Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 20:07, курсовая работа
Основная цель курсовой работы заключается в анализе методики управления операционными рисками на современном этапе.
Поставленная цель работы предопределила ряд взаимосвязанных задач:
1. Проанализировать существующее понятие риска;
2. Определить сущность управления операционными рисками в безналичных расчетах;
3. Рассмотреть и проанализировать пути совершенствования технологии безналичных расчетов.
«ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» |
Курсовая работа
по |
Профессиональный модуль 01. Ведение расчетных операций МДК 1.1. Организация безналичных расчетов |
дисциплине/междисциплинарному
Тема: |
Операционные риски в безналичных расчётах |
тема работы |
Выполнил(а) студент(ка) |
3 |
курса, группы |
БД4-11(9) |
Каменских Алексея Сергеевича | |||
фамилия имя отчество | |||
Руководитель работы |
Казакова Виктория Иосифовна | ||
ученая степень, звание, фамилия и инициалы |
Рецензия |
|||
актуальность, цели, достоинства и недостатки курсовой работы, оценка в баллах | |||
Проверил |
|||
«____» ____________ 20 ___ г. |
Пермь 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в современных условиях существует ряд проблем организации безналичных расчетов. Для решения этих проблем необходимо проведение мероприятий, направленных на внедрение современных технологий. Главной целью в настоящее время является постепенный переход от большого количества наличных денег на безналичные расчеты, и такую программу должны подготовить, в частности, министерство финансов, Центральный Банк и Минэкономразвития. Для достижения этой цели необходимо решение различных проблем системы безналичных расчетов, которые позволят ускорить платежи, минимизировать риски при их проведении, сократить общий уровень остатков средств банков на корсчетах в РКЦ и, в конечном счете, повысить эффективность безналичного денежного оборота в современных условиях.
Основная цель курсовой работы заключается в анализе методики управления операционными рисками на современном этапе.
Поставленная цель работы предопределила ряд взаимосвязанных задач:
1. Проанализировать существующее понятие риска;
2. Определить сущность
управления операционными
3. Рассмотреть и
Предмет работы – система операционных рисков в безналичных расчетах, и анализ путей совершенствования технологий безналичных расчетов.
Объект исследования – банковская деятельность.
Теоретическая база работы сформировалась в результате изучения: нормативно-правовых источников, комментариев к действующему законодательству, учебных пособий, научной литературы, а также публицистических материалов.
При совершении расчетных технологий с использованием различных форм безналичных расчетов банки сталкиваются с разнообразными рисками, что обусловлено организационными и технологическими особенностями проведения каждой формы, неодинаковой доходностью расчетных операций.
Гражданский кодекс РФ и Положение Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации»1 предусматривают использование следующих форм безналичных расчетов:
Конкретные формы расчетов, способы и сроки платежа предусматриваются в договоре (соглашении) продавца и покупателя. Технология расчетных операций по счетам в банках, права и ответственность сторон за совершение платежей и зачисление полученных средств, размер и условия взимания комиссий определяются договором банковского счета, а также отдельными внутрибанковскими нормативными документами, например Положением о комиссии по расчетным операциям и др.2
Особенность управления расчетными технологиями состоит в сочетании неукоснительных требований в части соблюдения законодательных и нормативных требований в части соблюдения законодательных и нормативных требований к их организации и достаточного гибких условий договора банковского счета, в котором интересы банка могут быть представлены более полно. Хотя выбор форм расчетов является прерогативой хозяйствующих субъектов – участников расчетов, тем не менее грамотный банковский менеджмент предполагает возможность участия банковских специалистов при заключении договоров, выборе форм расчетов и условий платежа.
Профессиональное консультирование обеспечивает обоснованный форм расчетов, способов платежа и защиты от рисков, связанных с технологическими особенностями различных форм безналичных расчетов. При этом учитываются:1
Также необходимо учитывать продолжительность грузопробега, документооборота по поставке товара и его оплате. Рекомендуемые формы расчетов и сопутствующий им комплекс банковских услуг должны создавать правовое обеспечение для выполнения обязательств контрагентами с минимальными рисками потерь.
При этом персонал банка должен определять риски потерь для контрагентов, разный уровень затрат и доходности для банка.2
Преимущества и достоинства расчетов платежными поручениями1 состоят прежде в простоте и доступности оформления расчетных технологии. Выполнение операций с платежными поручениями под силу специалистам со средней квалификацией, как у клиентов, так и у банка. Использование платежных поручений означает наименьшую трудоемкость банковских операций при оплате и при зачислении средств на счета. Платежные поручения доступны для автоматизированной обработки и электронных переводов. Расчетные риски при использовании платежными поручениями проистекают из следующих особенностей данной формы:2
Риски, связанные с несвоевременностью платежа, возможно минимизировать в результате тщательной проработке условий расчетов при заключении договоров, предусмотрев достаточную материальную ответственность сторон за соблюдение договорных условий, прекращение отгрузки товаров и др. Возможности участия банковских менеджеров, в том числе и в минимизации расчетных рисков, могут быть предусмотрены при заключении договоров между участниками расчетов, а также при заключении договора банковского счета.
Если платежные поручения обслуживают расчеты в порядке переводов, то инкассовые поручения обслуживают расчеты по инкассо и подлежат оплате в соответствии со ст.875 ГК РФ (часть вторая)1 немедленно по получении.
Законодательство и нормативные документы ЦБ РФ предусматривают использование инкассовых поручений при бесспорном и безакцептном списании денежных средств со счета клиента в следующих случаях:
Списание средств в бесспорном порядке по распоряжению взыскателей допускается только на основе решений соответствующих органов по следующим видам платежей:
В бесспорном порядке также взыскиваются средства с плательщиков по исполнительным документам, выданным судами, нотариусами.
Безакцептное списание денежных средств в соответствии с действующим законодательством производится при расчетах за отпускаемую электрическую и тепловую энергию, газ, воду, почтовые, телеграфные и телефонные услуги предприятия связи. Расчеты по инкассо могут осуществляться с использованием инкассовых поручений и платежных требований. Оплата платежных требований обычно производится на условиях акцепта. В течение срока (три рабочих дня) акцепта банк выполняет дополнительные операции по вверению срочных карточек, при отсутствии средств – просроченных, а также оформлению отказа от акцепта. Все эти операции вызывают дополнительные расходы, повышают стоимость расчетных технологий и должны быть учтены менеджерами при определении себестоимости расчетных услуг и назначении комиссий.
В расчетах по инкассо используются также платежные требования, оплачиваемые без акцепта плательщиков. Основной риск расчетов платежными требованиями без акцепта плательщика стоит в возможности оплаты требования при отсутствии условия о безакцептном списании денежных средств в договоре банковского счета, а также отсутствии сведений о кредиторе (получателе средств). При приеме платежных требований на безакцептное списание денежных средств ответственный исполнитель исполняющего банка обязан проверить наличие ссылки на законодательный акт или основной договор, дающий право получателю средств на указанный порядок расчетов, его дату, номер, соответствующий пункт, и действующих тарифов. При отсутствии указания «без акцепта» платежные требования подлежат оплате в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта три рабочих дня.1
Гражданский кодекс РФ и Положение Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» предусматривают возможность расчетов чеками, регулируют порядок организации расчетов, оформления и отражения в отчетности. В связи со значительными рисками трудоемкостью оформления, длительным документооборотом чеки применяются в расчетах редко. Некоторое распространение получили расчеты лимитированными чеками. Риски при расчетах чеками для контрагентов и обслуживающих их банков сводятся к следующему. Во-первых, обеспечением (покрытием) чека служат денежные средства покупателя, хранящиеся на отдельном счете, как правило, беспроцентном, в банке плательщика. При длительном документообороте – это существенные потери для плательщика, поскольку деньги на счете отвлечены из хозяйственного оборота и не приносят дохода.
Продавец также сталкивается с проблемой отвлечения средств из оборота, поскольку отгруженные товары и оказанные услуги оплачиваются по истечении определенного времени, складывающегося из времени инкассации чеков банком продавца, направлении их на оплату в банк, обслуживающий покупателя, и времени обратного движения денег от банка покупателя в банк продавца и зачислении их на счет продавца.
Несмотря на строгое имитирование суммы чеков и ограничение сроков обращения, использование чеков требует от банковского персонала дополнительного контроля за соблюдением условий расчетов, что повышает трудоемкость и себестоимость расчетной услуги и предполагает установление банком достаточно высоких комиссий, которые должны включать помимо прочего стоимость бланков строгой отчетности, к которым относятся бланки чеков, стоимость затрат по их хранению и учету.1
Правила безналичных расчетов предусматривают общий подход при возмещении убытков в случае возникновения расчетных рисков, в частности риска убытков в связи с нарушением правил оплаты чеков из-за превышения лимита чека, неправильного заполнения реквизитов, хищения, нарушения сроков зачисления средств по чеку и др. При этом следует принимать во внимание степень вины каждого из участников расчетов (чекодателя, банка-плательщика, чекодержателя, учредителя Банка России и др.). Эти общие положения могут быть детализированы внутрибанковскими по организации и контролю расчетов чеками.
Информация о работе Операционные риски в безналичных расчётах