Олигополия как современная рыночная структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 18:45, реферат

Краткое описание

Олигополия - весьма распространенный вид рынка. Для совершенной конкуренции и чистой монополии определение оптимальной стратегии поведения на рынке хорошо изучены, но в реальной жизни эти два рынка имеют незначительный вес в экономике из-за ряда допущений, далеких от реальности. На этих рынках отсутствуют все виды соперничества между экономическими агентами.

Содержание

Введение
Раздел 1. Характеристика олигополии как рыночной структуры
1.1 Понятие и виды олигополии
1.2 Характерные признаки олигополии
1.3 Особенности олигополистического рынка
1.4 Реклама при олигополии
Раздел 2. Модели олигополистического поведения
2.1 Модель Курно
2.2 Ценовая конкуренция и ценовые «войны»
2.3 Тайный сговор и картели
2.4 Лидерство в ценах
2.5 Ценовая накидка
2.6 Теория игр
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Олигополия особенности, виды, модели поведенияMicrosoft Word Document.docx

— 37.13 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Раздел 1. Характеристика олигополии как рыночной структуры

1.1 Понятие и виды олигополии

1.2 Характерные признаки олигополии

1.3 Особенности олигополистического  рынка

1.4 Реклама при олигополии

Раздел 2. Модели олигополистического  поведения

2.1 Модель Курно

2.2 Ценовая конкуренция и ценовые  «войны»

2.3 Тайный сговор и картели

2.4 Лидерство в ценах

2.5 Ценовая накидка

2.6 Теория игр

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Олигополия - весьма распространенный вид рынка. Для совершенной конкуренции  и чистой монополии определение  оптимальной стратегии поведения  на рынке хорошо изучены, но в реальной жизни эти два рынка имеют  незначительный вес в экономике  из-за ряда допущений, далеких от реальности. На этих рынках отсутствуют все виды соперничества между экономическими агентами.

Актуальность данной темы обусловлена  тем, что некоторые предприятия  в рыночных условиях идут на переговоры с конкурирующими фирмами, договариваются о способе работы, товарном ассортименте, ценах, а некоторые обходят конкурентов  другими путями. Поэтому, чтобы разобраться  во всём многообразии форм олигополии, необходимо полное изучение данной темы.

Олигополия находится между  этими двумя рынками и учитывает  взаимозависимость поведения между  агентами. Существует ряд моделей  олигополистического рынка. Первую модель олигополии предложил в 1838г. А. Курно, затем, при различных допущениях о поведении потребителей, статические  модели олигополии были предложены Ф. Эджуортом, Г. Хотеллингом, Е. Шамберленом, П. Свизи.

Целью настоящего исследования является изучение понятия олигополии, её характерных  признаков и особенностей, а также  рассмотрение основных моделей олигополистического  поведения.

Раздел 1. Характеристика олигополии как рыночной структуры

1.1 Понятие и  виды олигополии

Олигополия - это такая рыночная структура, при которой существует несколько продавцов, доля каждого  из которых настолько велика в  общих продажах на рынке, что изменение  в количестве предлагаемой продукции  каждого из продавцов ведет к  изменению цены.

По концентрации продавцов на одном  и том же рынке олигополии подразделяются на плотные и разряженные. К плотным  олигополиям условно относят  такие отраслевые структуры, которые  на рынке представлены 2-8 продавцами. Структуры рынка, которые включают более 8 хозяйствующих объектов, относят  к разряженным олигополиям. Подобного  рода градация позволяет по-разному  оценивать поведение предприятий  в условиях плотной и разряженной  олигополии. В первом случае в силу весьма ограниченного числа продавцов  возможны различного рода сговоры в  отношении согласованного их поведения  на рынке, тогда как во втором случае это практически невозможно.

Исходя из характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные. Ординарная олигополия связана с  производством и предложением стандартных  продуктов. Многие стандартные продукты выпускаются в условиях олигополии - это сталь, цветные металлы, строительные материалы. Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска продуктов  многообразного ассортимента. Они характерны для тех отраслей, в которых  имеется возможность разнообразить  производство предлагаемых товаров  и услуг.

Уровень плотности олигополистической структуры рынка измеряется количеством  предприятий в той или иной отрасли и их долей в совокупных продажах отрасли в рамках национальной экономики. Таким образом, варьируя количеством предприятий можно  определить степень концентрации производства, а, следовательно, и предложения  в исследуемой отрасли общественного  производства.

Олигополия - это стандартная рыночная форма. Олигополия с двумя участниками  носит название дуополии (рыночная структура, когда на рынке действуют  две фирмы, взаимодействие между  которыми определяет объём производства в отрасли и рыночную цену?; верхний  предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической  конкуренции). В качестве количественного  описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение - доля четырех  фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40%. Другим определением олигополистического  рынка может являться значение индекса  Герфиндаля, превышающее 2000.

Стабильность равновесия на дуополистическом рынке достигается тогда, когда  цена оказывается равной предельным издержках (т.е. достигается конкурентное равновесие). В условиях дуополии фирмы  конкурируют, понижая цену и увеличивая объём выпуска. Эта ситуация описана  равновесием Бертрана.

Равновесие Штакельберга описывает  дуополию с неравным распределением рыночной власти между фирмами, так  что одна из них ведёт себя как  лидер, а другая осуществляет стратегию  приспособления.

Равновесие Курно достигается  на рынке тогда, когда в условиях дуополии каждая фирма, действуя самостоятельно, выбирает такой оптимальный объём  производства, какой ожидает от неё  другая фирма. Равновесие Курно возникает  как точка пересечения кривых реагирования двух фирм.

Олигополистическая конкуренция  может вызвать сговор, в целях  которого - повышение цены продукции  и ограничение выпуска, как в  монополии. Если в этом сговоре существует официальное соглашение, то это будет  называться - картель.

Часто, фирмы устраивают сговор с  целью стабилизировать неустойчивый рынок, или чтобы "уменьшить рискованность  инвестиций, присущих для этого рынка". В большинстве стран существуют законные ограничения на подобные сговоры. Официальное соглашение не обязательно  для сговора (хотя, для того, чтобы  этот сговор был нелегальным, между  фирмами должны быть тесные связи) - для примера, в некоторых отраслях, может существовать определенный рыночный лидер, который неофициально устанавливает цену, и другие участники рынка ей следуют. Такая ситуация называется ценовым лидерством.

В других случаях, конкуренция среди  продавцов в олигополии может  быть очень активной, вызывая низкие цены и высокий выпуск. Это может  привести рынок к состоянию, похожему на совершенную конкуренцию.

Конкуренция в олигополии может  быть выше, если в отрасли существует достаточно большое количество фирм, или, к примеру, эти фирмы привязаны  регионально и не конкурируют  между собой напрямую.

Следует отметить, что на каком  бы уровне ни рассматривалась олигополия, не следует забывать о двух важных моментах: межотраслевой конкуренции  и импорте продукции. Сила олигополии уменьшается под воздействием предложения  продуктов предприятиями других отраслей, которые обладают приблизительно одинаковыми с продукцией олигополистов  потребительскими свойствами (например, газ и электроэнергия как источник тепла, медь и алюминий как сырье  для изготовления электропроводов).

Ослаблению олигополии содействует  и импорт аналогичных товаров  или их заменителей. Оба эти фактора  могут способствовать формированию более конкурентоспособных структур по сравнению с чисто отраслевыми  рыночными структурами.

Различают олигополию первого вида и олигополию второго вида.

- Чистая олигополия - фирмы предлагают  однородные продукты. Цена на  рынке единая.

- Дифференцированная по типу  продукта олигополия. Производство  разнообразной продукции одного  функционального назначения. Цена  распределяется между ценовыми  кластерами - группами товаров и  соответствующими группами цен  на однотипные, но не однородные  товары.

Олигополия первого вида, или  чистая олигополия, наблюдается в  отраслях с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий. Примером чистой олигополии могут служить  нефтедобывающие предприятия.

Олигополия второго вида, или  дифференцированная олигополия, наблюдается, когда несколько продавцов продают  дифференцированную продукцию. Такая  ситуация наблюдается, например, в автомобильной  промышленности.

Олигополии можно квалифицировать  и по другим признакам. Например, экономисты П. Самуэльсон и В. Нордхаус разделили  олигополии на 3 вида в зависимости  от степени контроля над ценой.

1) Тайная олигополия. Возникает,  когда олигополисты сговариваются.  Рыночная цена в условиях тайной  олигополии соответствует ситуации  одного монополиста.

2) Доминировавшая олигополия - одна  из фирм-олигополистов контролирует 60-80% отраслевого рынка. В этом  случае остальные фирмы ориентируются  на цену, установленную компанией  - лидером.

3) Монополистическая конкуренция.  В этом случае на рынке существует  много продавцов и покупателей,  вход и выход фирм из отраслей  свободные, фирмы выпускают дифференцируемую  продукцию. В этом случае фирмы  не могут влиять на цену  друг друга, и контроль каждой  фирмы над ценами на рынке  очень слабый.

Характерно, что ряд крупных  фирм отрасли могут оказывать  влияние на цену, благодаря относительно большим долям в общем объеме продукции отрасли. Эти фирмы  обладают монопольной рыночной властью.

Однако фирмы отрасли сознают  свою взаимозависимость. Изменение цен и объемов продаж одной фирмы оказывает влияние на прибыли других фирм. Поэтому решения в области цен и объемов производства маркетинговой стратегии одной фирмы зависят от решений, которые принимаются в этой сфере друг ими производителями.

1.2 Характерные  признаки олигополии

Как уже было сказано ранее, олигополия отражает такую рыночную ситуацию, при которой несколько крупных  фирм доминируют в отрасли. Каждая из них способна оказать влияние  на рыночную цену, а вхождение новых  производителей в отрасль ограничено.

Первая характерная черта олигополии - немногочисленность. Чем выше уровень  концентрации, тем большая доля производства приходится на небольшое число фирм-лидеров. Рынок в этом случае приближается к монополии.

Самый распространенный способ измерения  степени концентрации производства состоит в определении доли четырех  ведущих фирм в общем объеме производства или продаж продукции данной отрасли.

Типично олигополистическим является автомобильный рынок. В России 4 автомобильных  завода производят подавляющую часть  автомобилей; в США - 3 фирмы.

Олигополистическая ситуация может  возникнуть в отраслях производящих как стандартизированный (сталь, алюминий), так и дифференцированный (автомобили, сигареты) продукты.

Вторая черта - высокие барьеры  для вхождения в отрасль.

Они связаны с эффектом масштаба, наличием патентов на технические открытия, монопольным контролем над редкими  источниками сырья, высокими расходами  на рекламу и т.д.

Третья черта - всеобщая взаимозависимость.

Небольшое число фирм в составе  олигополии вынуждает их при формировании экономической политики учитывать  реакцию со стороны конкурентов.

Необходимость тщательного учета  действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и  объема выпуска называется олигополистической взаимосвязью.

Взаимосвязь проявляется в разных формах поведения олигополистов - от ценовой войны до сговора.

Олигополия является одним из наиболее интересных и наименее предсказуемых  видов монополистической конкуренции  на рынке промышленной продукции. Особенности  олигополистического рынка формируются  под влиянием его структуры, где  присутствует небольшое число фирм-участников отрасли. Олигополия на рынке может  существовать как со стороны производителей (продавцов), так и со стороны покупателей. В то же время, подход к изучению олигополии с точки зрения промышленной фирмы-производителя является наиболее продуктивным и дает исчерпывающее  описание данного типа рынка.

Отличительными чертами олигополии также являются небольшое число  фирм-конкурентов и, вследствие этого, их всеобщая взаимозависимость.

Фирма-олигополист находится в  активном рыночном окружении. Таким  образом, олигополистическая отрасль  существует только тогда, когда число  фирм в ней настолько мало, что  каждая при формировании целей своей  деятельности, определении сбытовой и ценовой политики должна принимать  во внимание реакцию со стороны конкурентов.

То, что олигополия включает в себя многообразие особых рыночных ситуаций, существенно мешает выработке обобщенной модели установления равновесия на рынке  и определения рыночной цены. Четко  проявляются две взаимосвязанные  черты олигополистического ценового поведения. С одной стороны, олигополистические цены имеют тенденцию быть негибкими, а с другой стороны ?при изменении олигополистических цен существует большая вероятность того, что фирмы будут изменять свои цены согласованно.

1.3 Особенности  олигополистического рынка

Особенность олигополии, как специального типа строения рынка, заключается во всеобщей взаимозависимости поведения  предприятий-продавцов. Предприятие-олигополист  не может не считаться с тем, что  соотношение между выбранным  им уровнем цены и количеством  продукции, которое оно сможет по этой цене продать, зависит от поведения  его соперников, которое в свою очередь зависит от принятого  им решения.

Поэтому олигополист не может рассматривать  кривую спроса на свою продукцию как  заданную.

Именно это, "незаданность" функции  спроса на продукцию олигополиста в  момент принятия им решения об уровне цены и/или выпуска, и предопределяет особенности рынка, имеющего олигопольное строение. Олигополист должен, поэтому  сделать (или принять) некоторые  предположения о реакции своих  соперников на принимаемые им решения  и предпринимаемые действия, а  также и об обратном воздействии  реакции соперников на результаты своих  решений. Таким образом, общая взаимозависимость  предприятий-олигополистов представляет главную черту олигопольных рынков. Ясно, что результаты соперничества  на таких рынках в большой мере зависят от характера допущений  о реакции соперников на действия друг друга, а они могут быть существенно  отличными. Поэтому-то и не существует единой, всеобщей модели олигополии, как  это имеет место в случае совершенной  конкуренции или монополии.

Распространенность олигополии. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной  экономике. В большинстве стран  почти все отрасли тяжелой  промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.

Информация о работе Олигополия как современная рыночная структура