Организация управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшими задачами современной практики управления являются выработка и исполнение решений, направленных на достижение финансово-экономической устойчивости и эффективности функционирования организации.
В отечественной теории и практике понятие управленческого учета появилось сравнительно недавно. В системе руководства западных фирм управленческий учет начал развиваться уже в 40-е гг. 20 столетия. Это было связано с увеличением масштабов производственных затрат, обостряющейся конкуренцией в рамках мирового хозяйства, растущей инфляцией, появлением новых методов планирования и

Содержание

1. Понятие, сущность и назначение управленческого учета на предприятии;
2. Понятие издержек, затрат и расходов организации. Классификация затрат;
3. Общие принципы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) ;
4. Бюджетирование и анализ как средство контроля затрат.
5. Понятие управленческих решений и их классификация.

Вложенные файлы: 1 файл

Организация управленческого учета.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

    - удобрения минеральные и органические;

    - средства защиты растений и  животных;

    - корма;

    - содержание основных средств,  в т. ч. – нефтепродукты, - амортизация  основных средств, - ремонт основных  средств;

    - работы и услуги;

    - организация производства и управления;

    - потери от падежа животных;

    - прочие затраты.

    в)затраты: прямые и косвенные:

    прямые  – которые можно прямо отнести на себестоимость продукции, центр ответственности или какой-нибудь объект.

    косвенные – затраты, которые нельзя, или экономически нецелесообразно прямо относить на объекты учета. Для распределения косвенных расходов разрабатывают и применяют различные методики.

    г)затраты: основные и накладные:

    основные  затраты обусловлены непосредственно процессом изготовления продукции (работ, услуг).

    накладные затраты образуются в связи с организацией производства и управления.

    д) затраты: входящие и  истекшие:

    Входящие  – это приобретенные и имеющиеся в наличие ресурсы, которые, как ожидается, должны принести доход в будущем.

    К истекшим относятся израсходованные ресурсы, которые принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем.

    Например, затраты на сырье и материалы, находящиеся на складе или в цехах, считаются входящими и показываются в балансе в составе производственных запасов. Затраты на материалы, вошедшие в состав себестоимости продукции, считаются истекшими.

    е) затраты на продукт  и затраты на период:

    затраты на продукт распределяются между себестоимостью реализованной продукции и запасами. Эти переходящие затраты относятся на уменьшение прибыли только  тогда, когда продукция реализована, что может произойти через несколько периодов после того, как она была произведена.

    затраты на период всегда влияют на исчисление прибыли того отчетного периода, в котором они были произведены. По сути, эти затраты можно было бы назвать убытками данного отчетного периода. Они не проходят через стадию запасов, а сразу же оказывают влияние на размер прибыли, отражаясь в отчете о прибылях и убытках. В соответствии с российским законодательством в области бухгалтерского учета управленческие и коммерческие расходы могут признаваться расходами периода и списываться на финансовые результаты в период их возникновения. Выбор того или иного порядка признания управленческих и коммерческих затрат представляет собой право предприятия, и выбранный вариант должен закрепляться в учетной политике.

    2. Для принятия оперативных,  тактических и  стратегических решений:

    а) затраты релевантные  и нерелевантные:

    релевантные затраты- затраты, которые следует принимать в расчет при принятии конкретного управленческого решения.

    нерелевантные затраты либо загромождают информацию руководителю, либо искажают ее.

    б) затраты переменные, постоянные и смешанные;

    К постоянным относят затраты, величина которых не изменяется или слабо изменяется при изменении объема производства. К ним можно отнести общехозяйственные расходы и др.

    Переменными называются затраты, величина которых изменяется вместе с изменением объема производства. К ним относят расход сырья и материалов, топлива и энергии на технологические цели, заработную плату производственных рабочих и др.

    Некоторые затраты бывают смешанными, так как имеют одновременно переменные и постоянные компоненты. Их иногда называют полупеременными и полупостоянными затратами. Например, месячная плата за телефон включает постоянную сумму абонентской платы и переменную часть, которая зависит от количества и длительности междугородных и международных телефонных разговоров. Поэтому при учете затрат их необходимо четко разграничить между постоянными и переменными затратами.

    в) затраты прошлых  периодов (необратимые  затраты)

    Под необратимыми затратами понимается стоимость уже приобретенных ресурсов, при этом выбор в пользу какого-либо альтернативного решения не может повлиять на сумму данных затрат. Это затраты, которые возникли в результате ранее принятого решения и не могут быть изменены ни какими другими решениями в ближайшем будущем. Поэтому, при принятии решения эти затраты не учитываются. К данной категории относится остаточная стоимость ранее приобретенного имущества.

    г) альтернативные (вмененные) затраты, вводятся в расчет для того, чтобы получить ответ на вопрос: насколько выгоднее принимать намеченное решение, а не противоположное.

    д) приростные (инкрементальные, дифференцированные) затраты выделяются для подготовки удобной для руководителя информации. Они не имеют существенного значения, но отчет, полученный руководителем с использованием данной классификационной группы, гораздо более удобен для восприятия, ускоряет процесс принятия решений. Отчет с использованием инкрементальных затрат будет содержать данные только о приростной выручке, приростных затратах и приростной прибыли.

    3. Для осуществления  процесса контроля  и регулирования.

    а) контролируемые и  неконтролируемые затраты

    контролируемые  – затраты, которые поддаются контролю со стороны менеджеров данного центра ответственности.

    неконтролируемые  – затраты не зависят от деятельности менеджеров данного центра ответственности.

    Несмотря  на простоту определения, разделить  затраты по данному признаку достаточно трудно: оказывают влияние особенности технологии и организации производства; организационная структура управления и др. При подразделении затрат на контролируемые и неконтролируемые обычно учитываются два фактора: уровень управления и время. Неконтролируемые на одном уровне расходы могут регулируемые на другом. Так, статьи общехозяйственных расходов неконтролируемы для начальников цехов, но вместе с тем на их величину могут повлиять руководитель предприятия, его заместители, начальники цехов. Влияние фактора времени хорошо прослеживается на элементе затрат - амортизация основных средств. Он контролируем в течении короткого промежутка времени; однако в долгосрочном периоде могут быть внесены изменения управлением (изменение количества и состава основных средств, метода начисления амортизации).

    б) эффективные и  неэффективные затраты

    эффективные – затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты.

    Неэффективные – расходы непроизводственного характера, в результате которых не будут получены доходы, т.к. не будет произведен продукт (потери от брака, простои, недостачи ТМЦ).

    в) затраты в пределах норм и отклонений от норм

    Такая группировка затрат служит для определения эффективности работы центров ответственности путем оценки соответствия фактических затрат нормативным (плановым) или фактической себестоимости ее нормативному (плановому) уровню; помогает при составлении плана или бюджета; дает прогноз будущим затратам, который используется для принятия решений. 

    Вопрос 3. Общие принципы калькулирования  себестоимости продукции (работ, услуг)

    Себестоимость продукцииэто выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Она является качественным показателем, в котором отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы. Себестоимость, сформированная с учетом требований ПБУ 10/99 «Расходы организации» и 25 главой НК, является в последующем основой для налоговых расчетов. В системе управленческого учета порядок формирования себестоимости не столь регламентирован. Эта себестоимость формируется не для целей налогообложения, а для того чтобы управляющий имел полную картину о затратах производства. Поэтому в системе данного учета могут использоваться различные методы расчета себестоимости.  В зависимости от того, какие затраты включаются  в себестоимость продукции, в отечественной экономической литературе традиционно выделяются следующие ее виды:

    - цеховая – включает прямые затраты и общепроизводственные расходы, характеризует затраты цеха на изготовление продукции;

    - производственная  – состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов, свидетельствует о затратах предприятия, связанных с выпуском продукции;

    - полная себестоимость – производственная себестоимость, увеличенная на сумму коммерческих и сбытовых расходов; характеризует общие затраты предприятия, связанные как с производством, так и с продажей продукции.

    В современной экономической литературе калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции. Конечным результатом калькулирования является составление калькуляций. В зависимости от целей калькулирования различают плановую, сметную и фактическую калькуляции.

    Плановая  калькуляция составляется на плановый период на основе действующих на начало этого периода норм и смет.

    Сметная калькуляция рассчитывается при проектировании новых производств и конструировании вновь создаваемых изделий при отсутствии норм расхода.

    Фактическая (отчетная) калькуляция отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции. Она используется для контроля за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости различных видов продукции, а также для анализа и динамики себестоимости.

    Объект  калькулированияэто вид продукта разной степени готовности. измерителем объекта калькулирования является калькуляционная единица. принято выделять следующие основные виды калькуляционных единиц:

  1. натуральные единицы соответствуют единицам измерения, в которых данная продукция планируется, учитывается и продается (шт, кг, т.);
  2. укрупненные натуральные единицы применяются для промежуточного калькулирования совокупности однородной продукции (100 шт изделий, 1000 яиц);
  3. условно – натуральные единицы используются для калькулирования продукции, содержание полезного вещества в натуральной единице которой может колебаться ( % содержания зерна в зерноотходах,  молочные продукты с определенным % жирности);
  4. трудовые единицы используются для калькулирования работ и услуг подразделений предприятия (чел. – час, норма – час);
  5. выполненные работы и услуги – количественные единицы применяются в производствах занятых строительством, ремонтом, транспортировкой и др.

    Все методы калькулирования делятся  на 3 уровня в зависимости:

  1. от степени поглощения постоянных расходов – на директ – костинг;
  2. от того какая информация (фактическая или нормативная) берется за основу расчетов - на фактическое и нормативное калькулирование;
  3. от выбора объекта калькулирования – на позаказное, попередельное, попроцессное калькулирование.

    Оперативная система контроля предельных издержек «директ –костинг» является одной  из наиболее широко используемых систем внутрипроизводственного управленческого учета. Она складывается из элементов учета, контроля, анализа, прогнозирования и принятия управленческих решений. Метод основывается на анализе отношения затрат к объему производства – переменные и постоянные. 

    При системе «директ – костинг» себестоимость продукции планируется и учитывается в части одних лишь переменных затрат. По своему характеру они являются производственными, и в стоимость продукта их включают прямым путем.

    Постоянные  же затраты в себестоимость продукции  не включают, а списывают на результаты деятельности того периода, когда они  возникли.

    Разделение  затрат на постоянные и переменные является достаточно условной вещью, и поэтому в зависимости от изменений условий деятельности их классификация может меняться в рамках одного предприятия.

    Нормативный метод учета затрат представляет собой вид учетной подсистемы, характеризующейся наличием норм использования ресурсов, нормативных (учетных) цен этих ресурсов и использованием этих показателей для планирования и контроля. Принято считать, что нормативный метод учета затрат применим лишь в условиях массового и крупносерийного производства.

    Позаказный  метод калькулирования используется при изготовлении партий продукций по заказу покупателей или партии выполнения работ для заказчиков. Областью применения позаказного метода являются случаи сложных продуктов (заказов), когда наблюдается эффект суммирования, т.е. в заказ входят и более простых продукта. К производствам с такими условиями относят: строительство, самолето – и судостроение, турбостроение, полиграфию, производство мебели, выполнение конструкторских, ремонтных работ, оказание аудиторских и консультационных услуг и др. Объектом калькулировнаия является производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления.

Информация о работе Организация управленческого учета