Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:42, контрольная работа
Цель данной работы изучить особенности рыночной модели – олигополии.
Для поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- показать характеристики олигополии
- изучить поведение олигополистов
- выявить ценообразование в условиях олигополии
- рассмотреть олигополия и эффективность
Глава 1. Понятие «олигополии» 3
Виды олигополии 6
Глава 2. Ценообразование в условиях олигополии. 8
Глава 2.1. Модель Курно 9
Глава 2.2.МОДЕЛЬ ШТАКЕЛЬБЕРГА 11
Глава 2.3. Ломаная кривая спроса. 12
Глава 2.4.Тайное соглашение о ценообразовании. 16
Глава 2.5.Лидерство в ценах. 19
Глава 2.6.Ценообразование по принципу «издержки плюс». 19
Глава2.7.Ценовая координация и неценовая конкуренция на рынке олигополий 22
Глава 3.Олигополия в России 25
3.1 Автомобильная промышленность 25
Заключение 27
Список литературы 28
К огорчению покупателей, ценовые войны, как правило, непродолжительны. Олигополистические фирмы по истечении некоторого времени вступают между собой в сотрудничество, чтобы в перспективе избежать войн и, следовательно, нежелательных воздействий на прибыль.
Рассмотренные нами модели
поведения олигополистов
Вместе с тем на олигополистическом рынке существует целый ряд факторов, препятствующих координации цен на монополистически высоком уровне.
Факторы, препятствующие ценовой координации:
Неценовая конкуренция
Жесткость цен в условиях олигополии заставляет фирмы делать основной упор на неценовую конкуренцию. Даже имея преимущества по издержкам, олигополисты не стремятся использовать понижение цен для привлечения новых покупателей.
Во-первых, снижение цены у одной из фирм может вызвать ответную реакцию у своих конкурентов.
Во-вторых, неценовые преимущества фирмы труднее скопировать, они имеют более длительный эффект.
К наиболее часто используемым формам неценовой конкуренции относят:
К крупным олигополистам в России можно отнести нефтяные компании «ЮКОС», «Лукойл» и «Газпром», которые в 2004 году вошли в список тысячи крупнейших корпораций мира. Но в нашей работы мы рассмотрим рынок автопрома.
3.1 Автомобильная
промышленность
Автомобильная промышленность является
одной из самых "больных" отраслей
Российской экономики. На производстве
автомобилей занято более 1 млн. человек,
предприятия как правило являются градообразующими.
Однако продукция автопрома чаще всего
неконкурентоспособна не только на внешнем
рынке, но и на внутреннем. Единственное
в большинстве своем преимущество отечественных
автомобилей перед импортными - преимущество
в цене постепенно невелируется.
Особенно это касается "Автоваза",
который постепенно уменьшает выпуск
"дешевых" моделей, расчищая нишу
для отечественных производителей ("ИЖавто")
и для иностранных конкурентов, в первую
очередь корейских компаний. Ставка на
"Шевроле Нива", казалось бы, себя
оправдала за 2006 год объем производства
вырос на 1,4%. Но по итогам первого квартала
2006 года Волжский автозавод снизил объемы
производства по сравнению с тем же периодом
2005 года на 4,7 процента. Все же "Автоваз"
несомненный лидер в производстве легковых
автомобилей от 70 - 75 % всех произведенных
ежегодно. Объем реализации продукции
в 2007 году составил 4,2 млрд. $, для сравнения
у "ГАЗа" – 1,6 млрд. $ Государство проводит
активную протекционистскую политику
по отношению к автопрому. Благодаря высоким
пошлинам на иномарки и стабильному росту
спроса на внутреннем рынке, "Автоваз"
ежегодно испытывает рост. Однако уже
в 2003 году каждый третий купленный в России
автомобиль – был иномарка.
Лидерство в ценах
На примере рынка легковых автомобилей
можно проследить ситуацию ли-дерства
в ценах, когда один самый крупный производитель
диктует цены на продукцию остальным.
В данном случае таким производителям
является "Автоваз". Именно данная
компания является основным переговорщиком
с правительством по поводу защиты отрасли.
Превосходя конкурентов по объемам продаж
в 8 - 10 раз, имея большую рентабельность,
вследствие масштаба производства "Автоваз",
разумеется, является безусловным лидером.
Легковые автомобили |
19% |
Грузовые автомобили |
50% |
Автобусы |
31% |
Доли ОАО “ГАЗ”
в различных сегментах
В результате проделанной работы на тему: «Олигополистический рынок» можно сделать следующие выводы:
Во-первых – при олигополистической структуре рынка на нем существует несколько фирм с крупными рыночными долями, и если число фирм не превышает 8, немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цену, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более результативна в условиях современной конкуренции, «олигополисты» используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.
Во-вторых - в плотной олигополии между фирмами может произойти сговор, а т.к. все фирмы в отрасли взаимосвязаны, то вероятность сговора в таком виде олигополии велика, что и приводит к образованию картеля.
В-третьих - большинство образовавшихся картелей это очень неустойчивые структуры с большими сложностями в ценообразовании и выпуске продукции, с внутренней нестабильностью, и в большинстве случаев с нарушением антимонопольного законодательства. Существует слишком большой соблазн у других фирм, входящих в картель, превысить квоты для увеличения собственной выручки. Механизм ценообразования квотированном картеле целиком зависит от распределения квот между фирмами-участницами картеля, которые являются главной проблемой при установлении цены в картеле.
изм. — М.: Норма, 2005. — 576 с.