Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:23, курсовая работа
Важнейшими задачами современной практики управления являются выработка и исполнение решений, направленных на достижение финансово-экономической устойчивости и эффективности функционирования организации.
В отечественной теории и практике понятие управленческого учета появилось сравнительно недавно. В системе руководства западных фирм управленческий учет начал развиваться уже в 40-е гг. 20 столетия. Это было связано с увеличением масштабов производственных затрат, обостряющейся конкуренцией в рамках мирового хозяйства, растущей инфляцией, появлением новых методов планирования и
1. Понятие, сущность и назначение управленческого учета на предприятии;
2. Понятие издержек, затрат и расходов организации. Классификация затрат;
3. Общие принципы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) ;
4. Бюджетирование и анализ как средство контроля затрат.
5. Понятие управленческих решений и их классификация.
ТЕМА 13.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА
ПРЕДПРИЯТИИ
1. Понятие,
сущность и назначение
2. Понятие издержек,
затрат и расходов организации.
3. Общие принципы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) ;
4. Бюджетирование
и анализ как средство
5. Понятие
управленческих решений и их
классификация.
Вопрос 1. Понятие, сущность и назначение управленческого учета на предприятии
Важнейшими задачами современной практики управления являются выработка и исполнение решений, направленных на достижение финансово-экономической устойчивости и эффективности функционирования организации.
В отечественной теории и практике понятие управленческого учета появилось сравнительно недавно. В системе руководства западных фирм управленческий учет начал развиваться уже в 40-е гг. 20 столетия. Это было связано с увеличением масштабов производственных затрат, обостряющейся конкуренцией в рамках мирового хозяйства, растущей инфляцией, появлением новых методов планирования и анализа производственной деятельности. Появление управленческого учета как самостоятельной учебной дисциплины связано с Американской Ассоциацией бухгалтеров, разработавшей в 1972г. программу получения диплома по управленческому учету с присвоением выпускникам квалификации бухгалтеров – аналитиков. В условиях развивающихся рыночных отношений на российских предприятиях возникла реальная необходимость создания системы управленческого учета, который считают одним из новых и перспективных направлений бухгалтерской практики.
Среди авторов расходяться от понятия управленческого учета в узком смысле этого слова, а именно как подсистемы бухгалтерского учета, включающего в себя сбор, регистрацию и обобщение информации, до трактовки его в широком смысле как системы управления предприятием, охватывающей все функции управления: планирование, организацию, учет, контроль, анализ, принятие решений.
Следует
отметить, что официального определения
управленческого учета в
Проблема управления предприятием требует информационной обеспеченности внутренних пользователей бухгалтерской информации – управленческого персонала предприятия. Управленческий учет охватывает систему управления деятельностью организации в целом, включая:
- стратегическое управление;
- производственный учет;
-
разработку показателей
-
формирование управленческой
В систему управленческого учета и анализа включают также прогнозирование внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия, а также составление управленческой отчетности.
Составление стратегического плана предприятия предусматривает появление документа, называемого «Стратегический план предприятия». В нем имеются следующие разделы, которые отражают:
- цели и задачи предприятия;
-
текущую деятельность
- стратегию предприятия;
- наиболее значимые проекты;
- описание внешних операций;
- капиталовложение и ресурсное распределение;
- планирование неожиданностей.
Производственный учет является одной из составляющих управленческого учета и включает в себя:
Чем сложнее управленческая структура, тем большее значение имеет правильный выбор системы показателей деятельности, то есть своевременное определение показателей и эффективность их с точки зрения отражения задач, стоящих перед каждым подразделением.
Для выработки и принятия управленческих решений руководителям всех уровней необходимо детализировано разработать управленческую отчетность. Независимо от способа организации информационная система предприятия должна учитывать и отражать все экономические и политические изменения, законодательные ограничения, культурные различия и социологические особенности страны, в которой предприятие осуществляет свою деятельность.
Теоретически возможны два подхода к установлению правил постановки управленческого учета на предприятии: централизованный и децентрализованный.
При централизованном подходе ведение учета регламентируется и контролируется особым подразделением, созданным на предприятии. В этом случае руководство предприятия должно определить ответственное лицо или команду лиц, ответственную за внедрение и ведение управленческого учета. Такие ответственные лица подотчетны исполнительному органу предприятия. Это специалисты, задачей которых является обеспечение реализации общих целей на уровне конкретных мероприятий, рассчитанных на понимание и исполнение всеми задействованными подразделениями.
В рамках децентрализованного подхода предполагается, что функции ведения управленческого учета и обеспечения руководства соответствующей управленческой отчетностью могут возлагаться на экономистов, работающих в любом структурном подразделении.
В
минимальный набор навыков
На лиц, занятых организацией и ведением системы управленческого учета, должны быть возложены следующие обязанности:
Вопрос 2. Понятие издержек, затрат и расходов организации.
Классификация затрат
Очень
часто в официальных
Затраты – это стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации.
Расходы представляют собой отток экономических выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения или использования активов организации или увеличения ее обязательств, приводящий к уменьшению капитала, отличный от распределения капитала между участниками организации. По признаку принадлежности к отчетным периодам расходы организации делятся на две категории:
- расходы данного (текущего) отчетного периода;
- отложенные расходы.
Расходы данного отчетного периода – расходы, обусловленные фактами хозяйственной деятельности текущего отчетного периода и признаваемые в отчете о прибылях и убытках данного периода.
Расходы данного отчетного периода по признаку взаимосвязи с доходами отчетного периода делятся на:
-
расходы данного отчетного
-
расходы данного отчетного
Отложенные расходы – расходы, связанные с хозяйственными операциями по использованию ресурсов организации, осуществляемые в данном отчетном периоде с целью получения возможных доходов в будущем.
Отложенные расходы по признаку возможности возникновения будущих ресурсов делятся на:
- инвестиции (капитальные вложения);
- расходы будущих периодов.
Примеры признания расходов:
В отличие от расходов, затраты в момент их признания не оказывают влияния на прибыль. Затраты в период их возникновения могут совпадать с расходами, если выполняется одно из следующих условий:
1) получены доходы в результате их осуществления;
2)
имеется достаточная степень
уверенности в отсутствии
Совокупность затрат, не признанных в качестве расходов на конец отчетного периода, признается не в отчете о прибылях и убытках, а в балансовом отчете в качестве активов. В общем случае стоимостная оценка потребленных ресурсов продолжает числиться в составе затрат до тех пор, пока не наступит момент признания дохода, на извлечение которого было направлено потребление этих ресурсов.
Издержки – денежное выражение затрат, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности. В Российской практике издержки подразделяются на издержки производства и издержки обращения. Помимо этого в экономической литературе выделяют следующие виды издержек:
В налоговом учете затраты классифицируются в целях исчисления налогооблагаемой прибыли. В финансовом учете формируется информация о величине расходов в целом по предприятию. В управленческом учете цели классификации затрат определяются исходя из целей и задач предприятия.
В российской учебной и научной литературе называется до 10 группировочных признаков затрат. Анализ подходов к классификации затрат показал, что группы затрат в управленческом учете целесообразно объединять по следующим направлениям:
1. Для целей калькулирования и оценки готовой продукции:
а) элементы затрат:
- материальные затраты;
-
затраты на оплату труда с
отчислениями на социальные
- амортизационные отчисления ;
- прочие затраты.
б) статьи калькуляции:
- оплата труда с отчислениями на социальные нужды;
- семена и посадочный материал;