Основные механизмы развития и поддержки малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ направлений поддержки малого бизнеса в Приморском крае .
В соответствии с данной целью следует выделить следующие задачи: - провести анализ состояния и развития малого бизнеса в РФ; - рассмотреть правовые основы развития малого бизнеса; - проанализировать деятельности органов власти РФ по поддержке малого бизнеса; - проанализировать основные тенденции развития малого бизнеса в Приморском крае; - определить основные направления поддержки малого бизнеса в крае; - дать оценку показателям реализации программ поддержки малого бизнеса в крае.

Содержание

Введение 3
1. Малый бизнес: его место и роль в современной экономике 5
1.1 Анализ состояния и развития современного малого бизнеса в РФ 5
1.2 Основы правового регулирования малого бизнеса 7
1.3 Система органов власти в сфере развития и поддержки малого
бизнеса в РФ 11
1.4 Роль органов МСУ в организации развития малого бизнеса 15
2. Основные механизмы развития и поддержки малого предпринимательства в Приморском крае 20
2.1 Общая характеристика малого бизнеса в Приморском крае 20
2.2 Основные направления политики в сфере развития и поддержки
малого предпринимательства в крае 22
2.3 Анализ показателей реализации программ ПК по поддержке малого
предпринимательства 28
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 38
Приложения 42

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсач по ПД.doc

— 387.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических  новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников, является развитие малого бизнеса и малых форм производства.

Географическое положение  Приморского края предопределило развитие экономики, ориентированной на крупный  бизнес. В этом скрыт большой потенциал развития сферы малого бизнеса. Мировая практика показывает, что сотрудничество крупных и малых предприятий это основа развития рыночной экономики. Это выгодно и тем, и другим. Для малых предприятий - широкое поле деятельности, а для крупных - возможность сократить непроизводственные издержки, сконцентрироваться на качестве выпускаемой продукции. Необходимость поддержки малого бизнеса связана с необходимостью компенсации неравных условий, в которых находятся субъекты малого предпринимательства по сравнению с крупными предприятиями.

Малый бизнес Приморского  края является тем сектором экономики, который оказывает существенное влияние на общее состояние экономики городов и сельских поселений, насыщения рынка товарами и услугами, формирование налоговой базы и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, создание новых рабочих мест и новых производств.

Для влияния на происходящие процессы в сфере малого бизнеса, обеспечения положительной динамики в его развитии необходима всемерная поддержка развивающегося малого сектора экономики со стороны как исполнительной, так и представительной власти Приморского края. Основным инструментом такой поддержки являются муниципальные целевые программы.

Это определяет актуальность изучения путей развития малого бизнеса  в Приморском крае, разработки и  внедрению мероприятий направленных на поддержку малого бизнеса.

Объект исследования – малый бизнес Приморского края.

Предмет исследования -  тенденции и мероприятия по поддержке  малого бизнеса края.

Целью данной работы является анализ направлений поддержки малого бизнеса в Приморском крае .

В соответствии с данной целью следует выделить следующие задачи:

- провести анализ состояния и развития малого бизнеса в РФ;

- рассмотреть правовые основы развития малого бизнеса;

- проанализировать деятельности  органов власти РФ по поддержке  малого бизнеса;

- проанализировать основные  тенденции развития малого бизнеса в Приморском крае;

- определить основные  направления поддержки малого  бизнеса в крае;

- дать оценку показателям  реализации программ поддержки  малого бизнеса в крае.

 

 

1. Малый бизнес: его место  и роль в современной экономике

1.1 Анализ состояния и развития современного малого бизнеса в РФ

Как показало время, малый  бизнес постепенно (хотя и не настолько  быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.

    Незначительный  спад числа малых предприятий на территории РФ, наблюдаемый в 1996-1997 гг.,  в 1998 г. практически прекратился.  Начиная с 2003 года наблюдается рост числа малых предприятий. На 1 января 2009 г. в России действовало 1137,378 тыс. малых предприятий.

   Вместе с тем  следует отметить стабильный рост числа предприятий в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, операции с недвижимым имуществом, торговля и общественное питание. Продолжало сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли "наука и научное обслуживание".

 В настоящее время  отраслевая структура малого  бизнеса постепенно меняется в сторону снижения доли предприятий торговли и общественного питания и увеличения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием (таблица 2).

Кризис 2009 г. привел к некоторому сокращению численности занятых в малом бизнесе по всем федеральным округам, за исключением Приволжского ФО. Удельный вес занятых в малом бизнесе Дальневосточного ФО снизился на 1%. (Таблица 1)

Следует заметить, что  наблюдавшийся до 2002 года бурный рост малых предприятий в 2003 году несколько  снизил темпы роста. И сейчас у  нас занято в малом частном бизнесе около 8,5 млн. чел.

К началу 2008 г. численность малых предприятий составила 1032,8 тыс. (увеличилась на 20% в сравнении с 1997 г.) (Рисунок 1).

 

Таблица 1 – Среднесписочная  численность работников малых предприятий по  
                       субъектам Российской Федерации

 

2005

2006

2007

2008

2009

тыс.чел.

в %

тыс.чел.

в %

тыс.чел.

в %

тыс.чел.

в %

тыс.чел.

в %

Российская Федерация

7815,1

100

8045,2

100

8582,8

100

10157

100

10745,16

100

Центральный ФО

2820,6

36,1

2943,8

36,6

3094,2

36,1

3697

36,4

3342,6

31,1

Северо-Западный ФО

1094,6

14,0

1155,0

14,4

1186,1

13,8

1828,05

18,0

1724,8

16,1

Южный ФО

825,0

10,6

813,6

10,1

870,3

10,1

929,1

9,1

872,7

8,1

Приволжский ФО

1480,9

18,9

1512,8

18,8

1693,9

19,7

1844,9

18,2

3202

29,8

Уральский ФО

540,3

6,9

567,2

7,0

585,7

6,8

650,1

6,4

512,6

4,8

Сибирский ФО

749,9

9,6

747,3

9,3

831,0

9,7

854,2

8,4

822,6

7,7

Дальневосточный ФО

303,8

3,9

305,5

3,8

321,6

3,7

353,65

3,5

267,859

2,5


 

Отраслевая и географическая структура малого бизнеса  осталась без изменений: большая часть малых предприятий функционирует в сфере торговли (рисунок 2) и представлена предприятиями Центрального федерального округа (таблица 4).

Рисунок 1 – Динамика числа малых предприятия России за 2005 – 2009 гг.

При этом кризисные явления  в экономике в 2009 г. привели к снижению числа малых предприятий во всех регионах России, несущественно изменив структурное соотношение.

 

Таблица 2 – Число малых  предприятий по субъектам РФ

 

2005

2006

2007

2008

2009

тыс.

в % к итогу

тыс.

в % к итогу

тыс.

в % к итогу

тыс.

в % к итогу

тыс.

в % к итогу

Российская Федерация

953,1

100

979,3

100

1032,8

100

1137,38

100

950,754

100

Центральный ФО

330,0

34,6

337,4

34,5

353,1

34,2

374,39

32,9

349,6

36,8

Северо-Западный ФО

153,9

16,1

163,3

16,7

162,5

15,7

205,5

18,1

189,7

19,9

Южный ФО

106,9

11,2

109,4

11,2

112.,0

10,8

114,3

10,0

69,9

7,4

Приволжский ФО

157,7

16,6

160,6

16,4

173,3

16,8

191,4

16,8

162,6

17,1

Уральский ФО

60,6

6,4

66,3

6,8

75,9

7,3

76,2

6,7

45,6

4,8

Сибирский ФО

105,1

11,0

103,9

10,6

111,3

10,8

122,9

10,8

89,7

9,4

Дальневосточный ФО

39,0

4,1

38,4

3,9

44,8

4,3

52,69

4,6

43,654

4,6


 

Анализ развития малого бизнеса показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение.

Кроме того, существует большое  количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

 

1.2 Основы правового  регулирования малого бизнеса

Оптимизация нормативной  правовой базы, регламентирующей деятельность, развитие, государственную поддержку малого бизнеса в современных социально-экономических условиях развития России является наиболее актуальной задачей, от решения которой будут зависеть дальнейшие пути развития предпринимательства в целом.

 

Рисунок 2 – Отраслевая структура малых предприятий  России на конец 2009 г., в %

Законотворческая деятельность в этой сфере экономики направлена на создание благоприятного климата для активизации предпринимательской деятельности в стране, предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентацию контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимательства.

Нормативное правовое регулирование (обеспечение) государственной поддержки  малого бизнеса в Российской Федерации  обеспечивается правовыми актами, включая  Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации.

В Российской Федерации законодательной  основой для развития всей системы  поддержки малого бизнеса является Федеральный закон от 24 июля 2008 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», обеспечивающий правовое поле для существования и развития малого бизнеса в Российской Федерации и реализующий политику государства в сфере малого бизнеса.

Кроме него нормативную базу регулирования малого бизнеса в России составляют и другие документы:

      1. Федеральный закон от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
      2. Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;
      3. Указ Президента РФ от 15 мая 2009 года № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»;
      4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2006 года № 249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая  крестьянские (фермерские) хозяйства»;  
      5. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 25 апреля 2009 года № 119 «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства» и др.  

В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» уточнены критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к субъектам малого предпринимательства: показатели среднесписочной численности работников малых предприятий – до 100 человек, вне зависимости от видов и сфер осуществления предпринимательской деятельности; также устанавливается средняя численность работников за год у физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированных в установленном порядке как индивидуальные предприниматели, в размере не более 10 человек; предусмотрено уточнение статуса Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации в виде «федеральной целевой»; уточнен государственный заказчик федеральной целевой программы в соответствии с действующим федеральным законодательством, исключено предоставление фондам поддержки МП льготных кредитов, выпуска ими ценных бумаг, осуществления ими функций гаранта и формирование имущества фондов от приватизации федерального имущества; исключены вопросы налогообложения, регистрации, ускоренной амортизации.

Федеральный фонд поддержки  малого предпринимательства отнесен  к субъектам инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства и может на конкурсной основе участвовать в реализации мероприятий Федеральной программы поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.

Закон направлен на совершенствование  системы государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации, не вторгается в сферы правового регулирования других федеральных законов, значительно расширяет права органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области правового регулирования предпринимательской деятельности и применения дополнительных форм поддержки малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов. Его принятие послужило импульсом для начала нового этапа работы органов государственной власти, органов местного самоуправления по поддержке малого бизнеса, развитие которого является одной из предпосылок экономического роста в Российской Федерации.

Оптимизация нормативно-правовых основ регулирования предпринимательства со стороны государства предполагает собой не только совершенствование основного закона о государственной поддержке малого бизнеса в Российской Федерации, но разработку наиболее насущных и необходимых на этом этапе нормативных правовых актов.

Необходимо продолжить работу по принятию законов Налогового кодекса Российской Федерации (изменения в Части I специальной главы Части II), Закона Российской Федерации «О взаимном страховании», Закона Российской Федерации «О саморегулирующихся организациях», Закона Российской Федерации «О третейских судах», Закона Российской Федерации «О венчурном финансировании», Закона Российской Федерации «О кредитной кооперации», Закона Российской Федерации «Об основах технического регулирования, стандартизации подтверждения соответствия», Закона Российской Федерации «О фондах поддержки малого предпринимательства».

Информация о работе Основные механизмы развития и поддержки малого предпринимательства