Образование как фактор влияния на экономическую безопасность РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Отдельные ученые определяют экономическую безопасность как способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на межнациональном и международном уровнях [18].
Некоторые белорусские ученые определяют экономическую безопасность как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический потенциал, даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов, поддержание социально-экономической стабильности в обществе.

Содержание

Введение
Теоретические аспекты экономической безопасности
Экономическая безопасность: сущность и факторы, влияющие на нее
Образование как один из важнейших факторов влияния на экономическую безопасность
Роль образования в экономике зарубежных стран
Роль образования в экономическом развитии РБ
Образование как фактор влияния на экономическую безопасность РБ (на примере Гомельской области)
Социально-экономическая характеристика региона
Система образования Гомельской области
Механизм влияния образования на обеспечение экономической безопасности: основные направления и проблемы на пути их достижения
Предложения по преодолению основных проблем в сфере образования как фактора влияния на экономическую безопасность региона
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 39.43 Кб (Скачать файл)

В свою очередь сфера образования  и механизмы функционирования рынка  образовательных услуг сами могут  являться объектами социальных инноваций.

Кроме того, высшие учебные  заведения являются своего рода материальным компонентом цепочки коммерциализации научных знаний и идей в обществе. Подавляющее число инноваций в развитых странах базируются на исследованиях и разработках, создаваемых в стенах университетов и иных высших учебных заведений. 

К примеру, появление многих отраслей во второй половине XIX века стало следствием крупных научных открытий, сделанных в университетах. Это иллюстрирует таблица 1.

Влияние технологий на возникновение новых отраслей.

Период

Разработанная технология

Университет, где  была разработана технология

Отрасль, возникшая на базе новой технологии

1940-е годы

Электронный калькулятор

Университет Пенсильвании

Производство компьютеров

1960-е годы

Оптические волокна

Массачусетский технологический институт

Телекоммуникации

1970-е годы

Вегетативное размножение (клонирование) ДНК

Стэндфордский университет

Биотехнологии

1980-е годы

Суперкомпьютеры

Университет Иллинойса

Интернет


Таблица 1 [13]

Человек, его способности  всегда играли первостепенную роль в  общественном производстве. Достижения человеческого разума, интеллектуализация производства на современном этапе привели к новому витку развития человеческого общества, создали более благоприятные условия для реализации возможностей человека в политической, экономической, социальной и культурной жизни. Повышение эффективности производства во все времена сопровождалось ростом благосостояния населения. На этой основе в развитых странах практически снята проблема удовлетворения первоочередных жизненных потребностей в продовольствии, одежде, жилье, медицинском обслуживании и т.п. Это привело к увеличению свободного времени, которое обеспечивает возможность более глубокого образования и саморазвития и соответственно способствует быстрому росту интеллектуального потенциала.

Таким образом, можно сделать  вывод, что  образование является одним из важнейших факторов, влияющих на экономическое развитие любой страны, так как прослеживается тесная связь между образованием и развитием научных исследований и разработок, что в свою очередь ведет к появлению новых знаний и инноваций.  А повышение инновационных процессов содействует росту конкурентоспособности национальной экономики, валютной выручки и укреплению на этой основе позиций на мировом рынке, что не может не способствовать экономической безопасности страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.1 Влияние образования на экономическое развитие зарубежных стран

 

 

За последние десятилетия  увеличился удельный вес расходов на образование в ВВП всех развитых стран. Это связано с тем, что  долгосрочная политика развитых стран  направлена на расширение доступа молодежи к образованию, что привело к  значительному повышению его  уровня. Особенно выросла доля лиц с высшим профессиональным образованием в возрастной группе 25-34 лет по сравнению с группой 55-64 лет. В Японии превышение составляет более чем в 3 раза, в Ирландии – 2,6 раза, в Финляндии и Канаде – почти 2 раза [15 Человеческий капитал и глобализация. МЭ и МО. Н.Иванов.  2004 г. №9. С. 23.].

Быстрый рост уровня образования  наблюдается в новых индустриальных странах, в том числе Индии и Китае.

Наиболее ярко черты инновационной  экономики проявляются в США, где специфика новой стадии обнаружилась раньше, чем в других странах. Поэтому  для выявления основных тенденций  развития новой экономики необходимо обратиться к опыту США.

 

 

 

Инновационная безопасность имеет для Беларуси первостепенное значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом. 
 
Основным показателем развития научной деятельности, принятым для межстрановых сопоставлений, является доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (наукоемкость ВВП). 
 
В Республике Беларусь в последние годы отношение затрат на ИР к ВВП уменьшается при одновременном росте ВВП и составляет менее 1 % . Это, естественно, является сдерживающим фактором ускоренной разработки передовых отечественных технологий. Потребность же в технологической и структурной модернизации производства остается высокой. По данным Комплексной программы научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001—2020 годы, 48,2 % действующих технологий использовались еще до 1985 г. Из применяемых промышленными предприятиями 13 тыс. передовых производственных технологий 31,4 % внедрены до 1994 г. 
 
Продолжают сокращаться инвестиции в науку. С 1995 по 2002 г. наукоемкость расходной части бюджета сократилась в 1,6 раза, наукоемкость ВВП Беларуси снизилась до критического уровня (< 1 %), что не отвечает задачам страны, избравшей инновационный путь в качестве основного вектора своего развития. 
 
Уменьшается объем научно-технических работ, выполняемых промышленным сектором. Если в 1990 г. его доля в общегосударственных затратах на НИОКР равнялась 60 % , что соответствовало уровню развитых стран, то в 1996 г. — уже 50 % , а в 2002 г. — менее 40 % . При этом объем собственно исследований составляет всего 0,9 % , остальное приходится на разработки. Научно-исследовательские организации трансформируются в научно-производственные, переориентируясь с выпуска научно-технической на социально значимую мелкосерийную, но ненаукоемкую продукцию. 
 
Недофинансирование и низкая заработная плата в научной сфере привели более чем к трехкратному, по сравнению с 1990 г., сокращению объема исследований и разработок, а также количества выполнявших их работников. Число последних в расчете на 1 млн жителей стало существенно меньше, чем в экономически развитых странах: в 1,9 раза — чем в России, в 2 раза — чем в Швеции, в 2,6 раза — чем в Японии. Число кандидатов наук, выполняющих ИР, с 1990 по 2003 г. снизилось в 1,6 раза. Направления проводимых в стране исследований недостаточно ориентированы на приоритеты и перспективы развития экономики. 
 
В Беларуси медленно создается инновационная инфраструктура, нет соответствующих мировому уровню технопарков, низкими темпами формируется рынок научно-технической продукции, отсутствует законодательство по венчурной деятельности и вследствие этого — сопутствующие ему институциональные субъекты: фонды, предприятия и страховые компании. Ввиду недостаточного развития необходимой экономической среды медленно создаются предприятия инновационного сервиса. 
 
Слабо развита инновационная составляющая в индустриальной политике. Национальная промышленность инновационно невосприимчива к отечественным разработкам. Структурная организация производства неадекватна современным требованиям научно-технического развития. На территории Беларуси нет собственных финансово-промышленных групп. 
 
Система высшего образования не в полной мере отвечает потребностям реального сектора экономики. Снижен престиж инженерной и научной деятельности. В вузах подготовка специалистов для научной работы и инновационного менеджмента не достигла должного уровня. 
 
Для сохранения и развития инновационного потенциала, обеспечивающего стратегические интересы социально-экономического развития Беларуси, необходимо: определить приоритеты государственной научно-технической политики, согласованные с задачами обеспечения экономической безопасности страны; разработать государственные программы по важнейшим направлениям фундаментальных и прикладных исследований для обеспечения научно-технической независимости страны; создать благоприятный инновационный климат в экономике с использованием различных форм государственного стимулирования, распространения передовых технологий и защиты отечественных производителей наукоемкой конкурентоспособной продукции. 
 
Обеспечение экономической безопасности и решение задач по переходу к устойчивому социально-экономическому развитию страны могут быть достигнуты только при активизации инновационной деятельности, что требует соответствующей государственной научно-технической политики в следующих направлениях: обеспечение инновационного пути развития экономики, повышение конкурентоспособности результатов отечественных научных исследований и разработок, ускорение их внедрения в интересах экономики, человека и окружающей среды. 
 
Необходимо также расширить международное сотрудничество с научными организациями других странах для приоритетных национальных производств, не имеющих достаточного научного обеспечения в Беларуси.

 

 

Литература


Информация о работе Образование как фактор влияния на экономическую безопасность РБ