Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции в различных рыночных структурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 11:40, контрольная работа

Краткое описание

Одним из факторов, определяющих хозяйственную динамику, является конкуренция, выступающая основой рыночного механизма. Рынок совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям:
• на нем существует много производителей (продавцов), каждый из которых мал относительно рынка в целом;
• рынок характеризуется продуктовой однородностью, то есть продукты по своим характеристикам должны быть существенно однородными;

Содержание

Введение.
Глава 1. Конкуренция и ее роль в рыночной экономике. Несовершенная конкуренция
Экономическая сущность конкуренции.
Основные назначения и функции конкуренции в рыночной экономике.
Разновидность несовершенной конкуренции в различных рыночных структурах.
Глава 2. Виды неценовой конкуренции в различных рыночных структурах.
Понятие неценовой конкуренции и ее сущность.
Неценовая конкуренция в рыночной структуре.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика др..doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Неценовая конкуренция порождает целый спектр важнейших проблем рынка. Среди них межотраслевой механизм прибылей в форме проблемы входа- выхода, избыточных мощностей, влияния на объем сбыта неценовых факторов, предпочтения и выбора, конкурентоспособности, издержек потребления.

Одна из слабых мест господствующих теорий конкуренции- исключение из них потребителя. Показательными в этом отношении являются выводы Ж. Тироля (1988) о способах конкурирования. Так, он считает, чтобы конкурировать на рынке, фирма может использовать много инструментов. Он классифицирует эти инструменты в соответствии с быстротой их перенастройки.

В краткосрочном периоде основным инструментом часто является цена. Его дополняют реклама и меры по организации стимулирования сбыта. При этом структура затрат и характеристики продукта остаются неизменными. В условиях монополистической конкуренции фирма может получить экономическую прибыль, если цены выше средних издержек; либо столкнуться с убытками, если цены ниже средних издержек. В более длительном периоде структура затрат и характеристики продукта могут быть изменены как вместе, так и по - отдельности. Методы производства могут быть пересмотрены и усовершенствованы, а производственная мощность в зависимости от конкурентной задачи может быть как увеличена, так и уменьшена. К характеристикам продукта относятся качество, дизайн, сроки поставок, размещение торговых точек и т. д. В долгосрочном периоде характеристики продукта и структуры затрат могут быть изменены не только благодаря простым усовершенствованиям в ассортименте продуктов и возможным затратам, но также и благодаря изменению этого ассортимента.

 

 

    • 2.2. Неценовая конкуренция в рыночной структуре.

     

        При неценовой конкуренции на первый план выступают уникальные свойства товара, его техническая надежность и высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара. Основная цель неценовой конкуренции – постоянное совершенствование продукции, поиски путей повышения ее качества, технической надежности, улучшения внешнего вида, упаковки. Таким образом, неценовая конкуренция, в отличие от ценовой конкуренции, имеет не разрушительную, а созидательную направленность.

    При неценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях своей продукции. Это позволяет фирме увеличить сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой. Риск при этом связан с тем, что потребители могут не рассматривать предложения продавца как лучшие, чем у конкурентов. В этом случае они будут приобретать более дешевые товары, которые, по их мнению, аналогичны более дорогим. Фирма, базирующаяся на ценовой конкуренции, должна снижать цены для увеличения сбыта.

    Использование методов неценовой конкуренции позволяет крупнейшим фирмам проводить на рынке более гибкую политику. Можно выделить следующие виды неценовой конкуренции:

     

    • законные средства конкуренции;
    • полулегальные методы борьбы с соперниками;
    • методы ограничения действий других конкурентов с помощью средств государственного регулирования и содействия.

     

    Законные средства конкуренции включают:

     

    • конкуренцию по продукту, когда в процессе дифференциации существующего продукта происходит создание нового продукта, т.е. обладающего новой потребительной стоимостью;

     

    • конкуренцию по предоставлению услуг, имеющую особое значение на рынке машин и оборудования. В комплекс услуг входит предоставление рекламных материалов, передача технической документации, облегчающей эксплуатацию оборудования, предоставление услуг по обучению специалистов на предприятии покупателя, техническое обслуживание в гарантийный и послегарантийный периоды.

     

    Один из видов неценовой конкуренции - дифференциация продукции. То есть  предложение широкого ряда типов, стилей, марок данного  продукта.  При  этом диапазон  свободного  выбора   расширяется,   а   разнообразие   и   оттенки потребительских  вкусов  удовлетворяются  более  полно.  Правда   существует  угроза, что увеличение ассортимента продукта  может достичь  такого  уровня,  когда потребитель начнет путаться, разумный выбор станет трудным и  покупки  будут занимать много времени.

        Каждая фирма имеет продукт, который в настоящее  время  отличается  от  продуктов конкурентов.  В  любом  продукте  имеются  свои  резервы  для  его  дальнейшего изменения и развития. Поэтому  очень  часто  помимо  выпуска  на  рынок новых товаров  производители  используют  политику  модификации,  т.е. изменение наиболее существенных технико-эксплуатационных  свойств,  качества  товара, изменение внешнего оформления или формы упаковки.  Благодаря  этому  фирма может изменить имидж товара,  сориентировать  его  на  новые  сегменты  сбыта.

         Усовершенствование выпускаемой  продукции  дает  фирме  долговременное  преимущество. Поступление на рынок продукции  более  высокого  качества  или  новой  потребительной  стоимости  затрудняет  ответные   меры   со   стороны  конкурента,  т.к.  "формирование"   качества   проходит   длительный   цикл,  начинающийся с накопления экономической и научно-технической  информации.  В  качестве примера можно привести  тот  факт,  что  известная  японская  фирма "SONY"  осуществляла  разработку   видеомагнитофона   одновременно   по   10 конкурирующим направлениям.

      Проведенный анализ рыночного поведения хозяйственных субъектов в условиях монополистической конкуренции позволяет говорить о возможностях развертывания ценовой конкуренции, несмотря на имеющееся многообразие различных товаров и услуг, способных удовлетворить одну и ту же потребность. Вместе с тем для данной рыночной структуры характерна и неценовая конкуренция. Основными формами неценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции являются дифференциация продукта, улучшение его качественных и потребительских свойств, реклама. Дифференциация продукта позволяет предложить покупателям самые разнообразные по типу, стилю, марке, качеству товары и услуги. Когда этот процесс успешен , он позволяет фирме создать свой постоянный круг покупателей , которые предпочитают ее товары аналогам у конкурентов.

       Однако при наличии столь разнообразного ассортимента предлагаемых товаров и услуг всегда имеется возможность нового предложения, которое будет отличаться от уже имеющегося многообразия продуктов. Доскональное изучение разнообразия потребительских вкусов потребителей, отдельных их оттенков позволяет новым товаропроизводителям найти свою нишу на рынке.

       Дифференциация продукта выступает своего рода компенсацией тех недостатков, которые присуще монополистической конкуренции и связаны прежде всего с издержками, связанными с функционированием такой рыночной структуры. В то же время дифференциация продукта, доведенная до крайней степени своего проявления, с одной стороны сбивает с толку потребителя, усложняя процесс выбора, с другой стороны, может породить ложные ориентиры в выборе. Довольно часто предпочтение одним товарам перед другими отдается исходя не из действительных качественных и потребительских свойств товара, а из цены, считая что последняя служит наилучшим показателем качества предлагаемых товаров и услуг.

    Другой формой неценовой конкуренции является совершенствование конкурентами выпускаемых продуктов и предлагаемых услуг. Улучшение  качественных  характеристик или потребительских свойств товара обеспечивает расширение рынка реализации продукции и вытеснение конкурентов, которые не заботятся о совершенствовании своей продукции. Данная форма конкуренция имеет своим следствием два положительных момента, помимо лучшего удовлетворения потребностей покупателей. Первый заключается в том, что удачное улучшение продукта одной из фирм побуждает другие предприятия принимать необходимые меры с целью преодолеть временное преимущество этой фирмы. В целом это содействует развитию научно-технического прогресса не только в сфере потребительских товаров, но и непосредственно в области ресурсного и материально-технического обеспечения выпуска товаров непроизводственного назначения.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Заключение.

     

    Таким образом, в зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

    1. Чистая конкуренция являет собой ситуацию, когда на рынке присутствует большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Чистую, или свободную, конкуренцию принято еще называть совершенной конкуренцией, а три других типа - объединять названием несовершенная конкуренция. Последний термин принадлежит англичанке Джоан Робинсон (книга «Экономика несовершенной конкуренции», 1933 г.), которую принято считать создательницей теории несовершенной конкуренции.

    2. Огромное число обособленных  потребителей и малое количество  производителей, каждый из которых  может удовлетворить значительную  долю общего спроса. Такая структура  называется олигополией, и порождает, так называемую, несовершенную конкуренцию.

    3. Предельным случаем  является монополия. В этом случае массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей. Когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции.

    4. Существует также чистая монополия. В этом случае на рынке присутствует только один производитель товара и множество потребителей.

    Неценовой метод конкуренции является наиболее распространённым и предполагает при сохранении цен на товары привлечение потребителей за счёт внедрения дополнительных услуг, повышения качественных или других характеристик товаров. Неценовые методы конкуренции выражаются, например, при включении в действующую цену товара более продолжительных сроков гарантийного обслуживания, в проведении работ по доставке и установке оборудования, бесплатном консультировании по вопросам эксплуатации, расширении сети обслуживающих центров гарантийного и послегарантийного ремонта, в сокращении сроков доставки товара потребителю.

    При неценовых методах конкуренции возрастает роль маркетинга, специальных маркетинговых исследований, предусматривающих разработку новых форм притягивания клиентов и применение эффективных рекламных мероприятий.

    Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое- совершенствование технических характеристик товара; второе- улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя.

    Итак, мы видим, что каждый из действующих субъектов предпринимательского бизнеса, прибегая к различным видам, методам и направлениям конкурентных действий стремится к усилению своей реальной конкурентоспособности.

     

     

     

     

     

     

     

    Список используемой литературы:

    1. А.С. Булатов, Экономика, 3-е изд.  М.:Юристъ, 2002. – 896.

    2. М.А. Сажина  /  Г.Г. Чибриков,  Экономическая  теория, НОРМА  2005.  С. 255.

    3. Нуриев Р., Авдашева С. Базовые экономические понятия. - М.:  Финансы и статистика, 2003. – С. 432.

    4. Р. Нуреев. Типы  рыночных структур: несовершенная  конкуренция. Антимонопольное законодательство. - Вопросы экономики, 1995

    5. Курс экономической  теории. / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: ДИС, 2006. – С. 244, С. 265.

    6. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной  конкуренции. – М.: Прогресс, 1986.

    7. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. - М.: Альянс, 2007. – С. 288.

    8. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика, 2007.–  С. 345.

     

     9. Юданов А.Ю. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач.  – М.:  КНОРУС, 2008. – С. 346.

     

     

     


    Информация о работе Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции в различных рыночных структурах