблемы всестороннего экономического обоснования таковых  в качестве приоритетных  не только в теории, но и на практике.

Отметим еще один важный аспект проблемы приоритетов  в ходе диверсификации экономики. С одной стороны, государство не может не ориентироваться  на более полное удовлетворение конечных потребностей в рамках индустриального развития и в этой связи на наращивание  масштабов производства и удешевление  продукции. Однако ориентация в долгосрочном периоде на современное постиндустриальное развитие превращает в приоритетный объект государственного воздействия высокотехнологичное  наукоемкое производство.

В среднесрочном периоде механизмом стимулирующего воздействия на развитие несырьевого производства является совершенствование  налоговой и таможенной системы  изъятия природной ренты, создание эффективной системы поддержки  экспорта, малого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного производства.[11]

При всей значимости оправданных позитивных перемен, происходивших до недавнего времени в российской экономике под воздействием реформ, нельзя утверждать, что уже нашли решение основные задачи структурной перестройки. Они связаны прежде всего с необходимостью коренной модернизации большей части предприятий, а таковая может быть обеспечена только путем крупномасштабных инвестиций, на что сегодня рассчитывать опять не приходиться. Следовательно, чтобы приступить к полноценной структурной перестройке экономики необходимо возобновить нормальный инвестиционный процесс, потому как это является одной из основ и неотъемлемой частью на пути к формированию устойчивого экономического развития национальной экономики.

 

 

1.3 Роль государства в обеспечении структурных преобразований для достижения устойчивого экономического развития

 

Специфика структурной перестройки в России заключается в том, что она осуществляется в условиях трансформационного спада, сопровождающего всякий переход от одной экономической системы к другой, который в условиях нашей страны наложился на структурный кризис, начавшийся еще в 80-х гг.        

Структурная перестройка осуществляется в условиях изменения форм и методов государственного воздействия на экономику, значительного сокращения государственных расходов и централизованного кредитования.

Основными направлениями структурной перестройки являются свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий, замедление падения и стабилизация выпуска продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках; создание условий для оживления и развития перспективных видов деятельности, формирующих реальный экономический потенциал страны.

 

Рыночный механизм саморегулирования предполагает постоянное колебание экономики относительно состояния равновесия. Поэтому капиталистическая экономика не может быть устойчивой. Под влиянием внутренних и внешних факторов в ее структуре происходят постоянные изменения, которые рынок самостоятельно не способен привести в равновесие. Нестабильность экономической системы проявляется в циклических кризисах. Теория должна не только объяснить этот феномен, но и разработать способы активного воздействия на него.

При достижении устойчивости национальное правительство стремится минимизировать свое вмешательство в экономические и социальные процессы. Главная его задача -- стимулирование наиболее перспективных отраслей и предприятий, всемерное поощрение инвестиций путем предоставления государственных гарантий инвесторам, создание условий для роста конкурентоспособности национальной экономики.

В состоянии неустойчивости необходима мобилизация всех ресурсов, что предполагает усиление роли государства в управлении экономикой.

Разрабатываются и осуществляются программы государственной поддержки совокупного спроса, реальных доходов населения, растут масштабы поддержки инновационной деятельности. Государство усиливает финансирование научной, производственной, социальной инфраструктуры. Это позволяет успешно сочетать преимущества рынка с централизованным регулированием.

Регулирование может быть эффективным лишь в том случае, если государство имеет возможность влиять на экономику и обеспечить социально приемлемое распределение благ, ведущее к стабильному экономическому росту. Государство своим вмешательством в экономику корректирует негативные последствия рыночной конкуренции и способствует переходу к режиму устойчивого развития.

При этом главной задачей государства остается одновременное повышение жизненного уровня населения и обеспечение стабильности экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Структурные преобразования в российской экономики.

 

2.1. Проблемы в состоянии российской экономике, определяющие необходимость структурных преобразований.

 

В настоящее время экономическая мощь России, уровень развития производительных сил, состояние внутренней конкуренции и конкурентоспособности еще не отвечает современным нормам рыночной экономики. Поэтому для России важно обратиться к опыту стран с развитой экономикой, например к США.

Объективная оценка возможностей применения в России американского опыта повышения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики следующая:

1: России необходимо в полной мере использовать потенциал поддержки ресурсных преимуществ товаропроизводителей, включая тарифное и нетарифное регулирование и прямое субсидирование некоторых отраслей.

2. Решение принципиального для современной российской экономики вопроса об отраслевой структуре экономического роста, о форме ориентации экономической структуры и месте России в международном разделении труда связано с изменением сформировавшейся в последние годы сырьевой структуры российского ВВП и экспорта. Повышение степени переработки исходного сырья в этой связи - задача, которая актуальна для России в гораздо большей степени, чем для США, активно решающих ее в сельском хозяйстве и горнодобывающей промышленности.

3. Безусловно адекватным задаче роста конкурентоспособности является использование богатого опыта США в области повышения инновационной активности в экономике и стимулирования наращивания инновационных конкурентных преимуществ реальным сектором экономики. Учитывая наличие значительных научно-технических заделов, с одной стороны, а также отставание России в области стимулирования научно-технологической кооперации различных субъектов и секторов экономики и качество механизмов передачи технологий - с другой, данное направление повышения конкурентоспособности национального российского производства вполне объективно.

4. Включение России в процесс глобализации требует использования опыта США в области стимулирования создания глобальных преимуществ товаропроизводителей. В первую очередь это касается реализации экологических ограничений на экономический рост, прекращения оттока за границу "умов" и частичной их "репатриации", развития телекоммуникационного сектора экономики, в т. ч. Интернета, а также транснационализации российского бизнеса.

5. Полноценное использование американского опыта поддержки ресурсных конкурентных преимуществ возможно в случае принципиального решения о кардинальном изменении структуры российской экономики в пользу отраслей высокой степени переработки. США проводят защитную политику в отраслях, базирующихся на ресурсных преимуществах, на фоне длящегося уже не один десяток лет активного инновационно -технологического структурного сдвига, в рамках которого происходит сокращение сырьевого сектора в экономике. В России, особенно в последнее десятилетие, происходили обратные процессы, и именно этот факт накладывает ограничения на применимость американского опыта.

Ситуация с прямым заимствованием осложняется еще и тем, что сырьевой сектор (за исключением сельского хозяйства) не только является наименее зависимым от прямой государственной поддержки, а, наоборот, выполняет роль крупнейшего налогоплательщика.

Кроме того, проблема использования ресурсных преимуществ стоит не только в сырьевом секторе, но и во многих других отраслях, где уровень технологической конкурентоспособности недостаточен для того, чтобы выдерживать натиск импорта без специальных защитных мер.

Наконец, сама возможность эксплуатации ресурсных преимуществ до сих пор ограничена факторами неэкономического характера (неплатежами, высоким уровнем коррупции и преступности), что совершенно нехарактерно для американской экономики.

Создание устойчивых ресурсных преимуществ, в случае принципиального решения о сохранении преимущественно сырьевой ориентации экономики, требуют:

* преодоления последствий экономического спада 1990-х гг. и нейтрализации негативных внеэкономических эффектов;

* постепенного перехода к политике содействия инвестиционному экономическому росту, основанному на обновлении и массированном притоке капитала в те отрасли, для которых преимущества данного типа являются основными. Этот приток должен открывать, во-первых, возможность для быстрой и масштабной реакции предприятий на благоприятные изменения конъюнктуры ростом производства и товарного предложения. Во-вторых, он должен облегчить финансирование накопления товарных запасов в периоды неблагоприятной конъюнктуры.

6. Использование американского опыта поддержки технологических конкурентных преимуществ также зависит от принципиального выбора между сырьевой и технологической ориентациями экономики. США активно практиковали антимонопольное регулирование на внутреннем рынке и лоббировали ослабление таможенных барьеров во внешнейторговле у стран-партнеров. Это вполне согласовывалось с ориентацией на сокращение доли отраслей, базирующихся на ресурсных преимуществах либо имеющих монопольный доступ к национальным сырьевым ресурсам.

Российское правительство, в последние годы усиливая антимонопольное регулирование в сырьевом секторе и тем самым создавая возможности для роста технологической конкурентоспособности, объективно тормозило развитие сырьевого сектора.

Переход к активной поддержке технологических преимуществ потребует, с одной стороны, жертв от сырьевого сектора, а с другой -привлечения масштабных финансовых ресурсов в обрабатывающую промышленность. Таким образом, прямое заимствование опыта поддержки технологических преимуществ возможно в еще меньшей степени, чем в случае с ресурсными преимуществами, поскольку перед США не стоят проблемы финансово-инвестиционного голода, с одной стороны, и низкого исходного технологического уровня большинства отраслей массового производства - с другой.

Если сырьевой сектор может обеспечить самофинансирование инвестиций при благоприятном для себя направлении государственной политики регулирования конкурентоспособности, то индустриальный сектор зависим от государства в гораздо большей степени.

7. Государственная поддержка инновационных преимуществ российских товаропроизводителей в финансовом выражении стоит относительно дешево, однако, для того чтобы ее реализовать, необходимы хорошо отработанные организационные схемы и механизмы. К сожалению, и в этом отношении Россия не может сравниться с США - это следует даже из анализа ее рейтингов в инновационной сфере. Но здесь, как представляется, есть возможность более полного заимствования американского опыта (и с меньшими корректировками), поскольку поддержка инновационных преимуществ не столь тесно связана с поддержкой преимуществ иного типа. К тому же наличие в России научно-технических заделов и квалифицированных кадров делает подобное инновационное стимулирование вполне логичным и необходимым.

США имеет высокоэффективную систему государственного управления и регулирования конкурентоспособностью и устойчивостью экономики. Заимствование этого опыта позволило бы России выйти на новый качественный виток экономического развития. [16]

 

2.2. Пути решения проблем, связанных со структурными преобразованиями экономики страны и их результаты.

 

Основными особенностями развития экономики Российской Федерации в настоящее время являются доминирующее положение нефтегазового и сырьевого секторов и вытеснение из структуры потребления российской продукции традиционных отраслей импортными товарами, особенно это касается потребляемой в России продукции инновационного сектора

Важнейшими мерами, которые следовало бы сейчас осуществить в рамках

Информация о работе Необходимость, направления и результаты структурных преобразований в российской экономике для обеспечения устойчивого экономического р