Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………………
3
1 Теоретические аспекты устойчивости социально-экономического развития региона……………………………………………………………..
5
1.1 Основные теоретические положения понятия «устойчивое развитие». Сущность и понятие организационно-экономического механизма управления регионом…………………………………………………………
5
1.2 Особенности устойчивого развития региональных систем……….......
12
2 Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона на примере Светлогорского района…………………...
17
2.1 Характеристика и состояние промышленности и социальной сферы района…………………………………………………………………………
17
2.2 Анализ организации и результатов управления организационно-экономическими процессами в районе………………………………………
20
3 Пути совершенствования организационно-экономического механизма управления устойчивым развитием региона в Республике Беларусь ……
31
3.1 Факторы, влияющие на результативность деятельности местного управления…………………………………………………………………….
31
3.2 Мероприятия и предложения по совершенствованию управления социально-экономической сферой…………………………………………..
34
3.3 Обоснование целесообразности и путей реализации предложений и мероприятий…………………………………………………………………..
37
Заключение……………………………………………………………………
39
Список использованных источников………………………………………..
41
Приложения……………………………………………………………………
43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

Экономическая и политическая стабильность в нашем обществе напрямую связана с эффективностью управления. Нет необходимости руководить всем из центра. Каждый уровень государственного управления должен решать вопросы своей компетенции. Дисциплина и ответственность, компетентность и последовательность - главный фактор достижения намеченных рубежей [13, c.18].

 

 

 

 

3.2. Мероприятия  и предложения по совершенствованию  управления социально-экономической  сферой

 

Анализ порядка разработки и сроков доведения вышестоящими органами управления основных прогнозных показателей до субъектов хозяйствования, формирования прогноза социально-экономического развития регионов в частности Светлогорского района показал, что эти результаты были заложены ещё на стадии планирования.

Основной причиной сложившегося такого положения дел является отсутствие согласованности  планов в отраслевом и региональном разрезах. В связи с этим в последних решениях исполкома более отчётливо прослеживается такая функция как планирование, форма её - индикативный план. Индикативное планирование - это механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития  и включающий определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на микро и макроуровне.

В качестве индикаторов  социально-экономического развития для Светлогорского района, используются следующие показатели: производство продукции промышленности, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, товарооборот через все каналы реализации, оказание платных услуг населению, в том числе бытовых, внешнеэкономическая деятельность (экспорт и импорт сырья, товаров, работ и услуг), ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу  должен разрабатываться ежегодно и  формироваться как минимум за месяц до начала прогнозируемого периода. Прогнозы до их утверждения должны быть согласованы в отраслевом и региональном разрезах. Решение данного вопроса носит чисто организационный характер и не требует дополнительных финансовых затрат.

Вторым важным направлением ускорения социально-экономического развития регионов заключается в активизации процесса приватизации госу-дарственной (республиканской и коммунальной) собственности [14, c. 57].

До сих пор, несмотря на принятые Законы  и различные  подзаконные акты, остаются неопределенными в деталях стратегия, технология и механизм проведения приватизации. Подходы к приватизации в республике всё время меняются не только в тактическом плане, но и по целевым установкам.

Основными факторами, сдерживающими  процесс  приватизации являются:

- понимание и сведение  приватизации к смене собственника  государственных объектов, функционирующих  в народном хозяйстве, т.е. трансформирование  государственной (республиканской  и коммунальной) собственности в  частную собственность. И в  меньшей степени уделяется внимание созданию условий для возникновения и развития новых субъектов (объектов) хозяйствования негосударственной собственности в дополнение к функционирующим субъектам (объектам) государственной собственности и созданию равных условий для конкуренции  всех форм собственности;

- слабая материально-техническая  база предприятий (большинство  предприятий торговли и бытового  обслуживания расположены в арендованных  помещениях, которые в ходе приватизации  не подлежат продаже), недостаток  собственных оборотных средств (имущество объектов торговли, общественного питания, как правило, на 80% состоит из оборотных средств).

В целом оценка хода и  механизма приватизации республиканской  и коммунальной собственности свидетельствует  о том, что процесс пока ещё  в полной мере нельзя назвать приватизацией. Это в большей мере коммерциализация предприятий.

Совершенствование стратегии  и механизма приватизации республиканской  и коммунальной собственности должно включать следующие моменты:

- стратегия приватизации  должна быть конструктивной и многовариантной. Содержательная часть проектов и программ приватизации должна заключаться в разработке и тщательном обосновании плана будущего производственно-финансового развития (бизнес-плана) и механизма его реализации на любом предприятии, обеспечивающего рост эффективности производства;

- при проведении приватизации  приоритеты должны быть отданы  не столько трудовым коллективам,  сколько активным инвесторам, предпринимателям, которые смогут более рационально  распорядиться собственностью. Следует разрешить как централизованную (через соответствующие государственные органы приватизации), так и децентрализованную (когда сами трудовые коллективы выбирают метод проведения приватизации) приватизацию;

-при проведении приватизации  имущества госпредприятий необходимо использовать широкий арсенал способов: публичную или частную продажу акций, продажу активов предприятия, выкуп предприятия, передачу в пользование, деление или фрагментацию предприятия, новые частные инвестиции, приватизацию через санацию или ликвидацию предприятия);

-приватизацию следует  проводить на базе финансовой аттестации предприятий, их финансовой паспортизации, зафиксировав, какие объекты подлежат ликвидации, какие реструктуризации, какие – приватизации [15, c.172].

Одной из важных задач органов исполнительных властей является создание оптимальных условий для становления и развития предпринима-тельства как одного из направлений экономического развития в регионах.

Основные проблемы, тормозящие развитие предпринимательства: отсутствие стартового капитала и возможности пользования банковскими кредитами, недостаток и недоступность производственных и непроиз-водственных помещений, низкий уровень квалификации предпринимателей.

Основными задачами поддержки  малого  предпринимательства являются:

- расширение системы  финансовой поддержки малого  предприни-мательства, включающей льготное кредитование субъектов предприни-мательства, совместно с администрациями районов, банками-агентами, оказание безвозмездной помощи по направлениям;

- создание лизингового фонда;

- завершение формирования  местного целевого фонда нежилых  помещений для размещения субъектов  предпринимательства и их инфраструктуры, формирование городского целевого  фонда;

- создание льготных  условий по использованию фондов;

- создание бизнес-инкубатора, территориального центра поддержки предпринимательства;

- оказание информационной  и учебно-методической поддержки  малому предпринимательству;

- обеспечение экономической  безопасности малых предприятий  и качества выпускаемой ими  продукции [16, c.101].

Стратегической задачей социально-экономической политики госу-дарства является также повышение эффективности использования трудовых ресурсов и качественное совершенствование структуры занятости населения.

Для обеспечения ее выполнения и создания адекватного рыночной экономике регулируемого и организационного рынка рабочей силы (труда), являющегося  необъемлемым элементом рыночного механизма предлагается осуществить в регионах ряд мероприятий, ориентированных на создание новых рабочих мест, оказание помощи в трудоустройстве и материальной поддержке граждан, развитие системы общественных работ, обеспечение дополнительных гарантий занятости для граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, содействие самостоятельной занятости граждан и поддержку их предпринимательской деятельности, профессиональную ориентацию и переподготовку незанятого населения:

- создать банк данных  создания новых рабочих мест  и вакансий;

- активизировать работу  по созданию новых рабочих  мест субъектами хозяйствования различных форм собственности;

- организовать проведение  общественных работ;

- ежегодно проводить  "Ярмарку вакансий" и "Ярмарку  учебных мест";

- ежегодно пересматривать  квоты приёма на работу социально  неза-щищённых граждан;

- шире практиковать выделение ссуд и субсидий в целях поддержки предпринимательской деятельности граждан;

- развивать систему  профессиональной ориентации, подготовки  и переподготовки безработных;

- разработать положение  о стимулировании нанимателей  по сохранению и созданию рабочих мест [15, c. 175].

 

3.3 Обоснование   целесообразности и путей реализации  предложений и мероприятий

 

Разрушение директивно-плановой экономики не означает абсолютного  отрицания роли государства в  регулировании социально-экономических  процессов и  применяемости в рыночной экономике планирования.

Одним из направлений  совершенствования управления социально-экономической  сферой регионов должно быть индикативное планирование. Целесообразность его применения состоит в том, что оно одновременно выступает и инструментом государственного регулирования, и инструментом её саморегулирования, корректируя как дефекты сугубо рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в производственные процессы.

Индикативное планирование предполагает обоснование целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики, обеспечение эффективной организации взаимодействия органов управления как по вертикали, так и по горизонтали в интересах совершенствования экономической системы в целом и отдельных её элементов.

Опыт применения системы  индикативного планирования в ряде развитых стран (ФРГ, Франция, Япония), где рыночные механизмы успешно  сочетаются с государственным регулированием отдельных социально-экономических  процессов, позволяет говорить о необходимости использо-вания основных её принципов в странах с переходной экономикой, к числу которых относится и Республика Беларусь. Это обусловлено в первую очередь тем, что:

- посредством прогнозов  и индикативных планов государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике (информационная функция);

- индикаторы социально-экономического  развития позволяют субъек-там рынка ориентироваться в долгосрочных установках и целях правитель-ства и действовать сообразно с ними (стабилизационная Функция);

- между правительством  и субъектами хозяйствования  негосударствен-ной формы собственности достигается единство по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласовании (согласительная функция).

Новая парадигма и  сущность планирования в системе  управления социально-экономическими процессами в период перехода к рынку  состоят не в движении "сверху вниз" и "снизу вверх" заданий, показателей и данных об их выполнении, а в разработке государственной плановой информации, правовых и экономических норм и нормативов, создании созидательной атмосферы в экономике, разрешении экономических интересов государства и предпринимательских структур.

В направлении приватизации и разгосударствлении необходима дальнейшая планомерная работа базируется на данных анализа работы предприятий негосударственной формы собственности. Исходя из анализа, можно отметить положительные стороны хозяйственной деятельности: устойчивые темпы роста, отсутствие задолженности в бюджет, внебюджет-ные фонды и за использование энергоресурсов. Обновление производствен-ных фондов здесь происходит интенсивнее, чем на предприятиях государственной формы собственности, видны стабильные сдвиги в наращивании производства конкурентоспособных изделий.

Опыт многих стран  мира, в том числе осуществляющих переход от плановой к рыночной экономике, показывает, что самым эффективным  способом создания новых рабочих  мест является развитие малого предпринимательства, в первую очередь, в сфере услуг. Небольшие фирмы способны быстро реагировать на изменение рыночных условий. На основе анализа хозяйственной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, их возрастающей роли в социально-экономическом развитии регионов делается заключение о необходимости оказания содействия со стороны исполнительной власти дальнейшему развитию предпринимательства.

Процесс глубокого реформирования экономики занимает определенный период времени, в течение которого необходимо предпринимать меры, которые бы позволили в максимально возможной мере  защитить наиболее уязвимые слои населения.

Наилучшей защитой от бедности было бы сознание условий, позволяющих  иметь работу и зарабатывать столько, сколько необходимо, чтобы обеспечить нормальный уровень жизни [17, c.144-153].

Намеченный в предыдущей главе комплекс мероприятий позволит обеспечить выполнение важнейших социально-экономических показателей развития регионов не только в 2011 году, но и на  текущую пятилетку.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона