Образование и воспитание в области окружающей среды в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель контрольной работы рассмотреть экологическое образование и экологическое воспитание в РФ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие экологического образования и воспитания.
2) Изучить пути и методы экологического образования, воспитания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1.Понятие экологического образования и воспитания……………………......... .4
2.Основные направления экологического воспитания и образования………... .7
3.Основные направления экологического образования в России…………….... 9
4.Проблемы экологического образования в России и пути их решения…….. 14
5.Пути и методы экологического образования, воспитания……………...........17
6.Международное сотрудничество в области окружающей среды…………. . .21
Заключение………………………………………………………………………...23
Список использованной литературы…………………………………………. . ..26

Вложенные файлы: 1 файл

ЭПП.docx

— 47.49 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального  образования

«Тульский государственный  университет»

 

Кафедра финансов и менеджмента

 

 

Экономика природопользования.

 

 

 

 

Контрольно-курсовая работа

 

«Образование и воспитание в области окружающей среды в  России»

 

Выполнила                                                            группа 720721 Т.Е.Тишина

Руководитель работы              доцент  Т.П.Маркеева

 

 

 

Тула 2013

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………….3

1.Понятие экологического  образования и воспитания……………………......... .4

2.Основные направления  экологического воспитания и  образования………... .7

3.Основные направления  экологического образования в  России…………….... 9

4.Проблемы экологического  образования в России и пути  их решения……..  14

5.Пути и методы экологического  образования, воспитания……………...........17

6.Международное сотрудничество  в области окружающей среды…………. . .21

Заключение………………………………………………………………………...23

Список использованной литературы…………………………………………. . ..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основные цели экологического воспитания и образования – это  развитие и становление экологической  культуры личности и общества, экологического сознания и мышления, духовного опыта  взаимодействия человека к природе, обеспечивающего его выживание  и развитие. Все это будет способствовать здоровому образу жизни людей, устойчивому  социально-экономическому развитию, экологической  безопасности России и, в конечном счете  – выживание всего человечества.

Экологическая ответственность  проявляется в:

- ответственность за состояние  естественного природного окружения,  определяющего условия жизни  человека, на которые он оказывает  то или иное воздействие в  процессе своей жизнедеятельности,

- ответственность за свое  здоровье и здоровье других  людей как личную и общественную  ценность.

Цель контрольной работы рассмотреть экологическое образование  и экологическое воспитание в  РФ.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1) Рассмотреть понятие  экологического образования и  воспитания.

2) Изучить пути и методы  экологического образования, воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие экологического  образования и воспитания.

 

Экологическое образование  – это непрерывный процесс  воспитания, обучения, самообразования  и развития личности, направленный на формирование норм нравственного  поведения людей.

Экологическое воспитание –  это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного  и бережного отношения человека к природе и морально-этических  норм поведения в окружающей среде.

Можно видеть, что определение  «экологического образования» фокусирует внимание на его специальном содержании, противопоставляя его остальному образованию, которое, таким образом, не должно быть, направлено на формирование нравственных норм. Определение «экологического  образования» мало, чем отличается от определения «экологического  воспитания». Кроме того, оно действительно  находится в противоречии с определением «образования», которое содержится в профильном законе РФ «Об образовании».[4,с.124] В последнем под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». При изучении доступной версии законопроекта «Об экологической культуре» видно, что он не описывает никаких новых правоотношений, рассматривая экологическое образование просто как «хорошее» образование, которое должно стать обязательным.

Основанием для регулирования  правоотношений в сфере экологического образования является федеральный  закон «Об охране окружающей среды». Закон устанавливает организацию и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры в качестве обязательного принципа, реализуемого органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами при осуществлении деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду.[1,c.58] Таким образом, законодатель установил не только обязательность экологического образования и воспитания, но и его связь с деятельностью, которая может оказать влияние (очевидно – существенное) на окружающую среду. Статья 73 закона «Об охране окружающей среды» прямо указывает на то, что руководители организаций, ответственные за принятие решений, которые могут повлиять на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Принимая во внимание сложность  современных экологических проблем, масштаб влияния человеческой деятельности, неоднозначности при оценке рисков, отдаленных и косвенных последствий  деятельности, становится очевидным, что  возможность выполнения гражданином  своей конституционной обязанности  находится в прямой связи с  полученным образованием. Таким образом, можно констатировать, что из обязанности  сохранения окружающей среды вытекает право граждан на получение необходимого для этого экологического образования. Государство же обязано обеспечивать качество и доступность соответствующих  образовательных услуг, в том  числе, путем, установления образовательных  стандартов, материальной, организационной  и информационной поддержки программ экологического образования.

Для того чтобы закрепить  эти правоотношения в законодательстве, необходимо изменить содержание правового  понятия «экологического образования» и ввести некоторые дополнительные определения:

Экологическое образование  – процесс воспитания и обучения, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и  специальных знаний, способствующих выполнению гражданином обязанностей в области охраны окружающей среды, формированию экологически ориентированного поведения, и сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.[3,c.98]

Экологический образовательный  минимум – обязательный минимум  содержания образовательных программ, устанавливаемый с учетом уровня образовательной программы и  обеспечивающий получение учащимся базового набора знаний и навыков, необходимых  ему для выполнения обязанностей по сохранению окружающей среды и  осознанного формирования экологически ориентированного поведения.[5,c.67]

Экологическое образование  включает в себя приобретение учащимися  практических навыков экологически ориентированного поведения.

В целях обеспечения гарантий получения обучающимися экологического образовательного минимума органами государственной  власти на федеральном и региональном уровнях разрабатывается, и поддерживаются соответствующие компоненты образовательных  стандартов в сфере экологии и  охраны окружающей среды. В государственные  образовательные стандарты в  установленном законодательством  порядке включаются вопросы, перечисленные  выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основные направления  экологического воспитания и  образования.

         

           На состоявшейся в июне 1992 года  Конференции ООН по окружающей среде Россия была названа в группе самых загрязненных в экологическом отношении стран на планете. Если в недалеком прошлом Россия воспринималась развитыми капиталистическими странами как источник военной опасности, то в настоящее время она представляет экологическую опасность для мирового сообщества.

          Экологическая опасность - проблема, от решения которой во многом зависит будущее России. Поэтому в компетенцию конституционного органа-Совета безопасности входит решение вопроса экологической опасности страны.

           В нашей области также существует  комитет по экологии, есть он  и в районных городах. Уже  на протяжении 35 лет в России  развивается экологическое движение. Решение проблем экологического  благополучия сегодня зависит  не только от возможностей  современной науки и техники.  Большое значение отводится различным  социальным институтам: семье, школе,  общественным организациям. В 1996 году в Москве прошел семинар,  посвященный важнейшим проблемам  экологического образования населения  России, на котором рассматривалась  федеральная целевая программа  «Экологическое образование России  до 2000 года» образования комплексно. Программа включает идеологические, научные, нравственно-эстетические, правовые, личностно-мировоззренческие  и практические аспекты. 

           Экологическое воспитание базируется  на нескольких принципах:

1.систематичность и непрерывность

2.междисциплинарность 

3. взаимосвязь глобального,  национального и краеведческого  подходов

          Это осознание единства системы  “природа-общество-человек”, где человек часть природы и его развитие является фактором изменения самой природы.

           Это понимание того, что человеческая  история есть история народа. Здесь уместно вспомнить слова  профессора Преображенского из  повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»: «Разруха не в окружающем мире, разруха в головах!»

           Это осознание того, что человек  не царь природы, а всего  лишь ее часть, и что природа  жила без Homo sapiens и будет жить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Основные направления экологического образования в России.

 

Важнейшим условием создания системы экологического образования населения Российской Федерации является участие в этом всех государственных и социальных институтов, социальных групп и слоев населения. Формирование экологической культуры невозможно без семьи, образовательных учреждений всех уровней, государственных, общественных, политических, религиозных и профсоюзных организаций, учреждений культуры, науки, туризма и спорта, средств массовой информации, Вооруженных Сил.

Экологическое образование  должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство  эмоциональной близости с миром  живой природы в раннем детстве; способствовать пониманию основ  целостной картины мира в школе; формировать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности  за состояние природы, помогать осознанию  необходимости личного участия  в экологической деятельности в  периоды взросления и зрелости.[2,c.361]

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  В СЕМЬЕ

Целью является формирование социально-ценного личного опыта  взаимодействия человека с окружающим миром, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, необходимыми для личного участия  каждого члена семьи в решении  и предупреждении экологических  проблем, способствует преодолению  потребительских установок в  отношении к природе и ее ресурсам, создает условия выработки природосообразных культурных норм отношения к миру живой природы на уровне семьи.

Основные направления:

1) обучение навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним животным, растениям;

2) обучение бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;

3) формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов;

4) стимулирование осознания связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая эмоционально-психическое состояние, здоровье и благополучие;

5) организация просветительской деятельности родителей по экологическому просвещению своих детей.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Цель – воспитание социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно  относиться к ним; формирование базовой  системы ценностей, соответствующей  задачам экологического образования.

Основные направления:

1) воспитание любви и уважения к природе, понимания ее самоценности;

2) формирование чувства эмоциональной близости с природой, умения видеть красоту природы;

3) формирование системы элементарных знаний о естественной и преобразованной человеком природе (прежде всего ближайшего окружения);

4) формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения;

Информация о работе Образование и воспитание в области окружающей среды в России