Организация Госзакупок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 12:28, реферат

Краткое описание

Россия, как и другие страны постсоветского пространства, во многом отличается от европейских государств, в том числе в принятии документов, регулирующих деятельность производителей пищевых продуктов. Причем разница не только в характере документов, но и в самом подходе к их составлению.

Каковы мировые тенденции регулирования продовольственного рынка и стоит ли России принимать зарубежный опыт? Об этом расскажут наши эксперты – директор Украинской лиги производителей пищевых продуктов Геннадий Кузнецов и директор Национального института технического регулирования Дмитрий Петров.

Геннадий Кузнецов, директор Украинской лиги производителей пищевых продуктов

СФС и ТБТ

На международном уровне основными соглашениями, которые определяют правила регулирования государствами безопасности пищевых продуктов и информирования об их свойствах потребителей, являются соглашения ТБТ и СФС Всемирной торговой организации (ВТО).

Вложенные файлы: 1 файл

госзак.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Главными  формами вмешательства государства  в экономику являются административный метод регулирования и экономический метод.

Формы вмешательства государства  в экономику

Административные  охватывают регуляционные действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, создание наиболее разумных правовых целей для частного производства. Цель - стабильная юридическая обстановка для деловой жизни. Осуществляются через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество.

Экономические методы государственного регулирования имеют не столько предписательный, сколько воздействующий на определенные аспекты характер. Осуществляются с помощью различных мер макроэкономической политики.

Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение не может быть принято и выполнено без предвидения и последствий, без выбора стратегических и тактических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для этого используют прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и программирование социально-экономического развития страны и составляющих ее регионов.[19,c.26]

Государственное прогнозирование - предвидение будущего, которым занимаются государственные  и муниципальные органы на разных уровнях управления.

Прогнозирование выполняет три основные функции в государственном регулировании рыночной экономики:

- предвидение  социально-экономического развития  страны или региона в контексте  общемировой динамики и направлений  трансформации общества;

- предвосхищение  вариантов и возможных последствий принимаемых стратегических и тактических решений в области социально-экономического, научно-технического, экологического развития;

- своевременное  внесение коррективов или отмены  решений, если этого потребует  обстановка, новая конъюнктура внутреннего и внешнего рынков.[30,c.89]

Прогнозы  обычно составляются в нескольких вариантах (сценариях), чтобы бала возможность  оценить все возможные перемены. Это важно в условиях, переходных, кризисных этапов в развитии экономической  системы, когда она становится неустойчивой.

Переход от централизованно-плановой к рыночной экономике существенно повысила роль и значимость прогнозирования. Спрос на качественные прогнозы значительно  возрос. Они требуются теперь всем агентам рынка.

Согласно  федеральному закону от 20,07,95 г.№115-ФЗ, государственное прогнозирование находит выражение в разработке Минэкономразвития и представлении Правительством России в Государственную думу прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (на 10-15 лет), на среднесрочную перспективу (на 3-5 лет) и на очередной год (вместе с проектом федерального бюджета на этот год).

Прогнозы  нужны государственным органам  прежде всего для обоснования  стратегии и приоритетов развития на долгосрочный и среднесрочный периоды, то есть для стратегического планирования.

Можно выделить три функции  стратегического  планирования в рыночной экономике:

1. Определение  перспективных целей социально-экономического  развития страны с учетом внутренних  потребностей, этапов развития и трансформации; места в мировом цивилизационном пространстве, глобализирующейся экономике;

2. Выбор  стратегических приоритетов, позволяющих  достичь целей социально-экономического, научно-технического, инновационного  и экологического развития в  перспективе с учетом первоочередных потребностей, имеющихся ограниченных ресурсов и возможностей государства;

3. Выработка  социально-экономического механизма  реализации выбранной системы  приоритетов, использование для  этого прямого и косвенного  государственного регулирования социально-экономического развития. [1, с.255 - 256]

Прямое  регулирование - это регулирование  со стороны государства, при котором  субъекты экономики вынуждены принимать  решения, основанные не на самостоятельном  экономическом выборе, а на предписаниях государства.

При косвенном  регулировании создаются предпосылки  к тому, чтобы при самостоятельном  выборе экономических решений, субъекты тяготели к тому варианту, которые  соответствуют целям экономической  политики.

Отсутствие  реального стратегического планирования ограничивает возможности влияния государства на трансформацию экономики России и перспективы ее развития.

Методы  стратегического планирования впервые  были использованы в России в 1918 г. при  утверждении, а затем реализации плана ГОЭЛРО, далее в середине 20-х гг. при подготовке под руководством Н.Д. Кондратьева проекта пятилетнего плана развития сельского и лесного хозяйства, а затем при разработке проекта первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР в двух вариантах.

Индикативное  планирование носит преимущественно тактическое значение, направлено на реализацию стратегических планов и приоритетов и тесно связано с государственным бюджетом. Индикативное планирование в СССР впервые введено в практику в середине 20-х гг. в виде контрольных цифр развития народного хозяйства на очередной год.

Функции индикативного планирования в рыночной экономики:

1. Позволяет  определить систему обобщающих  показателей и нормативов, которые  характеризуют основные параметры  социально-экономического развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

2. Производится  увязка указанных индикаторов  с ресурсами федерального, региональных  и местных бюджетов, что делает  реализацию этих индикаторов  и воздействие на них государства  более реальным.

3. Приводит в соответствие экономические рычаги с индикаторами плана.

Программирование  социально-экономического развития как  метод государственного регулирования  носит характер более узкий и  конкретный, чем стратегическое и  индикативное планирование. Оно используется для концентрации сил и средств на реализацию выбранных стратегических приоритетов. Целевое программирование выполняет такие функции, как:

- выявление  приоритетов социально-экономического  развития, позволяющих решать крупные  стратегические задачи;

- концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач;

- взаимная  увязка программ между собой  и остальной экономикой.

Метод целевого программирования используется на федеральном, региональном, муниципальном  уровнях, в деятельности объединений - холдингов, консорциумов, крупных предприятий.

Таким образом прогнозирование, стратегическое планирование и социально-экономическое  программирование неразрывно связаны, выполняют важнейшие функции  в рыночной экономике и играют ключевую роль в государственном регулировании ее развития. [31, с.257]

Глобальные  функции государства

Эффективность

Государство призвано создать такую экономическую  ситуацию, используя различные экономические  инструменты, которая обеспечила бы эффективное функционирование производства. В частности большое значение имеют антимонопольная деятельность государства, активизация конкуренции, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма.

Справедливость

Для рынка  справедливым считается получение  высоких доходов теми, кто преуспел в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, и наличие низких доходов у тех, кто потерпел в этом неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получения прожиточного минимума. Поэтому государство берет на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п. Государство заботится о занятости населения, гарантирует минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.

Стабильность

Государство поддерживает экономическую стабильность, сглаживает циклическую форму развития экономики. Проводит оно и антимонопольную политику.

Государство берет на себя решение тех функций, которые принципиально не может  осуществить сам рынок. Следовательно, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм.

В различных  странах выбраны проверенные  опытом разнообразные методы регулирования  экономики: налоговая система, контроль над ценами, экспертные оценки, долгосрочные нормативы, предельные лимиты и т.д. - это позволяет активно влиять на рынок и регулировать отношения купли-продажи производителей и потребителей. Эти методы должны постоянно обновляться и совершенствоваться с учетом новых задач и условий развития всей экономики, не сковывать инициативу и предприимчивость. [28,c.198-200]

Одно  из фундаментальных открытий в мире экономики заключалось в том, что люди способны производить больше, если они кооперируются друг с  другом, специализируясь в различных  видах продуктивной деятельности, а затем вступая в сделки друг с другом с целью приобретения необходимых им товаров и услуг. Здесь возникает проблема организации: когда люди становятся специализированными производителями, которым необходимо торговать друг с другом, тогда для того, чтобы реализовать эти выгоды кооперации, решения и действия людей должны координироваться и люди должны иметь мотивы, побуждающие их вносить свой вклад в кооперативную деятельность. Как само существование формальных организаций, так и отдельные детали их структур, стратегий и процедур отражают стремление к эффективности в координации и мотивации.

Специализация

Знаменитый  пример Адама Смита с фабрикой булавок прекрасно демонстрирует  выгоды кооперации и специализации  и сопутствующую им необходимость  кооперации. Смит описал, как в его время (конец XVIII в.) различные стадии процесса производства булавок осуществлялись различными людьми, каждый из которых специализировался на выполнении одной-единственной операции -- вытяжке проволоки, ее выпрямлении, разрезании проволоки на куски нужной длины, заострении кончика, прикреплении головки и упаковки готовой продукции, -- и как в результате этого объем производства во много раз превосходил тот, который был бы возможен, если бы каждый работник выполнял все стадии процесса в одиночку. Однако критический момент заключается в том, что такая специализация требует координации. Ремесленник, производящий булавки в одиночку, в конечном счете сделает нечто полезное. Но время и усилия специалистов будут потрачены впустую, если они не могут быть уверенными в том, что работники всех предыдущих стадий выполняют свои задачи, своевременно производя полуфабрикаты в нужных количествах, а работники последующих стадий производственного процесса готовы принять то, что сделано на данной стадии, и превратить это в конечный продукт. 
 


Информация о работе Организация Госзакупок