Новый курс Ф. Рузвельта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Итак, цель моей работы – изучение истории США с 1929 по 1939 годы, т.е. периода «Великой депрессии» и «Нового курса» Ф. Рузвельта.
Задачи:
1. Проанализировать мировой кризис 1929-1933 гг.
2. Дать характеристику «нового курса» Ф. Рузвельта, в частности формирование программы реформ, введение государственного регулирования экономики, социальную политику.
3. Рассмотреть итоги политики «Нового курса», его значение для современности.

Содержание

Введение. 3
ГЛАВА 1 США В ГОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 1929 – 1933 ГГ. 6
1.1 Причины кризиса 6
1.2 Крах процветания. 8
1.3 Народ против кризиса 11
ГЛАВА 2 НОВЫЙ КУРС Ф.Д.РУЗВЕЛЬТА 14
2.1 Франклин Рузвельт. 14
2.2 Формирование программы реформ. 16
2.3 I этап Мероприятия в банковской и финансовой сфере 18
2.4 Мероприятия в промышленной сфере 20
2.5 Мероприятия в области социальной политики 24
2.6 II этап «Нового курса» 26
ГЛАВА 3 ИТОГИ АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКИ Ф. РУЗВЕЛЬТА 30
3.1 Значение «Нового курса». 32
3.2 Выводы для России. 34
Заключение 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа-Новый курс Ф.Д.Рузвельта.docx

— 81.94 Кб (Скачать файл)

2.4 Мероприятия в промышленной сфере 

Центральное место в мероприятиях «Нового курса» отводилось проблеме восстановления промышленности. Этапы:

1)В июне 1933 г. был принят  один из двух наиболее важных  законов — закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА). Для его проведения была создана Администрация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии (от торговой палаты, от фирмы «Дженерал моторс», «Стандарт ойл», от группы Моргана и других концернов), а также экономисты, деятели Американской федерации труда. Председателем Администрации национального восстановления был назначен генерал Хью Джонсон. Эмблемой этого органа стал синий орел. Если такой эмблемы на продукции той или иной компании не было, то общество ее товары бойкотировало.

Закон о восстановлении промышленности вводил систему государственного регулирования этого подразделения экономики. Он предусматривал меры, способствующие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался на «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма.

Ассоциация предпринимателей всю промышленность разделила на 17 групп, каждая из которых обязывалась  разработать такой кодекс. Кодексами  для каждого предприятия устанавливались объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. В каждом кодексе обязательно оговаривались условия занятости и найма. При найме на работу не допускалась дискриминация членов профсоюза, рабочим предоставлялось право на их организацию, определялись низший предел зарплаты (минимум) и максимально допустимая продолжительность рабочей недели. В случае утверждения кодекса президентом, он становился законом, а действие антитрестовского законодательства приостанавливалось. В целом во всех отраслях промышленности администрация Рузвельта санкционировала 746 кодексов, охвативших 99% американской индустрии и торговли.

Сам Рузвельт придавал этому  закону очень большое значение: «В историю закон о национальном промышленном восстановлении войдет, возможно, как наиболее важное и далеко идущее законодательство, когда-либо принятое конгрессом».

Закон о восстановлении национальной промышленности вводился на два года. Он предусматривал либеральные реформы в области трудовых отношений. Первоначально закон исходил из компромисса между капиталом и рабочими. Для предпринимателей имела значение отмена антитрестовского законодательства. В то же время профсоюзы получали право на коллективную защиту. С целью добиться «классового мира», положить конец конкуренции за счет рабочих в пункте 7а «Кодекса честной конкуренции» за рабочими признавалось не только право объединения в профессиональные союзы, но и заключения коллективных договоров с предпринимателями. Тем самым рабочие удерживались от революционной борьбы. В то же время американские монополии не забывали о своих интересах: они предписывали в кодексах фиксировать уровень зарплаты минимальным, а продолжительность рабочей недели — максимальной. После введения таких кодексов общий уровень зарплаты снизился.

Реализация этого закона укрепила положение крупных монополий, так как в конечном счете они определяли условия производства и сбыта; менее сильные компании были вытеснены. Поэтому закон НИРА следует рассматривать, хотя и принудительной, но удобной для американских монополий формой картелирования.

Несмотря на то, что сначала  НИРА был воспринят американскими  деловыми кругами с энтузиазмом, к осени 1934 г. они, недовольные излишней регламентацией и централизацией, стали поднимать вопрос о пересмотре этого закона, тем более, что с марта по июль 1933 г. производство промышленной продукции резко пошло вверх. В целях предотвращения радикального развития «Нового курса» они создали специальную организацию «Лигу американской свободы». Поэтому в 1935 г., когда президент Рузвельт поставил вопрос о продлении срока действия этого закона, он натолкнулся на сильное сопротивление разных сил. Представители крупного бизнеса критиковали НИРА с позиций идеалов свободы частной предпринимательской деятельности и видели в нем почти «государственный социализм»; мелкие предприниматели считали, что НИРА ослабляет их позиции в конкурентной борьбе с монополиями. В 1935 г. сторонников оказалось меньше, чем противников, и 27 мая 1935 г. Верховный суд США признал его неконституционным, хотя регулирующая роль государства во многом сохранилась.14

2)Второй важный закон  — закон о регулировании сельского хозяйства — Конгресс США принял в начале 1933 г. в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для его проведения была создана Администрация регулирования сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909 — 1914 гг. В их числе:

  1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота. 
    За каждый незасеянный гектар фермеры получали компенсации и премию,  средства,  которые мобилизовались засчет налога на компании,  налога на муку и налога на хлопчатобумажную пряжу. К моменту введения такой меры 
    существовавшие цены на зерно делали более выгодным его использование в качестве топлива, и в некоторых штатах зерно и кукурузу сжигали   вместо дров и угля.
  2. Чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл.

3. Инфляционные меры. Правительство  получало право девальвировать  доллар, ремонетизировать серебро, выпустить на 3 млрд. долл. казначейских билетов, государственных облигаций. В результате фермеры за 1933—1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась.

Проведение этого закона в жизнь привело к тому, что  запахали 10 млн. акров засеянных  хлопком площадей, уничтожили 1/4 всех посевов. За один год действия ААА было забито 23 млн. голов рогатого скота и 6,4 млн. голов свиней. Мясо убитых животных превращали в удобрения1. Если наблюдались неурожаи, то это считалось удачей. Так, в 1934 г. США поразили жесточайшая засуха и песчаные бури, что существенно сократило урожай. Таким образом, удалось поддержать цены и улучшить положение в аграрном секторе — доходы фермеров к 1936 г. выросли на 50%. Благодаря займам многие фермерские хозяйства справились с кризисом. Однако около 10% всех ферм (600 тыс.) разорились и были проданы с молотка. Меры, предусмотренные законом о регулировании сельского хозяйства, прежде всего затрагивали мелкие фермерские хозяйства, так как крупные фермеры могли сокращать посевы за счет малоплодородных земель, компенсируя эти потери улучшением обработки хороших земель, покупкой сельскохозяйственных машин и удобрений, добиваясь повышения производительности и увеличения получаемых продуктов. Льготными кредитами могли пользоваться также конкурентоспособные фермы, не обремененные долгами. Крупные сельскохозяйственные монополии и фермеры имели и большую прибыль от повышения цен. Благодаря этому процесс концентрации земельной собственности усилился.15 

2.5 Мероприятия в области социальной политики 

Президент и Конгресс взялись  за решение проблемы безработицы. Законом  был создан Гражданский корпус консервации (по начальным буквам английского  алфавита — ССС). Все одинокие неработающие мужчины от 17 до 25 лет должны были трудиться в ССС. Они жили в  палатках, работая под присмотром офицеров армии, проходя тут же начальную  военную подготовку. Им платили 30 дол. в день, из которых 22 тут же отсылались родным. Они в основном были заняты строительством дорог, лесонасаждениями, разбивкой парков и т.п. Эти работы не имели первостепенной важности, но они дали возможность занять (до 1941 г.) более 3 млн. человек, выведя из городов легко возбудимых и недовольных жизнью молодых людей. Кроме ССС, была организована Администрация гражданских работ (СВА), которая в течение двух месяцев предоставила работу 4 млн.человек. Министерство внутренних дел руководило еще одной организацией — Администрацией общественных работ(ПВА). Она получила 4 млрд. дол. на 34 тыс. проектов, над которыми трудились около 3 млн.человек. Строились дороги, мосты, аэродромы, гавани и т.п. В 1935 г. была создана Администрация работ по развитию (ВПА) под руководством Г.Гопкинса, который контролировал фактически все общественные работы. До 1941 г. ВПА сумела занять  8 млн. человек, в том числе многочисленных представителей творческой интеллигенции. На упреки, что он кормит бездельников, Гопкинс отвечал: «Голод - не тема для дискуссий». ВПА потратила 5 млрд.дол. на строительство 600 аэродромов, 650 тыс. миль дорог, 110 тыс. школ, больниц, библиотек и прочих сооружений. Творческая интеллигенция получила работу по росписи государственных зданий, во вновь созданных оркестрах, театрах и т.п.

К числу мер по борьбе с безработицей относился закон  о создании Управления долины Теннеси (ТВА), принятый в 1933г. Он предусматривал строительство ряда плотин и гидроэлектростанций  на территории семи южных штатов. К  недовольству местных энергетических компаний регион получил средства борьбы с наводнениями и дешевую электроэнергию. Возрос его экономический потенциал и были заняты многие безработные. Наконец, Конгресс принял закон о Федеральной администрации экстренной помощи (ФЕРА), по которому отпускалось 500 млн. дол. на организацию общественных работ местным властям и помощь продовольствием, одеждой одиноким старикам,, больным и инвалидам.

В 1933 г. и позже были приняты  законы о других видах помощи. В  частности, созданы органы по защите мелких домовладельцев, по электрификации ферм, государственному строительству  жилья и др. Все они означали косвенное вмешательство государства  в социально-экономические отношения, а частично — и прямое, создавая в ряде случаев открытый вызов  частному бизнесу. Одновременно эти  виды бизнеса, особенно тресты и крупные  банки, получали от государства огромные средства на активизацию своей деятельности. Это потребовало больших  денежных затрат, и Конгресс под энергичным нажимом президента отошел от давней традиции демократов не увеличивать, а  сокращать государственные расходы. Естественно, поднимать налоги и  пошлины, чтобы получить эти средства, в условиях кризиса было невозможно, и тогда, следуя примеру Европы, правительство  сознательно пошло на увеличение государственного долга. В 1932 г. он составлял 18,7 млрд.дол., а в 1938 г. — уже 34 млрд.

Мероприятия «Нового курса» потребовали увеличения государственного аппарата, и его численность к  концу 30-х годов удвоилось.16

2.6 II этап «Нового курса» 

Усилия правительства  Рузвельта принесли первые плоды. Были заметны признаки оживления экономики, разрядилась напряженность в  обществе, ослабло давление народных масс. Этим воспользовались консервативные силы — те элементы буржуазии разных слоев, которые испугались вмешательства  государства в «частную жизнь  бизнеса». Оказалось, что настроения «твердого индивидуализма» очень  живучи. Их подогревал страх, вызванный  успехами планового хозяйства в  СССР. Всякие попытки организации  экономики казались в этих кругах «социалистическим экспериментом». Пережив испуг во время кризиса, эти элементы при первом же улучшении  ситуации в стране перешли в атаку. Их орудием стал Верховный суд  США. Его члены в большинстве  своем были назначены еще республиканскими президентами. Их средний возраст  составлял 72 года. Они охотно подвергли  ревизии новое законодательство.17

В мае 1935 г. суд решил, что  закон о НИРА противоречит Конституции  страны на том основании, что он нарушает права штатов и ограничивает междуштатную торговлю. Закон был отменен в  январе 1936 г. Верховный суд признал  неконституционным ААА, так как  Конгресс, приняв его, якобы вышел  за рамки своих полномочий. Всего  за период 1933-1936 гг. Верховный суд  отверг таким способом 12 решений  Конгресса и правительства, тогда  как за все предыдущее свое существование   с 1787 г. — не более 60. Возмущенный  Рузвельт начал «войну» с судом. Он попытался ослабить его, предложив  дополнить его состав 6-ю новыми членами. Это было еще невиданное покушение на Конституцию, и даже многие сторонники ФДР не одобрили такого предложения. Конгресс отклонил его. В прессе усилились разговоры о «диктаторстве» президента. Рузвельт отступил. Правда, к 1945 г. ему удалось заменить все-таки 7 из 9 судей. Их средний возраст снизился до 57 лет. От прямой атаки на Верховный суд ФДР все же отказался. Президент, казалось, вообще охладел к новому законодательству, но вскоре предложил ряд новых мер. Инициатором их был рабочий класс.

В 1935 г. в политике «Нового  курса» обозначился поворот влево. Этого добились трудящиеся своей борьбой. За 1933—1939 гг. бастовало более 8 млн. человек. Наиболее активной формой классовой борьбы стали «сидячие стачки», когда часть рабочих оставалась внутри заводов, а остальные круглосуточно пикетировали. Такие стачки оказались эффективными и способствовали юнионизации (образованию профсоюзов) даже в тех отраслях, где произвол предпринимателей был особенно ощутим. Рабочие добивались введения федеральной системы социального страхования. В 1936 г. произошло сплочение всех рабочих организаций, и они влились в единый Рабочий альянс Америки. Были созданы Лига объединенных фермеров и Союз издольщиков.

В результате широкого движения трудящихся правительство Рузвельта на втором этапе осуществления «Нового курса» в значительно большей степени вынуждено было учитывать интересы рабочих и фермеров. Важнейшим завоеванием рабочего класса США следует признать принятие закона Вагнера (по имени сенатора Р.Вагнера), билль которого был вынесен на рассмотрение Конгресса после отмены НИРА. В билле признавались необходимость коллективной защиты рабочими своих интересов через профессиональные союзы и путем заключения с предпринимателями коллективных договоров. За рабочими признавалось право на стачки. Администрация не могла применять репрессии за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций. Судам вменялось в обязанность рассматривать жалобы профсоюзов за нарушение закона. Закон Вагнера — «Национальный акт о трудовых отношениях» был подписан Рузвельтом 5 июля 1935 г., что представляло серьезный шаг навстречу рабочему движению.

Информация о работе Новый курс Ф. Рузвельта