Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 20:07, курсовая работа
Основная цель курсовой работы заключается в анализе методики управления операционными рисками на современном этапе.
Поставленная цель работы предопределила ряд взаимосвязанных задач:
1. Проанализировать существующее понятие риска;
2. Определить сущность управления операционными рисками в безналичных расчетах;
3. Рассмотреть и проанализировать пути совершенствования технологии безналичных расчетов.
Наибольшее распространение в России аккредитивы получили при расчетах по импорту и экспорту. В этих случаях аккредитивные операции регулируются Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов, которые периодически пересматриваются. Аккредитивная форма расчетов является наиболее сложной и трудоемкой. Банки взимают высокую комиссию за выполнение аккредитивных операций: открытие, подтверждение, проверку документов, подтверждающих выполнение продавцом условий аккредитивов, совершение платежа. Банковский продукт при совершении расчетных технологий с использованием аккредитивов включает и другие операции, позволяющие нейтрализовать и сгладить недостатки этой формы расчетов, связанные с замедлением оборачиваемости средств в расчетных чеках.1 К ним относятся:
В целях предотвращения подобных рисков во всех, даже самых небольших банках имеется организационная схема, отражающая распределение ответственности и полномочий. В ней должно быть сформулированы служебные обязанности каждого сотрудника, участвующего в оформлении цепочки расчетных технологий. Каждая должность должна быть описана с указанием требуемых для нее качеств и квалификации. Вопрос о появлении самостоятельной должности менеджера по расчетам и его подчиненности определяется отношением высшего руководства банка к работе данного специалиста. Менеджер по расчетам – не бухгалтер; он, без сомнения, должен иметь основные знания по бухгалтерскому учету, знать, как функционирует операционный отдел, бэк - офис, бухгалтерия банка. Однако поставить его под контроль бухгалтера или поручить его функции бухгалтеру – значит недооценивать важность этого участка работы в банке.1
Замечания и рекомендации менеджера по расчетам по оформлению документов, организации документооборота, контролю и способам платежа должны обязательно учитываться.
Низкое качество организации расчетов может привести к оттоку клиентов из банка и снижению доходов. Бесконтрольные расчеты могут внести хаос в структуру ликвидности. Важное значение для эффективного менеджмента имеет качественная и оперативная информация о состоянии расчетных технологий в банке. Отчеты для менеджеров по безналичным расчетам распадаются на две категории: способствующие принятию решений и позволяющие отслеживать результаты принятых решений.
Обе категории отчетности должны точно отражать текущую ситуацию и быть максимально своевременными и оперативными, дополняя бухгалтерскую отчетность.1
Риск персонала — риск потерь, связанный с ошибками и противоправными действиями работников Банка, их недостаточной квалификацией, излишней загруженностью, нерациональной организацией труда в Банке.
Риск процесса — риск потерь, связанный с ошибками в процессах проведения операций и расчётов по ним, их учёта, отчётности, ценообразования.
Риск систем — риск потерь, обусловленных несовершенством используемых в Банке технологий — недостаточной ёмкостью систем, их неадекватностью по отношению к проводимым операциям, грубости методов обработки данных, или низкого качества, или неадекватности используемых данных.
Риски внешней среды — риски потерь, связанные с изменениями в среде, в которой функционирует Банк — изменения в законодательстве, политике, экономике, а также риски внешнего физического вмешательства в деятельность организации.2
Важной особенностью современной системы безналичных расчетов является автоматизация процессов прохождения документов на разных стадиях обработки. Автоматизирован учет и контроль, поступающих для дальнейшей обработки документов. Автоматизирован и сам процесс проводки платежей по счетам.
Скорейшая автоматизация системы безналичных расчетов имеет колоссальное значение для упорядочивания банковского документооборота, обеспечит сокращение сроков платежей.
Несмотря на установление унифицированных сроков обработки и прохождения финансовых документов в банках и расчетно-кассовых центрах и введение штрафов за необоснованные задержки расчетов, это не улучшает состояние расчетов.
В современных условиях существует ряд проблем организации безналичных расчетов.
К числу технических проблем относятся следующие. Не все РКЦ заменили устаревшую технику обработки информации на современную аппаратную платформу с соответствующим программным обеспечением.
Методологические проблемы состоят в том, что существуют расхождения во времени обработки межрегиональных платежей в различных центрах, учитывая наличие 11 часовых поясов в России. В связи с этим возникает проблема скорости совершения платежей.
Одной из важных проблем является очередность платежей. Внешне создается впечатление, что очередность платежей по усмотрению плательщиков, укрепляя их самостоятельность, в наибольшей мере соответствует условиям рынка.
Для решения этих проблем необходимо проведение мероприятий, направленных на внедрение современных технологий обработки и передачи информации. Это позволит обеспечить надежное, бесперебойное и качественное обслуживание всех участников расчетов. Необходимо техническое переоснащение РКЦ на базе персональных компьютеров, осуществление электронных расчетов между клиентами банков и банками.1
Основные цели их внедрения – экономия издержек кредитно-денежного обращения и повышение качества банковского обслуживания.
Банки, активно овладевая передовой технологией, стремятся перенять международный опыт расчетов, который показывает, что работа по компьютеризации банковской деятельности должна вести к созданию на базе электронных средств новых форм и методов обработки передачи, хранения и контроля информации, обеспечения ее безопасности и обязательно иметь своей целью полный переход к «безбумажной технологии». Общемировая же тенденция в этой области - вытеснение из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков.
Политика Банка России в сфере совершенствования безналичных расчетов и платежей, в основном отвечает процессам, происходящим в российской экономике.
В современных условиях самыми перспективными формами расчетов является аккредитивная форма и расчеты с помощью пластиковых карточек.
В период кризиса очень важны надежность и быстрота проведения платежей. В условиях кризиса система расчетов здорово буксует из-за недоверия банков друг к другу. Расчеты с помощью аккредитива позволяют предприятиям увеличивать скорость платежей, так как в работу включается сеть банков-корреспондентов, работающих в системе банка-эмитента и обслуживающих выставленные аккредитивы.
Развитие электронной техники позволило широко использовать безналичные расчеты в форме пластиковых карточек, содержащих зашифрованную информацию. Это значительно облегчает взаиморасчеты и освобождает человека от необходимости носить с собой крупные суммы денег. Таким образом, главной целью в настоящее время является постепенный переход от большого количества наличных денег на безналичные расчеты.
Установленные правила (инструкции) заполнения платежного поручения следующие:1
Платёжное требование1 — это документ, содержащий требование кредитора к должнику об уплате определённой денежной суммы долга.
Платежное требование формируется кредитором для обслуживающего банка. Посредством образца платежного требования кредитор отдает распоряжение обслуживающему его банку востребовать сумму задолженности с банка должника.
Бланк платежного требования имеет форму № 0401061 по ОКУД и содержит, кроме реквизитов, указываемых в платежном поручении, такие реквизиты, как:
Расчеты платежными требованиями могут осуществляться с предварительным акцептом плательщика или в безакцептном (бесспорном) порядке. Акцепт – это есть согласие должника удовлетворить платежное требование, то есть перечислить поставщику предусмотренную договором сумму.
Инкассовое поручение составляется на бланке формы № 0401071 по ОКУД. Ниже приведены правила заполнения полей формы платежного требования:1
Информация о работе Операционные риски в безналичных расчётах