Общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 11:47, курс лекций

Краткое описание

Общество – Определённая группа людей объединённых для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.
Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, в процессе их совместной деятельности.
Общество – в широком смысле – совокупность форм объединения оюдей.
Природа – совокупность естественных условий существования человека.
Природа – весь мир, многообразие форм, и всё существующее в нём.

Вложенные файлы: 1 файл

Общество - консультации.docx

— 128.63 Кб (Скачать файл)

Основные  функции агентов и институтов социализации:

  1. Обучение;
  2. Контроль;
  3. Направляют;
  4. Являются образцом и нормами.

Социальный контроль может проявлять  поощрения или наказания.

Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях взаимодействия человека и природы.

 

Индивидуальность – неповторимое, своеобразное проявление человека, а так же многосторонность, гармоничность и непринуждённость его действий.

Человек  может развиваться и  полноценно жить только в человеческом обществе.

    1. Потребности и способности

человека.

Потребность – осознанная человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

В основе любой потребности лежит  определённый мотив.

Виды потребностей:

    1. Биологические (питание, вода, движение и т.д.);
    2. Социальные (общение, социальная активность);
    3. Духовные (познание, знание);
    4. Идеальные (самовыражение, освоение культурных ценностей, признание смысла своего существования);
    5. Престижные (являются первоочередными);
    6. Экзистенциональные (комфорт, удобство).

От потребностей стоит отличать интерес.

Интерес – осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям.

В основе интереса лежит осознанная потребность.

Интересы  могут быть:

  1. Индивидуальные;
  2. Групповые;
  3. Общественные.

Интересы могут быть разной степени  осознанности и направленности.

Потребность и её осуществление  зависит от способностей индивида.

Способность – индивидуальная особенность, от которой зависит успешность выполнения определённого рода деятельности.

Задатки -  биологическая основа способностей.

Талант – совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественным значением.

Гениальность – высшая ступень развития таланта.

    1. Человеческая деятельность

и её многообразие.

Деятельность – форма активности направленная на преобразование окружающего мира.

Деятельность – целенаправленное познание и изменение человеком внешнего мира и самого себя.

Структура деятельности:

  1. Объект – то, на что направлена деятельность;
  2. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность;
  3. Цель – формирование, в сознании, образа;
  4. Средства достижения;
  5. Результат.

Основой деятельности является мотив, который побуждает человека к  действию.

Черты деятельности:

  1. Сознательность;
  2. Продуктивность;
  3. Преобразование;
  4. Общественный характер.

Так же деятельность может делиться на:

  1. Материальную – создание материальных ценностей и вещей;
  2. Духовную – создание идей;
  3. Управленческую – обеспечение согласованности;
  4. Социальную – активность человека в обществе.

Классификация видов деятельности:

  1. Практическая или духовная;
  2. Созидательная или разрушительная;
  3. Законная, моральная, аморальная;
  4. Коллективная, массовая, индивидуальная;
  5. Творческая, инновационная, изобретательская;
  6. Игровая, учебная, трудовая – основные виды деятельности.

Поведение человека – деятельность, имеющая нравственный или безнравственный смысл.

Для достижения цели и результатов  человек прибегает к взаимодействию с другими субъектами и общается с ними.

Общение – процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.

Виды общения:

  1. Общение между реальными субъектами;
  2. Общение реального человека с иллюзорным партнёром (животное);
  3. Общение реального человека с воображаемым партнёром (внутренний голос);
  4. Общение воображаемых партнёров (общение литературных персонажей).

Важнейшей разновидностью практической деятельности является материально-производственная (трудовая).

Структура трудовой деятельности:

  1. Сознательно поставленные цели;
  2. Средства и орудия труда;
  3. Используемые технологии.

Характеристика  трудовой деятельности:

  1. Производительность;
  2. Эффективность;
  3. Уровень разделения труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познание

 

 

 

 

 

 

 

    1. Познание. Чувственное

и рациональное.

Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом получение нового знания об окружающем мире.

Виды познания:

  1. Обыденное;
  2. Научное;
  3. Философское;
  4. Художественное;
  5. Социальное.

В процессе познания присутствует объект и субъект.

Объект: познаваемый предмет, весь окружающий мир.

Субъект: человек, общество.

Существует  две ступени познавательной деятельности:

  1. Чувственное познание – человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств:
  2. Ощущения (отражение определённых свойств и качеств предметов окружающего мира, которые воздействуют на органы чувств);
  3. Восприятие (у субъекта формируется целостный образ отражающий непосредственное воздействие на органы чувств, предметы и их свойства);
  4. Представление (отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизвести его мысленно).

Роль чувственного познания:

  • Органы чувств – единственный канал, связывающий человека с внешним миром;
  • Без органов чувств человек не способен к познанию;
  • Потеря части органов чувств затрудняет процесс познания;
  • Органы чувств дают минимум информации.
  1. Рациональное познание – в ходе данного познания человек использует разум и мышление.

Формы рационального  познания:

  1. Понятие (форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов);
  2. Суждение (форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями, и с помощью этой связи подтверждается или отрицается что-либо);
  3. Умозаключение (получение новых суждений на основе уже имеющихся или выделение нового суждения).

Виды умозаключения:

  1. Дедуктивное – от общего к частному;
  2. Индуктивное – от частного к общему.

Интуиция – способность человека к постижению истины путём её прямого усвоения, без обоснования с помощью каких-либо доказательств.

Интуиция – процесс, приводящий к новым знаниям.

Черты:

  1. Неожиданность решения;
  2. Неосознанность путей решения;
  3. Непосредственный характер постижения истины.
    1. Истина и её критерии.

Истина – процесс познания и получения знаний, который соответствует окружающей действительности.

Виды истины:

  1. Объективная – истина, которая не зависит от человека, поскольку она существует в объективной реальности;
  2. Субъективная – зависит от человека, так как при её получении происходит взаимодействие объекта и субъекта.

Истина  бывает:

  1. Абсолютная – полная, неизменная, установленное навсегда знание о чём-либо;
  2. Относительная – неполная, ограниченное знание о чём-либо.

Практически вся истина является относительной.

Основным критерием истины является практика.

Практика – активная деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миров.

Черты практики:

  1. Целенаправленность;
  2. Предметно-чувственный;
  3. Преобразование окружающей действительность.

Виды практики:

  1. Общественно-производственная;
  2. Социально-политическая;
  3. Научно-экспериментаторская;
  4. Врачебная;
  5. Семейно-бытовая (повседневно-хозяйственная).

Практика так  же бывает созидательная  и разрушительная.

Практика воздействует на органы чувств, сознание и мышление.

Практика противоречива и может  сформировать ложное знание, принимаемое  за истинное.

Так же критериями истины являются:

  1. Теория;
  2. Разум;
  3. Чувственный опыт.
    1. Научное познание.

Основные  принципы научного познания:

  1. Принцип причинности – возникновение любых материальных объектов и систем имеет некоторые основания в предшествующих состояниях материи;
  2. Принцип истинности научного знания;
  3. Принцип относительности научного знания.

Методы  научного познания:

  1. Эмпирический (эксперимент, сравнение, наблюдение);
  2. Теоретический (анализ, синтез, обобщение).

 

Уровни  научного познания:

  1. Эмпирический – выражает объективный фактор, установленные результаты;
  2. Теоретический – выявление фундаментальных закономерностей, внутренних связей и отношений.

Научное познание обладает признаками:

  1. Доказательность;
  2. Непротиворечивость;
  3. Проверяемость;
  4. Системность.
    1. Особенности социально

познания.

Цель социального познания – установление истины с помощью:

  1. Объекта познания;
  2. Проведение эмпирического исследования (эксперимент);
  3. Проведение эксперимента с целью установления конкретно-исторического характера.

Особенности социально  познания:

  1. Совпадение объекта и субъекта;
  2. Сложность изучаемого объекта;
  3. Ограничение наблюдений и экспериментов.

Принципы социального познания:

  1. Выявить общее и особенное;
  2. Изучить общественные явления;
  3. Рассмотреть общественную действительность в развитии.

Целью социально  познания может служить установление исторической закономерности, а так  же социального прогнозирования.

Прогнозы  могут быть:

  1. Поисковые;
  2. Нормативные;
  3. Аналитические;
  4. Предостерегающие.

 

    1. Развитие знаний о человеке.

Главным источником знаний является:

  1. Социальная действительность;
  2. Исторический опыт;
  3. Общественная практика.

Основой знаний об обществе и человеке является:

  1. Объективный фактор, т.е. событие имеющее место в определённо время при определённых условиях;
  2. Научный факт, т.е. знание о событии, которое описано с учётом специфики социальной ситуации.

Видами  знаний о человеке могут служить :

  1. Продукты человеческой деятельности (материальной и духовной);
  2. Словесные, т.е. действия, основанные на оценках, мнениях и суждениях;
  3. Поступки людей или отдельных лиц.

Информация о работе Общество