Обязательное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть организацию обязательных видов страхования на предприятии и рассмотреть перспективы ее развития.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность, виды и значение обязательного страхования;
- рассмотреть организацию обязательных видов страхования в организациях Республики Беларусь;
- рассмотреть перспективы развития обязательного страхования в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3
1 Сущность, виды и значение обязательного страхования 5
1.1 Понятия, значение и виды обязательного страхования 5
1.2 Принципы организации обязательного страхования 7
2 Организация обязательного страхования на предприятии 10
2.1 Организация обязательных видов личного страхования 10
2.2 Организация обязательных видов страхования ответственности 13
3 Перспективы развития обязательного страхования 28
Заключение 32
Список использованных источников 34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Катастрофический ущерб, связанный с необходимостью урегулировать десятки и сотни тысяч исков, может быть нанесен ядерными рисками. Опыт такой работы есть только у страхового рынка. Понятно, что возможные огромные размеры ущерба будут не под силу любой, даже самой крупной страховой компании. Поэтому страхование ядерных рисков общепризнанно осуществляется в национальных ядерных страховых пулах. На сегодняшний день в мире существует 30 ядерных пулов. В связи с тем, что в Беларуси ведется строительство АЭС, по причине огромной социальной важности вопроса в последнее время и в нашей стране очень активно обсуждается возможность создания Национального ядерного пула. О перестраховании ядерных рисков специалисты задумались более чем полстолетия назад. Первый ядерный страховой пул был организован в Англии в августе 1956 года. Спустя 50 лет в честь этого события в Лондоне состоялась Конференция председателей пулов и Форум менеджеров ядерных пулов мира, в которых приняли участие 24 страны. Многие из обсуждаемых на мировом уровне проблем, связанных с ядерными рисками, актуальны и для Беларуси. Поэтому отечественные специалисты в области страхования сегодня изучают мировой опыт работы системы ядерных пулов. Представители Белорусской национальной перестраховочной организации участвовали – правда, пока в качестве наблюдателей – в работе международного форума, который в 2008 году проходил на Украине[13,c.86].

Особенности национальных страховых рынков наложили свой отпечаток на формирование ядерного страхового рынка внутри каждой страны, но в то же время удалось сформировать и ряд общих принципиальных подходов, которых придерживаются как действующие, так и вновь создаваемые национальные ядерные страховые рынки. В настоящее время в стратегии энергетической политики многих стран превалируют проблемы безопасности. Возрастает роль функционирования международной системы по возмещению ядерного ущерба и ее основной составляющей – ядерного страхования – в формировании положительного восприятия обществом планов интенсивного развития атомной энергетики. На первый план выходят проблемы повышения надежности деятельности национальных пулов, в том числе гарантированное осуществление выплат в случае ядерного инцидента, особенно учитывая значительно возросшие – до 1 млрд. долларов – пределы ответственности операторов атомных электростанций. Актуальным, в том числе и для Беларуси, представляется вопрос по обращению с трансграничными исками. На международных форумах сегодня подчеркивается важность организации взаимодействия пулов в случае нанесения трансграничного ущерба в результате аварии на АЭС.

В условиях повсеместного старения действующих ядерных блоков, срок эксплуатации которых во многих случаях уже превышает 30-40 лет, эксперты предлагают новые подходы и к проведению инжиниринговых обследований страхуемых АЭС. Наметилась и такая тенденция: международные инспекторы от страховых пулов все больше обращают внимание на отношение персонала к работе, на стиль управления на АЭС, то есть на факторы, которые не носят технического характера, но очень важны для обеспечения безопасности. Для защиты от рисков эксплуатации ядерных объектов в мире давно создан механизм страхования ответственности тех, кто эксплуатирует атомные электростанции. Особенность такой мировой пулинговой системы в том, что перестраховывать риски можно только в странах, где работают АЭС или имеются национальные страховые «ядерные пулы». Основным преимуществом действующей системы перестрахования, как уже отмечалось, является максимальная гарантированность выплат, поскольку каждый национальный риск дробится до долей в несколько десятков миллионов долларов, выплатить которые в случае ядерного инцидента для любого пула не составит проблем. Например, в перестраховании ответственности за ядерный ущерб национального оператора АЭС Украины НАЭК «Энергоатом» (ответственность в сумме 225 млн. долларов) участвуют 15 зарубежных пулов, в том числе Российский ядерный страховой пул в объеме 10 млн. долларов. Оператор российских АЭС – Концерн «Росэнергоатом» – сегодня несет ответственность за ядерный ущерб в размере, установленном Венской конвенцией (1963 год), что соответствует примерно 100 млн. долларов, или 2,5 млрд. рублей. Максимальная емкость Российского ядерного страхового пула (РЯСП) в объеме ликвидных активов входящих в него страховых компаний решением Наблюдательного совета пула на 2007–2008 годы установлена в размере 8,5 млрд. рублей. Следовательно, участники российского пула могут в полном объеме принять на свое удержание весь риск страхования гражданской ответственности за ядерный ущерб концерна «Росэнергоатом». Однако Правительством Российской Федерации была предусмотрена ратификация до 2010 года Протокола 1997 года к Венской конвенции, что привело к повышению предела ответственности российского оператора ориентировочно до 225 млн. долларов (приблизительно 5,6 млрд. рублей). Выплатить такую сумму для участников РЯСП будет весьма затруднительно, и поэтому российский пул уже сейчас начал подготовку к перестрахованию части такого риска. С этой целью РЯСП передал по действующему договору страхования гражданской ответственности концерна «Росэнергоатом» в перестрахование Ядерному страховому пулу Украины 10 млн. долларов и готовится передать еще 10 млн. долларов Китайскому ядерному страховому пулу. Продолжаются переговоры по этому вопросу и с другими зарубежными пулами[14,c.5].

Планируется, что инвестиционный проект по созданию в Беларуси пула страховых компаний для перестрахования рисков, связанных с эксплуатацией атомных электростанций, будет реализовываться под патронатом Белорусской национальной перестраховочной организации. Разумеется, разработка проекта связана с начинающимся строительством АЭС в Беларуси, хотя и не увязана с этим напрямую. Во внимание принято также, что наша страна находится в окружении государств, которые имеют собственные работающие атомные электростанции. Несмотря на то, что за последние 15 лет по соседству не произошло значимых негативных событий, связанных с эксплуатацией АЭС, потенциальная угроза все же не исключается. Национальный ядерный пул предполагает объединение государственных страховых компаний, костяк которого наряду с Belarus Re составили бы крупнейшие на белорусском рынке страховщики – «Белгосстрах», «Белэксимгарант». Это поможет сконцентрировать ресурсы и упростить обмен рисками: он будет осуществляться не на факультативной, а на облигаторной основе. Наличие в стране собственных перестраховочных ресурсов позволит перестраховывать, например, риски эксплуатации украинских АЭС. А когда в 2016 году в Беларуси появится своя атомная электростанция, соответственно, Украина и другие страны будут перестраховывать наши риски. Участие в международной перестраховочной программе означает для Беларуси также возможность предъявления иска и получения денежной компенсации, если инцидент на атомных объектах других стран нанесет ущерб нашей стране. При обсуждении объема ресурсов, который нужно консолидировать белорусским страховым компаниям для участия в проекте перестрахования рисков, были озвучены такие цифры: на первоначальном этапе в Беларусь может передаваться в перестрахование ответственность эксплуатантов АЭС в размере около 3 млн. долларов через специальные права заимствования, привязанные к швейцарскому франку. В настоящее время капитал белорусских страховых компаний позволяет принимать в перестрахование ядерные риски на сумму до 30 млн. долларов в год. В 2014 году Белорусская национальная перестраховочная организация планирует приступить к совместной работе по перестрахованию ядерных рисков со всеми участниками пулинговой системы. Создание Национального ядерного пула позволит обеспечить защиту собственных рисков, связанных со строительством и последующей эксплуатацией белорусской АЭС, а также привлечь в страну перестраховочную премию из-за рубежа.

Подводя итог вышеизложенному, отметим следующие выводы:

В последнее время активно обсуждаются возможности введения новых видов обязательного страхования. Наиболее реалистичны проекты по введению обязательного страхования атомных рисков, а также ответственности товаропроизводителей и поставщиков услуг.

Введение нового вида обязательного страхования – сложнейший процесс, все последствия которого невозможно предугадать заранее со стопроцентной точностью. В то же время ошибки в прогнозах могут обернуться социальными потрясениями, поэтому имеет смысл перед введением закона опробовать его на отдельном регионе в течение нескольких лет.

 

Заключение

 

Обязательное страхование – форма страхования, при которой страховые отношения между страховщиком и страхователем возникают в силу закона.

Функции обязательного страхования тождественны общим функциям страхования:

- формирование специализированного  страхового фонда денежных средств как платы за риски, которые берут на свою ответственность страховые компании,

- возмещение ущерба и личное  материальное обеспечение граждан;

- предупреждение страхового случая  и минимизация ущерба.

Обязательное страхование может быть трех видов: обязательное имущественное, обязательное личное страхование и обязательное страхование ответственности. Закон определяет круг страховых организаций, которым поручается проведение обязательного страхования.

При обязательном страховании достигается полнота охвата объектов страхования. Обязательная форма страхования исключает выборочность отдельных объектов страхования, а значит, есть возможность применять минимальные тарифные ставки, добиваться высокой финансовой устойчивости страховых операций.

Обязательное страхование основывается на следующих принципах: принцип обязательности, принцип сплошного охвата, принцип автоматичности, принцип независимости действия страхования от внесения страховых взносов, принцип бессрочности, принцип нормирования страхового покрытия.

Действующее законодательство Республики Беларусь устанавливает следующие виды обязательного страхования ответственности:

- обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

- обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами;

- обязательное страхование ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением;

- обязательное страхование гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств страхователем выступает владелец автомобиля, им может быть любое юридических или физическое лицо. В частности: собственник автомобиля; обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления; арендатор; уполномоченное по доверенности лицо; иные законные владельцы согласно законодательству или договору. Объектом страхования является гражданская ответственность владельцев транспортных средств за вред, причиненный жизни или здоровью физических лиц, их имуществу, либо имуществу юридических лиц в результате ДТП.

Объектом обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами являются имущественные интересы страхователя, связанные с риском гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью пассажира и (или) утраты, недостачи или повреждения (порчи) его багажа. Перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность перед пассажирами до осуществления перевозок. Перевозчик обязан заключать договоры страхования на весь период осуществления им деятельности по перевозке пассажиров и багажа, но не более чем на один год.

Объектом обязательного страхования ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением осуществляется страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с причинением вреда потребителю в связи с осуществлением риэлтерской деятельности. Страховым случаем признается неисполнение или ненадлежащее исполнение страхователем обязательств по договору на оказание риэлтерских услуг, повлекшее причинение вреда потребителю. При этом страховым случаем не являются события, которые указаны в договоре на оказание риэлтерских услуг как обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажорные).

В последнее время активно обсуждаются возможности введения новых видов обязательного страхования. Наиболее реалистичны проекты по введению обязательного страхования атомных рисков, а также ответственности товаропроизводителей и поставщиков услуг.

Введение нового вида обязательного страхования – сложнейший процесс, все последствия которого невозможно предугадать заранее со стопроцентной точностью. В то же время ошибки в прогнозах могут обернуться социальными потрясениями, поэтому имеет смысл перед введением закона опробовать его на отдельном регионе в течение нескольких лет.

 

Список использованных источников

  1. Твердова, И.В. Обязательное страхование и его место в системе страхования Российской Федерации / И.В. Твердова // Человек: преступление и наказание.- 2010. - № 3. - С. 114-117
  2. Мурина, Н.Н. Страховое дело: учеб. пособие для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Н.Н. Мурина, А.А. Роговская. – Минск : ИВЦ Минфина, 2005. – 246 с.
  3. Страховое право России : учебное пособие / отв. ред. В. С. Белых. - 3-е изд., перераб. и доп.. – М.: Норма, 2011. - 351 с.
  4. Теория финансов : учеб. Пособие / Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко, Т.В.Сорокина и др.; под ред. проф. Н.Е.Заяц, М.К.Фиеснко. – Минск : БГЭУ, 2005. - 351 с.
  5. О страховой деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 с изм. и доп. от 29 ноября 2013 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2013 г., 1/14649
  6. Страховое дело : учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов / Под общ. ред. М. А. Зайцевой, Л. Н. Литвиновой. - Мн. : БГЭУ, 2001. – 287 с.
  7. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний // Заработная плата . - 2009. - №10. - С. 117-219
  8. Кляуззе, В.П. Система обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Республике Беларусь / В.П. Кляуззе // Кадровик. Управление персоналом. - 2009. - № 2. – С. 14-21
  9. Новое в законодательстве об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ; гл. ред. В. Крылов. – Минск : 2007 – 191 с.
  10. Осенко, С.А. Страхование субъектов хозяйствования / С.А. Осенко // Главный экономист. - 2013. - № 8. - С. 70-80
  11. Дедиков, С. В. Договор обязательного страхования ответственности перевозчиков / С.В. Дедиков // Хозяйство и право. - 2013. - № 8. - С. 76-86
  12. О Республиканской программе развития страховой деятельности на 2011–2015 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 мая 2011 г. № 631 с изм. и доп. от 21 ноября 2013 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2013 г., 5/38060
  13. Михайловская, С. Дополнительные гарантии / С. Михайловская // Беларуская думка. - 2009. - № 1. - С. 84-87
  14. Полтаржицкая, Е. Анализ рынка обязательного страхования за 2012 год / Екатерина Полтаржицкая // Страхование в Беларуси. - 2013. - № 6. - С. 4-6
  15. Ширшов, В.Ю. Место обязательных видов страхования в современной системе российского страхования / В.Ю. Ширшов // Terra Economicus. - 2007. - Т. 5. - № 4-3. - С. 393-400

 


 



Информация о работе Обязательное страхование