Олигополия в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть конкурентную борьбу на рынке олигополии.
Согласно цели работы сформулированы следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность олигополии, рассмотреть её основные черты;
2. Рассмотреть модели олигополии, способы ценообразования;
3. Сделать экономический анализ рынка олигополии в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………
5
Глава 1.
ОЛИГОПОЛИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЕЙ ЧЕРТЫ……………..
7
Глава 2.
МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ……………………………………...
9
2.1.
Модель Курно……………………………………………………
9
2.2.
Ценовая конкуренция и ценовые «войны»…………………….
12
2.3
Тайный сговор и картели……………………………………….
15
2.4.
Лидерство в ценах……………………………………………….
18
2.5.
Ценовая накидка…………………………………………………
18
Глава 3.
РЕКЛАМА ПРИ ОЛИГОПОЛИИ……………………………...
20
Глава 4.
ОЛИГОПОЛИЯ В РОССИИ……………………………………
22
4.1.
Крупные предприятия в России………………………………..
22
4.2.
Экономический анализ рынка олигополии в России…………
24
4.3.
Автомобильная промышленность……………………………...
29
4.4.
Лидерство в ценах на примере автомобильного рынка………
29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
34

Вложенные файлы: 1 файл

Олигополия.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

     Другие  исследования обнаружили, что реклама  способствует росту прибыли. Эти исследования указывают на то, что, чем выше доля расходов на рекламу по отношению к объему продаж в отрасли, тем выше отраслевая норма прибыли.

     Поскольку более высокие прибыли указывают  на наличие монопольной власти, то это подразумевает, что реклама ведет к большему монопольному контролю над ценой. Неясно, однако, обусловливают ли более высокие рекламные расходы более высокие прибыли или более высокие прибыли вызывают большие расходы на рекламу.           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 4.ОЛИГОПОЛИЯ  В РОССИИ 

     4.1. Крупные предприятия в России. 

     Проблема  эффективности крупных предприятии, которые неизбежно придают рынку  олигополистическии характер, особенно важна для экономики России. Дело в том, что исторически российская промышленность развивалась в первую очередь как крупная промышленность. Такое положение сложилось еще в царской России. Для советской экономики также была свойственна непропорционально высокая доля крупных предприятий при явно заниженной по сравнению с развитыми рыночными экономиками доле мелких и средних предприятий. Уже в 1960 г. процент крупных предприятий (с числом занятых свыше 500 чел.) в СССР достигал почти 16% и был в пять с лишним раз выше, чем в ФРГ. Причем на этом процесс концентрации не остановился. К концу советской эпохи (1987 г.) доля крупных предприятий дошла до 29,5% , а трудились на них 85,1% всех занятых, т.е. чуть ли не все работники промышленности.

     В новой рыночной экономике России возникло много мелких предприятий, что частично покрыло их дефицит. Поэтому доля крупных заводов  в общей численности предприятий резко упала (до 3% в 1999 г.). Но фактически весь производственный потенциал попрежнему сосредоточен на заводах-гигантах. В 1999г. на крупных предприятиях работало 2/3 занятых в промышленности, ими выпускалось 3/4 всей продукции. Иначе говоря, крупные предприятия — это все что у нас есть, другой промышленности Россия просто не имеет. И от эффективности их использования зависит судьба экономики страны.

     Проблема  современной российской экономики, таким образом, состоит не столько  в том, чтобы не допустить ее развития по олигополистическому сценарию, сколько в том, чтобы фирмы-олигополисты действовали эффективно и были конкурентоспособными по международным стандартам.

     Из  трех основных направлений инвестиций наиболее благополучно обстоят дела с первым - созданием мощного производственного потенциала. Российские предприятия в среднем оснащены много лучше компаний развивающихся стран, имеют более эффективные технологии и высокую производственную культуру. Лучшие же наши заводы не уступают фирмам развитых государств, а порой и превосходят их.

     Значительные  проблемы, впрочем, есть и с производственным потенциалом — он плохо адаптирован  к запросам потребителя. Советские  предприятия никогда не могли  управлять стратегическими инвестициями. В отличие от производственного потенциала компаний, действовавших в рыночной экономике, крупномасштабное производство советских гигантов не было результатом их собственной инвестиционной деятельности. Государство само строило заводы и лишь потом передавало их в управление администрации создаваемых предприятий. Все крупные приращения мощностей в дальнейшем также осуществлялись централизованно.

     Такая своеобразная роль пользователя, но не создателя основных производственных мощностей вела к тому, что советские  крупные предприятия не могли сами управлять стратегическим объемом своего производства — находить сферы массового спроса и гибко удовлетворять его, организуя выпуск дешевой, добро- качественной, массовой продукции. Нужны ли новые крупные производственные мощности, всегда решалось за пределами предприятия. В отличие от своего западного аналога, советский гигант не мог обеспечить свой рост и процветание за счет стремительного наращивания выпуска приглянувшегося массовому потребителю товара. Хронические дефициты самых разных продуктов были прямым следствием такого положения.

     К сожалению, в условиях жесткого экономического кризиса большинство предприятий  и в рыночную эпоху не имеют  возможности осуществить необходимые  инвестиции для перехода на выпуск пользующейся высоким спросом продукции. Их производственный потенциал в основном остается прежним.

     И все же один путь совершенствования  производственного потенциала активно используется российскими предприятиями даже в нынешних тяжелых условиях. Простаивающие мощности, запас квалифицированной рабочей силы, уменьшение остроты старой проблемы нехваток сырья и полуфабрикатов — все это создает объективные предпосылки для перепрофилирования производственных мощностей. Это, инвестиции, не требующие (точнее, почти не требующие) затрат. Для успеха на этом пути нужны не столько финансовые ресурсы, сколько верный выбор точки приложения усилий — их концентрация на продукте, который действительно нужен рынку.

     Свою  знаменитую <Газель» - единственную крупную  удачу отечественного автомобилестроения за годы реформ — ГАЗ смог поставить на конвейер потому, что этот конвейер уже существовал, только был рассчитан на выпуск тяжелых грузовиков, которые сейчас мало кому нужны. для сравнения: начало выпуска новой модели АвтоВАЗом, осуществленное не методом перепрофилирования, ас помощью классических инвестиций обошлось заводу более чем в 1 млрд. долл. и поставило этого флагмана отрасли на грань банкротства. 

     4.2. Экономический анализ рынка олигополии в России. 

     Российский  рынок как переходный и постплановый имеет ряд особенностей, в первую очередь связанных с советский прошлым. Экономическая обособленность от других государств, нерыночный способ ведения хозяйства, большой перевес в сторону производства средств производства и ВПК над производством средств потребления, всеобщая концентрация ради упрощения управления хозяйствующими субъектами привели на данный момент к высокой доли отдельных компаний в различных отраслях народного хозяйства. В результате рынок олигополии для нас является очень важным, так как многие фирмы-олигоолисты являются ключевыми для нашей экономики. Это и АвтоВаз и Газпром и нефтеэкспортеры и "металлурги" и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится 40% , а по некоторым данным все 60%. Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации.

     Таблица 4.1.

Крупнейшие  компании по объему реализации продукции. 2006-2007
 
Компания
Объем реализации млн. руб.
2007 год 2006 год
   "Газпром"    1 383 545    976 776
   "ЛУКойл"    1 309 374,4    830 304,2
   РАО "ЕЭС"    764 655    579 657
   "ТНК"    702 650,5    Нет данных
   "Сургутнефтегаз"    446 386,3    308 111,3
   "Сибнефть"    412 612    256 108,9
   "Русал"    178 383,5    158 355,8

 

     Крупные компании по объему реализации продукции. 

     По  мнению журнала "Эксперт", в нашей стране крупный бизнес по-прежнему обеспечивает более высокую рентабельность и производительность труда нежели средний и малый. Крупные предприятия устойчивее по отношению к так называемым неэкономическим проблемам, которые существуют в нашей стране. Это и высокий уровень коррумпированности чиновников, криминализация общества, "нерыночная" конкуренция и т.п. Крупные фирмы, в большинстве своем олигополисты, являются основным локомотивом экономического роста России.

  1. Черная металлургия. Одна из классических отраслей для рынка олигополии. В России - стране одной из лидеров по запасам железной руды эта отрасль является ключевой. На данный момент на рынке представлено более 20 фирм, но 80% рынка держат 7 металлургических компаний. Несмотря на ощутимый рост за последние 5 лет, объемы производства продукции остаются низкими.

     Таблица 4.2.

Крупнейшие  компании черной металлургии 2006-2007г.
  Объем реализации в млн. руб.
Компания 2007 год 2006 год
"Северсталь"  225 315,4   181 067,2
"Евразхолдинг"  184 113,7   170 992,5
"Магнитогорский  металлургический комбинат"  152 200,2   139 171,8
"Новолипетский  металлургический комбинат"  126 460,3   130 804,9
"Мечел"  107 643,3   104 788,2
"Трубная  металлургическая компания"  79 175,2   55 388,1

 

     Крупнейшие  компании черной металлургии. 

     Следует отметить, что доля отдельных металлургических предприятий возрастает если рассматривать  отдельно рынки производства продукции: рынок чугуна, стали и проката. Так, например, ТМК является крупнейшим производителем труб в России.

     Черная  металлургия, прежде всего экспортная отрасль, зависящая от мировых цен  на металл. В настоящий момент в  отрасли происходят подвижки в сторону  увеличения доли более дорого по сравнению  с заготовкой и сортовым прокатом листового проката. Его доля увеличилась на 38,7%. На рынке на фоне высоких экспортных достижений вследствие высоких рыночных цен на сырье идет процесс консолидации и укрепление предприятий. Так, например, стальная группа "Мечел" еще в 2002 году объявила о планах создания вертикально интегрированного холдинга, формирование которого завершилось в конце 2003 года. В новую компанию вошли, кроме самого "Мечела", угольная компания "Южный Кузбасс", торговая компания "Угле-меттрейдинг", Вяртсильский метизный завод, Белорецкий меткомбинат и компания "Южуралникель". Также российские металлурги охотно приобретают активы за рубежом - заводы для производства конечной продукции и полуфабрикатов. Так, например, Новолипецкий МК имеет завод в Дании, а "Мечел" - ряд заводов в Румынии и Хорватии. Важным вопросом для металлургов является вступление России в ВТО и ряда дискриминирующих Россию законодательств стран-импортеров.

     2. Нефтяная промышленность. В данный момент является определяющей для всей Российской экономики. Сколько раз по новостям центральных и региональных СМИ, мы слышим о колебаниях цен на нефть и о возможных последствиях этих колебаний для России. Действительно сейчас, как говорят аналитики, Россия, как никогда, привязана к нефтяной игле, а от цен на нефть зависит и дефицит государственного бюджета, и рост благосостояния граждан. Хотя нефтяная и угольная промышленность имеет долю в основных видах промышленной продукции в нашей стране всего около 5 %, по суммарной добычи сырьевой нефти Россия постепенно выходит на первое место в мире, добывая около 2900 млн. баррелей в год. На сегодняшнем рынке (после распродажи "Юкоса") представлены несколько общероссийских и региональных компаний: "Лукойл", "Сибнефть", "ТНК", "Татнефть", "Роснефть", "Транснефть", "РиТек", "Башнефть", "Сургутнефтегаз" и некоторые другие. По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании. Так в 2004 году 11 крупнейших нефтяных компаний добывали около 91,28% всей нефти в России, а четыре общероссийских "ЛукОйл", "Юкос", "Сибнефть" и "ТНК" чуть менее 60%. При этом "Лукойл" и "Юкос" занимали по 20% рынка (добыча нефти по 35,4 млн т. за полтора квартала).

     Ситуация  изменилась, когда компания "Юкос" фактически завершила свое существование (были распроданы её основные активы). На рынке появился один ярко выраженный лидер - "Лукойл". Именно с ним, а также со сговором остальных нефтяников, связывают заметное увеличение цен на бензин на внутреннем рынке в 2004 - 2005.

Информация о работе Олигополия в России