Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:51, курсовая работа
Целью данной работы является анализ направлений поддержки малого бизнеса в Приморском крае .
В соответствии с данной целью следует выделить следующие задачи: - провести анализ состояния и развития малого бизнеса в РФ; - рассмотреть правовые основы развития малого бизнеса; - проанализировать деятельности органов власти РФ по поддержке малого бизнеса; - проанализировать основные тенденции развития малого бизнеса в Приморском крае; - определить основные направления поддержки малого бизнеса в крае; - дать оценку показателям реализации программ поддержки малого бизнеса в крае.
Введение 3
1. Малый бизнес: его место и роль в современной экономике 5
1.1 Анализ состояния и развития современного малого бизнеса в РФ 5
1.2 Основы правового регулирования малого бизнеса 7
1.3 Система органов власти в сфере развития и поддержки малого
бизнеса в РФ 11
1.4 Роль органов МСУ в организации развития малого бизнеса 15
2. Основные механизмы развития и поддержки малого предпринимательства в Приморском крае 20
2.1 Общая характеристика малого бизнеса в Приморском крае 20
2.2 Основные направления политики в сфере развития и поддержки
малого предпринимательства в крае 22
2.3 Анализ показателей реализации программ ПК по поддержке малого
предпринимательства 28
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 38
Приложения 42
Переход к рыночным отношениям
в отечественной экономике
Географическое положение Приморского края предопределило развитие экономики, ориентированной на крупный бизнес. В этом скрыт большой потенциал развития сферы малого бизнеса. Мировая практика показывает, что сотрудничество крупных и малых предприятий это основа развития рыночной экономики. Это выгодно и тем, и другим. Для малых предприятий - широкое поле деятельности, а для крупных - возможность сократить непроизводственные издержки, сконцентрироваться на качестве выпускаемой продукции. Необходимость поддержки малого бизнеса связана с необходимостью компенсации неравных условий, в которых находятся субъекты малого предпринимательства по сравнению с крупными предприятиями.
Малый бизнес Приморского края является тем сектором экономики, который оказывает существенное влияние на общее состояние экономики городов и сельских поселений, насыщения рынка товарами и услугами, формирование налоговой базы и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, создание новых рабочих мест и новых производств.
Для влияния на происходящие процессы в сфере малого бизнеса, обеспечения положительной динамики в его развитии необходима всемерная поддержка развивающегося малого сектора экономики со стороны как исполнительной, так и представительной власти Приморского края. Основным инструментом такой поддержки являются муниципальные целевые программы.
Это определяет актуальность
изучения путей развития малого бизнеса
в Приморском крае, разработки и
внедрению мероприятий
Объект исследования – малый бизнес Приморского края.
Предмет исследования - тенденции и мероприятия по поддержке малого бизнеса края.
Целью данной работы является анализ направлений поддержки малого бизнеса в Приморском крае .
В соответствии с данной целью следует выделить следующие задачи:
- провести анализ состояния и развития малого бизнеса в РФ;
- рассмотреть правовые основы развития малого бизнеса;
- проанализировать деятельности
органов власти РФ по
- проанализировать основные тенденции развития малого бизнеса в Приморском крае;
- определить основные направления поддержки малого бизнеса в крае;
- дать оценку показателям реализации программ поддержки малого бизнеса в крае.
Как показало время, малый бизнес постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.
Незначительный
спад числа малых предприятий н
Вместе с тем следует отметить стабильный рост числа предприятий в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, операции с недвижимым имуществом, торговля и общественное питание. Продолжало сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли "наука и научное обслуживание".
В настоящее время отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону снижения доли предприятий торговли и общественного питания и увеличения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием (таблица 2).
Кризис 2009 г. привел к некоторому сокращению численности занятых в малом бизнесе по всем федеральным округам, за исключением Приволжского ФО. Удельный вес занятых в малом бизнесе Дальневосточного ФО снизился на 1%. (Таблица 1)
Следует заметить, что наблюдавшийся до 2002 года бурный рост малых предприятий в 2003 году несколько снизил темпы роста. И сейчас у нас занято в малом частном бизнесе около 8,5 млн. чел.
К началу 2008 г. численность малых предприятий составила 1032,8 тыс. (увеличилась на 20% в сравнении с 1997 г.) (Рисунок 1).
Таблица 1 – Среднесписочная
численность работников малых предприятий по
субъектам Российской Федерации
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | ||||||
тыс.чел. |
в % |
тыс.чел. |
в % |
тыс.чел. |
в % |
тыс.чел. |
в % |
тыс.чел. |
в % | |
Российская Федерация |
7815,1 |
100 |
8045,2 |
100 |
8582,8 |
100 |
10157 |
100 |
10745,16 |
100 |
Центральный ФО |
2820,6 |
36,1 |
2943,8 |
36,6 |
3094,2 |
36,1 |
3697 |
36,4 |
3342,6 |
31,1 |
Северо-Западный ФО |
1094,6 |
14,0 |
1155,0 |
14,4 |
1186,1 |
13,8 |
1828,05 |
18,0 |
1724,8 |
16,1 |
Южный ФО |
825,0 |
10,6 |
813,6 |
10,1 |
870,3 |
10,1 |
929,1 |
9,1 |
872,7 |
8,1 |
Приволжский ФО |
1480,9 |
18,9 |
1512,8 |
18,8 |
1693,9 |
19,7 |
1844,9 |
18,2 |
3202 |
29,8 |
Уральский ФО |
540,3 |
6,9 |
567,2 |
7,0 |
585,7 |
6,8 |
650,1 |
6,4 |
512,6 |
4,8 |
Сибирский ФО |
749,9 |
9,6 |
747,3 |
9,3 |
831,0 |
9,7 |
854,2 |
8,4 |
822,6 |
7,7 |
Дальневосточный ФО |
303,8 |
3,9 |
305,5 |
3,8 |
321,6 |
3,7 |
353,65 |
3,5 |
267,859 |
2,5 |
Отраслевая и географическая структура малого бизнеса осталась без изменений: большая часть малых предприятий функционирует в сфере торговли (рисунок 2) и представлена предприятиями Центрального федерального округа (таблица 4).
Рисунок 1 – Динамика числа малых предприятия России за 2005 – 2009 гг.
При этом кризисные явления в экономике в 2009 г. привели к снижению числа малых предприятий во всех регионах России, несущественно изменив структурное соотношение.
Таблица 2 – Число малых предприятий по субъектам РФ
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | ||||||
тыс. |
в % к итогу |
тыс. |
в % к итогу |
тыс. |
в % к итогу |
тыс. |
в % к итогу |
тыс. |
в % к итогу | |
Российская Федерация |
953,1 |
100 |
979,3 |
100 |
1032,8 |
100 |
1137,38 |
100 |
950,754 |
100 |
Центральный ФО |
330,0 |
34,6 |
337,4 |
34,5 |
353,1 |
34,2 |
374,39 |
32,9 |
349,6 |
36,8 |
Северо-Западный ФО |
153,9 |
16,1 |
163,3 |
16,7 |
162,5 |
15,7 |
205,5 |
18,1 |
189,7 |
19,9 |
Южный ФО |
106,9 |
11,2 |
109,4 |
11,2 |
112.,0 |
10,8 |
114,3 |
10,0 |
69,9 |
7,4 |
Приволжский ФО |
157,7 |
16,6 |
160,6 |
16,4 |
173,3 |
16,8 |
191,4 |
16,8 |
162,6 |
17,1 |
Уральский ФО |
60,6 |
6,4 |
66,3 |
6,8 |
75,9 |
7,3 |
76,2 |
6,7 |
45,6 |
4,8 |
Сибирский ФО |
105,1 |
11,0 |
103,9 |
10,6 |
111,3 |
10,8 |
122,9 |
10,8 |
89,7 |
9,4 |
Дальневосточный ФО |
39,0 |
4,1 |
38,4 |
3,9 |
44,8 |
4,3 |
52,69 |
4,6 |
43,654 |
4,6 |
Анализ развития малого бизнеса показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение.
Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
Оптимизация нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность, развитие, государственную поддержку малого бизнеса в современных социально-экономических условиях развития России является наиболее актуальной задачей, от решения которой будут зависеть дальнейшие пути развития предпринимательства в целом.
Рисунок 2 – Отраслевая структура малых предприятий России на конец 2009 г., в %
Законотворческая деятельность в этой сфере экономики направлена на создание благоприятного климата для активизации предпринимательской деятельности в стране, предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентацию контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимательства.
Нормативное правовое регулирование (обеспечение) государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации обеспечивается правовыми актами, включая Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации.
В Российской Федерации законодательной основой для развития всей системы поддержки малого бизнеса является Федеральный закон от 24 июля 2008 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», обеспечивающий правовое поле для существования и развития малого бизнеса в Российской Федерации и реализующий политику государства в сфере малого бизнеса.
Кроме него нормативную базу регулирования малого бизнеса в России составляют и другие документы:
В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» уточнены критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к субъектам малого предпринимательства: показатели среднесписочной численности работников малых предприятий – до 100 человек, вне зависимости от видов и сфер осуществления предпринимательской деятельности; также устанавливается средняя численность работников за год у физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированных в установленном порядке как индивидуальные предприниматели, в размере не более 10 человек; предусмотрено уточнение статуса Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации в виде «федеральной целевой»; уточнен государственный заказчик федеральной целевой программы в соответствии с действующим федеральным законодательством, исключено предоставление фондам поддержки МП льготных кредитов, выпуска ими ценных бумаг, осуществления ими функций гаранта и формирование имущества фондов от приватизации федерального имущества; исключены вопросы налогообложения, регистрации, ускоренной амортизации.
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства отнесен к субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и может на конкурсной основе участвовать в реализации мероприятий Федеральной программы поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.
Закон направлен на совершенствование
системы государственной поддер
Оптимизация нормативно-правовых
основ регулирования предприним
Необходимо продолжить работу по принятию законов Налогового кодекса Российской Федерации (изменения в Части I специальной главы Части II), Закона Российской Федерации «О взаимном страховании», Закона Российской Федерации «О саморегулирующихся организациях», Закона Российской Федерации «О третейских судах», Закона Российской Федерации «О венчурном финансировании», Закона Российской Федерации «О кредитной кооперации», Закона Российской Федерации «Об основах технического регулирования, стандартизации подтверждения соответствия», Закона Российской Федерации «О фондах поддержки малого предпринимательства».
Информация о работе Основные механизмы развития и поддержки малого предпринимательства