Общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 11:47, курс лекций

Краткое описание

Общество – Определённая группа людей объединённых для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.
Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, в процессе их совместной деятельности.
Общество – в широком смысле – совокупность форм объединения оюдей.
Природа – совокупность естественных условий существования человека.
Природа – весь мир, многообразие форм, и всё существующее в нём.

Вложенные файлы: 1 файл

Общество - консультации.docx

— 128.63 Кб (Скачать файл)

Различные философские школы о возможности  познания мира:

  1. Агностики – считали, что получить достоверные знания невозможно;
  2. Эмпирики – считали, что основным критерием познания являются ощущения;
  3. Рационалисты – считали, что основным критерием познания является разум.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовная сфера

 

 

 

 

 

    1. Духовная сфера жизни 

общества.

Культура – это исторически обусловленный динамический комплекс, постоянно обновляющийся во всех сферах общественной жизни в форме принципов, способов и результатов активной творческой деятельности.

Культура – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Под духовной жизнью общества понимают ту область бытия, в которой объективная  реальности даётся людям не в форме  противостояния реальности, а является его неотъемлемой частью (знания, вера, чувства, стремления, цели).

Духовная сфера проявляется  в морали, науке, религии, искусстве, а так же праве.

Функции культуры:

  1. Познавательная;
  2. Оценочная;
  3. Регулятивная;
  4. Информативная;
  5. Коммуникативная (взаимодействие);
  6. Социализация.

Материальная  культура – все материальные ценности, произведённые человеком.

Культура  выполняет определённые функции  в сфере общества:

  1. Трансляционную, т.е. передача из прошлого в настоящее;
  2. Селекционную, т.е. оценка и классификация лучшего;
  3. Инновационную, т.е. обновление социальных ценностей.

В России сохранение духовных ценностей  нарушено в результате перехода от тоталитарного к демократическому строю.

4.2.наука и её роль в жизни

общества.

Наука – теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в логической форме.

Функции науки:

  1. Познавательно-объяснительная;
  2. Мировоззренческая;
  3. Прогностическая.

Современные учёные разрабатывают модели развития науки:

  1. Постепенное развитие (все знания уже были получены в прошлом и надо лишь их внимательно изучить);
  2. Через научную революцию (т.е. коренное изменение);
  3. Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит образцом.

Виды науки:

  1. Естественно-гуманитарные;
  2. Фундаментально-прикладные.

Задачи  научной деятельности:

  1. Описание – выделение определённых областей;
  2. Систематизация;
  3. Объяснение;
  4. Предсказание;
  5. Применение.

Классификация научной картины мира:

  1. Отказ от понимания мира, как единого целого;
  2. Объяснение всех процессов естественными причинами;
  3. Количественное сопоставление и оценка всех предметов и явлений.
    1. Образование и его функции.

Образование – способ становления личности путём получения знаний, а так же приобретение умений и навыков или их совершенствование.

Цель: приобщение индивида к достижениям человечества.

Функции образования:

  1. Создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека;
  2. Сохранение и ретрансляция культурного достояния общества.

 

Виды образования (ступени):

  1. Дошкольное;
  2. Начальное;
  3. Среднее;
  4. Полное;
  5. Профессионально-техническое;
  6. Высшее;
  7. Академическое;
  8. Переподготовка и повышение квалификации.

Принципы  современного образования:

  1. Гуманистический характер;
  2. Приоритет общечеловеческих ценностей;
  3. Право личности на свободное развитие;
  4. Единство;
  5. Общедоступность;
  6. Светский характер (отдельно от церкви);
  7. Свобода и плюрализм (многообразие);
  8. Демократический государственно-общественный характер.

Особенности современного образования:

  1. Интеграция;
  2. Информатизация;
  3. Непрерывность;
  4. Развитие дистанционного образования.
    1. Мораль и религия.

Мораль – форма общественного сознания, в которой находят своё отражение взгляды, нормы и оценки поведения.

Мораль регулирует поведение.

Основная  функция – утвердить в человеке человека, а так же поддерживать общественные условия и строить жизнь.

Моральные требования и представления:

  1. Нормы поведения (заповеди);
  2. Моральные качества (справедливость и т.д.);
  3. Нравственные принципы (коллективизм);
  4. Морально-психологические механизмы (долг, честь, ответственность, совесть);
  5. Высшие моральные ценности (смысл жизни).

В обществе моральные и правовые нормы тесно взаимосвязаны.

Общее(сходство):

  1. Являются универсальными, т.е. распространяются на всё общество;
  2. Регулируют общество;
  3. Исходят от общества;
  4. Имеют сходную структуру.

Отличия:

  1. Право отражено в законах, а мораль во взглядах;
  2. В праве – воля государства, а в морали – воля общества;
  3. Правовые нормы обязательны для всех;
  4. Мораль распространяет влияние на более широкую публику;
  5. Правовые нормы более конкретны;
  6. Мораль регулируется – добром и злом, а право – законом и беззаконьем.

Религия – мировоззрение и мироощущение, атак же соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога.

Ранние  религии:

  1. Магия;
  2. Тотемизм – поклонение животному или растению;
  3. Фетишизм;
  4. Анимизм.

Мировые религии:

  1. Христианство (1 век нашей эры);
  2. Буддизм (5-6 век до нашей эры) – самая малочисленная;
  3. Ислам (8 век нашей эры).

Основные  признаки мировых религий:

  1. Большое число приверженцев;
  2. Космополитизм (выходят за пределы государства и нации);
  3. Эгалитарны (проповедуют равенство);
  4. Необычная активность пропаганды.

Национально-государственные :индуизм, иудаизм.

    1. Искусство.

Искусство – форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Виды искусства:

  1. Архитектура – вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений;
  2. Живопись – отображение жизни при помощи цвета;
  3. Скульптура – вид изобразительно искусства, произведения которого имеют материальный и предметный объём;
  4. Декоративно-прикладное искусство;
  5. Литература;
  6. Музыка;
  7. Театр;
  8. Цирк;
  9. Балет;
  10.   Кино;
  11.   Фотоискусство;
  12.   Эстрада.

Функции искусства:

  1. Общественно-преобразующая;
  2. Утешительно-компенсаторная;
  3. Художественно-концептуальная;
  4. Предвосхищение;
  5. Воспитательная;
  6. Внушающая;
  7. Эстетическая;
  8. Познавательно-эвристическая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная

сфера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Социальная структура 

общества.

Под социальной структурой понимают расслоение и иерархичность различных  слоёв общества, а так же совокупность институтов и отношения между  ними.

Стратификация проявляется в доходах, власти и престиже.

Основные типы стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Три первые характеризуют закрытое общество, а  последний открытое.

Социальная структура представлена объединением различных социальных общностей.

Статус – это определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав.

Виды статусов:

  1. Личный – положение человека, которое он занимает в малой или первичной группе;
  2. Приобретённый – статус, который человек приобретает в обществе.

На статус влияет престиж и авторитет.

Престиж – оценка обществом значимости статуса, закреплённого в обществе.

Авторитет – степень признания обществом достоинства личности.

Статус личности оказывает влияние  на её поведение.

Социальная  роль – образец поведения признанный целесообразны для людей одного статуса.

Каждый индивид выполняет несколько  ролей (труженика, гражданина, члена семьи, потребителя, собственника и т.д.)

В процессе достижения определённого  статуса могут возникнуть ролевые  конфликты (т.е. когда необходимо исполнить  потребности нескольких ролей).

    1. Социальная мобильность.

 Социальная  мобильность – перемещение отдельных индивидов или групп от одной позиции социальной стратификации к другой.

Виды социальной мобильности:

  1. Горизонтальная;
  2. Вертикальная;
  3. Внутрипоколенная;
  4. Межпоколенная;
  5. Индивидуальная;
  6. Групповая.

Факторы социальной мобильности:

  1. Образование;
  2. Семья;
  3. Тип общества;
  4. Профессия;
  5. Экономические изменения;
  6. Социальные потрясения (революция, реформы и т.д.).

Перемещение между стратами осуществляется по специальным каналам, т.е. лифтам (армия, семья, церковь и т.д.).

Положительные и отрицательные  последствия социальной мобильности  является экономическое, интеллектуальное и научное развитие общества.

    1. Социальные нормы.

Социальные  нормы – это общие нормы, образцы и правила поведения людей в обществе.

Виды социальных норм:

  1. Нормы морали;
  2. Нормы обычаев;
  3. Традиции;
  4. Корпоративные нормы – обусловлены общественными организациями.
  5. Религиозные нормы;
  6. Правовые нормы – правила, установленные государством.

Дивиантное (т.е. отклоняющееся) – поведение, которое нарушает социальные нормы.

Конформистское  – поведение соответствующее общепринятым нормам.

 

Функции социальных норм:

  1. <span class="List_0020Paragraph__Cha

Информация о работе Общество