Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 13:18, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть конкурентную борьбу на рынке олигополии.
Согласно цели работы сформулированы следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность олигополии, рассмотреть её основные черты;
2. Рассмотреть модели олигополии, способы ценообразования;
3. Сделать экономический анализ рынка олигополии в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………
5
Глава 1.
ОЛИГОПОЛИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЕЙ ЧЕРТЫ……………..
7
Глава 2.
МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ……………………………………...
9
2.1.
Модель Курно……………………………………………………
9
2.2.
Ценовая конкуренция и ценовые «войны»…………………….
12
2.3
Тайный сговор и картели……………………………………….
15
2.4.
Лидерство в ценах……………………………………………….
18
2.5.
Ценовая накидка…………………………………………………
18
Глава 3.
РЕКЛАМА ПРИ ОЛИГОПОЛИИ……………………………...
20
Глава 4.
ОЛИГОПОЛИЯ В РОССИИ……………………………………
22
4.1.
Крупные предприятия в России………………………………..
22
4.2.
Экономический анализ рынка олигополии в России…………
24
4.3.
Автомобильная промышленность……………………………...
29
4.4.
Лидерство в ценах на примере автомобильного рынка………
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
34
На рынке нефти сложилась парадоксальная ситуация - рост доходов при заметном росте издержек компаний. Рост доходов связан с высокими ценами на нефть в следствие очередного энергетического кризиса и нестабильности политической ситуации на ближнем востоке. В 2004 году цена нефти марки BRENT достигала около 40$ за баррель.
Ситуация
с издержками связана с все
большим ужесточением налогового законодательства
и укреплением рубля. Можно отметить
факт, что для нефтяных компаний,
все равно если цены на нефть будут
больше 25$ за баррель, так как больше этого
уровня они вряд ли смогут заработать.
Увеличение налогового бремени крайне
негативно сказалось на инвестициях в
сферу нефтедобычи. При вступившей с 1
августа 2004 года новой экспортной шкале
пошлин государство в виде налогов взимает
около 88% дополнительного дохода при цене
свыше 25$ за баррель у крупнейших нефтедобывающих
компаний и 100% у независимых компаний
( при учете налога на прибыль). Укрепление
рубля также понижает реальную прибыль
компаний. Кроме того при "экстенсивной"
добычи нефти старые месторождения заметно
уменьшают отдачу, а разработка новых
в силу разных (в том числе климатических)
причин влечет дополнительные сверхиздержки.
Еще один фактор - дело "Юкоса", которые
не прибавило привлекательности акциям
отечествен-ных нефтяных компаний.
4.3.
Автомобильная промышленность.
Автомобильная промышленность является одной из самых "больных" отраслей Российской экономики. На производстве автомобилей занято более 1 млн. человек, предприятия как правило являются градообразующими. Однако продукция автопрома чаще всего неконкурентоспособна не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Единственное в большинстве своем преимущество отечественных автомобилей перед импортными - преимущество в цене постепенно невелируется.
Особенно
это касается "Автоваза", который
постепенно уменьшает выпуск "дешевых"
моделей, расчищая нишу для отечественных
производителей ("ИЖавто") и для иностранных
конкурентов, в первую очередь корейских
компаний. Ставка на "Шевроле Нива",
казалось бы, себя оправдала за 2004 год
объем производства вырос на 1,2%. Но по
итогам первого квартала 2005 года Волжский
автозавод снизил объемы производства
по сравнению с тем же периодом 2004 года
на 4,7 процента. Все же "Автоваз" несомненный
лидер в производстве легковых автомобилей
от 70 - 75 % всех произведенных ежегодно.
Объем реализации продукции в 2004 году
составил 3,9 млрд $, для сравнения у "ГАЗа"
- 1,1 млрд $ Государство проводит активную
протекционистскую политику по отношению
к автопрому. Благодаря высоким пошлинам
на иномарки и стабильному росту спроса
на внутреннем рынке, "Автоваз" ежегодно
испытывает рост. Однако уже в 2007 году
каждый третий купленный в России автомобиль
- иномарка.
4.4.
Лидерство в ценах на примере автомобильного
рынка.
На примере рынка легковых автомобилей можно проследить ситуацию лидерства в ценах, когда один самый крупный производитель диктует цены на продукцию остальным. В данном случае таким производителям является "Автоваз". Именно данная компания является основным переговорщиком с правительством по поводу защиты отрасли. Превосходя конкурентов по объемам продаж в 8 - 10 раз, имея большую рентабельность, вследствие масштаба производства "Автоваз" разумеется является безусловным лидером
Нельзя обойти стороной и "родной" "ГАЗ". Он может стать центром целого сконцентрированного холдинга под контролем "Сибала". Наш Автозавод по 2002 год увеличивал долю производства грузовиков и уменьшал производство легковых автомобилей. Но в 2003-2004 годах рынок малых грузовиков похоже пришел в состояние насыщения, в производстве наблюдался некоторый спад.
В 2007 «Группа ГАЗ» выпустила 40 034 легковых автомобиля, 226 192 большегрузных, среднетоннажных и легких коммерческих автомобиля, а также 22 344 автобуса.
Выручка группы в 2006 году достигла 118,79 млрд. руб. ($4,6 млрд.), чистая прибыль — 6 млрд. руб. ($233 млн.), EBITDA компании составила 12,5 млрд. руб. ($484 млн.).
Консолидированная выручка от реализации «Группы ГАЗ» в 2007 году по МСФО выросла по сравнению с предыдущим на 27 % до $6,22 млрд., чистая прибыль составила $293,3 млн.
Объем производства будет зависеть от объема отечественных и зарубежных инвестиций. В ближайшие 1,5-2 года цены на отечественные автомобили приблизятся вплотную к ценам на некоторые зарубежные модели. Что не может не сказаться на конкурентоспособности наших предприятий
Из такого положения у отечественных компаний есть несколько путей выхода.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оценивая значение олигополистических структур, необходимо отметить, во-первых, неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Во-вторых, несмотря как на позитивную, так и на негативную оценку олигополий в современной экономической жизни, следует признать объективную неизбежность их существования.
Положительная оценка олигополистических структур связывается, прежде всего, с достижениями научно-технического прогресса. Действительно, в последние десятилетия во многих отраслях с олигополистическими структурами достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники (космическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность). Олигополия обладает огромными финансовыми ресурсами, а также заметным влиянием в политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступности участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов. Небольшие конкурентные предприятия, как правило, не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок.
Негативная оценка олигополий определяется следующими моментами. Это прежде всего то, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества.
Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод, что хотя олигополия и не удовлетворяет абстрактным условиям эффективного использования и распределения ресурсов, в реальной действительности она эффективна, так как вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктах и технологий, а также внедряя эти изобретения в производство.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ