Необходимость, направления и результаты структурных преобразований в российской экономике для обеспечения устойчивого экономического р

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Российская Федерация - крупнейшее государство и ее экономика не может быть охарактеризована ни как плановая, ни как рыночная - это своеобразная переходная экономика, сопровождающаяся кризисными явлениями. Ее переходному периоду России присущи как общие закономерности стран с переходной экономикой, так и свои особенности.
Проблема переходности экономики превратилась по многим параметрам в глобальную. В настоящее время к странам с переходной экономикой, по международной классификации, отнесено свыше 25 государств. Потребность в осмыслении проблем переходной экономики России обусловливает необходимость учета действия общемировых закономерностей и опыта в этой области, а также конкретно-исторического своеобразия нашей страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты структурных преобразований…………………………5
1.1. Сущность устойчивого экономического развития национальной экономики…………………………………………………………………………….5
1.2. Необходимость структурных преобразований в национальной экономике для достижения устойчивого экономического развития страны и их направления………………………………………………………………………....10
1.3. Роль государства в обеспечении структурных преобразований для достижения устойчивого экономического развития……………………………..14
2. Структурные преобразования в Российской экономики………………….…17
2.1. Проблемы в состоянии российской экономики, определяющие необходимость структурных преобразований……………………………………17
2.2. Пути решения проблем, связанных со структурными преобразованиями экономики страны и их результаты………………………….23
2.3. Перспективы направления структурных преобразований экономики России……………………………………………………………………………..…24
Заключение………………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_KS.rtf

— 151.14 Кб (Скачать файл)

новой инвестиционно-структурной политики, нацеленной на возобновление

экономического роста, представляются следующие. Во-первых, опираясь на

зарубежный опыт, следует с помощью экономических и административных мер

добиться того, чтобы основные экономические агенты активизировали процесс

формирования сбережений и их трансформацию в инвестиции, направленные в

реальный сектор. Известно, что в странах Западной Европы в кризисных

ситуациях широко использовались такие меры, как субсидирование ставок

ссудного процента, введение обязательных норм сбережений, законодательное

принуждение кредитных и сберегательных учреждений к сокращению кредитования

потребителей и, напротив, к его увеличению в предпринимательской сфере,

особенно в промышленности. Лиц, имеющих доходы выше определенного

установленного уровня, обязывали вкладывать «излишние» деньги в акции или

государственные ценные бумаги .

Во-вторых, государство должно осуществить специальный комплекс мер,

направленных на побуждение приватизированных предприятий реального сектора инвестициям.[4]

На современном этапе условием роста национальной экономики является опережающее развитие перерабатывающих секторов, в первую очередь высокотехнологичных, сферы услуг. Таким образом, происходит диверсификация мировой экономики. Для России проблема диверсификации экономики стоит особенно остро.

Изначальной проблемой решения задачи диверсификации экономики является отсутствие координации принимаемых для этого мер, а также применение институтов и отдельных инструментов, оказывающих влияние на диверсификацию экономики, в рамках решения более частных задач, закрепленных за различными субъектами государственной политики и стратегически не увязанных друг с другом в явном виде (Диверсификация экономики - снижение концентрации экономики на отдельных областях экономики (секторах, видах деятельности) за счет модернизации действующих и развития новых областей. Политика диверсификации экономики - вид экономической политики, проводимой для решения задачи диверсификации экономики.). [6]

Государство за годы реформ резко сократило финансирование инвестиций. К этому толкала, с одной стороны, сама логика институциональных преобразований, нацеленных на разгосударствление экономики, а с другой, -- крайняя необходимость решения задач экономической стабилизации.[8]

Основной методологической проблемой перехода к инновационному развитию специалисты называют отсутствие единого понимания, что такое «инновация» и «инновационный путь развития» национальной экономики, нет соответствующей меры инновационности. Отсутствует единство в выборе путей и средств обеспечения инновационного развития российской экономики. Бекетов Н. В. Проблемы и перспективы инновационного развития экономики России. Большое число концептуальных и программных документов не компенсирует качество проработки отдельных мероприятий, некоторые направления и задачи инновационной политики даже не сопровождаются конкретными мерами. Инновационная политика не имеет системного характера - она не объединяет мероприятия в области науки и технологий, образования, промышленности. Узким местом российской инновационной политики является мониторинг и оценка для коррекции стратегий и тактик развития.

В том виде, в котором сегодня существует НИС, призванная обеспечивать повышение конкурентоспособности, проявляется её неэффективность: «Основная проблема заключается в том, что, несмотря на правильные программные установки, никаких существенных изменений в технологическом уровне нашей экономики не происходит. <…> Пока не показали серьёзных результатов ни малые фирмы, которые мы пытались и пытаемся создавать, ни технопарки, ни различного рода центры трансфера технологий, всякого рода новые формы, которые мы пытаемся использовать, ни Российская венчурная компания, ни технико-внедренческие особые экономические зоны. Всё это в основном, надо признаться откровенно, существует только на бумаге»

Ключевой проблемой, мешающей динамичному развитию российской экономики в инновационном направлении, является отсутствие грамотных специалистов по управлению проектами. Состояние системы образования явно не соответствует требованиям перевода страны на инновационный курс развития. В системе школьного образовании навязывание ЕГЭ может привести к падению творческого, созидательного потенциала страны. За последние годы сильно разрушена система начального и среднего технического образования, не лучше обстоят дела и в сфере подготовки специалистов с высшим образованием. Качество подготовки в большинстве ВУЗов России не соответствует требованиям инновационной экономики. В последнее время наметились определенные позитивные сдвиги в области образования. Компьютеризация школ, создание исследовательских и национальных университетов, увеличение финансирования высшего образования, повышение ставок учителям, внимание к дошкольным учреждениям и т. д. плодотворно скажутся на всей системе образования. Однако в этих шагах не просматривается системный подход к обеспечению инновационного пути развития страны.

В последние годы в России уделяется большое внимание разработке новых форм и методов государственного регулирования, включая финансирование науки и инноваций через венчуры, систему государственных корпораций и др. По всем этим направлениям безусловно наблюдается пусть небольшой, но прогресс. Однако сохраняется целый ряд существенных проблем инновационного развития, которые пока не входят (или почти не входят) в зону государственного внимания и регулирования. К ним относятся:

- сокращение административных, налоговых и трансакционных издержек для инновационно-активных предприятий;

- увеличение разнообразия, качества и доступности специальных услуг с целью увеличения эффективности инновационной деятельности;

- софинансирование сертификации инновационной продукции и процесса перехода на международные стандарты качества;

- содействие в подготовке квалифицированных кадров;

- гарантии того, что в будущем наличие квалифицированной силы в регионе/отрасли/стране будет соответствовать потребностям инновационных предприятий;

- повышение уровня профессиональных навыков для инновационных производств и содействие распространению новых технологий.

 

2.3. Перспективы направления структурных преобразований экономики России.

 

Толчок к структурной перестройке должны дать либерализация, финансовая стабилизация и приватизации, обеспечивающей более высокий, чем в плановой экономике, уровень  эффективности производства, а также способствовать выявлению и реализации  сравнительных  конкурентных преимуществ национальной экономики. Пассивная фаза структурной перестройки на  практике трудно отделима от тенденции разрушения экономического потенциала. Это фаза структурного кризиса, когда начинают быстро развиваться те сектора, чьи функции  в плановой экономике заменялись государственным распределением - торговля и финансовые институты (банки, инвестиционные и страховые компании); финансовые рынки (кредитный, валютный, фондовый, государственных и корпоративных ценных бумаг). Торговля и финансы формируют рыночные механизмы перелива и мобилизации капиталов, необходимые для трансформации накоплений в инвестиции. Для  перехода к активной фазе  структурной перестройки  требуется наряду с низкой  инфляцией и развитой финансовой  инфраструктурой налаживание корпоративного управления после формального  акта приватизации - четкое    разграничение прав собственников (акционеров), с одной стороны, и менеджеров, с другой.[3]

Структурная перестройка российской экономики требует промышленной политики, которая учитывала бы различие отраслей в соотношении передовых технологических рубежей и исходных  возможностей. Концепция среднесрочной программы правительства РФ выделяет основные  направления промышленной политики по трем группам отраслей.

Огромное значение для развития рыночной экономики имеет формирование устойчивых внешнеэкономических связей, открытость российского рынка. Экономика страны считается открытой, если ограничения во внешнеторговой деятельности минимальны. К преимуществам открытой экономики относится углубление специализации и кооперации производства, распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений, рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

Государство должно оказывать участникам программы определенную организационную и финансовую поддержку, в частности путем создания необходимых структур, формирования специальных фондов реструктуризации, привлечения к программе ресурсов финансового сектора, инвестиций, предоставляемых России кредитов, и т.п. Задача другой программы -- «Эффективный проект» -- состоит в том, чтобы инициировать инвестиционный процесс с помощью множества проектов капиталовложений с быстрой окупаемостью.

 

 

Заключение

 

На основании проделанной работы можно подвести некоторые итоги: в условиях экономического кризиса и перехода к рыночным отношениям, характерных в настоящее время для России, структурную и инвестиционную политику необходимо разрабатывать как на весь переходный период, так и на отдельные его этапы с учетом специфики решаемых задач по реформированию экономики и складывающейся в народном хозяйстве экономической и социально-политической ситуации. При этом должна быть обеспечена преемственность целей и стратегии структурной перестройки.

Главными задачами структурной и инвестиционной политики на современном этапе переходного периода являются последовательные свертывание устаревших производств, преодоление структурных деформаций и приведение структуры производства в соответствии с платежеспособным спросом, обеспечение наиболее полного использования производственных ресурсов и научно-технического потенциала, поддержание экологической и экономической безопасности страны, содействие развитию эффективных, конкурентноспособных производств, рыночной инфраструктуры, сферы услуг и интеллектуальной деятельности.

Кризисное состояние экономики РФ требует особой стратегии структурной и инвестиционной политики. Сущность этой стратегии состоит в селективной поддержке государством точек и секторов роста в народном хозяйстве. В сегодняшних условиях точками роста, прежде всего, могу быть предприятия, которые рентабельно работают не нарушая при этом действующего законодательства, производят экспортную и импортозамещающую продукцию и услуги для социальной сферы, которые содействуют своей деятельностью повышению уровня жизни населения, поддержанию занятости, улучшению экологической обстановки, а так же реализующие проекты, направленные на будущие технологические прорывы, выход на новые рынки, освоение новых рыночных сегментов и ниш. Важное значение при становлении точек роста имеет способность предприятия вовлечь в сферу своей деятельности субъектов хозяйствования в других отраслях и секторах экономики и сформировать тем самым сектора роста в национальном хозяйстве.

Содействие развитию производства в точках и секторах роста государство может осуществлять в виде разнообразных форм поддержки, выделяя бюджетные средства для финансирования проектов и программ, предоставляя целевые льготы по налогам и таможенным тарифам, выдавая налоговые кредиты и государственные гарантии и тд. Решение структурных проблем требует ресурсного и, прежде всего, инвестиционного обеспечения. В условиях кризиса осуществления структурной перестройки осложнено острой нехваткой ресурсов и неблагоприятным инвестиционным климатом с относительно высоким уровнем инфляции, несовершенной налоговой системой, высокими процентными ставками. Потребность деятельности в инвестициях для устранения структурных деформаций составляет, по некоторым оценкам, 5-6 млрд. долларов. Возможны три источника инвестиций - государственный бюджет и внебюджетные фонды; накопления граждан и предприятий; и иностранный капитал. Для их привлечения и использования необходимо рациональное и эффективное воздействие государства на инвестиционный процесс, направленное на стимулирование сбережений и создание условий для трансформации накоплений в инвестиции. Прежде всего, это предполагает достижение в стране стабилизации политической ситуации, снижение уровня правонарушений, создание благоприятного правового климата для инвестиций. Со стороны государства требуется также осуществления комплекса мер по ориентации инвестиционной активности в приоритетных направлениях. В соответствии с разработкой Правительства РФ концепцией структурной инвестиционной политики государства отвечает за создание в стране благоприятных экономических условий для активизации инвестиционной деятельности и само принимает в ней активное участие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Журналы и газеты

 

1. Губанов С. Относительная прогрессивность капитализма: источник и границы // Экономист. 2011. № 1. С. 68-85.

2. Губанов С. Путь развития России: назревшее уточнение // Экономист. 2010. № 4.

3. Глазьев С. Ю. О стратегии и концентрации социально-экономического развития России до 2020 года // Экономика региона. 2008. № 3. С. 13-25.

4. Дмитриев А. С. Диверсификация российской экономики: проблемы и решения // Социальная политика и социология. 2009. № 9. С. 83-105.

5. Основные барьеры при создании инновационного бизнеса // Российская бизнес-газета. 2011. № 43 (825).

6. Магомедова З. Г. Диверсификация экспорта как условие экономического роста в России // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 3. С. 35-40.

7. Основные барьеры при создании инновационного бизнеса // Российская бизнес-газета. 2011. № 43 (825).

8.Счетников Н. Стратегия на-гора // Российская газета. 2007. № 58.

 

 

 

Монографии, учебники, пособия

 

9. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента / под ред. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ, 2007.

10 Экономика : учебник / под ред.проф. А.С.Булатова.- 4е изд., перераб.и доп. - М. : Экономист, 2008. Гл. 19, 24, 26,27

11 Экономика: Учебник / Под ред. проф. Л.Басовского. - М.: ИНФРА-М, 2002

12. Национальная экономика. Бункина М.К. - Палеотип, 2005.

 

 

Электронные ресурсы удаленного доступа

 

13. Государственная политика регулирования и поддержки инновационной деятельности.

http://pda.coolreferat.com/

Gosudarstvennaja politika regulirovanija i podderzhki innovacionnoj dejatel'nosti.

http://pda.coolreferat.com/

14. UN comtrade. URL: http: // comtrade.un.org/

15. Unctad Stat. URL: http: // www.unctad.org/

16. Научная библиотека http://www.dissercat.com

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1 главе надо говорить не об устойчивости развития а об устойчивости экономического развития, факторов на него влияющих и какое место среди них занимает структура экономики страны.

В разделе 1.2 если говорить об необходимости структурных преобразований то прежде всего необходимо говорит о той структуре экономики, которую мы имеем в России и из этого делать выводы почему такая структура не позволит иметь устойчивое экономическое развитие. В чем ее опасности? 
в разделе 1.3 надо раскрыть суть структурной политики государства, а то что написано абсолютно нелогично и тд 
Раздел 2.1 по содержанию не соотв его содержанию 
2.2  анализ преобразований должен быть увязан с их результиатми по изменению структуры экономики и как это отразилось на устойчивости развития.  
список литературы оформлен неверно. Ссылки должны офорлены по  всем… 
 
 
 
http://moskva-mobi-market.ru/ 
http://www.avito.ru/moskva/telefony/iphone_5_16gb_chernyy_rostest_283001348 - чеорный 16  

Информация о работе Необходимость, направления и результаты структурных преобразований в российской экономике для обеспечения устойчивого экономического р