Основные итоги деятельности и задачи агропромышленного комплекса РФ и РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:10, контрольная работа

Краткое описание

Мировая экономика — сложная, подвижная система, объединяющая свыше 200 стран и территорий, в которой за последнюю четверть века произошли крупные перемены. Изменился социально-экономический облик мирового хозяйства. Распалась мировая социалистическая система. Изменился состав развитых стран. Ряд территориально-хозяйственных образований (Южная Корея, Тайвань, Сингапур) достиг уровня социально-экономического развития индустриальных стран Запада (новые индустриальные страны). Происшедшие изменения в облике мирового хозяйства нашли отражение в соотношении экономических сил между странами и подсистемами.

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

Вопрос 3.Запасы и размещение сырья в различных  странах и регионах.

 
Высокая обеспеченность минеральными ресурсами мирового хозяйства сама по себе не решает проблемы, связанные с удовлетворением хозяйственных потребностей отдельных стран в минеральном сырье. 
 
Существуют значительные разрывы между размещением производственных сил и минеральных запасов (ресурсов), причем в ряде регионов эти разрывы увеличились. Только 20-25 стран располагают более 5 % минеральных запасов какого-либо одного вида сырья. Лишь несколько крупнейших стран мира (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР, Австралия) обладают большинством их видов. 
 
^ Размещение ресурсов и мощности обрабатывающей промышленности. 
 
На ПРС приходится примерно 36% запасов не топливных минеральных ресурсов мира, 5% нефти и 81% производства обрабатывающей промышленности. В них в значительных размерах сосредоточено достаточно ограниченное число видов разведанного минерального сырья – хромиты, свинец, цинк, калийные соли, урановое сырье, рутил, ильменит, бокситы, уран, железная руда. Среди ПРС самыми большими минеральными ресурсами обладают Австралия (уран, железные и марганцевые руды, медь, бокситы, свинец, цинк, титан, золото, алмазы), ЮАР (марганцевые, хромовые руды, ванадий, золото, платиноиды, алмазы, урна), Канада (уран, свинец, цинк, вольфрам, никель, кобальт, молибден, ниобий, золото, калийные соли), США (каменный уголь, нефть, золото, серебро, медь, молибден, фосфатное сырье). 
 
На территории РС сконцентрировано порядка 50% мировых не топливных минеральных ресурсов, 2/3 запасов нефти и около половины природного газа, при этом развивающиеся станы производят менее 20% продукции обрабатывающей промышленности. В недрах этой подсистемы мирового хозяйства 90% промышленных запасов фосфатов, 86% олова, 88% кобальта, более половины запасов медной и никелевой руд. 
 
РС также отливаются довольно значительной дифференциацией в обеспеченности запасами полезных ископаемых. Подавляющая часть их сосредоточена примерно в 30 из развивающихся стран. Так, страны Персидского залива располагают 2/3 мировых запасов нефти. Кроме нефтедобывающих стран Среднего Востока, следует выделить Бразилию (железные, марганцевые руды, бокситы, олово, титан, золото, ниобий, тантал), Мексику (нефть, медь, серебро), Чили (медь, молибден), Замбию (медь, кобальт). Современные страны Третьего мира, как правило, хуже обеспечены сырьем, чем ПРС на ранних стадиях своего развития. 
 
Восточноевропейские страны располагают значительными разведанными запасами минерального сырья. Богатейшей природными ресурсами страной мира является Россия, где сконцентрировано 70% мировых запасов апатитовой руды,33% запасов природного газа, 11% каменного угля, 13% мировых запасов железной руды, 5% мировых запасов нефти, Минеральные ресурсы РФ в 3раза больше, чем в США, и в 4,4 раза, чем в КНР. 
 
^ Потребление и производство минерального сырья. Промышленно развитые страны потребляют свыше 60% минерального сырья, 58% нефти и порядка 50% природного газа. Вследствие этого в этой подсистеме мирового хозяйства отмечается большой разрыв между производством и потреблением минеральных ресурсов. США импортирует 15-20% (в стоимостном выражении) необходимого им минерального сырья, потребляя при этом до 40 % мировых минеральных ресурсов, прежде всего, топливно-энергетических. Страны ЕС ввозят 70-80% потребляемого минерального сырья. Собственные ресурсы у них сосредоточены лишь по немногим из основных видов минерального сырья – железной руде, ртути, калийным удобрениям. Япония ввозит около 90-95% минерального сырья. ПРС, обладая примерно 40% минеральных ресурсов, потребляют 70% этих ресурсов.  
 
Одной из сложных проблем западноевропейских стран и США является обеспечение потребности в нефти. Так, на долю США приходится около 25% мирового потребления нефти, тогда как их удельный вес в мировой нефтедобыче составляет лишь 12%. Япония практически полностью зависит от импорта нефти. 
 
В развивающихся странах (включая Китай и Вьетнам), где проживает около 79% населения мира, сосредоточено до 35% минеральных ресурсов, потребляется около 16% мирового минерального сырья. Под влиянием индустриализации происходит увеличение их спроса на минеральные ресурсы. Так, в 90-х гг. мировой спрос на нефть, черные и цветные металлы увеличивался, главным образом, за счет НИС Азии и Латинской Америки. В настоящее время на потребление нефти и газа огромное влияние оказывает бурно развивающаяся экономика Китая. В связи с высоким качеством минеральных ресурсов в этих странах и низкой стоимостью рабочей силы развитие сырьевого сектора не сопровождается значительным ростом издержек производства. [3, 207-208] 
^

Вопрос 4. Сырьевая политика развитых и развивающихся  стран.

 
Экономическое положение любой страны зависит не только от наличия или отсутствия собственных минеральных ресурсов, но и от ситуации в минеральном секторе мирового хозяйства в целом и, прежде всего, в странах - главных потребителях и производителях полезных ископаемых. 
 
Минеральное сырье - важная категория международной торговли. На него приходится около 20% всего экспорта, причем около половины всех поставок сырья составляют топливные ресурсы. С 80-х гг. 20 века по настоящее время в поставках минерального сырья возросла роль ПРС и снизилась доля РС. Но и в настоящее время на поставки из РС приходится половина импорта минерального сырья [3, 208-209]. Исследователи признают, что если эти поставки будут прекращены, то ни Северная Америка, ни Австралия не заполнят этого разрыва. РС, не имеющие значительного промышленного потенциала, видят основной источник получения средств на решение социально-экономических проблем в эксплуатации природных ресурсов. Это делает их экономику зависимой от экспорта сырья, от конъюнктуры на сырьевых мировых рынках. Значительные изменения на мировых рынках сырья произошли в 60-70х гг., когда РС, получив экономическую независимость, установили суверенитет над природными ресурсами. Основными субъектами на мировых рынках сырья с этого времени являются государственные и полугосударственные компании РС, тогда как в период с начала ХХв. до 60-х гг. на этих рынках господствовали частные картели ПРС и устанавливали монопольно низкие цены на продажу минерального сырья. Ярким примером этого могут служить цены на нефть.  
 
В 1928г. возник международный картель в составе семи крупнейших компаний («Галф ойл», «Тексако», «Стандарт ойл оф Калифорниа», «Мобил ойл», «Бритиш петролеум», «Ройял датч-Шелл», «Компани Франсэс де петроль»), который почти полностью контролировал весь комплекс операций - от разведки месторождений жидкого топлива в странах Персидского залива и других странах до сбыта нефтепродуктов. В течение десятилетий его политика состояла в снижении цен на нефть на мировом рынке. В результате мировая энергетика переориентировалась на жидкое топливо. Доля нефти в общем объеме производства первичных источников энергии увеличилась с 31% до 50,4% в 1970г. и 52% в 1976г. В октябре 1973г., когда основные нефтедобывающие мощности в РС были национализированы, страны ОПЕК в одностороннем порядке установили новые цены. Цены на нефть за 1972-1981гг. увеличились в 14,5 раза, на топливо - в 13,5 раза, а на все минеральное сырье - в 12,5 раза. Стремясь поддержать уровень цен на нефть, страны ОПЕК ввели согласованные квоты ее добычи. Следствием этого явилось сохранение цен на эти ресурсы на уровне начала 70-х годов [3, 210-211]. 
 
Резкое повышение цен на минеральное сырье привело к изменению условий воспроизводства в мировом хозяйстве. Топливно-сырьевой кризис начала 70-х гг. выдвинул проблему рационального использования полезных ископаемых, перехода от экстенсивных к интенсивным методам добычи и потребления минерального сырья. Это кризис радикально изменил политику как промышленно развитых, так развивающихся стран в области сырьевых ресурсов. 
 
^ Сырьевая политика промышленно развитых стран. 
 
Сырьевая политика ПРС была направлена: 
 
- на усиление режима экономии, снижение энергоемкости, материалоемкости  
 
производства; 
 
-преимущественное развитие новейших отраслей, создание резервных запасов  
 
критических видов минерального сырья, 
 
-использование вторичного сырья, 
 
-использование альтернативных материалов и источников энергии, 
 
- повышение уровня самообеспеченности минеральным сырьем путем проведения  
 
геологоразведочных работ в ПРС. Так, в начале 80-х гг. Австралия, Канада,  
 
США, ЮАР провели геологоразведочные работы на своих территориях. Ориентация на  
 
форсированное развитие добычи полезных ископаемых привела к усилению позиций  
 
Австралии, Канады, ЮАР как производителей и поставщиков многих видов сырьевых  
 
минералов. После 1973г. новыми крупными районами добычи нефти стали Северное  
 
море и Аляска. 
 
-привязка экономик РС к экономикам ПРС через насаждение лояльных  
 
политических режимов. Помимо экономической и политической и экономической  
 
деятельности, ПРС проявляют военную активность в странах, богатых минеральными  
 
ресурсами, особенно нефтью. США объявили ряд районов мира зоной своих особых  
 
национальных интересов. 
 
^ Сырьевая политика развивающихся стран. 
 
Развивающиеся страны преследовали цели установления эффективного контроля над добычей, сбытом сырья на международных рынках, повышения доходов от экспорта путем регулирования цен, установления квот. Важным средством своей сырьевой политики РС рассматривали создание организаций, объединяющих производителей сырья. К концу 80х годов действовали международные ассоциации минерального неэнергетического сырья по меди, бокситам, железной руде, ртути, вольфраму, фосфатам. РС принимали меры по стимулированию или сдерживанию собственного производства для регулирования мировых цен на сырьевые ресурсы. Наиболее успешна в этом направлении деятельность стран ОПЕК. Однако в целом опыт деятельности этих организаций показал ограниченность контроля международных рынков сырья развивающимися странами. Главными предпосылками результативной деятельности межгосударственных сырьевых объединений являются устойчивый характер спроса на сырьевой ресурс на рынке и концентрация добычи и экспорта сырья в небольшом числе государств.

 

Глобализация и глобальные проблемы

Глобализация экономики-это процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний. Это новый этап интернационализации производства, который связан с НТП. Глобализация объективный закон и не обратимый процесс, который надо постоянно учитывать. У глобализации есть два главных последствия. Во-первых, это ускорение экономического роста, потому что они активно используют свои преимущества намировых рынках товаров, услуг, капитала и т.д. Во-вторых она усиливает зависимость всех участников мирового хозяйства от этого хозяйства. Это ведет к разным последствиям, которые с точки зрения национальных экономик можно разделить на позитивные и негативные. К негативным последствиям можно отнести рост зависимости национальных экономик от конъюнктуры мировогохозяйства. Кризисы, возникшие в одних странах, поражают другие, ранее слабо связанные с ними страны.

К позитивным эффектам глобализации нужно отнести рост доступности внешних рынков и внешних ресурсов (природных и умственных). А также применение совместных усилий для решенияглобальных проблем. В современных условиях к глобальным проблемам относятся:

1)Проблема  бедности-является одной из главных  в мире. Под бедностью понимается  невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но для мирового устойчивого развития. В настоящее время по оценкам Всемирного банка, общее количество бедных по международным стандартам, т.е. живущих менее чем на 2 долл. в день, составляет в мире 2,-3 млрд. человек, а общее количество людей, живущих в чрезвычайной бедности(менее чем на 1 долл. в день), 1-1,2 млрд. Таким образом 40%-48% населения мира -бедные, а 16%-19%-сверх бедные. Две трети бедных проживает в Восточной и Южной Азии и одна четверть в Африке южнее Сахары.

2)Глобальная  энергетическая проблема-это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем. Главной причиной возникновения данной проблемы следует считать очень быстрый рост потребления минерального топлива, что повлекло за собой ряд негативных последствий. Произошло ухудшение горно-геологических условий залегания добываемого топлива, в следствие чего произошло удорожание добычи. Другое негативное последствие заключается в воздействии горнодобывающей промышленности на ухудшение экологической ситуации(расширение открытой добычи полезных ископаемых, добыча на шельфе).

3)Экологическая проблема-одна из глобальных проблем современности. Она связана с вопросами ресурсодефицитности, экологической безопасности и экологического кризиса.

4)Глобальная  демографическая проблема в настоящее время имеет два аспекта. Во-первых, быстрый рост населения в ряде стран и регионов развивающегося мира, «обесценивая» накопление, препятствует экономическому росту и увеличивает хозяйственную, социальную, культурную отсталость этих стран. Во-вторых, низкое воспроизводство населения в развитых странах и естественная убыль во многих странах с переходнойэкономикой ведут к демографическому старению их населения и в перспективе могут тормозить экономический рост этих стран.

5)Проблема  развития человеческого потенциала-это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современнойэкономики.

6)Проблема  человеческой безопасности свидетельствует  о формировании нового взгляда на развитие человеческого общества и о поиске новых форм защиты человека,которые будут адекватны новым условиям, порождаемым НТП и глобальной интеграцией.

7)Проблема  Север-Юг-это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися. Суть ее состоит в том, что для преодоления разрыва в условиях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют от развитых стран различных уступок.

В решении  данных проблем немаловажную роль играют Международные Экономические Организации (МЭО). Они выступают в качестве центров исследования глобальных экономических проблем, равно как разработки мер по их решению. Среди них можно выделить несколько наиболее влиятельных:

Система ООН была образована в 1945г. Экономическая деятельность осуществляется в четырех направлениях: решение глобальных международныхэкономических проблем (отсталости, продовольствия); содействие экономическому сотрудничеству стран с разными уровнями экономическогоразвития; содействие хозяйственному росту развивающихся стран (разработка экономических стратегий); информационная деятельность.

В системе ООН действует :1)Генеральная Ассамблея ООН – следит за исполнением функций организаций; 2)Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) – является одним из шести основных органов ООН. В его обязанности входит организация исследований и подготовка различного рода докладов и рекомендаций по широкому перечню международных экономических, социальных, культурных и прочих вопросов. Совет готовит проекты конвенций для представления Генеральной Ассамблее ООН, может созывать международные конференции по этим вопросам. 3)Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Играет важную роль в структуре организации ООН. В 1987г. ЮНИДО претерпела серьезную реорганизацию с целью повышения эффективности ее работы на местах. Так, учрежден Консультативный комитет представителей на местах (ККПМ) для разработки и формулирования руководящих принципов в области отбора, классификации найма, назначения, размещения, предоставления отчетности , управления и оценки старших советников по промышленному развитию регионах (СИДФА). Значительно повышена оперативная гибкость ЮНИДО, чему способствовало создание Секции комплексных промышленных проектов. Главная функция этого нового подразделения состоит в разработке, координации и контроле за осуществлением отдельных крупномасштабных технических проектов, которыми занимаются несколько отделений ЮНИДО. В течение года ЮНИДО прорабатывает более 100 межрегиональных и глобальных проектов для стран Латинской Америки и Азии по всем отраслям экономики и подготовки кадров. 4) Специальные программы в структуре ООН. Это прежде всего: Программа развития ООН (ПРООН), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Университет ООН (ЮНЮ) и Учебный и научно – исследовательский институт ООН (ЮНИТАР). 5) Международная организация труда (МОТ). Начала активно функционировать с 1946г., когда ей был предоставлен статус специализированного учреждения ООН. Ее деятельность основана на принципе трехстороннего представительства: правительства, трудящихся и предпринимателей. Этот принцип находится в основе формирования руководящих органов МОТ, а также формирования делегаций стран – членов. Главное направление деятельности МОТ – разработка международных конвенций и рекомендаций по вопросам труда и прав профсоюзов.

6) Всемирная  организация здравоохранения (ВОЗ) – создана в 1948г. Она представляет собой одно из крупнейших по масштабам своих операций специализированных учреждений ООН. Программы ВОЗ и ее органов включают все наиболее важные области здравоохранения, в том числе подготовку медицинских кадров, координацию медицинских и биологических исследований, обмен медицинскими знаниями , сотрудничество в области фармакологии. С помощью этой организации ликвидирована такая болезнь, как оспа, важное значение имеют разрабатываемые ВОЗ медико – санитарные правила и рекомендации.

7) Европейский  банк реконструкции и развития (ЕБРР). Представители 42 стран подписали  в мае 1990г. в елисейском дворце  в Париже официальный акт об  учреждении ЕБРР. Цель Банка –  осуществлять финансовую помощь  новым государствам Евразии и Восточной Европы в проведенииэкономических реформ , в частности в финансировании «программ приватизации» и поощрения частной «частной инициативы» и «духа предпринимательства. 8) ЮНЕСКО – вопросы культуры и образования, в основном деятельность специалистов направлена на стимулирование образования в развивающихся странах и сохранение культурных ценностей в этих странах.

В систему  ООН входят также региональные экономические организации, деятельность которых направлена на оказание помощи правительствам государств – членов, нахождении путей и методов регионального развития (ЭСКАДА, ОЭСР, ).

Всемирная торговая организация (ВТО) – международная  автономная организация, связанная  с ООН и созданная в 1995г. на базе действовавшего еще с 1948г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Правовой основой ВТО, начавшей действовать с 1 января 1995г., являются ГАТТ, а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Сюда же входят несколько десятков соглашений, договоренностей, решений, протоколов и деклараций, имеющих одинаковую силу для стран – членов. Место пребывания ВТО – Женева (Швейцария). Ныне в нее входят 150 государств; еще около 30 стран, включая Россию, имеют статус наблюдателя и ведут переговоры о присоединении.

Структура органов ВТО: конференция министров (принимает основные решения), генеральный  совет ВТО (исполнительный орган), вспомогательные  органы. В результате осуществляется многосторонний контроль над национальным законодательством в области внешней торговли.

Деятельность  ВТО основывается на следующих основных принципах: 1) осуществление торговли без дискриминации на основе режима наибольшего благоприятствования  и национального режима.

2) защита отечественных производителей путем установления таможенных пошлин с постепенным отказом от не тарифных ограничений. 3) сокращение ставок таможенного тарифа в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их не согласованного с партнерами повышения в дальнейшем. 4) предоставление консультаций странам – участницам с целью урегулирования проблем торговли. 5) предоставление льготного режима для развивающихся стран. 6) заключение региональных торговых соглашений.

Информация о работе Основные итоги деятельности и задачи агропромышленного комплекса РФ и РБ