Объективные основы, формы и методы государственного регулирования рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Проблема государственного регулирования экономики в рыночных условиях является объектом пристального внимания ученых и политических деятелей всех стран. Изучение экономической роли государства – неотъемлемая составная часть экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. Вряд ли сегодня кто-либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. Государство оказывает существенное воздействие, как на экономическое, так и на социальное развитие страны. Поэтому вполне закономерно, что в рамках экономической науки постоянно ведутся исследования, посвящённые этой важной и многогранной проблеме.

Содержание

Введение 3
1.Рыночная экономика как особый тип экономических систем 5
1.1 Типы экономических систем 5
1.2 Преимущества и недостатки рыночной экономики…………………….......6
2.Роль государственного регулирования в рыночной экономики ..8
2.1 Возможность и необходимость государственного регулирования рыночной экономики 8
2.2 Формы и Методы государственного регулирования рыночной экономики10
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Объективные основы, формы и методы государственного регулирования рыночной экономики.docx

— 55.63 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Кафедра «Макроэкономика»

 

        Работа  допущена к защите:

 

 

        _________________________

       «_____»____________2013 г.

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: «Объективные основы, формы и методы государственного регулирования рыночной экономики»

 

 

Студента группы

 

_____________________________

(Подпись)

 

Проверил:

 

 

 

______________________________

(Подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

 

 

Содержание:

 

 

Введение 3

1.Рыночная экономика как  особый тип экономических систем 5

1.1 Типы экономических  систем 5

   1.2 Преимущества и  недостатки рыночной экономики…………………….......6

2.Роль государственного  регулирования в рыночной экономики ..8

2.1 Возможность и необходимость государственного регулирования рыночной экономики 8

   2.2 Формы и Методы государственного регулирования рыночной экономики10

Заключение 22

Список использованной литературы 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема государственного регулирования экономики в рыночных условиях является объектом пристального внимания ученых и политических деятелей всех стран. Изучение экономической  роли государства – неотъемлемая составная часть экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. Вряд ли сегодня  кто-либо попытается доказывать, что  современное рыночное хозяйство  может развиваться без вмешательства  государства. Государство оказывает  существенное воздействие, как на экономическое, так и на социальное развитие страны. Поэтому вполне закономерно, что  в рамках экономической науки  постоянно ведутся исследования, посвящённые этой важной и многогранной проблеме. Как показывает мировой  опыт, современная экономика немыслима  без эффективного механизма её взаимодействия с государством, органами его законодательной  и исполнительной власти. Вопросы  теории, методологии, практики государственного регулирования являются чрезвычайно  насущными для современной России, быстро перешедшей от системы тотального вмешательства государства в  экономическую жизнь субъектов  хозяйственной деятельности к экономике, основанной преимущественно на рыночных принципах.

Органы государственной  власти не располагают действенными, методологически обоснованными  программами государственного регулирования  экономики. Используемые ими инструменты  противоречивы, непоследовательны, не опираются на единую методологию, теорию и методику государственного регулирования. Применяемые в научных исследованиях  термины, понятия не сведены в  единую систему. Отсутствует комплексное изучение механизма государственного регулирования экономики на основе диалектического метода, включающее движение от абстрактного к конкретному, от общего к частному и в противоположном направлении; содержащее общие и специфические черты системы; базирующееся на анализе и синтезе. Все это говорит о том, что выбранная для исследования тема является актуальной и требует разработки концептуальных основ эффективного государственного регулирования экономики.

Основная цель исследования состоит в выявлении особенностей, принципов и функций механизма  государственного регулирования экономики, в обосновании необходимости  государственного вмешательства в  экономику.

Основными задачами являются:

- анализ существующих  концепций государственного регулирования  экономики;

- выявление сфер государственного  вмешательства;

- определение объекта  и предмета государственного  регулирования экономики;

-определение сущности  механизма государственного регулирования  рыночной экономики, его целей  и функций;

- анализ особенностей  государственного воздействия на  экономику в условиях современной  России.

Предметом исследования являются формы и методы государственного регулирования рыночной экономики и их влияние на экономическую систему.

Объектом исследования является экономическая система  страны.

 

 

 

 

 

 

 

1.Социально-экономическая  роль государства в рыночной  экономике

1.1 Типы  экономических систем

В зависимости от вида собственности, вида социального контроля внутри предприятия, наличия или отсутствия рыночной конкуренции можно выделить четыре типы экономических систем:

  • Традиционная экономическая система. Является самой древней, она была построена на нравственном контроле и отсутствии рынка. В настоящее время в России традиционная экономическая система существует у народов Севера, которые выращивают оленей по традиции и не задают себе вопроса о том, выгодно ли это и может быть стоит выращивать что-то иное? Собственность на ресурсы в этой системе чаще всего является коллективной, т.е. охотничьи угодья, пастбища, пашни и луга принадлежат всему племени или общине.
  • Рыночная экономическая система. Построена на самом эффективном экономическом контроле внутри фирмы и рыночной конкуренции. Только право частной собственности позволяет построить экономический контроль внутри фирмы, иметь возможность процветать или разориться в результате рыночной конкуренции. Конкуренция заставляет частного собственника проявлять хозяйственную инициативу, экономить ограниченные ресурсы, рисковать или проявлять осторожность в расходовании средств, искать источники получения прибыли и избегать бесполезных расходов.
  • Командная система. Возникла в государствах, относящихся к азиатской формации и в обществах с тоталитарным режимом власти (фашизм или социализм). Командная экономическая система – это способ организации экономики, при котором земля и капитал находятся в государственной собственности и распределение ресурсов находится в руках государственных центральных органов в соответствии с государственными планами. Жизнь показала глубокую неэффективность и ущербность командной системы по сравнению с рыночной.
  • Смешанная экономическая система. Рыночную и командную экономические модели в чистом виде можно встретить сегодня только в теории. В реальности экономические системы большинства развитых стран сегодня носят смешанный характер. В смешанной экономической системе основой экономики является частная собственность, хотя во Франции, Германии и Великобритании существует достаточно крупный государственный сектор.

 

1.2 Преимущества  и недостатки рыночной экономики

Преимуществами  рыночной экономики являются:

· функционирование рынка как саморегулирующегося механизма, который через цены создает ориентиры для капиталовложений в производство;

· эффективное распределение ресурсов – рынок направляет ресурсы на производство товаров, пользующихся спросом;

· высокая степень адаптивности к изменяющимся условиям. Так, повышение цен на энергоносители в 1970-е годы на Западе вызвало внедрение ресурсосберегающих технологий, поиск альтернативных источников энергии;

· возможность успешного функционирования в условиях ограниченной информации(достаточно иметь информацию о ценах на товары и услуги, о стоимости экономических ресурсов для нормального хозяйствования);

· рыночная экономика — бездефицитная экономика. В любых ситуациях рыночный механизм обеспечит равновесие спроса и предложения;

· создание рынком мощной системы стимулов;

· широкое использование достижений НТП. В погоне за прибылью товаропроизводители внедряют в производство новейшие достижения науки и техники, а конкуренция делает этот процесс непрерывным;

· обеспечение свободы и независимости как покупателей, так и продавцов, которые самостоятельно принимают решения о заключении сделок, найме рабочей силы и т.д.;

· способность быстро и эффективно удовлетворять разнообразные потребности людей.

К недостаткам рыночной экономики относятся:

· автоматизм рыночного механизма достигается не сам по себе, а методом проб и ошибок, в результате чего общество может нести существенные потери;

· рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (здравоохранение, культура, спорт, общественный транспорт и др.);

· неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов, принадлежащих всему человечеству, и защиты окружающей среды;

· игнорирование рынком возможных негативных для общества последствий принимаемых решений;

· рынок не имеет системы социальной защиты. Доходы в рыночной экономике получают только владельцы экономических ресурсов. Инвалиды, дети, пенсионеры могут не иметь средств к существованию, поэтому государство должно решать социальные проблемы;

· отсутствие действенных мотиваций для фундаментальных исследований в науке. Рынок реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для теоретических исследований;

· нестабильное развитие, при котором взлеты рыночной конъюнктуры чередуются с ее падением.

Неспособность рыночного  механизма решать определенные задачи требует вмешательства государства  в рыночные отношения.

 

 

 

 

2. Формы и методы  государственного регулирования  рыночной экономики

2.1 Возможность  и необходимость государственного  регулирования рыночной экономики

Государственное регулирование  рыночной экономики – это воздействие  государства на деятельность хозяйствующих  субъектов и рыночную конъюнктуру  посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях стабилизации существующей социально-экономической  системы в изменяющихся условиях и обеспечения нормальных условий  функционирования рыночного механизма. Государство осуществляет систему  мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, которые  нацелены на повышение эффективности  общественного воспроизводства  и удовлетворение потребностей общества.

Объектами государственного регулирования экономики являются сферы, отрасли, регионы,  ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные виды объектов государственного регулирования: экономический цикл, занятость, накопление капитала, цены, денежное обращение, платежный баланс, научные исследования, окружающая среда, конкуренция, внешнеэкономические  связи и т.д. Объекты различаются также по уровню решаемых проблем: фирма — район — отрасль — сфера производства — национальная экономика — международные отношения.

Субъекты государственного регулирования – это носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. К носителям хозяйственных интересов относятся социальные группы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состояния, доходов и видов деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам.

Выразителями хозяйственных  интересов являются объединения  носителей экономических интересов  в различные союзы и ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов и  другие. К исполнителям хозяйственных  интересов относятся исполнительные органы хозяйственных интересов, организованные по подчиненности и включающие органы власти и Центральный национальный банк.

Как известно, рынок не способен самостоятельно удовлетворить потребности  людей в общественных товарах, решить экологические, социальные проблемы. Частные  предприниматели не располагают  достаточными трудовыми и финансовыми  ресурсами, которых требует развитие научно-технического рынка. Государственное  регулирование дополняет чисто  рыночный механизм. Для рынка справедливым считается получение высоких доходов теми, кто преуспел в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, и наличие низких доходов у тех, кто потерпел в этом неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получения прожиточного минимума. Поэтому государство берет на себя функцию перераспределения доходов через налоги, поддержания нетрудоспособных, престарелых и другое. 

Целями государственного регулирования экономики выступают экономическая и социальная стабильность (главная цель) и конкретные цели для решения главной (первичные, вторичные, третичные и так далее).

В микроэкономике экономическая роль государства сводится к: 
а) производству общественных благ; 
б) перераспределению национального дохода в целях предотвращения чрезмерной дифференциации доходов и имущества граждан, порождающей социальную напряженность в обществе; 
в) защите конкуренции и регулированию деятельности естественных монополий; 
г) устранению недостатков рыночного механизма, связанных с отрицательными и положительными внешними эффектами при производстве частных благ и асимметричностью информации при заключении рыночных сделок.

 

2.2 Формы  и Методы государственного регулирования  рыночной экономики

 

 Среди многообразия  форм воздействия государства  на экономику особое место  занимает планирование. Оно может  применяться на общегосударственном  уровне, на уровне отраслей и  регионов, отдельных сфер экономики,  предприятий, фирм, компаний.

В широком смысле слова  планирование есть предопределение  будущего, построение активного образа, модели желаемого и намечаемого  будущего состояния экономики при одновременном установление путей, способов, средств и сроков достижения этого состояния,  конечных рубежей планируемых действий. Планы практически всегда ориентированы на определенные цели, на решение задач, стоящих перед экономикой. Планы связаны со временем, потому что они разрабатываются на определенный период, именуемым плановым периодом. В масштабах экономики в целом наиболее распространенно годовое планирование. Наблюдаются попытки планирования экономики на десяти-двадцатилетний период, но это уже планы прогнозы, так как неопределенность  будущих условий функционирования  экономики не позволяет предопределять  её картину через такое длительное время.

Информация о работе Объективные основы, формы и методы государственного регулирования рыночной экономики