Нетарифные методы регулирования внешнеторговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать различные виды нетарифных ограничений и выявить перспективы их использования во внешней торговле РФ. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
1. изучить особенности применения нетарифных инструментов во внешнеторговых отношениях;
2. разработать классификацию форм и разновидностей нетарифных ограничений;
3. определить эффективность применения нетарифных ограничений;
4. проанализировать влияние данных методов ограничения на внешнеторговую политику РФ;
5. рассмотреть эффективность использования нетарифных методов регулирования в российской экономике;
6. выявить перспективные направления использования нетарифных инструментов в РФ.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теория и методика применения нетарифных ограничений во внешней торговле. 5
1.1. Нетарифные ограничения как часть протекционистской политики: понятие и сущность. 6
1.2. Классификация нетарифных ограничений. 8
Глава 2. Нетарифные ограничения в регулировании внешней торговли РФ. 24
2.1. Анализ использования нетарифных ограничений во внешней торговле РФ. 25
2.2. Эффективность использования нетарифных ограничений в российской экономике. 27
2.3. Перспективы использования нетарифных ограничений в российской экономике. 29
Заключение. 31
Список использованной литературы. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 63.06 Кб (Скачать файл)

     Технические барьеры далеко не всегда являются методом протекционизма. Во многих случаях их введения продиктовано не сколько желанием  оградить внутренний рынок, сколько заботой  о защите населения. Например, в странах Европейского союза с 1993 года действует директива  о защите потребителей, обязывающая  производителей потребительских товаров  выпускать на рынок только те товары, которые не представляют угрозы для  жизни и здоровья людей. Изготовитель обязан информировать потребителей о всех возможных  рисках использования  товаров в инструкции, при маркировке, на этикетки.

  • Внутренние налоги и сборы  - скрытые методы торговой политики, направленные на повешение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при этом что товары местных производителей налогообложению не подлежат. Если же правила внутреннего налогообложения одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, то такая политика может рассматриваться как политика создания равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги превышают по стоимости размер импортной пошлины и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка.
  • Политика в рамках государственных закупок – скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности. Например, американское правительство по закону 1993 года, получившему название «Акт «Покупай американское», платило на 12% больше, а для оборонных товаров – на 50% больше американским поставщикам по сравнению с иностранными. В западноевропейских странах, где до недавнего времени средства связи находились в руках государства, практически не было торговли оборудованием связи, поскольку от государственных фирм требовалось покупать такое оборудование только у своих производителей.
  • Требование о содержании местных  компонентов – скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем, чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требования о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.

     Методы  скрытого протекционизма представляют собой разнообразные барьеры  нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной  государственной и даже местной  власти. В их число входят технические  барьеры – требование о соблюдении национальных стандартов, о получении  сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм; внутренние налоги и сборы (НДС, акцизы, налог на продажу); государственные закупки преимущественно местной продукции и дискриминация против иностранной; требование о содержании местных компонентов в производимых товарах, с тем чтобы поддержать занятость и ограничить импорт. 

     3. Финансовые методы  торговой политики.

  • Экспортные субсидии

     Для защиты национальных производителей государство  может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).

     Если  правительство считает необходимым  стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в  той или иной форме предоставлять  им субсидии из бюджета.

     Субсидияденежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. По характеру выплат субсидии делятся на:

     Прямые – непосредственные выплат экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок.

     Косвенныескрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

     Субсидии  могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующим с импортом, так и производителям товаров, которые  продаются на экспорт. Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается  им правительством, а не вычитается из их прибыли.

     Внутренняя  субсидия – наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

     Нередко правительства не только субсидируют  отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.

     Экспортная  субсидия – финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.  

     
  • Экспортное  кредитование – метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

       Экспортное кредитование может иметь форму:

     Субсидированные кредиты национальным экспортерам кредиты, выдаваемые государственными банками под ставку процента ниже рыночной.

     Государственные кредиты иностранным  импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит.

     Страхование экспортных рисков национальных экспортеров – которое включает коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).

     Экспортные  кредиты бывают:

     Краткосрочные – на срок от 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;

     Среднесрочные – на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;

     Долгосрочные – на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.

     Субсидирование  экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние  формы, направленные на подавление конкурентов  и вытеснение их с рынка, например, демпинг.

  • Демпинг – метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

     Демпинг является распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке и используется как метод захвата внешних рынков. Обычно речь идет о продаже экспортером своего товара на зарубежном рынке по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера.

     Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся  завладеть внешним рынком, так  и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может быть в следующих  формах:

     Спорадический демпинг – эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка, и компания решает: либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его на внешний рынок по более низкой, чем внутренняя, демпинговой цене.

     Преднамеренный  демпинг – временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров, по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.

     Постоянный  демпинг – постоянный экспорт товаров, по цене, ниже справедливой.

     Обратный  демпинг – завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке.

     Взаимный  демпинг – встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается редко, обычно в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

     В целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить

     антидемпинговые пошлины – временный сбор разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга. Этому должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него. Однако часто фирмы, производящие импортозамещающую продукцию, инициируют антидемпинговые расследования, когда демпинга как такового нет, а низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов. В этом случае существует опасность злоупотребления антидемпинговым законодательством и превращения его в чисто протекционистский инструмент, что может увеличить цену импортных товаров и ограничить конкуренцию на внутреннем рынке.

     Антидемпинговые пошлины, как и обычные таможенные пошлины, приводят к повышению внутренних цен и потерям в благосостоянии страны. Вместе с тем если введение антидемпинговой пошлины вынудит  фирму, осуществляющую демпинг, еще  более снизить экспортную цену, то страна-импортер может получить выигрыш.

     Глава 2. Нетарифные ограничения  в регулировании  внешней 

     торговли  РФ.

 

     В Российской Федерации современный  порядок регулирования внешнеэкономической  деятельности установлен Федеральным  Законом РФ «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности».

     Торговая  политика России осуществляется посредством  таможенно-тарифного регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности.

     В настоящее время система нетарифных ограничений в РФ претерпела структурные  изменения. Если раньше (90-е года) основными  нетарифными методами государственного регулирования были квотирование и  лицензирование экспортных поставок в  отношении стратегически важных сырьевых товаров, налоги на импорт, таможенные формальности и контроль; то сейчас появился ряд мер, связанных с  защитой внутреннего рынка (тарифные квоты, эмбарго3) и отечественных производителей (антидемпинговые и компенсационные меры4).

     На  современном этапе развития государство  стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными  запретами и

     ограничениями, а через создание благоприятных  экономических условий для осуществления  тех внешнеторговых операций, которые  способствуют повышению эффективности  российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития РФ. И, наоборот, для операций, которые  могут оказать неблагоприятное  воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные  экономические условия. В этих целях  используются экономические инструменты  внешнеторгового регулирования - понижение  или повышение ставок импортного таможенного тарифа, изменения в порядке совершения валютных операций и т.п.

    1. Анализ  использования нетарифных ограничений во внешней 

    торговле  РФ.

Информация о работе Нетарифные методы регулирования внешнеторговой деятельности