Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:51, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать различные виды нетарифных ограничений и выявить перспективы их использования во внешней торговле РФ. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
1. изучить особенности применения нетарифных инструментов во внешнеторговых отношениях;
2. разработать классификацию форм и разновидностей нетарифных ограничений;
3. определить эффективность применения нетарифных ограничений;
4. проанализировать влияние данных методов ограничения на внешнеторговую политику РФ;
5. рассмотреть эффективность использования нетарифных методов регулирования в российской экономике;
6. выявить перспективные направления использования нетарифных инструментов в РФ.
Введение. 3
Глава 1. Теория и методика применения нетарифных ограничений во внешней торговле. 5
1.1. Нетарифные ограничения как часть протекционистской политики: понятие и сущность. 6
1.2. Классификация нетарифных ограничений. 8
Глава 2. Нетарифные ограничения в регулировании внешней торговли РФ. 24
2.1. Анализ использования нетарифных ограничений во внешней торговле РФ. 25
2.2. Эффективность использования нетарифных ограничений в российской экономике. 27
2.3. Перспективы использования нетарифных ограничений в российской экономике. 29
Заключение. 31
Список использованной литературы. 33
На сегодняшний день нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой достаточно отработанный механизм взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающий осуществление единой внешнеторговой политики в целях защиты экономических и политических интересов страны, выполнения международных обязательств государства и расширения присутствия российских предприятий на мировых рынках товаров и услуг. Перечень товаров, к которым в настоящее время применяются нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности, можно условно разбить на пять групп:
1. Товары двойного применения, подлежащие экспортному контролю;
2. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры регулирования в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации;
3. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры исходя из национальных интересов;
4. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры в соответствии с соглашениями об урегулировании торговых споров;
5. Товары, ввоз/вывоз которых подлежит лицензированию в связи с решениями Правительства Российской Федерации об осуществлении мониторинга их ввоза/вывоза.
В период начала и середины 90-х гг. количественные ограничения были очень популярной мерой защиты российского внутреннего рынка: им подвергалось до 80% всех товаров. В настоящее время контингентирование импорта, например, крайне незначительно, что соответствует принципам ВТО. Что касается квотирования, то периодически экспортные квоты устанавливаются Правительством РФ на драгоценные металлы и алмазы. Квоты на драгметаллы позволяют использовать определенную их часть для производства ювелирных изделий на экспорт. Одновременно экспорт сырья цветных металлов с содержанием драгметаллов разрешается при условии, если полученная валютная выручка, оставшаяся после обязательной продажи части ее государству, будет направлена на поддержание производства, реконструкцию и технологическое переоснащение.
Импортные
квоты в России действуют в
целях защиты внутреннего рынка
и часто устанавливаются после
отмены временного запрета на ввоз
отдельных видов иностранной
продукции или проведенных
В последние года в составе количественных ограничений импорта в России используются тарифные квоты (в пределах стоимости или количества которых импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере, а в случае превышения установленных ограничений к товарам применяются повышенные ставки пошлин), под которые попадают ввоз риса, сахара-сырца, говядины. Они реализуются через аукционы, организованные Минэкономразвития России. Размер тарифной квоты на сахар-сырец имеет тенденцию к повышению: с 4,65 млн т (в 2008 -2009 гг.) до 4,95 млн т в 2010 г. Ставка таможенной пошлины в рамках квоты установлена на уровне 0,095 €/кг, или 5% таможенной стоимости. Объемы ввоза сверх квоты облагаются пошлиной в размере 30%.
Лицензирование
импорта в России осуществляется
в соответствии с указами Президента
РФ, в основном, в отношении ввоза
драгоценных природных камней и
металлов, ядерных материалов (технологии,
оборудование, источники радиоактивного
излучения, включая отходы), спирта
этилового, химических средств защиты
растений, продукции, работ и услуг
военного назначения в целях контроля.
В отдельные периоды
Россия
несет убытки в размере свыше
$,5 млрд в год из-за нетарифных ограничений
на ее товары на международном рынке.
По этим признакам Россия является
одним из самых дискриминируемых
государств мира, занимая 2-е место
после Китая. Об этом заявила на заседании
коллегии Минпромнауки РФ, рассмотревшей
проблемы присоединения России к
ВТО, руководитель департамента поддержки
и защиты отечественных
Она
сказала, что в России созданы
базовые условия для вступления
во Всемирную торговую организацию,
однако современное состояние
С.Степанова при этом признала, что в настоящее время во многих случаях цены экспорта российской продукции в страны дальнего зарубежья ниже цен продаж на внутреннем рынке. Так, по прокату черных металлов это составляет порядка 40 % по полиэтилену - 50 % по целлюлозе - около 30 % по шинам для грузовых автомобилей - около 30 % а легковых автомобилей - более 50 % по тракторам - более 40 % обуви - в 2 раза, а льняным тканям - более чем в 2 раза.
В
предыдущем пункте упоминалось об экспортных
квотах на драгметаллы. На долю России
на мировых рынках палладия, например,
приходится 70%, платины – до 20%. Часть
драгметаллов, на которые введена
квота, используются для изготовления
ювелирных изделий на экспорт. Однако
их объем не превышает 5% общего выпуска
ювелирных изделий в РФ из-за сложной
процедуры лицензирования. Следовательно,
с одной стороны, от введения данной
квоты Россия не получает ожидаемого
эффекта, т.к. импортирующие драгметаллы
страны, вводят ответные меры, как то
препятствия в получении
В
целях интеграции экономики России
в мировую экономику Российская
Федерация в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного
права участвует в
Совершенствование
нетарифного регулирования
Все
это позволит в перспективе получить
для российских участников внешнеэкономической
деятельности на мировых рынках более
справедливые и недискриминационные
условия, будет содействовать развитию
экспортных возможностей России и улучшению
структуры ее экспорта.
В настоящее
время Правительство России уделяет большое
внимание проекту Федеральной программы
развития экспорта России, основной целью
которой является увеличение стоимостного
объема российского экспорта, расширение
его номенклатуры за счет продукции с
повышенной степенью обработки, наукоёмких
товаров, технологий. Механизм реализации
программы предусматривает образование
фонда развития высокотехнологического
экспорта, пополняемого за счет получения
бюджетных ссуд, формируемых путем отчислений
от налога на добавленную стоимость и
направляемых на кредитование экспортоориентированных
проектов.
Программа
предполагает свести воедино и систематизировать
меры содействия развитию машинотехнического
экспорта. Программой предусмотрено
умеренное бюджетное
В современной практике регулирования внешней торговли нетарифные ограничения играют очень важную роль. Большинство стран мира активно применяют такие меры, следуя идее протекционизма. Исследователи насчитывают сотни всевозможных ограничительных мер.
В
результате проведенного исследования
можно сделать следующие ВЫВОДЫ
1. В итоге изучения особенностей нетарифных ограничений было отмечено, что использование нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам преимущества в регулировании внешней торговли, и что в рамках политики протекционизма нетарифные инструменты считаются более приемлемыми;
2. В разделе 1.2. была выстроена система нетарифных ограничений, включающая меры финансового воздействия и административные инструменты, также было отмечено, что наиболее распространенной классификацией нетарифных инструментов является классификация ВТО;
3. По итогам проведенного анализа эффективности применения нетарифных ограничений можно сделать вывод, что как тарифные, так и нетарифные ограничения внешней торговли приводят к чистым потерям благосостояния, но, несмотря на это, они широко применяются практически всеми государствами, в том числе и Россией. Это можно объяснить во-первых тем, что при применении таких методов возникает эффект перераспределения дохода, значит, в результате, всегда некоторой группе населения или государству это будет выгодно. Во-вторых, нетарифные барьеры являются более скрытыми, чем тарифы, и их действие сложнее измерить и отразить в статистических показателях, и, следовательно, нетарифные ограничения – мощный метод воздействия на внешнюю торговлю. В-третьих, такие методы дают возможность странам быстро среагировать на изменения экономической ситуации и принять эффективные меры в краткосрочном периоде, в силу упрощенного процесса введения их правительственными органами;
4. В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что на сегодняшний день нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности РФ представляет собой достаточно отработанный механизм.
1. Федеральный
Закон от 08.12.2003 №164 – ФЗ «Об
основах государственного
2. Постатейный
комментарий к Федеральному
3. Аконова Е.С. Международная экономика и МЭО. – Ростов н/Д: Феникс. – 2010.
4. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. / под ред. Л.Е. Стровского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2011.
5. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Учебное пособие для вузов. – М.: Международные отношения. – 2010.
6. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. Учебное пособие для вузов. – М.: «Дело и Сервис». – 2010.
7. Покровская В. В. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. – М.: Экономистъ. – 2010.
8. Оболенский В. Присоединение России к ВТО и ее участие в интеграции. // МЭ и МО. – 2010.
9. Шохин А. Экономика и финансы/за и против. // Эксперт. – 2011.
10. Щебарова Н. Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма. // МЭ и МО. – 2010.
11. http: //www.wto.ru/ (Россия и ВТО)
12. http: //www.есоnomy.gov.ru/ (Минэкономразвития и торговли РФ)
Информация о работе Нетарифные методы регулирования внешнеторговой деятельности