Опыт государственного регулирования экономики в странах запада в 1919-1939 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 10:34, реферат

Краткое описание

История экономики — раздел науки, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с эволюционным развитием и взаимодействием хозяйственной деятельности человека. История экономики занимает пограничное, промежуточное положение между исторической и экономической науками.
Рассматриваемый период в отечественной и зарубежной историко-экономической литературе справедливо охарактеризован как время становления и активного развития системы государственного регулирования капитализма

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………...3
2. Главные экономические изменения в межвоенный период……………………4
3. Периоды процесса этатизации…………………………………………………...6
4. Экономика Великобритании……………………………………………………..9
5. Экономическое развитие Франции……………………………………………..12
6. Экономическое развитие Германии в межвоенный период…………………..16
7. Заключение……………………………………………………………………….19
8. Список использованной литературы…………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

моя.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

 За годы Первой мировой  войны во Франции проявились  черты системы государственного  регулирования. От войны хозяйство  Франции значительно пострадало - промышленное производство сократилось  на 40 %, сельскохозяйственное – на 1/3. Однако война обеспечила и возможности для ускорения экономического роста, поскольку свои материальные потери в войне Франция смогла компенсировать за счёт проигравшей Германии.

1. Франции были возвращены развитые  области – Эльзас и Лотарингия. Кроме того, сроком на 15 лет - Саарская угольная область. С присоединением Лотарингии Франция по добыче руды вышла на 1 место в Европе. Эльзас имел развитую текстильную промышленность, в результате мощности этой отрасли выросли в 1,5 раза. Поэтому «старые» отрасли– металлургическая и текстильная - в 20-е гг. намного увеличили производство, тогда как в других странах они испытывали застой.

2. Франция получила крупные  репарации от Германии 8 млн. золотых  марок, что составило основу для  развития народного хозяйства в послевоенный докризисный период с 1919г. по 1930г., темпы роста здесь по сравнению с другими странами-лидерами были самыми высокими, после США.

3. Во Франции обновление основного  капитала, как следствие военных  разрушений, способствовало промышленному росту. Промышленный подъём 20-х гг. продолжался во Франции дольше, чем в других странах – до 1930г. К этому времени промышленное производство выросло на 40 % по сравнению с уровнем 1913г. и темпы роста его были выше, чем в США и Германии.

 Успешное развитие было основано на форсированном росте новых и старых отраслей промышленности, тесно связанных с военными государственными заказами. Однако отрасли лёгкой промышленности и сельского хозяйства переживали застой и периодические кризисы.

 Мировой кризис распространился на Францию позднее – лишь в 1930г., однако был более затяжным и глубоким. Промышленность сократила выпуск продукции на 1/3, сельскохозяйственное производство упало на 40 %.

 В период кризиса обострились  социально-экономические проблемы  и следствием стала отчётливая тенденция к фашизации страны по примеру Италии и Германии. Ей противостояли республиканские, демократические традиции гражданского общества, где особенно активными оказались левые партии и движения. Коммунисты и социалисты, объединившиеся в Народный фронт, смогли погасить в феврале 1934 г. попытку фашистского путча, за которым стояли не только фашистские организации, но также часть крупных монополий, представители церкви. Эта борьба между разными политическими силами и определила особенности антикризисной политики и во многом повлияла на длительность кризиса, который закончился только в 1936 году.

 Именно такие изменения в  политической жизни граждан вызвали  неприятие антикризисных буржуазных  мер с традиционными методами  сокращения бюджетного дефицита и восстановления нарушенного равновесия за счёт дефляции (принудительного сужения денежных потоков в экономике), снижения заработной платы, сокращения социальных расходов, повышения уровня налогообложения и т.п.

 Близость идеологических установок социалистов и коммунистов позволила найти компромисс между руководством этих партий по вопросам антикризисной программы в рамках единой организации левых антифашистских сил – Народного фронта, который к началу 1936г. объединил не только эти партии, но и организацию радикал - социалистов, движение интеллигенции и др.

 Программа Народного фронта  была ориентирована на удовлетворение  нужд широких слоёв страны. Национализация  ограничилась объектами военной  промышленности и Французским  банком. Другим направлением стало создание национального фонда безработицы, сокращения рабочей недели без уменьшения содержания, увеличения числа рабочих мест в основном за счёт снижения пенсионного барьера, организация масштабных общественных работ, регулирование закупочных цен на сельхозпродукцию с учётом интересов производителей и др.

 В 1936г. было создано первое  правительство Народного фронта, во главе которого стоял Блюм. Благодаря подписанному соглашению между Всеобщей конфедерацией труда (ВКТ) и предпринимателями по увеличению заработной платы, признанию профсоюзов, предоставлению оплачиваемых отпусков и др., большая часть положений экономической платформы Народного фронта была закреплена решением парламента (т.е. законодательно), что стало победой рабочего движения.

 Изменение антикризисного курса  выразилось в бегстве капиталов  из страны, углублению процесса  сокращения производства и другим  противодействиям со стороны  крупного капитала, кроме того, в  увеличении расходов по социальным  статьям, в результате чего вырос дефицит государственного бюджета. Поэтому правительству пришлось пойти на девальвацию франка, что отрицательно сказалось на уровне жизни людей, однако не была проведены налоговая реформа и не был установлен контроль за деятельностью Французского банка. Отсюда политический кризис, который вызвал смену кабинета министров.

 Правительство социалиста-радикала Камиля Шотана пыталось найти компромисс между интересами крупного капитала и интересами широкими слоёв населения в связи с чем были ограничены некоторые требования программы Народного фронта. Однако, несмотря на сворачивание бюджетных расходов, состояние финансовой системы не улучшилось, а ещё более ухудшилось, что вынудило правительство провести девальвацию национальной валюты вторично. Непоследовательность антикризисных действий вызвала обострение социальных противоречий внутри страны и расколу самого Народного фронта, в результате чего существенно изменилась его программа.

 В результате нового правительственного  кризиса весной 1938 г. формируется новый кабинет Л.Блюма, который проводит курс на дальнейшее свёртывание политики Народного фронта, увеличение расходов на военно-оборонное строительство, для чего предусматривалось увеличение размеров налога на капитал, установление жёсткого контроля за валютными операциями, импортом и другие мероприятия. Однако данная программа не получила поддержки как со стороны крупного бизнеса, так и со стороны широких слоёв граждан. Это определило падение кабинета министров.

 Сформированное в апреле 1938 г. правительство Эдуарда Даладье окончательно отказалось от программы народного фронта, а состояние экономической нестабильности было характерно вплоть до конца 30-х годов. И тем не менее опыт Народного фронта показал возможность и эффективность совместных усилий государства и большей части общества противостоять фашизму и тоталитаризму.

 Таким образом, после кризиса 1929-1933гг. новый промышленный подъём  во Франции не наступил. Кризис  сменился депрессией, затем очень  слабым экономическим оживлением. Если до кризиса французская промышленность росла быстрее, чем в других странах, то теперь она снова отстаёт от них. В 1938г. было выпущено столько же продукции, сколько в 1913г. Застой наблюдался и в сельском хозяйстве, где в 1938г. производство превысило уровень 1913г. лишь на 10 %. И к началу 2 Мировой войны Франция оставалась наполовину аграрной страной, производительные силы оставались на низком уровне, структура промышленности также была отсталой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономическое развитие Германии в межвоенный период.

Экономическое положение Германии, которая сыграла активную роль в развязывании мировой войны, оказалось наиболее тяжелым. Объем промышленного производства составил в 1918 г. всего 57 % уровня 1913 г., а объем сельскохозяйственного производства снизился более чем в 2 раза. Национальный доход в 1918-1919 гг. составлял только 50 % уровня 1913 г. Государственный долг страны по сравнению с довоенным периодом увеличился в 32 раза. Война ввергла страну в экономический хаос. Тяжелое экономическое положение Германии усугублялось необходимостью выполнения условий Версальского договора, который был подписан 28 июня 1919 г. Основные положения этого договора сводились для Германии к следующему:

 

1.       Территориальные  потери.

Германия должна была возвратить Франции захваченные у нее в 1871 г. Эльзас и Лотарингию. Франции были переданы в собственность также угольные шахты Саара (с правом выкупа), а сама Саарская область на 15 лет переходила под управление Лиги Наций. Ряд территорий был передан Польше, Чехословакии, Бельгии, Дании. В целом по Версальскому договору Германия потеряла около 73 тыс. км, или 13,5 % прежней территории, на которой проживало 6,5 млн. человек, или 10 % населения. На утраченные земли приходилось: 75 % добычи железной руды и цинка, 20 % добычи угля, 20 % выплавки чугуна. Кроме этого, у Германии были отобраны все ее колонии общей площадью 3 млн. км с населением 13 млн. человек.

 

2.       Возмещение странам-победительницам  их военного ущерба).

Объем репараций, установленных для Германии, определялся в 132 млрд. золотых марок, в том числе на ближайшие 2 года приходилось 20 млрд. золотых марок. Допускались различные формы репарационных выплат: платежи в золоте, поставки материально-сырьевых ресурсов, оборудования, скота и т. д.

 

3.       Разоружение.

С целью ослабления военного потенциала Германии запрещалось: иметь военно-морской флот, военную авиацию, тяжелую артиллерию, танки. Всеобщая воинская повинность заменялась вольным наймом: армия сокращалась до 100 тыс. человек. Распускался генеральный штаб.

 

Возрождение хозяйства Германии в условиях Версальского договора обусловило серьезное реформирование экономики страны мерами как внутреннего, так и международного порядка.

В числе важнейших стабилизационных мер для германской экономики были: конверсия военного производства; денежная реформа 1923 г.; модернизация промышленного оборудования; усиление позиций крупнейших монополий; замена картелей и синдикатов трестами и концернами.

В 1924 г. началась поддержка и финансовая подпитка мировым сообществом во главе с Англией и США реваншистских устремлений Германии (план Ч. Дауэса, 1924— 1929 гг.; план О. Юнга, 1929—1931 гг.). Иностранные инвестиции и кредиты, снижение репарационных платежей, снятие ограничений на развитие промышленности позволили германским промышленникам восстановить свои как внутренние, так и международные позиции.

Однако мировой экономический кризис 1929—1933 гг. серьезно затронул и экономику Германии, поскольку она целиком была зависима от иностранных вложений. Кризис в стране достиг кульминации к 1932 г..

Экономический кризис в Германии обусловил тяжелейшие политические последствия: вызвал к жизни и привел к власти крайнее порождение реакции — фашизм. Монополистическая буржуазия профинансировала приход Гитлера к власти.

Главным содержанием экономической политики фашизма стала ее милитаризация. Были построены новейшие заводы по выпуску танков, боевых самолетов, налажено производство пушек, подводных лодок, боеприпасов.

Придя к власти, Гитлер нарушил все условия Версальского договора и начал открыто готовиться к новой мировой войне. В этих условиях сложилась альтернативная модель государственного регулирования экономики со следующими признаками:

  • централизованный хозяйственный механизм;
  • тоталитарно-диктаторская системы управления экономикой;
  • усиление милитаризации экономики;
  • огосударствление рабочей силы.

Милитаризация экономики в значительной мере обусловила выход Германии из кризиса и быстрый рост производства. В 1929—1938 гг. объем промышленной продукции вырос на 25 %. Военное производство и расходы на вооружение за 1932— 1938 гг. увеличились в 10 раз. Лозунг «Пушки вместо масла» приобрел реальный смысл. Вместе с тем продолжение политики милитаризации экономики загоняло страну в хозяйственный тупик. Поэтому только развязывание войны могло на какое-то время отодвинуть от Германии хозяйственную катастрофу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Первая мировая война оказала существенное влияние на экономику ведущих капиталистических стран. Германия вышла из войны крайне ослабленной, ее попытки перейти к «новому» экономическому, социальному и политическому порядку потребовали от немецкого народа невосполнимых жертв – 11% населения. Германия потеряла половину национального богатства, практически все колонии, важнейшие промышленные районы, на которые приходилось 75% добычи руды и цинка, 20% угля, 20% выплавки чугуна. Положение усугублялось необходимостью выплаты репараций победившим странам, галопирующей инфляцией.

Англия и Франция, хотя и являлись странами-победительцами, оказались в серьезной финансовой зависимости от США, утратили капиталы и рынки сбыта, понесли значительные людские потери. Англия лишилась значительной части военного и торгового флота, не сумела сохранить свои позиции на Востоке и в Латинской Америке. Приобретения этих стран выражались в денежных выплатах со стороны Германии, присвоении части бывших ее колониальных владений.

В этих условиях любые проявления нестабильности в одном из центров мирового хозяйства приводили к сбоям всей системы. Ярким примером этого был мировой экономический кризис 1929–1933 гг., разразившийся в США, который вскоре охватил все мировое хозяйство. Кризис показал, что капитализм свободной конкуренции утратил способность к саморегулированию. Поэтому необходима радикальная перестройка экономической системы, включение в нее определенного регулирующего механизма.

Во всех странах во время кризиса шел напряженный поиск путей выхода из создавшейся ситуации. Были созданы различные модели регулируемого капитализма: от либерально-реформистской модели в США до тоталитарной в Германии.

 

 

 

Список использованной литературы.

    1. История мировой экономики. Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2000. – 727 с.
    2. Экономика зарубежных стран: Капиталистические и развивающиеся страны. /Под ред. В.П. Колесов, В.Ф. Телупова, М.Н. Осьмова и др. М.: Высшая школа, 1996.
    3. История экономики. Конспект лекций / Под ред. Щербина Л.В., 2008. – 160с.
    4. История экономики. Учебное пособие /Под ред. Д.А. Шевчука. – Электронное издание; Эксмо, 2009. – 305 с.
    5. История экономики. Учебник для высшей школы / Под ред. М.В. Конотопов, С.И. Сметанин – М.: Академический проект, 2000. – 364с.
    6. Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций / Под ред. Голубовича В.И. – М.: НКФ Экоперспектива 1996, - 432с.
    7. История экономики: Учебник /Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. - М: ИНФРА-М, 2002. - 384 с. - (Серия «Высшее образование»)

Информация о работе Опыт государственного регулирования экономики в странах запада в 1919-1939 гг