Организация ценообразования на предприятии и направления ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:57, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является определение и анализ основных направлений ценовой политики предприятий на современном этапе. Для достижения этой цели в работе предполагается решить следующие задачи:
1) рассмотреть основные модели ценообразования, применяемые в российской экономической практике;
2) проанализировать возможные стратегии ценовой политики предприятия в условиях как развитой рыночной, так и переходной экономики;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты ценообразования на предприятии 4
1.1 Виды цен 4
1.1.1 Классификация цен по сферам торговли 4
1.1.2 Классификация цен по способам и степени регулирования 5
1.1.3 Другие способы классификации цен 8
1.2 Способы ценообразования 11
1.2.1 Ценообразование по издержкам 13
1.2.2 Ценообразование, основанное на спросе 14
1.2.3 Ценообразование, основанное на ценах на конкурентную продукцию 15
1.3 Стратегии ценообразования 16
1.3.1 Стратегия ценообразования, основанная на ценности товара 16
1.3.2 Стратегия следования за спросом 17
1.3.3 Стратегия проникновения 17
1.3.4 Стратегия устранения конкуренции 17
Глава 2. Анализ сущности процесса ценообразования на предприятии 20
2.1 Ценообразование на различных рынках 20
2.2 Постановка целей и задач ценообразования 22
2.3 Определение спроса 24
2.4 Оценка издержек 26
2.5 Анализ цен и товаров конкурентов 28
2.6 Методы ценообразования 29
2.7 Установление окончательной цены 33
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию ценообразования на предприятии 35
Заключение 38
Библиографический список 39

Вложенные файлы: 1 файл

0322031_95FCE_organizaciya_cenoobrazovaniya_na_predpriyatii_i_napravleniya.docx

— 82.81 Кб (Скачать файл)

Перед тем, как произойдет установление окончательной  цены, фирма должна рассмотреть ряд  дополнительных соображений. Уже упоминали  о психологии ценовосприятия. Фирма-продавец обязана принимать во внимание не только экономические, но и психологические  факторы цены. Потребители смотрят  на цену, прежде всего как на показатель качества. Зачастую фирмам удается увеличивать сбыт своей продукции повышением цены на свои товары и рынок примет эти товары как престижные. Метод установления цены с учетом престижности товара оказывается особенно эффективным, например, к духам или дорогим автомобилям. Существует еще один закон, которого придерживаются почти все продавцы: цена обязательно должна выражаться нечетным числом.

Предполагаемую  цену далее следует проверить  на соответствие установкам установившейся политики цен. Многие фирмы, выработали свои подходы относительно желательного ценового образа, предоставления скидок с цены и принятия, соответствующих мер в ответ на ценовую деятельность конкурентов. Кроме того, очень важно в полной мере оценить влияние цены на других участников рыночной деятельности, их потенциальную реакцию на предполагаемую цену. Важно проверить, как отнесутся к этой цене дистрибьюторы и дилеры? Охотно ли будет торговый персонал фирмы продавать товар по данной цене или продавцы будут жаловаться, что она завышена? Узнав об установленной фирмой цене, не поднимут ли свои цены поставщики? Не вмешаются ли государственные органы, чтобы воспрепятствовать торговле по этой цене? В последнем случае необходимо знать и в полной мере учитывать законы, касающиеся установления цен, и быть уверенным в “обороноспособности” своей политики ценообразования.29

 

Глава 3. Мероприятия по совершенствованию  ценообразования на предприятии

При определении  цены всегда следует помнить, что  общество должно уложиться между  ее низшим пределом (которым является собственная структура издержек) и высшим пределом, который определяется спросом на конкретном рынке. Именно в этих пределах следует рассматривать  чувствительность к цене покупателей.

Под воздействием ценообразовательной тактики при  стимулировании продаж базисная цена модифицируется и образует так называемую ценовую шкалу, которая позволяет продавцу учесть все потребности покупателей и степень проявления ценовой чувствительности. С помощью этой шкалы также выявляется разница в издержках при работе с теми или иными заказчиками.

Многие  ценовые решения предполагают пересмотр  цены уже существующего товара. Причиной тому могут служить неудовлетворительные объемы продаж, связанные с неожиданно жесткой конкуренцией, быстро развивающийся экономический спад или другие явления. Ценовые изменения также могут быть использованы для точной регуляции базисной цены. Точная регуляция цены предполагает попеременное снижение и повышение предлагаемой или текущей цены с последующим анализом недостатков и преимуществ этих ценовых изменений. Сюда также включается подсчет процента валовой прибыли при данной цене и оценка ценовой эластичности. Эти два фактора используются для определения потенциальной выгоды от повышения или снижения цены.

Рыночная  корректировка цены является инструментом извлечения дополнительной прибыли и предполагает применение и разработку тактических приемов. К тактическим приемам следует отнести: долговременность цен, различие цен по сегментам, модификацию цен по географическому принципу, дифференциацию цен через систему скидок, модификацию цен для стимулирования продаж. При реализации тактических приемов важна и ценовая дифференциация, проявляющаяся в предложении одинаковых товаров и услуг по различным ценам. Отдельного внимания заслуживает премиальное и психологическое ценообразование.

Комплексное использование основных положений  маркетингового подхода к ценообразованию позволит устанавливать предприятию экономически обоснованные цены, соответствующие конкретной рыночной ситуации, а также использовать ценовую политику как средство завоевания потребителя.

Для реализации и внедрения этого подхода  на предприятиях необходимо наличие  организационного механизма, который  позволит формировать цену с учетом реализации маркетинга. К сожалению, на многих предприятиях РБ ценообразование  считается областью компетенции  планово-экономических, учетно-финансовых и бухгалтерских отделов, бухгалтеров, которые определяют, по какой цене будет продаваться товар и которые не представляют всю систему управления маркетингом на предприятии.30

Эффективное ценообразование требует взаимодействия руководителей маркетинговой и финансовой служб предприятия. В составе маркетинговой службы необходимо наличие специального подразделения, задачей которого будет являться установление баланса между желанием потребителей получить товар "не дороже того, чего он стоит" и нуждой фирмы покрывать затраты и получать прибыль. Исследования показывают, что на практике процесс ценообразования нередко сопровождается конфликтом между финансовым и маркетинговым подразделениями предприятия. Примирить эти интересы – задача высшего руководства предприятия, которое благодаря созданному подразделению должно добиться:

  • от финансистов и бухгалтеров – умения управлять затратами, снижая их до размера, обеспечивающего получение нужного качества товаров, а также определения четких зависимостей между затратами и объемами продаж, чтобы можно было на основе этих зависимостей более четко поставить задачи для маркетологов;
  • от специалистов по маркетингу – умения находить товары (услуги), а также сегменты рынка, которые могут стать основой коммерческой политики фирмы при имеющихся у нее конкурентных преимуществах.

Организация на должном уровне финансовой и маркетинговой  деятельности на предприятии будет  способствовать более продуктивному  диалогу предприятия с потребителями, от которых в существенной мере зависит успех реальных экономических решений.31

 

Заключение

Таким образом, ценовая политика заключается  в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать  ими, в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально  возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические  задачи.

Согласно данным проведенных исследований ценовая политика предприятия заключается  в том, чтобы покрыть издержки и получить удовлетворительную прибыль. Бесспорно, что в области ценовой политики еще отсутствует необходимый опыт и знания. Отсюда значение изучения различных подходов в ценовой политике фирмы, особенностей, условий и преимуществ их практического применения.

Предприятие должно поставить перед  собой следующие цели:

  • обеспечение выживаемости;
  • максимизация текущей прибыли;
  • завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара.

В зависимости от сферы деятельности, от доли занимаемого рынка предприятие  должно выбрать один из следующих  методов ценообразования:

  • метод "издержки плюс";
  • метод минимальных затрат;
  • метод ценообразования с повышением цены посредством надбавки к ней;
  • метод целевого ценообразования.

Решать  различные проблемы в комплексе  помогает разработка ценовой политики в системе маркетинга, которая  предусматривает не только установление уровня цен, но и формирование стратегической линии ценового поведения на рынке  и в комплексе по всей товарной номенклатуре и отдельно по каждому  виду товара на всем протяжении жизненного цикла.

Библиографический список

  1. «Академия рынка: Маркетинг» – М.: Экономика, 2003.
  2. «Предпринимательство» Под ред. В.Я.Горфинкеля, Г.Б.Поляка, В.А.Швандара. –М.: ЮНИТИ, 2001.
  3. «Рыночная экономика. 1000 терминов» – М.: Крон-Пресс, 1993.
  4. «Экономика предприятия» Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандара. –М.: ЮНИТИ, 2001.
  5. Абрюшина М.С. Ценообразования в рыночной экономике – М.: Дело и сервис 2002.
  6. Баздникин А.С. Цены и ценообразования: - М.: Юрат – Издат, 2005.
  7. Баканов М.И.,Шеремет А.Д. Теория экономического анализа-М: Финансы и статистика,1996
  8. Герасименко В.В. Ценообразования..: Инфра – М,: 2005.
  9. Голощаков Н.А. Цены и ценообразования: - М.: Приор, 2004.
  10. Деева А.И. Цены и ценообразования. – М.: Экзамен 2003.
  11. Зайцев И. Л. «Экономика промышленного предприятия» – М.: Инфра-М, 1998.
  12. Калачев Ю.В. Коммерческое ценообразования в переходной экономике России. – Ростов н/Д: РГ, 2001.
  13. Котлер Ф. «Основы маркетинга» – М.: Ростинтер, 1996.
  14. Куликов А.Л. цены и ценообразования в вопросах и ответах. – М.: ТК “Велби”, Промект, 2005.
  15. Линсиц И.В. Ценообразования: Управление ценообразованием в организации. М.: Экономист, 2005.
  16. Липсиц И. В. «Коммерческое ценообразование» – М.: БЕК, 1997.
  17. Маренков Н.Л. Ценообразования. – Ростов н/Д: Фенике, 2005.
  18. Ноздрёва Р. «Маркетинг: как побеждать на рынке». – М.: Инфра-М, 1992.
  19. Пунин Е.М. Маркетинг, менеджмент, ценообразование на предприятии. М., Международные отношения, 1999.
  20. Семенов В. М. и др. «Экономика предприятия». Москва, 1996.
  21. Спенов В.А. Ценообразования. – М.: Экономист, 2005.
  22. Тактарова Т.А. Ценообразования. – М.: Финансы и статистика, 2005.
  23. Уткин Э.А. «Цены. Ценообразование. Ценовая политика». М.: ЭКМОС, 1997.
  24. Хрипач В. Я. И др. Экономика предприятия, Минск,  2000.
  25. Цены и ценообразования. Под ред. В.Е. Есинова. – СПб.: Питер, 2003.
  26. Цены и ценообразования. Под ред. И.К. Салимжанова М.: Проспект, 2005.
  27. Цены и ценообразования: Словарь – справочник Под ред. В.И. Основа. – Обнинск: Викинг 2000.
  28. Чудаков А.Д. Цены и ценообразования. – М.: Русская деловая литература, 2004.
  29. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие.-2-е изд. М.: ИВЦ “Маркетинг”, 1998.
  30. Шуляк П.Н. Ценообразования. М.: Дашков и К, 2005.
  31. Яркин Е.В. Цены и ценообразования. М.: Инфра – М, 2001.
  32. http://www.a-s-r.ru/tabid/131/EntryID/12144/Default.aspx

1 Цены и ценообразования: Словарь – справочник Под ред. В.И. Основа. – Обнинск: Викинг 2000.

2 Цены и ценообразования: Словарь – справочник Под ред. В.И. Основа. – Обнинск: Викинг 2000.

3 Цены и ценообразования: Словарь – справочник Под ред. В.И. Основа. – Обнинск: Викинг 2000.

4 «Экономика предприятия» Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандара. –М.: ЮНИТИ, 2001.

5 Маренков Н.Л. Ценообразования. – Ростов н/Д: Фенике, 2005.

6 Тактарова Т.А. Ценообразования. – М.: Финансы и статистика, 2005.

7 «Предпринимательство» Под ред. В.Я.Горфинкеля, Г.Б.Поляка, В.А.Швандара. –М.: ЮНИТИ, 2001.

8 Спенов В.А. Ценообразования. – М.: Экономист, 2005.

9 Калачев Ю.В. Коммерческое ценообразования в переходной экономике России. – Ростов н/Д: РГ, 2001.

10 Баканов М.И.,Шеремет А.Д. Теория экономического анализа-М: Финансы и статистика,1996

11 Пунин Е.М. Маркетинг, менеджмент, ценообразование на предприятии. М., Международные отношения, 1999.

12 Шуляк П.Н. Ценообразования. М.: Дашков и К, 2005.

13 Зайцев И. Л. «Экономика промышленного предприятия» – М.: Инфра-М, 1998.

14 Линсиц И.В. Ценообразования: Управление ценообразованием в организации. М.: Экономист, 2005.

15 Семенов В. М. и др. «Экономика предприятия». Москва, 1996.

16 Абрюшина М.С. Ценообразования в рыночной экономике – М.: Дело и сервис 2002.

17 Баздникин А.С. Цены и ценообразования: - М.: Юрат – Издат, 2005.

18 Герасименко В.В. Ценообразования..: Инфра – М,: 2005.

19 Яркин Е.В. Цены и ценообразования. М.: Инфра – М, 2001.

20 Куликов А.Л. Цены и ценообразования в вопросах и ответах. – М.: ТК “Велби”, Промект, 2005.

21 Чудаков А.Д. Цены и ценообразования. – М.: Русская деловая литература, 2004.

22 Котлер Ф. «Основы маркетинга» – М.: Ростинтер, 1996.

23 Хрипач В. Я. И др. Экономика предприятия, Минск,  2000.

24 Липсиц И. В. «Коммерческое ценообразование» – М.: БЕК, 1997.

25 Цены и ценообразования. Под ред. И.К. Салимжанова М.: Проспект, 2005.

26 Голощаков Н.А. Цены и ценообразования: - М.: Приор, 2004.

27 Ноздрёва Р. «Маркетинг: как побеждать на рынке». – М.: Инфра-М, 1992.

28 Уткин Э.А. «Цены. Ценообразование. Ценовая политика». М.: ЭКМОС, 1997.

29 Цены и ценообразования. Под ред. В.Е. Есинова. – СПб.: Питер, 2003.

30 Деева А.И. Цены и ценообразования. – М.: Экзамен 2003.

31 «Академия рынка: Маркетинг» – М.: Экономика, 2003.

 


Информация о работе Организация ценообразования на предприятии и направления ее совершенствования