Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:05, реферат
Организационные отношения вообще и организационные отношения в системе управленческих отношений в частности сегодня приобретают особую значимость. В современном управлении очень важно не только правильно сформулировать цели, но и добиться их осуществления при наименьших издержках. Это во многом функция организации, организационной культуры.
Организационные отношения
и организационная деятельность
Организационные
отношения вообще и организационные
отношения в системе
Термин «организация» употребляется в трех значениях.
Во-первых, под организацией понимается какой-то объект, система, обладающая сложной внутренней структурой (государственная организация, общественный институт, предприятие и т.п.).
Во-вторых, состояние упорядоченности, порядка той или иной совокупности предметов, явлений: внутренняя форма, структура системы.
В-третьих, деятельность органа, человека (организационная работа) по созданию состояния упорядоченности или целостной системы.
Нет сомнения, что организационная деятельность – исключительно важный вид управленческого труда, важнейшая функция управления. Однако нет оснований сводить к организации всю управленческую работу, куда входит и целеполагание, выработка общественной доктрины и стратегий развития, что во многом определяет содержание самого организационного труда.
Организационная деятельность в современных условиях невозможна без создания социальных организаций. Различаются две формы организации – формальная и неформальная, соответственно – два типа организаций.
Первый из них основан на административных принципах, определении рабочих мест, функциональных обязанностей, прав и полномочий. Такая организация обычно называется склярной и выполняет функции ориентирования, нормирования и внешнего контроля, интеграции рабочих мест и работников для достижения институциональных целей.
Общие принципы таких организаций:
1) общая институциональная цель деятельности;
2) устойчивые
нормативные связи между
3) взаимодействие с внешней средой;
4) использование ресурсов для достижения целей.
Организационная
структура характеризуется
К числу ресурсов формальной организации относятся труд, оборудование, денежные средства, земля, капитал и человеческий ресурс. Неформальная оргструктура складывается исходя из принципов эргономики (отрасль научного знания, изучающая человека или группу людей и их деятельность в системе современного производства, объект исследования – система «человек – машина»). По эргономике, основной закон построения оргструктуры – закон обязательного соответствия прав, полномочий, ответственности, личных и профессиональных качеств работника содержанию выполняемых функций. Законы и принципы оргструктуры незыблемы, но в нее приходит личность, творческий исполнитель соответствующих функций, носитель прав, полномочий, ответственности, который реализует их на основе профессиональных знаний законов и принципов управления и своих индивидуальных свойств (воли, характера, физического и нравственного здоровья, интеллектуальных способностей, памяти и т.п.).
Возрастание роли организационных отношений в современном управлении определяется двумя факторами. Успехи в области науки и техники, социального прогресса в конце XX века в большей мере обусловлены не только эвристикой и творчеством отдельных личностей, но и мощью организаций, которые объединяют усилия многих, в том числе и талантов, концентрируют ресурсы на главных направлениях и добиваются выдающихся конечных результатов. Всем известны такие суперорганизации, как «Ай-Би-Эм», «Дженерал моторз», КБ Туполева и др.
С организациями человек связан на протяжении всей своей жизни, они во многом определяют эффективность его деятельности и качество самой жизни. Это как бы первый фактор, который появился под влиянием научно-технической революции, повлекшей усложнение внутренней структуры формальной организации, ее иерархичности – величины расстояния между высшими и низшими ее звеньями.
Второй и, пожалуй, определяющий фактор связан с ростом роли и значения социального ресурса в системе организационных отношений, который становится главным.
Конец XIX – начало XX вв. остро поставили вопрос о включении социального ресурса в число важнейших регуляторов организационных отношений. Несомненно, гармонизация творческих усилий людей, создание возможностей для их реализации в большей мере – функция неформальной сферы. Рациональное сочетание формальных и неформальных структур в организации – один из путей решения этой проблемы. Организация все в большей мере понимается не только как система функций, нормативов, но и как сфера межгруппового и межличностного взаимодействия.
Неформальная
организационная структура
Сегодня ученые считают, что знание и понимание человека, возможностей его поведения в организации – важнейший элемент современной управленческой и организационной культуры, суть менеджерской революции. Поэтому в науке разрабатываются технологии построения сильных социальных организаций, включающих формальные и неформальные структуры.
Особое значение
приобретают задачи обучения менеджеров
теории и практике поведения человека
в организации, пониманию законов
раскрытия творческого
Управленцы изучают принципы и технологии проектирования «успешных организаций», которые способны обеспечить их эффективное функционирование и развитие в жесткой конкурентной среде.
К их числу относятся:
а) технологии разработки
стратегий организаций и
б) выдвижение и реализация социальных целей.
Организационная стратегия все в большей мере направлена на то, чтобы сокращать средства сильных административных воздействий, запретительных механизмов и постепенно расширять зону использования внутренних сил самой организации (традиций, законов, ценностей), мотивации трудом и т.п.
В каждой крупной организации становятся нормой управления разработка приоритетной стратегии ее социального развития, утверждение социального проекта, исследование главных социальных ресурсов и разработка пакета социальных технологий, направленных на своевременное разрешение возникающих конфликтов, развитие персонала управления и постоянное инновирование целей организации. Для достижения этих целей организации используются как собственные научные подразделения, так и возможности различных научных центров, отдельных ученых, которые профессионально занимаются вопросами управленческого консультирования, оптимизации управленческой деятельности управленцев. Этому служит специальная отрасль научного знания – организационная культура (часть управленческой культуры, сосредоточившая свое внимание на создании и проектировании формальных и неформальных организаций).
Организационная культура и управленческий интеллект как общества в целом, так и каждой его подсистемы – важнейшее условие выхода из кризисных ситуаций. В организационной деятельности работники управления, органы управления, социальные организации вступают в особого рода отношения – организационные, выполняют важную часть управленческой работы, без которой не может быть принято и реализовано управленческое решение.
Организационные отношения разделяются на регулирующие, субординационные, координационные, контрольные.
Сохранить и
поддержать, усовершенствовать и
развить состояние
Отношения субординации представляют собой систему связи между руководителями и подчиненными. Они разделяются на линейные и функциональные. При линейном виде связи осуществляется исполнение (распорядительство – подчинение).
Такая связь характерна для вышестоящих и нижестоящих руководителей и органов управления. Линейная форма характеризуется выполнением указаний только своего руководителя.
Функциональная
форма организационных
При этой системе
отношений решения принимаются
либо линейным руководителем на основе
рекомендаций специалистов (при линейно-штабной
организационно-структурной структуре
органа), либо функциональным руководителем
(при линейно-функционально-
Организационная структура органов управления хорошо представлена в управленческой литературе. Отношения координации направлены на согласование действий разных органов управления, работников, сопоставление целей и задач разных уровней, ресурсов, форм и методов деятельности, взаимное приспособление для достижения главных целей. Необходимо подчеркнуть, что способность строить эффективные системы управления, динамично развивающиеся и адекватно реагирующие на изменения внешней и внутренней среды, во многом зависит от профессионализма всех уровней управления. Необходима целая система работы не только по построению оргструктур, уточнению функциональных обязанностей, прав, полномочий, ответственности, с чего и начинается любая управленческая деятельность, но и по развитию творческого самоуправления личности на профессиональной основе.
Эти задачи решаются в органическом единстве совершенствования как самих управленческих отношений, так и профессионально-личностного развития руководителя. Формированием (подбором и приемом на работу), оптимизацией численного состава, профессиональным обучением, планированием и развитием карьеры, подготовкой резерва руководителей, оценкой работы, аттестацией и т.п. специально занимаются такие отрасли управленческой науки, как управление персоналом и кадровая политика.
«Критическая масса» управленческой культуры в России, носителями которой являются не управленческие институты, государство в том числе, а отдельные политические лидеры, крайне низкая. Во многом этим объясняются те утраты и беды, которые сегодня постигли Россию. Командно-административная система управления разрушена, а новая, информационно-аналитическая, не создана. Обществу же для его нормального функционирования нужна системная целостность управления. Поэтому формирование управленческой элиты, на наш взгляд, есть важнейшее средство выхода из кризиса управления, в котором оказалось российское общество во многом по причине отсталости его управленческой элиты от требований современной эпохи.
* * *
Завершая рассмотрение организационных отношений и организационной деятельности, отметим:
1. Организационные
отношения в системе
2. Особое место
в системе организационной
3. Организационная
деятельность всегда
Доклад Организационные отношения
и организационная деятельность
Организационные отношения вообще и организационные
отношения в системе управленческих отношений
в частности сегодня приобретают особую
значимость. В современном управлении
очень важно не только правильно сформулировать
цели, но и добиться их осуществления при
наименьших издержках. Это во многом функция
организации, организационной культуры.
Термин организация употребляется в трех
значениях.
• Во-первых, под организацией понимается
какой-то объект, система, обладающая сложной
внутренней структурой (государственная
организация, общественный институт, предприятие
и т. п.),
• Во-вторых, состояние упорядоченности,
порядка той или иной совокупности предметов,
явлений: внутренняя форма, структура
системы.
• В-третьих, деятельность органа, человека
(организационная работа) по созданию
состояния упорядоченности или целостной
системы1.
Нет сомнения, что организационная деятельность
— исключительно важный вид управленческого
труда, важнейшая функция управления.
Однако нет оснований сводить к организации
всю управленческую работу, куда входит
и целеполагание, выработка общественной
доктрины и стратегий развития, что во
многом определяет содержание самого
организационного труда.
Организационная деятельность в современных
условиях невозможна без создания социальных
организаций. Различаются две формы организации
— формальная и неформальная, соответственно
и два типа организаций.
Первый из них основан на административных
принципах, определении рабочих мест,
функциональных обязанностей, прав и полномочий.
Такая организация обычно называется
склярной и выполняет функции ориентирования,
нормирования и внешнего контроля, интеграции
рабочих мест и работников для достижения
институциональных целей.
Общие принципы таких организаций:
1) общая институциональная цель деятельности;
2) устойчивые нормативные связи между
членами организации, установленные правила,
порядок взаимодействий, сложившаяся
организационная структура;
3) взаимодействие с внешней средой;
4) использование ресурсов для достижения
целей.
Организационная структура характеризуется
разделением труда, специализированностью
подразделений, иерархичностью и упорядоченностью
использования ресурсов.
К числу ресурсов формальной организации
относятся труд, оборудование, денежные
средства, земля, капитал и человеческий
ресурс. Неформальная оргструктура складывается
исходя из принципов эргономики2. По эргономике,
основной закон построения оргструктуры
— закон обязательного соответствия прав,
полномочий, ответственности, личных и
профессиональных качеств работника содержанию
выполняемых функций. Законы и принципы
оргструктуры незыблемы, но в нее приходит
личность, творческий исполнитель соответствующих
функций, носитель прав, полномочий, ответственности,
который реализует их на основе профессиональных
знаний законов и принципов управления
и своих, индивидуальных свойств (воли,
характера, физического и нравственного
здоровья, интеллектуальных способностей,
памяти и т. п.).
Возрастание роли организационных отношений
в современном управлении определяется
двумя факторами. Успехи в области науки
и техники, социального прогресса в конце
XX века в большей мере обусловлены не только
эвристикой и творчеством отдельных личностей,
но и мощью организаций, которые объединяют
усилия многих, в том числе и талантов,
концентрируют ресурсы на главных направлениях
и добиваются выдающихся конечных результатов.
Всем известны такие суперорганизации,
как «Ай-Би-Эм», «Дженерал моторз», КБ Туполева
и др. С организациями человек связан на
протяжении всей своей жизни, они во многом
определяют эффективность его деятельности
и качество самой жизни. Это как бы первый
фактор, который появился под влиянием
научно-технической революции, повлекшей
усложнение внутренней структуры формальной
организации, ее иерархичности — величины
расстояния между высшими и низшими ее
звеньями.
Второй и, пожалуй, определяющий фактор
связан с ростом роли и значения социального
ресурса в системе организационных отношений,
который становится главным.
Конец XIX — начало XX вв. остро поставили
вопрос о включении социального ресурса
в число важнейших регуляторов организационных
отношений. Несомненно, гармонизация творческих
усилий людей, создание возможностей для
их реализации в большей мере — функция
неформальной сферы. Рациональное сочетание
формальных и неформальных структур в
организации — один из путей решения этой
проблемы. Организация все в большей мере
понимается не только как система функций,
нормативов, но и как сфера межгруппового
и межличностного взаимодействия.
Неформальная организационная структура
может при определенных условиях потеснить
формальную.
Сегодня ученые считают, что знание и понимание
человека, возможностей его поведения
в организации — важнейший элемент современной
управленческой и организационной культуры,
суть менеджерской революции. Поэтому
в науке разрабатываются технологии построения
сильных социальных организаций, включающих
формальные и неформальные структуры.
Информация о работе Организационные отношения и организационная деятельность