Объективные основы, формы и методы государственного регулирования рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Проблема государственного регулирования экономики в рыночных условиях является объектом пристального внимания ученых и политических деятелей всех стран. Изучение экономической роли государства – неотъемлемая составная часть экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. Вряд ли сегодня кто-либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. Государство оказывает существенное воздействие, как на экономическое, так и на социальное развитие страны. Поэтому вполне закономерно, что в рамках экономической науки постоянно ведутся исследования, посвящённые этой важной и многогранной проблеме.

Содержание

Введение 3
1.Рыночная экономика как особый тип экономических систем 5
1.1 Типы экономических систем 5
1.2 Преимущества и недостатки рыночной экономики…………………….......6
2.Роль государственного регулирования в рыночной экономики ..8
2.1 Возможность и необходимость государственного регулирования рыночной экономики 8
2.2 Формы и Методы государственного регулирования рыночной экономики10
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Объективные основы, формы и методы государственного регулирования рыночной экономики.docx

— 55.63 Кб (Скачать файл)

В отличие от  планирования экономическое прогнозирование, отваживается на проникновение в более отдаленное время. Экологические прогнозы на десять – пятнадцать лет – нередкое явление. Широко используется и краткосрочные прогнозы, не только на год, но и на месяц, неделю. Это в основном конкурентные прогнозы.

Планирование государства  в рыночной экономике – государственное  бюджетное планирование, социально  экономические программы, государственные заказы, повсеместное использование бизнес-планов. Существует и индикативное (рекомендательное, ориентирующее) планирование.

В любой стране, при любой  общественно-политической и социально-экономической  системе экономика в той или  иной степени регулируется государством в лице государственных органов.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства  и его органов в экономическую  деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно  косвенный характер. Государство  воздействует на экономику посредством  законодательных ограничений, налоговой  системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования осуществления  государственных социальных и экономических  программ.

Государственное регулирование  экономики ставит своей целью  соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения. Применяются разнообразные  формы государственного регулирования. Ниже перечислены наиболее важные:

  • Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям, организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким объектам относят военные, энергетические, оборонные,  заповедники, парки, музеи и т.д.
  • Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождение от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, таможенных сборов. Изменяя налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. Взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджета.
  • Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство способно регулировать  эмиссию и общую денежную массу через центральный банк, устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другое. Нормативы, устанавливаемые центральным банком, предоставлять льготные займы, выкупать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменить накопления и денежные потоки, тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.
  • Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным  направлениям их расходования. При этом одним отраслям, социальным группам, сферам населения могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим – меньшие. Государство обладает возможностью устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет, регулирование затрагивает и установление предельно допустимого дефицита государственного бюджета;
  • Ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями. В условиях централизованной экономики государство в праве само назначать цены. Редко ценовое регулирование проявляется в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий монополистов;
  • Социальное регулирование со стороны государства направлено  на обеспечение социальной справедливости, создание социальных гарантий, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, поддержание уровня условий жизни, достойных человека. Социальное регулирование, включая государственное социальное страхование, предусматривает меры, создающие возможность пенсионного обеспечения, помощи детям, инвалидам и другим нуждающимся группам населения, страхование здоровья и жизни людей. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий, стипендий;
  • Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости. Такое законодательство призвано обеспечить охрану труда, минимальную заработную плату, соблюдение трудовых контрактов, выплату пособий по безработице. Государство также вправе устанавливать тарифы оплаты труда. Оно принимает на себя обучение безработных;
  • Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды – меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний по осуществлению обязательных природоохранных и природозащитных мероприятий;
  • Государственное антимонопольное регулирование направлено на ограничение или запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии. Государственное антимонопольное законодательство предусматривает санкции против монополистов, предотвращает создание условий, способствующих развитию монополизма. В России введен государственный реестр предприятий монополистов;
  • Государственное внешнеэкономическое регулирование – это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, контроль над товарными потоками, процессы внешней торговли, пересекающими государственную границу, валютный обмен, движение капитала в страну и из страны. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических интересов страны, обеспечение экономической безопасности, повышение эффективности внешнеэкономических связей.

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым рыночная система предъявляет  различные требования.

Во-первых, исключаются любые  действия государства, разрывающие  рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (талоны, купоны, фонды и прочие), всеобщий административный контроль над  ценами и т. п. Отсюда не следует, что  в условиях рыночной экономики государство  снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно  следит за ценами и опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.

Во-вторых, влиять на рынок  как самонастраивающуюся систему  можно в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то  оно может разрушить  рыночный механизм. В рыночном хозяйстве  административные методы не имеют право  на существование, в ряде случаев  их применение не только допустимо, но и необходимо.

В-третьих, экономические  регуляторы не должны ослаблять или  заменять рыночные стимулы, их следует  применять по правилу «не мешай  рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов  отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.

Административные  методы. Такие методы характерны,  для централизованно управляемой экономики. Государственное регулирование в тех условиях осуществляется в формах доведения предприятиям директивных плановых заданий, централизованного распределения материально-технических, кредитных, финансовых и других ресурсов, жесткой регламентации деятельности предприятий, ограничивающих возможность принятия ими самостоятельных решений.

Административные методы используются и в рыночной экономике. 
Государственное регулирование рыночной экономики административными методами определяется необходимостью решения макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества. Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям или организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. Такими объектами являются военные, заповедники, национальные музеи, курорты, полезные ископаемые, природные парки, водные ресурсы, ряд учреждений науки, образования, культуры, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду. Такие объекты обычно находятся в государственной или муниципальной собственности. Следует заметить, что в условиях рыночной экономики действие административных методов государственного воздействия резко сокращается, меняется их содержание и задачи.

Административные методы включают: финансовую поддержку государства  отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов  с целью предупреждения структурных  кризисов через разработку и научно-технических, экологических и других государственных  программ, финансирование социальной сферы и другие.

Финансовая поддержка  из госбюджета осуществляется обычно в форме дотаций, субсидий субвенций. Дотация – это денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке  из государственной системы. Дотации  из бюджета предоставляются государственными предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности. Дотации из бюджета могут выдаваться из средств вышестоящих бюджетов, нижестоящими для их окончательного сбалансирования.

В последнее время дотации  вытесняются новым видом финансовой поддержки нижестоящих бюджетов – субвенциями. Субвенция – это  фиксированный объем государственных  средств, которые выделяются безвозмездно национально-государственным и административно-территориальным  образованиям для финансирования целевых  расходов из бюджетов.

Субвенции подразделяются на текущие и инвестиционные. Право на получение текущих субвенций имеют территории России, у которых доли бюджетных расходов, необходимых для финансирования общегосударственных социальных расходов, превышают среднюю по России. Территории, бюджеты которых недостаточны для финансирования закреплённых за ними общегосударственных капитальных вложений, обладают правом на инвестиционные субвенции.

Субсидия – особая форма  связи – финансовой и экономической, между отдельными звеньями бюджетной  системы и служит в основном для  поддержания сбалансированности бюджета . В отличие от субвенций субсидии не подлежат возврату в случае их не использования или использования не по назначению .Что дает возможность получателям субсидий осуществлять маневрирование полученными финансовыми ресурсами.

Административные методы предполагают использование мер  по рационированию, квотированию, лицензированию,  контролю над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и другим.

Административные методы предполагают также введение обязательных стандартов, за невыполнение которых  государство принимает соответствующие  санкции. Стандартами могут быть экологические, санитарные и другие обязательные нормы. В рыночной экономике  прямое административное воздействие  со стороны государственных органов  выражается в запрещении коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых  национальных ресурсов, производство товаров и услуг, применение вредных технологий, несущих угрозу здоровью человека.

Экономические методы. К ним относится бюджетное, кредитно-денежное, налоговое регулирование. Для экономического воздействия государству необходимы значительные финансовые ресурсы, которые формируются в госбюджете. Политика изменения государственных доходов и расходов главным образом для борьбы с экономическими спадами получила название бюджетной или фискальной политики. Во время спада правительство увеличивает расходы на так называемые государственные программы, например, выделяет средства на постройку и запуск космического корабля. Это позволит множеству фирм, связанных с разработкой и производством космической техники, получать крупные государственные заказы. Фирмы смогут нанять новых рабочих и в свою очередь закажут сырье и оборудование другим фирмам. В результате производство, занятость и инвестиции начнут увеличиваться во всей экономике.

Еще одним направлением бюджетной  политики может быть увеличение или  сокращение государственных доходов  посредством налогов. Налоги являются основным источником государственных  доходов, в результате которых образуется госбюджет.

Налоговое регулирование  включает увеличение или снижение совокупных налоговых поступлений, изменение  налоговой структуры, смену форм обложения, дифференциацию льгот и  скидок, отсрочку платежа налога, аннулирование  налоговой задолженности , изменение сферы распространения налогов и другое. Важнейшим методом налогового регулирования является применение дифференцированного подхода в налогообложении предприятий. Речь идет о введении скидок и льгот для отдельных отраслей, регионов, предполагающих использование высвобождающихся средств на указанные правительством цели.

Экономические и административные методы взаимосвязаны. Любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. Например, денежная система ощутит влияние ставки межбанковского кредита, не раньше, чем будет принято административное решение о ее повышении. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы.

Прибегая к прямому  контролю над ценами, государство  создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования капиталовложений и так далее. Приходится приспосабливаться и потребителям – изменять структуру текущего спроса, а также соотношение между его объемом и суммой сбережений.

В то же время экономические и административные методы противоположны. Экономические методы не сужают свободу выбора субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения. Допустим, государство использует для регулирования экономики ставку процента по своим долговым обязательствам, владелец денежного дохода видит в этом признак того, что к доступным ему вариантам выгодного размещения сбережений (банковский вклад, покупка ценных бумаг частных корпораций, приобретение недвижимости и т.д.) прибавился еще один. И тут все зависит от умения государства привлечь обладателя сбережений на свою сторону, чтобы достичь целей регулирования.

Напротив, административные приемы существенно ограничивают свободу  экономического выбора, а порой сводят ее к нулю. Вместе с тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую  свободу, вполне оправданы, если они  используются в тех случаях, когда  максимальная свобода одних субъектов  оборачивается тяжелыми потерями для  других субъектов и рыночного  хозяйства в целом. Существуют области, где применение административных методов  эффективно и не противоречит рыночному  механизму.

Во-первых, жесткий государственный  контроль монопольных рынков.

Во-вторых, регулирование  внешних эффектов и их последствий  для окружающей среды. В этой сфере  экономические регуляторы недостаточны и неэффективны, так как если погублено  озеро или лес, то никакие финансовые санкции их не воскресят. Необходимы административные меры: консервация  части национальных ресурсов, исключающая  их коммерческую эксплуатацию, выделение  природоохранных зон, в которых  недопустимы определенные виды производственной деятельности, прямое запрещение использования  экологически вредных технологий.

В-третьих, разработка экологических  стандартов, гарантирующих населению  экологически безопасную жизнь, национальных стандартов и других, а также контроль за их соблюдением.

В-четвертых, определение  и поддержание минимально допустимых параметров благосостояния населения  – гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработице и  другое.

В-пятых, защита национальных интересов в системе мирового хозяйства, например, лицензирование экспорта или государственный контроль над  импортом капитала.

Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное  прогнозирование представляет собой  систему научно обоснованных представлений  о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. Прогнозирование приобретает  весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено  тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность  поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.

В Российской Федерации определена разработка:

долгосрочных прогнозов  на 10 лет, на основе которых составляется концепция социально-экономического развития Российской Федерации, корректируемая и продлеваемая каждые 5 лет;

среднесрочных прогнозов  на 3–5 лет, корректируемых и продлеваемых ежегодно; на их основе правительством разрабатывается программа социально-экономического развития РФ на среднесрочный период;

Информация о работе Объективные основы, формы и методы государственного регулирования рыночной экономики