Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 20:27, курсовая работа
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие валютный контроль.
Целью работы является изучение роли правительственных органов в вопросах валютного контроля.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
Изучить сущность и необходимость валютного контроля;
Выявить особенности валютного контроля РФ и зарубежных стран;
Рассмотреть новое в системе органов валютного контроля РФ.
Введение 3
Глава 1. Сущность и необходимость валютного контроля 4
1.1.Проблемы утечки капиталов 4
1.2. Валютный контроль правительственными органами России 8
Глава 2. Особенности валютного контроля РФ и зарубежных стран 11
2.1. Правовое положение валютного контроля 11
2.2. Таможенные органы в области валютного контроля в
мировой практике 13
2.3. Организация валютного контроля в Бельгии 14
2.4. Организация валютного контроля во Франции 16
Глава 3. Новое в системе органов валютного контроля РФ 20
3.1. Центральный банк Российской Федерации 20
3.2. Федеральная служба финансово – бюджетного надзора
(Росфиннадзор) 23
Заключение 29
Список источников и литературы 32
Первое, что обращает на себя внимание, — это значительно «поредевший» перечень государственных органов, получивших в соответствии с Законом 2003 г. статус органов валютного контроля. Ранее, как известно, функции органов валютного контроля выполняли таможенное ведомство (Государственный таможенный комитет РФ), налоговое ведомство (Министерство по налогам и сборам РФ), Федеральная служба по валютному и экспортному контролю, после упразднения которой соответствующая функция отошла к Министерству финансов РФ.
Столь существенное сокращение списка органов валютного контроля соответствует общему правительственному курсу на либерализацию валютного регулирования и валютного законодательства.
Кроме того, следует отметить, что таможенное и налоговое ведомства, потеряв статус органа валютного контроля, не перестали участвовать в осуществлении валютного контроля. И Федеральная таможенная служба, и Федеральная налоговая служба являются государственными органами, осуществляющими в пределах своих полномочий функции агентов валютного контроля (п. 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459; п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506). 4
Валютный контроль активно использовался абсолютным большинством государств в критические для их экономики периоды, связанные с необходимостью восстановления хозяйства в послевоенные годы либо либерализации экономических отношений, в целях защиты финансовой самостоятельности, стабильности их денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов.
В соответствии с особенностями развития различных стран при определении форм и методов валютного контроля существовали достаточно серьезные различия. Кроме того значительные расхождения наблюдались в сроках действия систем контроля, тактике отказа от валютных ограничений. Тем не менее, такие государства объединяло понимание того, что на определенном этапе развития, при умелом использовании этого механизма, валютный контроль может служить одним из важных элементов экономической политики государства, обеспечивающих стабильность и поэтапность рыночных реформ, сохранение валютных ресурсов государства на стадии сложного переходного периода.
Система валютного контроля достаточно
успешно реализовывалась в разл
Системы валютного контроля, ограничивающие валютные операции с использованием административных мер, в настоящий момент функционируют, например, в Венгрии, Чехии и Словакии. В Греции и Португалии до настоящего момента существуют ограничения на операции, связанные с движениями капиталов. В Польше контроль за полнотой репатриации валютной выручки осуществляют уполномоченные банки при наличии либеральной заявительной системы открытия счетов резидентами за границей.
Таким образом, можно говорить о широком спектре тактических подходов при организации валютного контроля, которым может воспользоваться государство.
Необходимо отметить, что даже в случае формальной отмены валютного контроля, как правило, осуществляется хотя бы статистическое наблюдение за процессами, происходящими при движении капиталов, зачастую при этом используются механизмы ранее применявшиеся в валютном контроле (Германия, Япония). Эти же механизмы государства задействуют и для реализации задач, связанных с борьбой с «отмыванием грязных денег», чему в настоящий момент мировым сообществом уделяется чрезвычайно серьезное внимание.
Учитывая наиболее развитые механизмы валютного контроля, предлагается остановиться на рассмотрении опыта Бельгии и Франции в данном направлении. 5
Система валютного контроля Бельгии функционировала в период с 1955 по 1990 гг. Ее основой стал так называемый «двойной валютный рынок», т.е. применение различных форм и методов регулирования текущих валютных операций и операций, связанных с движением капиталов.
Национальный банк Бельгии (БНБ) регламентировал операции на рынке текущих валютных операций, в том числе путем поддержания курса национальной валюты (только для целей текущих операций).
Операции, связанные с движением капиталов, осуществлялись на "нерегулированном" "свободном" рынке. Таким образом, риски осуществления «капитальных» операций из-за влияния рыночных факторов значительно превышали риски регулируемого рынка.
Основной орган валютного
Большая роль отводилась уполномоченным банкам, осуществляющим основную техническую роль по контролю за репатриацией валютной выручки.
Задача таможенных органов Бельгии
сводилась к необходимости пред
ИВК помимо контрольных функций выполнял роль аналитического центра, обрабатывая данные таможенных органов и банков.
Система «двойного валютного рынка»,
при ее громоздкости и реальной возможности
принятия (уполномоченными банками)
субъективных решений, в то же время
позволяла сделать
Необходимо отметить, что при развитой системе контроля валютных операций, связанных с внешнеторговой деятельностью и основанной на сопоставлении данных таможенных органов и банков, эффективность контроля услуг была чрезвычайно мала и основывалась только на доверии к уполномоченным банкам. 6
В период с 1939 по 1989 гг. во Франции существовала одна из наиболее развитых и детально проработанных глобальных систем валютного контроля. В зависимости от складывающейся экономической и политической обстановки в указанное время наблюдались колебания от введения чрезвычайно жестких административных мер до почти полной их либерализации, вплоть до отмены контроля при осуществлении текущих валютных операций.
Ужесточение системы валютного контроля наблюдалось в периоды с 1939 по 1967 гг., май – октябрь 1968 г., октябрь 1968 г. – август 1969 г., 1973-1974 гг., 1981 г. Постепенное ослабление контроля, начиная с 1983 г. было завершено его отменой в конце 1989 г. Однако следует отметить, что законодательство Франции позволяет в случае необходимости в любой момент вновь ввести в действие как отдельные элементы валютного контроля, так и систему в целом.
Система валютного контроля Франции охватывала все виды валютных операций и распространялась на территорию Франции и государств, использующих французский франк в качестве национальной валюты («зона франка»), при этом особое внимание уделялось следующим вопросам:
Непосредственная реализация контроля во Франции после 1969 г. была возложена на следующие органы.
Таким образом, во Франции вопросами валютного контроля в пределах своей компетенции занимался целый ряд уполномоченных органов валютного контроля, однако в виду серьезных объемов именно внешнеторговой деятельности основную «полицейскую» роль выполняли таможенные органы Франции, структурно входящие в состав Министерства финансов.
Основу контроля «коммерческих» операций (включая операции, связанные с предоставлением услуг) составляла двухуровневая схема:
Роль банков была чрезвычайно важна,
поскольку все валютные операции
осуществлялись только через них
и имелась возможность
В целях организации валютного контроля при осуществлении экспортных и импортных поставок товаров обязательным условием было «банковское домицилирование», то есть проведение всех расчетов по сделке только в конкретном уполномоченном банке по выбору клиента. В банке заводилось дело о домицилировании, которому присваивался специальный номер. Указанный номер в обязательном порядке фиксировался в едином административном документе (аналог ГТД) при таможенном оформлении товаров в целях дальнейшего направления данных о перемещении товаров через границу в банк-домицилиат. Одним из основных элементов непосредственного контроля было сопоставление банками таможенных документов и информации о реальных движениях валютных средств на счетах своего клиента. 7
Данные о любом нарушении установленных правил банк в обязательном порядке направлял в таможенные органы для проведения необходимого расследования и применения к нарушителям санкций.
На более позднем этапе
Помимо валютного контроля информация, полученная в результате действия системы, активно использовалась для составления торгового и платежного баланса Франции.
Неотъемлемой частью организации валютного контроля было осуществление таможенными органами проверок бухгалтерской и иной отчетной документации участников ВЭД, позволяющее проверять достоверность данных, представляемых как предприятиями, так и банками.
Система валютного контроля в РФ имеет прямую аналогию с французской моделью построения валютного контроля и места в ней таможенных органов. 8
Функция Центрального банка РФ (Банка России) по осуществлению валютного контроля закреплена среди ряда других направлений деятельности этого органа в ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В соответствии с п. 15 упомянутой статьи Банк России «организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации». В ст. 54 Банк России определяется как орган валютного контроля, осуществляющий функции валютного контроля в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными федеральными законами. Таким образом, специальным законом, регулирующим статус Банка России в качестве органа валютного контроля, является не Закон о Банке России, а Закон о валютном регулировании и валютном контроле.
Информация о работе Новое в системе органов валютного контроля РФ