Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 16:06, курсовая работа
Цель контрольной работы рассмотреть экологическое образование и экологическое воспитание в РФ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие экологического образования и воспитания.
2) Изучить пути и методы экологического образования, воспитания.
Введение…………………………………………………………………………….3
1.Понятие экологического образования и воспитания……………………......... .4
2.Основные направления экологического воспитания и образования………... .7
3.Основные направления экологического образования в России…………….... 9
4.Проблемы экологического образования в России и пути их решения…….. 14
5.Пути и методы экологического образования, воспитания……………...........17
6.Международное сотрудничество в области окружающей среды…………. . .21
Заключение………………………………………………………………………...23
Список использованной литературы…………………………………………. . ..26
- ответственность за свое
здоровье и здоровье других
людей как личную и
Становление и развитие ответственного
отношения к окружающей среде
связано с семейными, общественными,
производственными и
В целях совершенствования
системы экологического образования
я высших учебных заведениях необходимо
ввести на всех факультетах, независимо
от их профессиональной ориентации, преподавание
курса «Основы экологии» и
наполнить экологическим и
Воспитанием людей в духе любви к природе заняты средства массовой информации, художественная литература, кино, театры, музеи, заповедники, зоопарки. Человек практически на протяжении всей своей жизни оказывается включенным в процесс непрерывного воспитания и образования. Экологическая информация сопутствует ему на работе и дома, в часы занятий и досуга. Каково состояние природной среды, воздуха, которым мы дышим, воды и пищи - все это волнует людей. Им надо знать, что их ждет впереди, как изменяется среда обитания.
Большое место в этом вопросе
отводится внешкольным
Завершающим, этапом экономического образования является понимание того, что мы зависим от окружающего нас мира. Каждый житель должен рассматриваться с двух сторон: как работник предприятия, создавших антропогенный процесс для природной Среды, и как человек, попадающий под этот процесс. Отсюда должны строиться взаимоотношения человека и природы.
6.Международное сотрудничество в области окружающей среды.
Экологические проблемы, которые встали перед человечеством во второй половине 20 века стали предметом озабоченности всего мирового сообщества. Необходимость их решения в общепланетарном масштабе предполагает объединение усилий международного сообщества, развитие международного сотрудничества в целях охраны окружающей природной среды.
Научно - исследовательские
учреждения и ученые России, а также других
стран СНГ принимают участие в реализации
ряда международных программ, в частности
программы ЮНЕСКО (специализированный
орган ООН по вопросам образования, науки,
культуры) «Человек и биосфера». Организация
объединенных наций (ООН) постоянно уделяет
внимание проблемам охраны природы.
В
1962 году на 17 сессии Генеральной Ассамблеи
ООН была принята специальная резолюция
«Экономическое развитие и охрана природы»,
в которой подчеркивалось, что охрана
природы – непосредственный долг государств-
членов ООН и что мероприятия по сохранению
природных ресурсов должны осуществляться
одновременно с экономическим развитием.
В 1972 году в Стокгольме состоялась конференция
ООН по вопросам окружающей среды, которая
приняла Декларацию об охране окружающей
среды и объявила 5 июня – Международным
днем охраны окружающей среды.
С 1973 года приступило к работе учреждение
«Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЕП),
которое организует и координирует исследования
по охране окружающей среды, в частности
системы станций слежения (мониторинга)
за состояние биосферы во всем мире.
В 1981 году Генеральная Ассамблея ООН по
инициативе бывшего СССР приняла резолюцию
«Об исторической ответственности государств
за сохранение природы Земли до нынешнего
и грядущего поколений», в которой отмечается
пагубное последствие для природной среды
гонки вооружений.
В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН одобрила «Всемирную хартию природы», возлагающую на все государства ответственность за сохранение нашей планеты и ее природных богатств. В хартии нашли отражение важных положений о необходимости сокращения вооружений, избавления человечества от опасной войны, особенно от угрозы ядерной катастрофы. Специализированные органы ООН-ЮНЕСКО, ФАО (Организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и др. также много внимая, уделяют охране природы. Так, одно из главных направлений работы ЮНЕСКО – просвещение и подготовка специалистов в области охраны природы, популяризация положительного опыта и новейших методов рационального и комплексного использования природных ресурсов, проведение научных исследований по различным проблемам охраны природы. На генеральных конференциях и региональных совещаниях ЮНЕСКО неоднократно обсуждались общие и частные вопросы в данной области. [3,c.49]
В 1968 году проходившая в Париже специальная Межправительственная конференция ЮНЕСКО по рациональному использованию и охране ресурсов биосферы приняла широкую научную программу «Человек и биосфера».
В 1977 году в Тбилиси ЮНЕСКО была созвана Межправительственная конференция по образованию в области охраны окружающей среды, принявшая ряд важных решений по природоохранному просвещению на всех уровнях.
Заключение
Оценка ситуации в области экологического воспитания и образования в последние годы наметились прогрессивные сдвиги в экологическом образовании, а именно:
- все больше людей подключается
к проблеме экологического
- наряду с колонизацией
учебных дисциплин вводятся
- идет качественное изменение
содержания методической базы
и процесса повышения
Основанием для регулирования
правоотношений в сфере экологического
образования является федеральный
закон «Об охране окружающей среды».
Закон устанавливает
Государство обязано обеспечивать качество и доступность соответствующих образовательных услуг, в том числе, путем, установления образовательных стандартов, материальной, организационной и информационной поддержки программ экологического образования.
Начало ХХI века ознаменовано обострением глобальных экологических проблем, а как следствие – увеличением числа и масштабов природных и техногенных катастроф, унесших тысячи человеческих жизней. Мировое сообщество поставлено перед необходимостью понимания того, что дальнейшее выживание человеческой цивилизации возможно лишь в условиях гармонизации взаимоотношений между обществом и природой. Все большее число ученых, политиков, общественных деятелей связывают решение глобальных экологических проблем со сменой потребительского отношения к природе на коэволюционное, формированием экологической культуры личности и общества.
Признание приоритетного места экологического образования среди факторов решения экологических проблем, его опережающей роли в формировании нового эгоцентрического сознания, нашло отражение в нормативных документах как международного, так и национального уровней.
Однако, несмотря на принимаемые меры по законодательному и нормативно-правовому обеспечению процесса экологического образования, состояние и эффективность работы системы непрерывного экологического образования в России остается крайне низкой, а по ряду параметров не соответствует международным требованиям, что вызывает серьезную озабоченность и тревогу. Недооценка в обществе приоритетности экологического образования, недостаточность в финансировании, слабое развитие материально-технической базы, научно-методического, психолого-педагогического, информационного и кадрового обеспечения, отсутствие эффективного государственно-общественного механизма управления экологическим образованием, интеграции и координации в деятельности существующих образовательных, природоохранных структур и неправительственных организаций – все эти причины отрицательно сказываются на темпах развития и качестве отечественного экологического образования. Тревогу вызывает и тот факт, что дисциплина «Экология» исключена из федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, чем нарушена преемственность этапов системы непрерывного экологического образования, в то время как в материалах Совместной декларации министров образования стран Европы в Болонье, Коммюнике конференции министров, ответственных за высшее образование в Берлине, этот принцип определен в числе приоритетных направлений модернизации европейских систем образования на пути их интеграции в общеевропейское образовательное пространство.
Список использованной литературы
1. Баженова О.П. Экологическое право: М.: Юрист, 2009 – 356 с.
2. Маковик А.С. Экологическое право: М.: Юрист, 2008 – 476 с.
3. Маринченко А.В. Приоритет
экологическому образованию: М.
4. Тихомирова Л.А. Экологическое право: М.: ИНФРА-М, , 2008. – 598 с.
5. Черников В.В. Проблемы
развития экологического права:
Информация о работе Образование и воспитание в области окружающей среды в России