Общественный сектор экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 23:17, лекция

Краткое описание

Общественный сектор. Ресурсы общественного сектора.
Государство и рынок. Участие государства в экономической жизни.
Изъяны рынка и их основные типы.
Причины и условия возникновения естественных монополий. Позитивные и негативные экстерналии.
Неоптимальное использование ресурсов. Информационная асимметрия рынка.
Оценка масштабов общественного сектора.
Доля общественного сектора в национальной экономике разных стран. Тенденции изменения доли общественного сектора.
Факторы, влияющие на развитие общественного сектора в условиях трансформации экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

1[1].doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

Политика распределения — важное направление деятельности любого государства. Проблема, однако, в том, что не только крупным сообществам, не схожим по своей культуре, традициям, верованиям, но и многим индивидам внутри каждого из таких сообществ свойственны неодинаковые представления о желательности и справедливости различных вариантов распределения. Налицо конфликты ценностей и интересов, которые экономическая наука, оставаясь на почве объективных знаний, вряд ли способна полностью устранить. Она не может подменить историческое развитие и политическую борьбу, в ходе которых проявляются, сталкиваются и эволюционируют мировоззрения и интересы, одерживая, как правило, лишь временные победы.

Не претендуя на обладание всеобщей и окончательной истиной в вопросе о справедливости, экономика общественного сектора должна внимательно анализировать характер, предпосылки и следствия перераспределительных процессов, поскольку это необходимо для понимания реальной логики экономического поведения государства и обоснования практических рекомендаций. Существенное значение имеют, в частности, пределы, в которых конфликтующие интересы могут в некоторой степени примиряться. Требуется также прослеживать влияние, которое политика распределения, отвечающая тому или иному пониманию справедливости, оказывает на экономическую эффективность производства общественных и частных благ.

Принудительная реаллокация ресурсов, к которой прибегаем государство, обычно приводит к разнонаправленным изменен и ям в уровне благосостояния индивидов. Принося преимущества одним членам общества, она влечет за собой потери для других

Это происходит прежде всего в тех случаях, когда законы и политические решения предусматривают осуществление трансфертных платежей, как правило, опосредуемых бюджетом. Трансфертный платеж (трансферт) представляет собой безвозмездную передачу части дохода или имущества индивида либо организации в распоряжение других лиц. Трансфертами являются, например, пособия, выплачиваемые нуждающимся за счет налогообложения лиц с относительно высокими доходами.

Трансферты могут осуществляться добровольно, приобретая характер пожертвований. Но на практике преобладающая часть трансфертов связана с деятельностью государства.

Трансферт не обязательно приобретает денежную форму, хотя эта форма доминирует. Те, в чью пользу перераспределяются средства, могут получать не денежные суммы, а профинансированные за счет трансферта бесплатные услуги, продовольственные талоны и т.п.

Вместе с тем перераспределительные процессы не сводятся к непосредственной передаче денег, товаров и услуг. Перераспределяться могут и экономические возможности. Перераспределение происходит, например, вследствие государственного регулирования заработной платы, цен, таможенных тарифов и других экономических переменных. В результате одни члены общества приобретают преимущества, а для других сужаются возможности получения дохода. При этом реальная направленность и интенсивность перераспределительных процессов зачастую остается скрытой, а конечные результаты не всегда согласуются с целями, во имя которых эти действия предпринимались.

Как уже говорилось, существуют два типа методов воздействия на предприятия-загрязнители — это административные и экономические. Независимо от того, какой из методов использовался, предприятие либо осуществляет природоохранные затраты, чтобы привести свои выбросы в соответствие с требованиями, задаваемыми административно, либо вносит платежи и осуществляет природоохранные меры. Если мы используем механизм продажи прав на загрязнение, то все равно предприниматель должен вложить деньги в покупку этих прав в требуемом ему объеме. В любом случае предприятие-загрязнитель затрачивает какие-то средства. Такой подход является реализацией принципа «загрязнитель платит».

Однако возможен и другой подход. Общество или какие-то его группы желают улучшить состояние окружающей среды и готовы платить за это. Такой принцип называется «платит жертва».

Соотношение между двумя принципами определяется распределением ответственности за сохранение окружающей среды между субъектом и объектами вредного воздействия. На практике обычно оба подхода сочетаются. Так, известны случаи, когда, устанавливая жесткие природоохранные нормативы, государство одновременно оказывает предприятиям-загрязнителям финансовую помощь, облегчающую им достижение новых нормативов качества окружающей среды за границей. Известны примеры принятия государственных и межгосударственных программ экологической направленности, где наряду с требованиями по сокращению воздействия на окружающую среду предусматриваются ассигнования, поддерживающие реализацию природоохранных мероприятий. Кроме того, в странах с развитой рыночной экономикой существует система налоговых льгот. Предприниматель хотя и не получает прямой поддержки из бюджета, но тем не менее государство, отказываясь от получения части налогов, берет на себя, хотя и косвенно, какую-то долю природоохранных затрат.

В основе действующей в России системы платежей лежит принцип «загрязнитель платит». Однако предприятие-загрязнитель имеет возможность затем переложить часть платежа на потребителя своей продукции. Тем самым в какой-то мере в оплате загрязнения участвует и его жертва.

Реализация принципа «загрязнитель принципа». Реализация данного принципа может быть осуществлена двумя путями. Первый путь — введение платежей за загрязнения. Это, с одной стороны, побуждает предпринимателя производить природоохранные затраты, чтобы сэкономить на платежах, а с другой — он оплачивает остаточные выбросы. Таким образом, производитель оплачивает обе части экологической составляющей затрат производства: и издержки предотвращения (вкладывая деньги в очистные технологии), и ущерб (внося платежи за выбросы).

Второй путь — установить более жесткие природоохранные нормативы и прямо заставить предпринимателя вкладывать деньги в охрану природы. В этом случае предприниматель оплачивает только первую составляющую экологических издержек — затраты предотвращения. Однако предполагается, что при жестком нормировании выбросов вторая составляющая просто не возникает. С точки зрения распределения бремени расходов между производителем продукции (изготовление которой сопряжено с загрязнением) и ее потребителем результат будет один и тот же.

Рис. 3.1.

Обозначения: 1 — функция предельных природоохранных затрат;

N1 и N2 — старый и новый нормативы воздействия соответственно;

S1 — дополнительные затраты предприятия-загрязнителя, необходимые для достижения нового норматива воздействия.

Предположим, что государство устанавливает новый норматив качества окружающей среды. Предприятия, чье воздействие на природу не укладывается в новые более жесткие рамки, должны сократить свое воздействие. Это потребует дополнительных затрат (рис. 3.1).

Итак, первоначально производитель оплачивает все природоохранные издержки. Что дальше произойдет с этими затратами? Как они будут распределяться между производителями продукции, изготовление которой сопровождается загрязнением окружающей среды, и ее потреблением? Для ответа на вопросы обратимся к рис. 3.1.

Обозначения: 1 — спрос на продукцию;

2 и 3 — кривые предельных издержек по ее производству без и с учетом экологических издержек, позволяющих достичь новый стандарт качества.

До введения нового стандарта оптимальный объем производства был в точке Х0, а равновесная цена — Р0. Ужесточение норматива меняет кривую издержек. Новые предельные издержки — кривая 3. Новая точка оптимального объема выпуска — это теперь X1, а равновесная цена — Р1. Производитель покрыл все издержки, связанные с увеличением природоохранных затрат, но из рис. 3.1 видно, что и потребитель, и производитель понесли определенные потери.

До введения нового норматива доход производителя был равен S4 + S5 + S6. После того как был введен новый экологический стандарт, его доход изменился и стал S1 + S4. Таким образом, чистый выигрыш или проигрыш производителя равняется S1 + S4 – (S4 + S5 + S6) = S1 - S5 - S6.

С точки зрения потребителя его выигрыш до введения нового ограничения на качество среды был S1 + S2 + S3 + S7, а после введения нового стандарта его выигрыш сократился до S7, т. е. потребитель проиграл S1 + S2 + S3.

Теперь посмотрим на проигрыш с точки зрения общества. Это S2 + S3 + S5 + S6. Кто же в конечном итоге его оплатил? Обратимся к рис. 3.2.

Рис. 3.2

В результате общий баланс такой. Потребитель потерял S1 + S2 + S3, из них S3 — он просто потерял (его упущенная выгода), а S1 + S2 — дополнительно заплатил производителю.

Производитель потерял S5 и S6, но зато получил от потребителя S1 (его баланс S1 - S5 - S6).

Итак, бремя по введению нового экологического стандарта распределяется таким образом: S2 и S3 — оплачивает потребитель, a S5 и S6 — производитель продукции, изготавливаемой по технологии, воздействующей на окружающую среду. Кроме того, из-за сокращения предложения ценной продукции ее производитель получает дополнительный доход S1. Эти деньги вынужден заплатить ему потребитель, так как цена на продукцию увеличилась. Введение нового стандарта обошлось обществу в целом S2 + S3 + S5 + S6.

Продолжим анализ распределения бремени природоохранных расходов между производителями и потребителями.

Выше мы фактически предполагали, что у потребителя нет альтернатив, и он должен покупать подорожавшую продукцию, произведенную по технологии, связанной с вредным воздействием на окружающую среду. Теперь предположим, что одна и та же потребность может быть удовлетворена двумя способами: первый — покупка товара, произведенного с использованием технологии, оказывающей негативное воздействие на состояние окружающей среды; второй — покупка товара, произведенного с использованием экологически чистой технологии.

Естественно, введение новых экологических ограничений повлияет лишь на издержки предприятий, работающих по первой технологии, и если даже в результате такого роста издержек выпуск продукции по первой технологии сократится, то это не отразится на цене продукции, так как потребитель сможет найти ее заменитель по той же цене. Рассмотрим рис. 3.3.

Рис. 3.3.

Обозначения: 1,2— старая и новая кривые предельных издержек соответственно (для технологии, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду).

Считается, что производитель вынужден продавать товар по прежней цене, так как на рынке он не один, и сокращение его производства будет тут же компенсировано другими производителями. Преимущество последних состоит в том, что они не оказывают на природную среду вредного воздействия и поэтому введение нового экологического стандарта на них никак не влияет.

Иначе говоря, для потребителя введение экологических ограничений ничего не означает (он начинает покупать больше заменителя). Поэтому основное внимание будет обращено на производителя, имеющего технологию, оказывающую воздействие на окружающую среду. Издержки по охране природы лягут полностью на производителя. Они включают упущенную выгоду, т. е. потери из-за сокращения объема производства (S1) и дополнительные затраты, которые он понесет из-за роста расходов на охрану окружающей среды (S2).

Наличие товара-заменителя позволяет удерживать цены на одном и том же уровне. Рынок диктует цены производителю той продукции, которая оказывает воздействие на окружающую среду. Возможны и другие причины, обеспечивающие стабильность цены. Например, если потребитель готов пойти на сокращение объема использования данного продукта, он согласен отказаться от достигнутого ранее уровня Х0 и удовлетвориться уровнем X1.

Итак (см. рис. 3.3.), при стабильной цене, которая удерживается на уровне Р, производство сократится с Х0 до X1. Sl — потери производителя вследствие сокращения выпуска, a S2 — его дополнительные затраты. Итак, в данном случае за все расплатился виновник загрязнения, так как ему ничего не удалось переложить на потребителя.

Но возможен и другой вариант. Если потребитель не может адекватно заменить рассматриваемый товар и, кроме того, он будет покупать данный товар в прежнем объеме, независимо от изменения цены, то он вынужден будет и оплатить все природоохранные издержки (рис. 3.4).

Рис. 3.4.

Обозначения: 1, 2 — старая и новая кривые предельных издержек соответственно; D — неэластичный спрос.

Если потребитель не может или не желает отказаться от использования хотя бы части рассматриваемой продукции, т. е. потребление так и остается в точке Х0 (функция спроса неэластична), он вынужден будет заплатить дополнительно (Р1 - Р0) Х0 = S1 + S2. S2 пойдет на покрытие дополнительных природоохранных издержек, связанных с введением нового стандарта, а S1 — это то, что он вынужден будет дополнительно заплатить производителю. Что касается производителя, то его вклад в финансирование природоохранных затрат равен S4. Общий баланс производителя S1 - S4. Если этот баланс положителен, то он выигрывает от введения нового экологического стандарта. Затраты общества составят S2 и S4.

Таким образом, мы рассматриваем три ситуации. Во-первых, изменяется и цена, и объем производства продукции, изготовление которой оказывает вредное воздействие на окружающую среду. Дополнительные издержки по охране природы делятся между производителем и потребителем в пропорциях, определяемых конфигурацией кривой спроса и кривой предельных природоохранных затрат. Во-вторых, цена на рассматриваемый продукт удерживается на прежнем уровне. В этом случае все дополнительные издержки по охране природы осуществляет производитель. Кроме того, последний теряет часть дохода из-за сокращения объема производства. В-третьих, спрос не эластичен по цене, т. е. при росте издержек объем потребления не изменяется, и потребитель покупает данный товар по более высокой цене. В этом случае производитель имеет возможность переложить на потребителя все свои дополнительные издержки, связанные с загрязнением окружающей природной среды, кроме того, как правило, он что-то выигрывает по сравнению с ситуацией до введения нового стандарта.

Информация о работе Общественный сектор экономики