Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции в различных рыночных структурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 11:40, контрольная работа

Краткое описание

Одним из факторов, определяющих хозяйственную динамику, является конкуренция, выступающая основой рыночного механизма. Рынок совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям:
• на нем существует много производителей (продавцов), каждый из которых мал относительно рынка в целом;
• рынок характеризуется продуктовой однородностью, то есть продукты по своим характеристикам должны быть существенно однородными;

Содержание

Введение.
Глава 1. Конкуренция и ее роль в рыночной экономике. Несовершенная конкуренция
Экономическая сущность конкуренции.
Основные назначения и функции конкуренции в рыночной экономике.
Разновидность несовершенной конкуренции в различных рыночных структурах.
Глава 2. Виды неценовой конкуренции в различных рыночных структурах.
Понятие неценовой конкуренции и ее сущность.
Неценовая конкуренция в рыночной структуре.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика др..doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ:

МИКРОЭКОНОМИКА, МАКРОЭКОНОМИКА».

 

 

Тема: «Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции в различных рыночных структурах».

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила студентка

1 курса факультета ЭУО       

Заочного отделения               

 

 

 

 

 

Проверил преподаватель     

      

 

 

 

 

 

г. Ростов-на-Дону,

2014г.

Содержание.

 

 

Введение.

Глава 1. Конкуренция и ее роль в рыночной экономике. Несовершенная конкуренция

    1. Экономическая сущность конкуренции.
    2. Основные назначения и функции конкуренции в рыночной экономике.
    3. Разновидность несовершенной конкуренции в различных рыночных структурах.

Глава 2. Виды неценовой конкуренции в различных рыночных структурах.

    1. Понятие неценовой конкуренции и ее сущность.
    2. Неценовая конкуренция в рыночной структуре.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Одним из факторов, определяющих хозяйственную динамику, является конкуренция, выступающая основой рыночного механизма. Рынок совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям:

• на нем существует много производителей (продавцов), каждый из которых мал относительно рынка в целом;

• рынок характеризуется продуктовой однородностью, то есть продукты по своим характеристикам должны быть существенно однородными;

• покупатели должны быть хорошо информированы о рыночном предложении;

• должен обеспечиваться свободный вход и выход на рынок, то есть должны отсутствовать рыночные барьеры;

• производители и потребители имеют возможность формировать независимые решения, то есть должна отсутствовать возможность сговора между субъектами рыночной деятельности.

Однако, очевидно, что в реальных условиях рынки свободной конкуренции практически отсутствуют, так как на реальных рынках все эти условия в подавляющем числе случаев не удовлетворяются. Обычно как производители, так и торговцы воздействуют на рыночную цену, на объемы выпускаемой продукции, вступают в гласные и негласные сговоры для контроля рыночной ситуации; государство ограничивает доступ на рынок иностранных производителей, не выполняются другие условия из рассмотренных.

В силу указанных причин подавляющее число рынков относятся к рынкам несовершенной конкуренции. В курсе экономической теории выделяют несколько основных, довольно несхожих между собой, рыночных структур (моделей):

1) чистая конкуренция;

2) чистая монополия;

3) монополистическая конкуренция;

4) олигополия.

Все три последние модели рынка представляют собой модели несовершенной конкуренции.

Необходимость изучения рынка несовершенной конкуренции объясняется тем, что довольно большой объем экономической деятельности, даже в странах со сложившейся системой рыночного хозяйствования, ведется в условиях, приближенных к чистой монополии. Еще более актуальна эта проблема для современной российской экономики. Кроме того, с аналитической точки зрения изучение чистой монополии полезно для анализа и более характерных рыночных структур: монополистической конкуренции и олигополии.

Таким образом, все вышесказанное не вызывает сомнений в актуальности темы, чему и посвящена контрольная работа.

 

 

Глава 1. Конкуренция и ее роль в рыночной экономике. Несовершенная конкуренция.

 

  • 1.1. Экономическая сущность конкуренции.

  • Рынок не мыслим без конкуренции точно так же, как и конкуренция вне рынка не может проявить своих адекватных функций. Однако, если одни экономисты доказывают необходимость содействия развитию конкурентных основ, то другие разрабатывают методы ограничения конкуренции. В частности, создана отрасль экономической науки, обеспечивающая цивилизованные методы торговли, - маркетинг.

     

    Конкуренция - общественная форма взаимного соперничества, состязания агентов рыночного хозяйства в процессе реализации их экономических интересов. В результате конкуренции достигается максимизация прибыли или выгоды путем организации, использования лучших факторов производства и условий реализации товаров. Это с одной стороны, а с другой - конкуренция сопровождается воздвижением преград для общего доступа к факторам развития производства, и в конечном итоге конкуренция вызывает монополию.

    “Конкуренция, если ей не мешают, - писал Ф. фон Хайек, - создает положение, при котором производиться будет, во-первых, все, что хоть кто-нибудь умеет производить и может продать с прибылью по приемлемой для покупателя цене; во-вторых, все будет производиться теми, кто может делать это, по крайней мере, столь же дешево, как и еще кто-то (хотя этот кто-то на деле, возможно, и не производит данный продукт), и, в-третьих, все будет продаваться по цене более низкой (или, по меньшей мере, по столь же низкой цене), какую в принципе мог бы назначить некто, на самом деле данный товар не продающий”.

    Закон конкуренции - это регулятор отношений состязательности в рыночном механизме между:

    1) товаропроизводителями  за рынок сбыта продукции, ограниченный  платежеспособным спросом покупателя;

    2) предпринимателями за  рынок ресурсов в условиях ограниченного их воспроизводства или невосстанавливаемых;

    3) продавцами и покупателями  за уровень цен на конкурентные  товары и услуги;

    4) покупателями за возможность  приобрести товар в условиях  дефицита.

    “Конкуренция, - по мнению К.Маркса, - есть торговое, а не промышленное соревнование. В наше время промышленное соревнование существует лишь ради торговых целей. Всех охватывает своего рода горячка за прибылью, получаемой без производства. Эта периодически наступающая вновь и вновь горячка обнажает подлинный характер конкуренции, которая старается избежать необходимости промышленного соревнования”.

    Однако Людвиг Эрхард видел иной смысл: “Конкуренция - эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния. Она одна дает возможность всем людям пользоваться хозяйственным прогрессом, особенно в их роли потребителей. Она уже уничтожает все привилегии, не являющиеся непосредственным результатом повышения производительности труда... Она не дает погаснуть личному стремлению каждого к трудовым достижениям”.

    Конкуренция возможна, когда ни один участник рыночных операций не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

    При наличии данных условий конкуренция выполняет ряд функций, которые совпадают с функциями рынка:

    - стимулирует рост производительности  труда, повышение качества;

    - согласует через цены  частные интересы товаропроизводителей  и покупателей;

    - обеспечивает перелив  капитала в прогрессивные отрасли  ради прибыли;

    - выталкивает с рынка  неэффективных товаропроизводителей, банкротов;

    - действует как фактор  безработицы.

    Конкуренция в рыночном механизме различается как:

    а) внутриотраслевая - между фирмами, производящими равнозначную продукцию (или субституты). Она конституирует стоимость, в силу этого:

    - мотивирует рост производительности труда и развитие производства;

    - выталкивает из отрасли  неперспективные предприятия с  наибольшими издержками;

    - определяет уровень  общественно необходимых затрат  труда.

    б) межотраслевая - модифицирует стоимость в цену производства и выравнивает норму прибыли.

    Конкуренция проявляется в двух видах.

    Совершенная конкуренция - это форма обмена без влияния на цену товара, когда возможность увеличить прибыль предполагает перелив капитала и снижение издержек. Это состязание за максимальную прибыль на свободном рынке.

    У такой конкуренции много названий: ценовая, честная, добросовестная. Она возможна, если цены плавающие при свободном доступе к условиям реализации и приобретения товаров.

    Несовершенная конкуренция - это форма реализации экономической власти монополистов ради максимизации сверхприбыли (экономической прибыли). В этих условиях используются:

    - обновление продукции, изменение качества;

    - реклама, стимулирование  покупок;

    - мимикрия изделий;

    - гарантированное и  послереализационное обслуживание;

    - шпионаж, шантаж, разбой;

    - дискриминация цен;

    - маркетинг.

    Признание права “невидимой руки” регулировать рыночный механизм связано с причиной “войны всех против всех” и встречает сопротивление корпораций. “Дамоклов меч” конкуренции отторгается монополизацией рынка. Такое противодействие можно объяснить и действием закона эффекта масштаба капитала, указывающего на то, что рост размеров производства есть результат концентрации и централизации капитала (без чего стремление к сверхприбыли теряет экономический смысл).

    Рост размеров производства позволяет ускорять накопление капитала и усиливает экономическое могущество корпорации.

    С одной стороны, предприниматель разрабатывает стратегию конкуренции. С другой - исследует поведение конкурентов в отрасли, поскольку знание целей и возможностей конкурента позволяет спрогнозировать собственные действия.

    Постоянно осуществляя конкурентные действия, субъекты рынка заинтересованы избавиться от “дамоклова меча”, поэтому предпринимаются меры ограничения конкуренции. Они весьма многочисленны. В частности, создаются:

    - ниша - монополизация  конкретного рынка однородных  товаров, отличающихся конкурентоспособностью;

    - сегмент - выделение в  массе товаров оригинального, который  возможно монополизировать в  силу его редкости или запросов разных групп покупателей.

    В числе форм и методов воздействия на стратегию конкурентов можно выделить:

    - снижение издержек  производства;

    - дифференциацию продукции;

    - сегментирование или  создание ниши рынка;

    - внедрение новой техники и технологий;

    - реагирование на потребности (спрос рынка);

    - низкую себестоимость  единицы продукции как возможность  снижения цены.

    Но особо важна в конкурентной борьбе диагностика деятельности конкурентов, в частности:

    - анализ поведения конкурента  на рынке;

    - оценка финансовой  стабильности конкурентов;

    - выявление доли товаров  на рынке;

    - изучение приемов и  методов товарной политики;

    - прогнозирование снижения  издержек производства;

    - определение перспектив  конкурента в сегментировании  или завоевании ниши;

    - анализ системы маркетинга, системы управления, бизнес-плана;

    - техническое переоснащение  производства;

    - анализ рынков ресурсов  и других внешних факторов.

    Реакция законодательства на появление монополизма однозначна - создать условия для конкуренции. Наблюдается нарушение принципа “laissez faire, laissez passer” (“пусть идет, как идет”) в той мере, в какой монополизм обусловлен процессом развития экономики.

     

  • 1. 2. Основное назначение и функции конкуренции в рыночной экономике.

  • Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

    Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

    - предприятия, которые  предлагают лучшую по качеству  продукцию или производят ее  с меньшими производственными  затратами, получают вознаграждение  в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует  технический прогресс;

    - предприятия, которые  не реагируют на пожелания  клиентов или нарушения правил  конкуренции своими соперниками  на рынке, получают наказание  в виде убытков или вытесняются  с рынка (негативные санкции).

    Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

    Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время  конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

    Информация о работе Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции в различных рыночных структурах