Ординалистская теория полезности: основные постулаты теории поведения потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:06, реферат

Краткое описание

Ординалистская (порядковая) полезность - субъективная полезность (удовлетворение), которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.
Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтер-нативой кардиналистской (количественной) теории полезности.
Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили анг-лийский экономист и статистик Ф. Эджуорт (1845-1926), итало-швей-царский социолог и экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867-1947).

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Гипотезы ординалистической теории……………………………4
2. Теорема о невозможности «коллективного выбора» - теорема Эрроу…………………………………………………………………..9
3. Закон спроса………………………………………………………..15
4. Классификация неэкономических факторов потребительского выбора…………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная экономика.docx

— 88.10 Кб (Скачать файл)

Ограниченный ресурс денежного  дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров. Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потребление, называют «бюджетными ограничениями». Количество товаров, или потребительских благ, которое может быть куплено на фиксированную сумму из личного бюджета, ограничено по сравнению с потребностью и доходами. Товары, покупаемые на денежные доходы, являются ресурсом потребления, ограниченным по сравнению с безграничной потребностью в нем. Ограниченность товарных ресурсов потребления не позволяет сделать их бесплатными даже для малодоходных групп населения. По этой причине каждый товар имеет свою, выраженную в деньгах цену. Потребительские цены, учитывая денежные доходы, ограничивают набор товаров и уровень жизни, увязывают их с личным бюджетом покупателя.

Основными факторами, определяющими кривую спроса индивида на определенный продукт, являются: 1) вкусы; 2) денежный доход; 3) цены других продуктов.

Предположим, что денежный доход задан на уровне 10 долл. И, сосредоточив внимание на конструировании простой кривой спроса на продукт ВА, предположим, что цена продукта, представляющего собой «другие товары», задана на уровне 1 долл. Теперь построим простой график спроса на товар В, рассматривая альтернативные цены, по которым товар В мог бы продаваться, и определим соответствующие им количества, которые наш потребитель согласится купить: при данных потребительских вкусах, доходе и ценах на другие товары разумный потребитель купит 4 единицы продукта В по цене 2 долл.

Предположим, что цена этого  продукта упала до 1 долл. Значит, предельная полезность в расчете на 1 долл. удвоится, поскольку цена продукта В станет наполовину ниже. Приобретение 2 единиц товара А и 4 единиц товара В не будет теперь уже равновесной комбинацией. Состояние максимизации полезности для потребителя теперь предполагает покупку 4 единиц товара А и 6 единиц товара В, т.е. можно изобразить кривую спроса так, как это сделано в табл. 1. Эти данные подтверждают нисходящий характер кривой спроса.

Характеристики спроса на продукт В

                                                                                                        Таблица 1.

Цена единицы продукта В, долл.

Спрашиваемое количество, ед.

2

1

4

6


Из таблицы видно, что снижение цены товара В привело к росту реального дохода покупателя, так что появилась возможность приобрести большее количество товаров А и В на те же 10 долл. реального дохода. Увеличение покупок и представляет собой эффект дохода. (2).

Ограниченность личного  бюджета и стремление более рационально его распределить при различных и подвижных ценах вынуждают покупателя делать выбор: одни товары покупать, а от других отказываться. Из многочисленных альтернатив потребитель выбирает такие варианты и сочетания товаров, которые соответствуют его представлениям о полезности покупок, соизмеренных с возможностями личного бюджета. Полезность товара - это его потребительский эффект, соотносимый и сопоставляемый покупателем с уплаченными за него деньгами. В этом смысле деньги выступают для покупателя первой количественной мерой полезности покупаемых товаров. Другой, не менее существенной и достаточно определенной мерой выступает количество товаров по данной цене, необходимых для удовлетворения потребности.

Если покупатель убежден, что полезность товара соразмерна с его ценой, то покупка его первой единицы приносит наибольшее удовлетворение. Естественно, что потребитель осуществит вторую, третью и последующие единицы столь полезного для себя товара. Поскольку будет возрастать и суммарный объем этой полезности, то покупатель, возможно, продолжит закупки этого товара. Но будет ли он это делать до бесконечности, наращивая потребление только одного вида товара?

Например, для покупателя дневная  потребность в таком продовольственном  продукте, как хлеб, примерно равняется 1 батону весом 0,5 кг, цена которого составляет 2 денежные единицы. При неизменных ценах и прочих равных условиях этот покупатель не будет покупать больше 1 батона в день. Однако если цена хлеба станет снижаться и дойдет до 1 денежной единицы за батон, не исключено, что покупатель увеличит количество покупок до 2 батонов. Если цена еще снизится, например до 0,5 денежной единицы, то вероятность увеличения покупок возрастет, возможно, до 3 и более батонов.

Очевидно, вопрос о предельной полезности покупок этого товара возникнет достаточно скоро и  не только по причине физиологических  пределов его ежедневного потребления. Даже из гипотетического упрощенного  примера видно, что любой из последующих  единиц покупаемого хлеба приведет покупателя к ощущению убывающей  полезности денежных затрат на потребление  возрастающих количеств одного и  того же товара. Эффект снижающейся  полезности относится не только к  продуктам, он прослеживается при покупках абсолютно всех товаров. Для текущего личного потребления можно купить 1,2, или 3 и т.д. единицы одноименного товара (например, одежды, телевизоров  и видео, обуви, автомобилей, квартир, мотоциклов, компьютеров). Перечень можно  продолжить, называя все многообразие товарного мира, но, возможно, интуитивно или в силу здравого смысла покупатель установит для себя некий предел, где каждая дополнительная единица затраченных денег на один и тот же товар приносит относительно меньшую полезность, чем предыдущая. Вышеприведенный пример достаточно реален и может быть подтвержден покупательской практикой, хорошо известной любому потребителю. Что же касается теории, то в категориях потребительского поведения этот эффект называют «убывающей предельной полезностью» покупаемых товаров.

  1. Закон спроса.

Начнем с объяснения закона спроса. Первое объяснение. Закон спроса можно объяснить при помощи эффектов дохода и замещения.

1. Эффект дохода — это когда снижение цены увеличивает реальный доход потребителя, тем самым позволяя ему покупать большее количество товара.

2. Эффект замещения — это когда снижение цены делает продукт более привлекательным и заставляет потребителя стремиться к приобретению его в большем количестве.

Эффекты дохода и замещения  дополняют друг друга, обусловливая способность и желание потребителя купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.

Второе объяснение. Продукт обладает полезностью. Полезность — это способность продукта удовлетворять потребителя. Полезность определенного продукта будет существенно различной для разных людей. Пара очков имеет огромную полезность для того, кто страдает близорукостью или дальнозоркостью, но совершенно бесполезна для человека со стопроцентным зрением.

Но еще продукт обладает предельной полезностью. Предельная полезность — это добавочная полезность, извлекаемая потребителем из дополнительной единицы конкретной продукции. Но самое главное — предельная полезность каждой последующей единицы продукции будет падать. Почему? Потому, что потребность в этом конкретном продукте будет постепенно удовлетворяться, или «насыщаться». Исходя из этого, экономисты вывели закон убывающей предельной полезности — начиная с определенного момента дополнительные единицы каждого продукта будут приносить потребителю постоянно уменьшающееся добавочное удовлетворение, т.е. происходит убывание предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного продукта. Если взглянуть на дело со стороны продавца, то убывающая предельная полезность заставляет производителя понижать цену для того, чтобы побудить покупателя к приобретению большего количества продукции.(2)

При фиксированном личном бюджете и неизменных текущих  ценах товаров потребитель руководствуется  своеобразным правилом здравого смысла: при убывающей предельной полезности любого товара он стремится максимизировать суммарный потребительский эффект от всех осуществленных покупок.

Поскольку такая оценка неотделима от цен покупаемых товаров, то правило  максимизации потребительского эффекта достигается при условии: равная предельная полезность товара - на равновеликую единицу денежных затрат. В случае, когда один из товаров имеет сравнительно большую предельную полезность на единицу денежных затрат, покупатель будет увеличивать его закупку, стремясь максимизировать суммарный потребительский эффект именно этими закупками. Одновременно будет сокращаться закупка товара с меньшей предельной полезностью на такую же единицу денежных затрат. Именно с этой целью покупатель осуществляет «перелив», или переключение, денежных затрат из личного бюджета. Однако в процессе этого «перелива» расходуемых на покупки денег покупатель может определить сначала среднюю арифметическую величину предельной полезности по каждому из покупаемых товаров. Продемонстрируем это с помощью еще одного условного числового примера, представленного в таблице.

Выбор максимально полезного  товара

                                                                                                          Таблица 2.

Альтернативы выбора товаров

Предельная полезность условных шт.

Цена (Р), ден. единиц

Средняя предельная полезность, MU/P

X

Y

Z

1000

800

450

100

40

30

10

20

15


Как видно из таблицы, потребительский  выбор покупателя, ориентирующегося на максимизацию полезности, выяви  нерациональность расходования денег  на товары X и Z, так как наибольшей полезностью располагает альтернативный товар (его полезность равняется 20). Руководствуясь правилом потребительского выбора, покупатель может достичь равновесия путем замещения менее полезных товаров более полезными. Замещение одного товара другим требует соизмерения максимального количества товара, от которого потребитель отказывается ради получения одной дополнительной единицы другого товара.

Увеличение полезности от затрат на приобретение товара У должно уравновесить снижение закупок товара X. В конечном итоге такие замещения обеспечивают одинаковый уровень полезности на равновеликую единицу денежных затрат. Увеличивая потребительский эффект, рациональный потребитель соизмерит не только полезность товаров, но и их цены. Точнее, именно цены и позволяют соизмерить пропорции закупаемых товаров. В данном случае покупатель действует по так называемому закону равных предельных полезностей на единицу своих денежных расходов. Если MU x,y..,n –предельная полезность товаров x, y, …, n; P x, y.., n - цена товаров x, y…, n. Руководствуясь этим правилом, покупатель перераспределит свои денежные расходы в пользу большей закупки товаров Y, отказавшись от последней единицы товара X. Цена X,  равная в нашем примере 100 ден. единиц, позволит купить дополнительно 2,5 ед. более полезного товара У, что даст более высокий полезный эффект. В денежном выражении он составит 2000 ден. единиц потребления товара У. За вычетом 1000 ден. единиц от экономии на товаре X покупатель получает потребительскую выгоду от рационального выбора, равную 1000 ден. единиц полезного эффекта.

Уравновесив таким образом свою выгоду и затраты, покупатель достигает  равновесия, сбалансированного по показателю «равной предельной полезности на равновеликую денежную единицу расходов» (табл.3).

 

Потребительское равновесие

  Альтернативы выбора  товара

Предельная полезность, MU

Цена за единицу, Р

MU/P

X

Y

Z

1500

600

450

100

40

30

150

150

150





                                                                                                                                                                                                                       Таблица 3.                                                                                

Как видно, функция полезности возрастает при условии - «одинаковая  предельная полезность на каждую последующую  единицу дополнительных денежных затрат». Но соотношение предельной полезности любых товаров должно быть равно соотношению их цен. В этом случае рациональный потребитель уравновесит предельную полезность любого товара с предельными денежными затратами собственного бюджета, руководствуясь правилом, которое можно выразить алгебраически следующим образом:

XPx + YPy = 1,

где X, У - виды товаров (например одежда и продукты); Р , Рy  -  цена этих товаров потребителя (равный в нашем примере 10 ден. единицам).

Замещение позволяет потребителю  не только сопоставлять предельные (дополнительные) выгоды и предельные (дополнительные) затраты, но и достичь их сбалансированного равенства, распределив покупки в соответствии с размерами личного бюджетного дохода.

Соизмерить максимальное количество товаров, которое потребитель  замещает одной дополнительной единицей другого, более полезного для  себя товара, можно с помощью предельной нормы замещения.

 

 

 

  1.     Классификация неэкономических факторов потребительского выбора

Потребители принимают свои решения не в вакууме. На совершаемые ими покупки большое  влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического порядка (рис. 4). В большинстве своем это факторы, не поддающиеся контролю со стороны деятелей рынка. Но их обязательно следует принимать в расчет.

Рис.4. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение.

Информация о работе Ординалистская теория полезности: основные постулаты теории поведения потребителя