Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 15:54, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть олигополию, как явление современного рынка и определить ее позиции на мировом и отечественном рынках.
Для поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- показать характеристики, основные черты, достоинства, недостатки олигополии;
- рассмотреть влияние олигополистических структур на развитие национальной экономики;
- рассмотреть поведение олигополистов на отечественном и мировом рынках;
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОЛИГОПОЛИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, 7 ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
1.1 Сущность олигополии, ее основные черты 7
1.2 Поведение олигополистов 14
1.3 Последствия олигополизации рынка 21
ГЛАВА 2. ОЛИГОПОЛИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА 24 (ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ)
2.1 Олигополия и экономическая эффективность 24
2.2 Позиции олигополии на мировых и национальных рынках 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОЛИГОПОЛИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСНОВНЫЕ
ЧЕРТЫ, 7
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
1.1 Сущность олигополии, ее основные черты 7
1.2 Поведение олигополистов 14
1.3 Последствия олигополизации рынка
21
ГЛАВА 2. ОЛИГОПОЛИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО
РЫНКА 24
(ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ)
2.1 Олигополия и экономическая эффективность
24
2.2 Позиции олигополии на мировых и национальных
рынках 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
46
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
Аббревиатура |
Полное название |
ВВП |
Валовой внутренний продукт |
НИОКР |
Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы— совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение при создании нового изделия или технологии. |
НТР |
Нау́чно-техни́ческая революция |
НТП |
Научно-технический Прогресс |
ПО |
Программное обеспечение |
ТНК |
Транснациональная корпорация (transnational corporation, TNC) – крупная фирма (или объединение фирм разных стран), имеющая зарубежные активы (капиталовложения) и оказывающая сильное влияние на какую-либо сферу экономики (или несколько сфер) в международном масштабе. |
ВВЕДЕНИЕ
Олигополия. Это грозно звучащее слово означает «немного продавцов».
Термин "олигополия" происходит от слов греческого происхождения — oligos (несколько) и poleo (продаю).
Олигополия - это рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий. Иногда ее еще определяют как "рынок немногих" или "конкуренцию немногих".
Слово "олигополия" было введено в европейскую лексику английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором в романе "Утопия".
Исследованием вопросов, касающихся олигополии и поведения субъектов рынка в ее условиях, занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Среди них можно назвать О. Курно, Э. Чемберлина, Штакельберга, Бертрана, Ф. Эджуорта, Д. Нэша, Дж. Робинсон, К. Эрроу, А. Боули, Э. Мэйсона, П. Суизи, А. Пигу, Р. Коуза, Ю.В. Касьянова, В.М. Полтеровича, Е.Г. Ясина, Б.В. Кузнецова и других.
В настоящее время самыми распространенными рыночными структурами являются олигополия и монополия. При этом монополия в чистом виде сохранилась в немногочисленных отраслях экономики. Олигополия выступает преобладающей формой рыночной структуры современного этапа развития экономики.
Актуальность темы состоит в том, что на современном этапе такая модель рынка как конкурентная олигополия заслуживает пристального внимания со стороны учёных и широкой общественности. Анализ новейших тенденций приводит к выводу, что конкурентная олигополия постепенно образует ядро современной структуры рынков (в большинстве основных отраслей промышленности, за исключением новейших), имеющее перспективы к дальнейшему укреплению.
Это ядро служит началом устойчивости и одновременно динамизма, состязательности развития экономики. Для его адекватного описания необходима разработка соответствующей модели, определяемой в настоящей работе как "Организованная Конкурентная Гармоничная Олигополия".
Олигополию составляют крупные организационные структуры промышленности: крупные корпорации, корпоративные сети и группы, финансово-промышленные группы и т.д. Эти организации стремятся к активной экспансии, размножению своей внутренней структуры в многонациональном, а сегодня уже глобальном экономическом пространстве. В России выращивание - на базе отечественных компаний - подобных структур, сравнимых по масштабам экспансии, сталкивается с трудностями. С другой стороны, эти структуры сами приходят к нам, создавая в нашей стране свои предприятия (в том числе, производственные), тем самым, интегрируя Россию в мировую экономику таким способом.
Примерами олигополии являются производители цветных металлов (особенно алюминия), стали, автомобилей, судов, самолетов, табачных изделий, некоторых видов спиртных напитков и т.д.
Необходимо отметить, что приведенные в курсовой работе точки зрения правомерны и имеют место в реальной экономике как в мире, так и в России, что объясняется многогранностью сложных экономических процессов, в том числе ускоряющих научно-технический прогресс.
Олигополии составляют значительную часть рыночных структур современной экономики развитых стран1.
Таким образом, актуальность темы работы не вызывает сомнений.
Цель данной работы рассмотреть олигополию, как явление современного рынка и определить ее позиции на мировом и отечественном рынках.
Для поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- показать характеристики, основные черты, достоинства, недостатки олигополии;
- рассмотреть влияние олигополистических структур на развитие национальной экономики;
- рассмотреть поведение
олигополистов на
- проанализировать последствия олигополизации рынка;
- показать экономическую эффективность олигополии;
- проанализировать преимущества олигополий, связанные с концентрацией финансовых, трудовых, материальных ресурсов и наличием мощного научно-технического потенциала;
-выявить особенности
стратегий российских
1. ОЛИГОПОЛИЯ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ,
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
Рыночная структура, для которой характерно стратегическое взаимодействие фирм, называется олигополией. Под ней понимается определенный тип строения рынка, при котором сторона предложения представлена небольшим числом сравнительно крупных предприятий-продавцов однородной продукции или близких субститутов. Правда, некоторые экономисты определяют олигополию как "конкуренцию немногих", подчеркивая тем самым основную особенность этого типа строения рынка. Крупный размер предприятий-олигополистов – прямое следствие их немногочисленности, точно так же, как малость совершенно конкурентных предприятий является следствием их множественности.
Олигополию вычленяют в отдельный тип рынка по ряду нескольких параметров. Сюда можно отнести характер продукции, немногочисленность участников и входные барьеры. Рассмотрим их подробнее.
Характер продукции. В случае олигополии продукция может иметь как однородный – чистая олигополия (рынок металла, сырой нефти), так и дифференцированный характер – дифференцированная олигополия (рынок автомобилей, электроники). Для дифференцированной олигополии характерны многие черты монополистической конкуренции, в частности рынок распадается на несколько сегментов. Особое значение приобретает неценовая конкуренция, ведущаяся на базе качества, сервиса и рекламного сопровождения товара.
Немногочисленность продавцов, которым противостоит множество мелких покупателей. Это значит, что покупатели на олигопольном рынке являются ценополучателями, каждый из них убежден, что его поведение не влияет на рыночные цены. С другой стороны, сами олигополисты являются "ценоискателями", каждый из них понимает, что его поведение оказывает ощутимое влияние на цены, которые могут получить за свою продукцию соперники.
Входные барьеры. Крупные размеры фирм-олигополистов создают барьеры для входа на рынок. При обычном развитии событий, фирмы укрупняются постепенно, и к тому моменту, когда в отрасли складывается олигополия, узкий круг ведущих фирм уже фактически определен. Чтобы войти в этот круг, необходимо сразу выложить такую крупную сумму, которую олигополисты постепенно инвестировали в дело за десятилетия. Кроме того, при увеличении числа участников, предложение будет превышать спрос, и некоторым участникам придется покинуть рынок.
Олигополия — особая рыночная структура, при которой на рынке доминирует несколько фирм, между которыми может, как существовать, так и отсутствовать формальное соглашение о согласовании цен и разделе рынка. Если существует явное соглашение между фирмами, касающееся ценообразования или раздела рынка, группа фирм, подписавшая его, называется картелем. Только в этом случае несколько компаний выступают как единое целое и можно говорить о групповой монополии. Чаще всего развиты такие формы олигополии, при которых между фирмами отсутствует формальное соглашение о контроле над рынком.
Олигополия, значительно отличается от монополии. Суть ее в сплаве координации и конкуренции. В то же время действует и общее правило: чем меньше фирм в отрасли и чем крупнее каждая из них, тем легче им координировать свои действия и добиваться максимально высоких прибылей, регулируя цены на выпускаемую продукцию. И в этом смысле мы можем говорить о потенциальной опасности монополизации тех или иных отраслей экономики.
Предшествующий анализ показал, что олигополия — наиболее распространенная рыночная структура в США. Данные свидетельствуют о том, что и в других развитых странах Запада наблюдается сходная картина. Рассмотрим подробнее важнейшие характеристики олигополии2.
Это, во-первых, экономия от масштабов производства;
во-вторых, взаимозависимость фирм друг от друга; в-третьих, неценовая конкуренция и негибкость (жесткость) цен; в-четвертых, устойчивое стремление фирм к слияниям и поглощениям;
в-пятых, устойчивое стремление фирм к сговору; в-шестых, высокие барьеры для вхождения на рынок новых фирм.
Экономия от масштабов производства. Технико-экономические характеристики отрасли могут быть таковы, что минимальный уровень издержек на единицу продукции может быть достигнут фирмой при очень высоком объеме производства и сбыта продукции. Этот объем бывает столь велик, что способен удовлетворить значительную часть существующего рыночного спроса на данную продукцию. Таким образом, при цене, покрывающей лишь минимум возможных издержек, достаточно будет всего нескольких компаний, чтобы обеспечить весь имеющийся спрос.
Жесткость цен и неценовая конкуренция. Эта неопределенность кривой спроса приводит к принципиально новому виду конкуренции в условиях олигополии. Крупные фирмы, не являющиеся признанными лидерами на рынке, пытаются избегать ценовой конкуренции и ее крайней формы — войны цен. На смену ценовой приходит неценовая конкуренция, направленная на увеличение доли рынка.
В условиях совершенной конкуренции фирме нет смысла бороться за большую долю рынка, поскольку ее объем продаж мал по сравнению с общим объемом производства и сбыта данного товара. Монополисту также нет причин волноваться за свою долю, поскольку ему принадлежит весь рынок. Однако в условиях олигополии борьба за долю на рынке — ядро конкурентной борьбы. Участники олигополии пытаются превзойти друг друга новыми разработками, улучшением продукта, изощренной рекламой, лучшим обслуживанием и т.д. Цель этих методов честной неценовой конкуренции — завоевание большей доли рынка.
Фирма может практиковать и хищнические методы борьбы с конкурентами, крайним из которых является физическое разрушение оборудования и продукции последних. К таким методам относится и хищническое ценообразование, при котором диверсифицированная компания может позволить себе продавать определенные товары ниже издержек, с тем, чтобы вытеснить более мелких конкурентов с рынка. После того как конкуренты вытеснены, фирма начинает вести себя как монополист.
Фирма может использовать систему эксклюзивных контрактов с компаниями, занимающимися сбытом ее продукции. Такие контракты предполагают, что дилеры ограничиваются продажей товаров исключительно данной фирмы и не могут одновременно заниматься сбытом продукции конкурентов. Во многих странах такие контракты считаются незаконными, так как могут чрезмерно усиливать рыночную власть отдельных компаний.
Фирма может использовать комплексные контракты. Так, крупная корпорация, продающая множество взаимосвязанных товаров, будет стараться навязать покупателю, который хочет купить один товар, ряд других товаров, продаваемых как бы в комплекте
Все эти методы нечестного завоевания контроля над рынком были и остаются предметом антитрестовского (антимонопольного) законодательства.
Информация о работе Олигополия как явление современного рынка (отечественный и мировой опыт)