Опыт государственного регулирования экономики в странах запада в 1919-1939 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 10:34, реферат

Краткое описание

История экономики — раздел науки, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с эволюционным развитием и взаимодействием хозяйственной деятельности человека. История экономики занимает пограничное, промежуточное положение между исторической и экономической науками.
Рассматриваемый период в отечественной и зарубежной историко-экономической литературе справедливо охарактеризован как время становления и активного развития системы государственного регулирования капитализма

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………...3
2. Главные экономические изменения в межвоенный период……………………4
3. Периоды процесса этатизации…………………………………………………...6
4. Экономика Великобритании……………………………………………………..9
5. Экономическое развитие Франции……………………………………………..12
6. Экономическое развитие Германии в межвоенный период…………………..16
7. Заключение……………………………………………………………………….19
8. Список использованной литературы…………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

моя.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет»

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ»

 

 

 

 

Реферат по дисциплине:

«История экономики»

на тему:

« Опыт государственного регулирования экономики в странах запада в 1919-1939 гг ».

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. ЭУ-14во

Ефремова Ольга

Проверила:

Кузьмина М.И.

 

 

Волгоград 2012

 

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………...3
  2. Главные экономические изменения в межвоенный период……………………4
  3. Периоды процесса этатизации…………………………………………………...6
  4. Экономика Великобритании……………………………………………………..9
  5. Экономическое развитие Франции……………………………………………..12
  6. Экономическое развитие Германии в межвоенный период…………………..16
  7. Заключение……………………………………………………………………….19
  8. Список использованной литературы…………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

История экономики — раздел науки, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с эволюционным развитием и взаимодействием хозяйственной деятельности человека. История экономики занимает пограничное, промежуточное положение между исторической и экономической науками.

Рассматриваемый период в отечественной и зарубежной историко-экономической литературе справедливо охарактеризован как время становления и активного развития системы государственного регулирования капитализма.  Это выражалось в повсеместном сокращении либерального режима рыночных отношений, который господствовал в большинстве развитых стран на протяжении 19 века, на основе небывалого доселе усиления вмешательства государства в экономические отношения. Этот процесс можно обозначить весьма емким, как нам представляется, термином этатизация ( от франц. государство), а сформировавшийся режим экономических отношений  - определить соответственно термином этатизм.

Схематически данный период можно разделить на несколько этапов:

- 1919 - 1923 гг. – период послевоенного  кризисного состояния хозяйства;

- 1924 - 1928 гг. – период стабилизации;

- 1929 – 1933 гг. – период мирового экономического кризиса;

- 1934 – 1939 гг. – период предвоенной  экономической конъюнктуры.

Целью работы считаю, рассмотреть главные экономические изменения в межвоенный период, а также способы регулирования экономики в странах Запада.

 

 

 

 

 

 

 

Главные экономические изменения в межвоенный период.

Социально  - экономическое и политическое развитие человека после Октябрьской революции 1917 г. прошло под знаком противостояния и борьбы (как бескровной, так и кровной) социалистической и капиталистической систем. Противостояние систем породило в экономической политике капиталистических стран две главные тенденции: демократическую, построенную на сдерживании социализма, поисках компромисса, и в то же время повышении реальной заработной платы и социальной защиты трудящихся, и тоталитарную (она очень близка к социализму), которая направлена на военное сокрушение социализма, тоталитарный Советский союз  является его очагом.

Первая тенденция была характерна для США, Франции, Англии и других буржуазно – демократических стран Запада, вторая – для Японии, Италии и особенно Германии, где в начале 1930 гг. победил национал-социалистический (фашистский) режим, основанный на расовой идеологии.

По темпам научно-технического прогресса и производительности труда промышленность США далеко превзошла все остальные страны.  Машиностроительная промышленность, производившая ежегодно миллионы автомобилей, создала в стране огромный рынок металла, нефти, стекла, резины и других материалов, а также мощнейшую инфраструктуру в виде бензозаправочной станции, предприятий автосервиса, провоцировала небывалое шоссейное строительство.

Экономический кризис охватывал все капиталистические страны. Больше других пострадала Германия. Если в Англии за 1929-1932 гг. промышленное производство сократилось на 18 %, то в Германии  - на 29%. В стране в 1932 г. насчитывалось 7 млн. безработных  - почти 11% населения.

В США – крупные займы и субсидии гибнущим предприятиям, стимулирование налоговыми льготами частных инвестиций, даже провоцирование инфляции при помощи эмиссии необеспеченных долларов в целях оживленного спроса, общественные работы (особенно дорожное строительство) для безработных и пр.; в Германии  - прямое государственное управление хозяйством (владелец предприятия назначался его «фюрером») и полная милитаризация производства.

При помощи активного государственного вмешательства Германия, США и другие капиталистические страны вышли из кризиса.

Ликвидация безработицы способствовала сплочению немецкого народа вокруг национал – социалистической партии и стимулировала ускоренную подготовку Второй мировой войны, которая была развязана Германией в 1939 году.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Периоды процесса этатизации.

Послевоенные годы

1919-1923 гг.

Послевоенный период нестабильного состояния хозяйства большинства стран мира явился прямым следствием тяжелых потерь, понесенных ими в период военной экономики 1914-1919 гг.  На степень нестабильности также оказывал влияние ряд факторов, среди которых следует выделить: масштаб понесенных потерь, поражение или победа данной страны в войне, степень милитаризации и этатизации экономики в годы войны,  общий уровень социально – экономического и политического развития, ряд национальных особенностей.

Период стабилизации

1924 – 1928 гг.

Этот период характеризовался в развитых странах дальнейшим сокращением вмешательства государства в хозяйственные отношения. Однако не следует это понимать как простое, механическое и тем более полное возвращение к системе относительно свободных рыночных отношений. Иллюзорность такого взгляда станет очевидной при более конкретном анализе развития хозяйства отдельных стран. Здесь следует лишь заметить, что отсутствие этатизма было далеко не полным, да и не могло быть таковым, так как и в 20-е годы практически во всех странах наблюдался объективный процесс монополизации экономики, сращивание монополий и государства, дальнейшего искажения свободных рыночных отношений, что выражалось в частности, через углубление внутрихозяйственных диспропорций и т.д.  Кроме того далеко несовершенная Версальская система, установившая «новый» политический порядок, в целом не разрешала острых европейских и мировых противоречий, а способствовала сохранению общей тенденции к милитаризации, подталкивала проигравшие войну страны к новой попытке территориального и политического передела мира. Это в конечном счете служило политическим обоснованием сохранения достаточно сильных элементов этатизма также в период стабилизации.

Период мирового экономического кризиса

1929-1933

Период Великого кризиса повторно, за короткий промежуток времени, но уже в мирное время, вызвал небывалые темпы роста государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. Развитие этатизма было характерным для всех без исключения стран. Отличительная черта нового этапа развития системы государственного регулирования в том, что феномен этатизации получает достаточно прочное теоретическое обоснование в кейнсианской теории. Несколько в ином ключе трактуют неизбежность возникновения системы  государственного регулирования экономических отношений весьма популярные в то время доктрины: итальянский корпоративизм, германский национал – социализм, многочисленные социалистические концепции и т.п., что свидетельствует о повсеместности данного процесса.

Послекризисный период

1934-1939 гг.

Сравнительно небольшой период послекризисного состояния экономики не отмечен сколь бы то ни было очевидным, как это наблюдалось в 20-е годы, отказом от этатизма в большинстве ведущих стран.  Причины этого кроются прежде всего в крайне неустойчивом состоянии национальных экономик, которые в то время, хотя и в разной степени, испытывали последствия недавнего мирового кризиса.  Более того, можно с известной долей уверенности утверждать, что практически повсеместно наблюдается дальнейшее развитие системы государственного регулирования экономики, в основе которого лежала ярко выраженная тенденция к милитаризации в условиях подготовки стран ко Второй мировой войне.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономика Великобритании.

В Англии в период Первой мировой войны наблюдалось интенсивное развитие этатистских тенденций и их ослабление в 1919-1929 гг. Англия как страна – победительница в некоторой мере компенсировала значительные потери, понесенные в ходе войны. В то же время технический застой в промышленности, пассивный внешнеторговый баланс, ощутимые потери английского торгового флота и многие другие факторы определили длительный период вялого развития народного хозяйства страны вплоть до начала мирового кризиса. Кроме того, позиции английского капитала на мировых рынках были  ослаблены в результате экспансионистской политики США, более того, Англия оказалась  их должником (4млрд. долл.).

На фоне столь унылой общей картины в Англии, тем не менее, происходило развитие наиболее передовых отраслей промышленности: химической, автомобильной, электротехнической, авиационной и т.д. Стагнацией же были охвачены старые отрасли – судостроение, металлургия, угледобывающая и текстильная. В основном недостаток капиталов, столь необходимым для модернизации этих отраслей, был вызван перетеканием их  заграницу, в поисках более высоких прибылей. Именно нехватка инвестиций не давала возможности английской промышленности  перейти к новым формам производства (массовому, поточному), снижавшим издержки, а следовательно, и делавшим товар более конкурентоспособным. Осознавая тщетность погони за лидером в этом направлении, Англия весьма разумно сделала упор на производство высококачественных, не массовых, а дорогостоящих товаров, ориентированных на состоятельных покупателей, что позволило её производителям сохранить за собой весьма доходную нишу на внешнем и внутреннем рынках.

Вытеснению Англии с внешних рынков товаров массового спроса  способствовало усиление протекционистских тенденций в мировой торговле, тогда как правительство страны продолжало придерживаться в целом принципа фритредерства. Кроме того, страна постепенно уступала товарные рынки из-за отчетливой переориентации английского правительства на сохранении лидерства Англии в банковской сфере. Так в 1925 году правительство провело ревальвацию английской валюты за счет введение золотого стандарта фунта стерлинга.   Это мероприятие, хотя и способствовало росту курса фунта, но удорожание английских товаров ударило по интересам промышленников-экспортеров.

Кризисные явления в экономики Англии  были отмечены в начала 1930гг., несколько позднее чем в ряде других стран. В первоначальный период  в правящих кругах страны не было единства в отношении антикризисной программы. Лейбористское правительство, стремясь выполнить предвыборные обещания, склонно было увеличивать бюджетные расходы для облегчения положения широких слоев населения, малоимущих и безработных, в основном за счет усиления налогового пресса на имущих.  Подобная политика встретила серьезное сопротивление со стороны имущих и заставило Дж. Макдональда в августе 1931г. сформировать новый кабинет с консервативным большинством. Поворот в антикризисной политике получил обоснование в докладе королевской Комиссии по национальной экономики под председательством финансиста Дж. Мея. Руководствуясь либеральными принципами, новое английское правительство на первых порах попыталось усилить косвенное вмешательство, стремясь сохранить прежде всего устойчивость финансовой системы страны за счет обеспечения бюджетного равновесия. При одновременном увеличению прямых и косвенных  налогов произошло резкое сокращение бюджетных расходов по социальным статьям, заработной плате государственным служащим, ассигнованиям на общественные работы, пособиям по безработице.

Кроме того, правительству консерваторов удалось получить крупный внешний займ  (80 млн. фунтов стерлингов)  с целью восстановления платежного баланса.

Важным мероприятием стала отмена в сентябре 1931 г. золотого паритета национальной валюты, в результате чего произошла девальвация фунта. За Великобританией вынуждены были последовать страны, входившие в так называемый стерлинговый блок (25 государств – страны Скандинавии, Голландия, Португалия, Аргентина, Бразилия и другие, включая британские колонии и доминионы), которые устанавливали курс своих валют на основе курса английского фунта. Помимо этого страны блока передали свои валютные резервы Англии в общий фонд блока, что обеспечило стране немалые выгоды от данной операции. Страны блока, ориентируясь на стерлинг, были вынуждены закупать английские отвары и одновременно поставлять для нее преимущественно сырьевые и продовольственные товары. 

В отношениях со странами-конкурентами, сохранявшими некоторое время золотой паритет национальных валют (США, Франция, Германия, Италия и др.), Англия получила преимущество за счет повышения ценовой конкурентоспособности своих товаров, что способствовало в свою очередь усилению политики протекционизма в этих странах. В силу последнего обстоятельства и Великобритания наконец отказалась от принципа фритредерства, перейдя к политике жесткого протекционизма.

В комплексе с другими антикризисными мерами Англии удалось уже к концу 1933г. достичь стабилизирующего эффекта. Как видим, это происходило в основном за счет использования имеющихся у Великобритании преимуществ в отношении с другими странами, за счет упреждающих шагов на рынке и достаточно жесткого внутреннего экономического курса, что отличало её антикризисную политику от «Нового курса» Рузвельта. Следует отметить, что в 1934 г. жесткая бюджетная политика экономии начала несколько смягчаться, о чем свидетельствовал рост заработной платы, восстановление урезанных пособий по безработице, снижение размера подоходного налога и другие мероприятия, способствовавшие смягчению социальных противоречий.

Начавшийся в 1934 г. подъем подкреплялся существенными государственными ассигнованиями на развитие отраслей, связанных с производством вооружения (автомобилестроение, авиационная, радиопромышленность и др.). Наряду с этими мерами правительства по оздоровлению финансовой системы, жесткая политика протекционизма способствовали притоку инвестиций в ряд старых отраслей экономики (судостроение, металлургия), что, впрочем, существенно не изменило имевшиеся внутрихозяйственные диспропорции, а угольная и текстильная промышленность продолжали стагнировать.

Экономическое развитие Франции.

Информация о работе Опыт государственного регулирования экономики в странах запада в 1919-1939 гг